Язык и стиль массмедиа

Магистратура

42.04.02 Журналистика

Профиль: Язык и стиль массмедиа

 

Аннотация

Программа «Язык и стиль масс-медиа» по направлению 42.04.02 «Журналистика» представляет интерес как для бакалавров, так и для специалистов, работающих в сфере массовых коммуникаций. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших магистерскую программу «Язык и стиль масс-медиа», включает самый широкий спектр функциональных обязанностей сотрудников редакций средств массовой коммуникации, издательств, пресс-служб, рекламных агентств и агентств по связям с общественностью.

Контакты

Руководитель основной образовательной программы:

Павлова Лена Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры журналистики филологического факультета СВФУ

Контактная информация:

677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, главный корпус СВФУ, филологический факультет, кафедра журналистики, каб.325а.

Тел.: 8 (4112) 496932, E-mail: kj_ysu@mail.ru (Михалёва Акулина Семеновна, зав.кабинетом кафедры журналистики); pavlova.lenanikolaevna@mail.ru (Павлова Лена Николаевна)

Контактная информация:

677000, г. г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, главный корпус СВФУ, филологический факультет, деканат, каб.121

Тел.: +7(4112) 496853.

 

Срок реализации магистерской программы – 2 года. Программа включает три блока:

Блок 1. 30 дисциплин базовой и вариативной части.

Блок 2. Практики, в том числе НИР.

Блок 3. Государственная итоговая аттестация.

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ «СОБЕСЕДОВАНИЕ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 42.04.02 “ЖУРНАЛИСТИКА”

Цель и задачи собеседования:

1.     Оценка профессионального и научного уровня материалов портфолио, предъявленных в приемную комиссию.

2.     Экспертная проверка личностных качеств поступающих.

3.     Экспертиза качества предъявленных документов.

 

Порядок проведения собеседования:

1.     Заведующие кафедрой журналистики и руководитель магистратуры по направлению 42.04.02 Журналистика (профиль Язык и стиль масс-медиа) с привлечением квалифицированных экспертов до проведения собеседования осуществляют тщательную экспертизу всех предъявленных в приемную комиссию поступающими документов и материалов портфолио и дают предварительную экспертную оценку их творческому и научному уровню, а также ответам на 2-3 вопроса по основным понятиям теории журналистики, выполняемым в письменном виде перед собеседованием.

2.     В необходимых случаях привлекаются дополнительные сведения о качествах личности и уровне образованности поступающих. В частности, выясняется, как обязательное требование, соответствие полученного образования требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.

3.     Собеседование проводится строго индивидуально, с учетом опыта, полученного в результате многолетней практики проведения творческого экзамена при поступлении на специальность «Журналистика» в СВФУ, и опыта других вузов РФ.

4.     Результаты собеседования утверждаются в установленном Правилами приема в магистратуру СВФУ порядке.

5.     Уровень итоговой оценки: принять или не принять.

6.     Критериями оценки являются:

а)     Соответствие полученного образования по диплому требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.

б)     Соответствие представленных материалов в портфолио требованиям предъявляемым к самостоятельному научному исследованию.

в)     Опыт работы в качестве сотрудника или автора СМИ.

г)     В качестве дополнительного критерия принимаются во внимание личностные качества поступающего.

Дисциплины для вступительных испытаний (собеседованию) магистратуру по направлению «Журналистика»:

1.     Основы журналистики.

2.     Стилистика и литературное редактирование.

 

Вопросы к вступительному собеседованию для поступления в магистратуру по направлению 42.04.02 Журналистика (профиль «Язык и стиль масс-медиа»):

 

Вопросы по «Основам журналистики»:

1.     Журналистика как вид деятельности.

2.     Роль информации в современном мире и в журналистике.

3.     Профессиональная этика журналиста.

4.     Журналистика и политика: особенности взаимодействия.

5.     Журналистика и экономика: особенности взаимодействия.

6.     Журналистика и социальные проблемы общества.

7.     Современные газеты и журналы (состояние рынка прессы, система рубрик, ведущие журналисты).

8.     Современные радио и телевидение (состояние рынка электронных СМИ, система рубрик, ведущие журналисты).

9.     Средства массовой информации в Интернете (состояние рынка интернет-изданий, специфика, формы).

10. Реклама и ПР в средствах массовой информации.

 

Вопросы по «Стилистике и литературному редактированию»:

1.     Параметры текстуальности.

2.     Основные аспекты изучения текста: лингвистический, когнитивный, психолингвистический, прагматический, функционально-стилистический, коммуникативный.

3.     Дифференциация понятий «текст» и «дискурс».

4.     Коммуникативная стилистика публицистического текста.

5.     Публицистический стиль и его особенности.

6.     Соотношение понятий «идеологема» и «концепт».

7.     Типы идеологем.

8.     Оценочность. Типы скрытой (имплицитной) оценки в публицистике.

9.     Способы интерпретации: пресуппозиции и логические уловки.

10. Способы интерпретации: ирония и языковая игра.

 

Литература:

1.     Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб: Питер, 2011.

2.     Ким М.Н. Основы теории журналистики. СПб: Питер, 2013.

3.     Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М.: Изд-во- МГУ, 2008.

4.     Колесников Н.П. Стилистика и литературное редактирование. М.:Март, 2011.

5.     Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2012.

6.     Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2006.

 

Критерии оценки

Возможная максимальная сумма баллов за собеседование составляет 100 баллов.

Оценка «принять» ставится при выполнении следующего условия: ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Изложено правильное понимание вопроса и дан на него исчерпывающий ответ, содержание раскрыто полно, грамотно.

Оценка «не принять» ставится при выполнении следующего условия: ответ дан по указанному вопросу неверно, содержит, в основном, ошибочные положения, не раскрыты основные понятия, относящиеся к вопросу. Нарушение процедуры проведения вступительного испытания, повлекшее за собой удаление с вступительного испытания.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Мультимедиа класс

 

При проведении практики используются следующие информационные технологии:

·     использование на консультациях электронных изданий (чтение с использованием слайд-презентаций, электронного учебного пособия);

·     использование специализированных и офисных программ, информационных (справочных) систем;

·     организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты и СДО Moodle.

 

Перечень программного обеспечения (при необходимости)

Microsoft Office (Договор на передачу прав №1264-06/15 от 26 июня 2015 г.);

Kaspersky Endpoint Security (Договор на передачу прав №1093-06/15 от 15 июня 2015 г.)

 

Перечень информационных справочных систем

www.rsl.ru  - Российская государственная библиотека

Электронная библиотека диссертаций  www.diss.rsl.ru 

http://elibrary.ru/ -научная электронная библиотека

ЭБС Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru  Сайт научной библиотеки СВФУ, с полным доступом к электронному каталогу полнотекстовым базам данных, диссертация http://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomogatelnye-podrazdeleniya/nauchnaya-biblioteka/

ЭБС IPRbookswww.iprbookshop.ru

ЭБС "Лань http://www.e.lanbook.com

ЭБС "ЮРАЙТ" www.biblio-online.ru

Антиплагиат.вуз http://s-vfu.antiplagiat.ru/index.aspx

Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