Методические портреты

Александрова Ольга Ивановна

Учитель русского языка и литературы АОНО «Гуманитарный лицей», Отличник образования Республики Саха(Якутия).

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО
Уроки литературы – уроки нравственности и гуманизма.



Учитель АОНО «Гуманитарный лицей» (2015г).
Высшее образование. Якутский государственный университет, 1978, историко-филологический факультет, филолог, преподаватель русского языка и литературы. Педагогический стаж 36 лет. Из них 13 лет работала завучем СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина. Высшая (категория). Отличник образования Республики Саха(Якутия).Учитель АОНО «Гуманитарный лицей» (2015г).
Высшее образование. Якутский государственный университет, 1978, историко-филологический факультет, филолог, преподаватель русского языка и литературы. Педагогический стаж 36 лет. Из них 13 лет работала завучем СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина. Высшая (категория). Отличник образования Республики Саха(Якутия).

         Сегодня высокая нравственность – едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом черта характера, но, к сожалению, и самая «немодная», «непопулярная». Если человек хочет быть достойным этого звания, он не может жить без морали и нравственности, и поэтому главное назначение современного словесника – быть источником нравственного влияния. Ещё К.Д. Ушинский писал, что «в преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом». О гуманизме уроков литературы следует сказать особо.
         Задача учителя-словесника – воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма учащихся. Поэтому уроки литературы должны быть уроками нравственности и гуманизма. Такие уроки помогают учащимся приобщиться к культурному и духовному наследию человечества, постичь величие и красоту человеческого духа, воспитать в себе ЧЕЛОВЕКА.
        Ценность и смысл преподавания литературы прежде всего в воздействии на нравственный мир ученика. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества, что особенно важно сегодня, в ХХ1 веке, во времена дефицита человеческих ценностей.
        Сегодня необходимо не просто изучать лучшие произведения русской классической литературы, а уделять максимум внимания современному прочтению произведений прошлого, тому, что сохранило общечеловеческое содержание и имеет непреходящее значение для наших дней. Только милосердие, доброта и любовь к ближнему способны изменить нашу жизнь к лучшему – всё же остальное, как говорили мудрые, от лукавого.
        Вспоминается интересное высказывание Е.Н. Ильина о том, что в наш стремительный век урок литературы должен быть остановкой. Она нужна для того, чтобы можно было ощутить свою собственную душу, понять её состояние, определить в ней то, что связывает нас друг с другом.
        Учитель литературы должен искать эффективные приёмы формирования гуманистических убеждений учащихся средствами литературы. Сложность формирования убеждений в том, что они не могут быть просто заучены, усвоены. Усвоенные, но не пережитые, не прочувствованные понятия могут остаться только знанием, не влияющим на поведение человека.
        Изучая литературу, важно, чтобы, взрослея, школьник не просто разбирался в том, что хорошо, что – плохо, но стремился понять окружающих его людей и повлиять на ход зависящих от него событий. Чтобы он учился размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным. Чтобы у него было собственное мнение, которое он мог бы отстоять и объяснить свою позицию другим. Хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей.
       Задача литературы – пробуждать «чувства добрые». Изучая на уроках художественные произведения ( и программные, и для внеклассного чтения), делаю акцент на их гуманистическую направленность. Работая с учащимися 5-11 классов, на уроки внеклассного чтения ввожу тексты, которые дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы «взрослой» жизни, с которыми, в той или иной степени, сталкивается каждый человек ( а именно, проблемы гуманного отношения к страдающим людям; проблемы, связанные с основными принципами взаимоотношений между людьми как в мирное время, так и на войне; необходимость гуманного отношения к безоружному человеку, переставшему принимать участие в боевых действиях и т.д.). Новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников представляют произведения таких писателей как В. Распутин, В. Шукшин, В. Быков, В. Астафьев, В. Закруткин, К. Воробьёв, Б. Екимов, Ю. Казаков и др. Их произведения – благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. А условия современной жизни требуют творческого развития ребёнка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу и за происходящее в обществе. Это же предполагает и новые принципы анализа произведений – необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказываться от навязывания им кем-то сделанных однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа.
ИЗ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
        Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждения примера можно привести урок по рассказу В. Быкова «Крутой берег реки».
ЦЕЛИ: - углубить представление о гуманном отношении к человеку, продолжить обсуждение проблемы отдалённых последствий вооружённого конфликта для мирных людей(учащиеся уже знакомы с рассказом Б.Екимова «Ночь исцеления»).
          - углубить представление о фабуле и сюжете; продолжить развитие навыков сравнения тематически близких текстов, а также навыков анализа системы персонажей.
ХОД УРОКА:
1.    Вступительное слово о В. Быкове.
2.    Чтение рассказа.
3.    Вопросы на выявление первичного восприятия текста. Постановка проблемных вопросов.
- Взволновал ли вас рассказ? Почему? Чем?
- О чём этот рассказ? Перечислите всех участников описываемых событий. Как вы считаете, какую роль в произведении играет образ Петровича?
4. Аналитическая работа по тексту.
а) назовите одним словом то эмоциональное впечатление, которое вызвал у вас в целом внешний облик Петровича. Что оказало влияние на это впечатление? (Жалость. Отрешённость старика от окружающего).
б) Проследите, как меняется портретная характеристика героя в зависимости от развития действия. К каким деталям внешности старика привлекается внимание читателя? (Молчаливость; слезящиеся глаза; направление взгляда; движение рук вдоль борта кителя – то убыстряется, то останавливается по ходу развития действия; страдальческий взгляд).
в) Что в сути происходящего помогает понять эти детали? (Эти повторяющиеся детали непосредственно связаны с развитием сюжета. Они тоже даны в развитии, и это позволяет полнее передать переживания Петровича).
г) Лишь из последнего разговора Юры и Коломийца становится до конца понятной история Петровича. Восстановите эту историю: расскажите, что произошло со стариком. (Объясняется разница между сюжетом и фабулой).(Петрович во время войны перевёз двух своих сыновей на противоположный берег реки. Между ними была договорённость об условном знаке – костре на высоком берегу реки,- который даст знать о возможности возвращения. Сыновья не вернулись. Давно закончилась война, а старик по-прежнему каждый вечер зажигает костёр).
д) Как вы думаете, что могло произойти с его сыновьями на другом берегу?
е) Перед самым началом разговора Юры и Петровича рассказчик замечает, что «старик…безучастно стоял в стороне и пристально глядел через реку на тот её берег, словно рассматривал там что-то необычайно важное». Что спустя много лет после окончания войны было самым важным в жизни Петровича? Как вы думаете, что могло повлиять на такое душевное состояние старика? (Состояние Петровича обусловлено неизвестностью, отсутствием достоверной информации о своих детях).
- Работа над образами других персонажей рассказа. Определите, как взаимодействуют Юра и Петрович.
1. В начале рассказа Юра сам выполняет «добродушную» команду Коломийца, адресованную Петровичу: «они вместе с Петровичем между камней вытащили на берег дюралевый нос лодки». Как вы думаете, почему Юра поступает именно так?
2. Юра первый заговаривает с «отчуждённо молчащим» стариком. Искренне ли Юра заинтересован в продолжении разговора? Почему вы так решили?
3. Как в разговоре со стариком проявляется Юрино к нему отношение? (Юра терпеливо поддерживал разговор со стариком, несмотря на то, что слова Петровича сбивчивы и противоречивы; Юра дважды вызывается помочь старику).
- Определите, как взаимодействуют Коломиец – Петрович.
1. Каково отношение Коломийца к решению Юры собрать хворост для костра?   Как оно проявилось в его речи? («Да брось ты с этими костерками! …А то костёр – надобность такая!»).
2. Знал ли Коломиец историю Петровича и отношение местных жителей к старику? Подтвердите цитатами.
3. Выпишите слова, с которыми Коломиец обращается к Петровичу (дед, дурень, своей башкой, от голова, голова еловая). В какой тональности ведёт разговор Коломиец, а в какой – Петрович?
4. Что значил для Коломийца этот разговор? Думал ли он о возможных последствиях? А что значил этот разговор для Петровича?
5. Как в речи Юры проявляется его отношение к поступку Коломийца?
ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ВЫВОДЫ.
1.    Определите тему и главную проблему рассказа В.Быкова. Сопоставьте их с темой и главной проблемой рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления». ( И в том, и в другом произведении в центре повествования – люди, которые нуждаются в помощи, в сочувствии. Это люди, испытавшие на себе последствия войны, которые продолжают сказываться на их дальнейшей жизни. Кроме того, в обоих рассказах показано, как по-разному вели себя окружающие по отношению к этим людям. Однако если в рассказе Б.Екимова можно говорить об оптимистической концовке, то описанная В. Быковым история для одного из персонажей завершается трагически.)
2.    Петрович – персонаж, который важен для понимания сути характеров Юры и Коломийца, причин их ссоры, степени её значимости для каждого из них.
3.    Гуманное отношение к страдающим предполагает в том числе и понимание их психологического состояния.  
     Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку,  и к самому себе. Истинная красота человека – в гармонии его внешности, души и поступков. Человек всегда, даже во время войны должен оставаться гуманным. Месть – одно из сложнейших, противоречивых явлений в жизни человеческого общества.

Обратимся ещё к одному уроку по фрагменту из повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
ЦЕЛИ: - подвести учащихся к осознанию того, что у поверженного (а значит, более не опасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
              - закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию.
ХОД УРОКА:
- Вступительное слово учителя.    
         В наши дни вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей.
         Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в « порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание? Своё представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Виталий Александрович Закруткин.
         «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием, - всё это было мне известно…»
        Так начинается повесть, которую в полном объёме вы будете изучать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. – О чём рассказывается в повести с таким торжественным названием?
        Писатель создаёт исключительную ситуацию: во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили.
      «Я не смогу жить…- давясь слезами, шептала Мария, - я не хочу жить…Разве можно так жить?» И всё же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Из тряпья сшила подобие одежды. Приплелись к ней собаки Дружок и Дамка, четыре коровы и три подсёдланные лошади. И стало оттаивать измученное горем сердце. Для каждого из животных женщина находила ласку, и они по-своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа «окружали её, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали её  захолодевшие на морозе щёки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали куры…»
      Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожжённую деревню…  
2. Чтение текста (отрывок).
3. Аналитическая работа по тексту:
- Какой эпизод в данном фрагменте произвёл на вас наиболее сильное впечатление?
- Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе. («На земляном полу погреба …багровело пятно крови.» «Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз». Это был раненый, измученный, испуганный мальчишка, «недоросток», желторотый, лопоухий, бессильный, объятый ужасом. Раненый был безоружен).
- Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается? ( Скорее всего, чувство жалости, сострадания. В. Закруткин очень «психологично» описывает героя: «бледный», «измождённый», «тонкая мальчишеская шея», «был ранен» , «испугался», «безоружен», «расширенные от ужаса глаза», «губы дрожали», «бессильно раскинутые руки», «не знавший бритвы пушок на щеках», «мальчишка». «Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его…»
- Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»? Что остановило её? («Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: «Мама!». Именно это слово ( а не другие – «пощадите», «не убивайте») вложил в уста раненого автор. Сделано это не случайно. С одной стороны, оно характеризует самого раненого – растерявшегося, насмерть испуганного мальчишку. С другой – объясняет изменение в настроении Марии: слово «мама» словно обожгло её. Мария осознала, кто перед ней: беспомощный, отчаявшийся человек, тяжелораненый, нуждающийся в помощи).
- Что предпринимает Мария? Почему она так поступает? (Мария заботится о нём, хотя понимает, что он «не жилец на белом свете». Она думает об этом с болью и жалостью).
- Напишите, как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии «убить убийцу» «во имя высшей справедливости»? Почему, услышав от этого «убийцы» слово «мама», она ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руке острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его»?
ВЫВОДЫ. Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы.
Многие произведения современных авторов заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?
       Работая над проблемой «Нравственное воспитание на уроках литературы», убеждаешься, как по-разному воспринимают школьники художественное произведение, поэтому нужно тактично и осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Каждый человек, кто – раньше, кто – позже, задумывается, каким человеком быть. Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Учитель-словесник  должен подвести учащихся к осознанию того, что человек несёт ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает,- ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством. Литература – это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.

ИЗ ОТЗЫВОВ ВЫПУСКНИКОВ
      Проходя мимо школы, я вспоминаю любимые уроки и учителей! Воспоминание – это самое лучшее и трепетное чувство. Будучи ученицей 8 класса, я всегда любила уроки литературы. Мне нравилось высказываться о прочитанном, говорить о своих эмоциях и чувствах. Но, как правило, учителя это игнорировали. С приходом в школу Александровой Ольги Ивановны всё изменилось! Статная, красивая, видная женщина! Да и как преподаватель она оказалась на высоте!
        Мы писали сочинения и знали, что она их прочтёт и проанализирует. И были дебаты, споры. И никогда Ольга Ивановна не укоряла нас за наши мысли и мнения! А особенно мне нравилось, когда она нам позволяла писать о любимых поэтах и писателях, творчество которых в то время не входило в школьную программу: М.Булгаков, Б. Пастернак.
      А как интересно рассказывала Ольга Ивановна о жизни и творчестве С. Есенина, В. Маяковского! Даже те ребята, которые были в «стороне» от литературы, слушали внимательно и даже стали увлекаться ею.
    Самое интересное, что моя дочь при изучении «Войны и мира» Толстого, найдя книги на полке, обнаружила в них закладки, сделанные моей рукой в школьные годы. Я смотрела на них и вспоминала… Это же Ольга Ивановна! Она нам всегда помогала и указывала правильный путь! И это коснулось даже моей дочери!!! Огромное спасибо Ольге Ивановне! Спасибо за профессионализм! И за понимание!
Темникова (Митрофанова) Т.К.-
выпускница 1990г., учитель математики, завуч по УВР МОУ СОШ № 10

ПУБЛИКАЦИИ
1.    Сборник научных статей «Уроки литературы сегодня». Якутск, 2007, ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова». Кафедра методики преподавания русского языка и литературы. Выпуск 4.
2.    «Сборник статей. Якутск – 2008». Городской округ «Якутск» Управление образованием

О факультете История факультета Администрация Сотрудники Абитуриенту Абитуриент 2021 Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебный процесс Расписание занятий Портфолио студентов ФЛФ Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Фотоальбомы Видео-архив Материально-техническое обеспечение Документы статичные Отчеты Консалтинговый центр лингвистической экспертизы Центр обучения русскому языку Рубрика "Русский язык и культура речи" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Вопросы - ответы" Проект "Бессмертный полк" Проект "Помним всех: преподаватели ФЛФ в годы войны" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Проект "Методические портреты учителей" Проект "PRоблеск" Учебное издание "Филin" "Тотальный диктант" в Якутске Преподаватели ФЛФ в проекте "Наш университет_лекции" Олимпиады и конкурсы ФЛФ Объявления Положение о филологическом факультете СВФУ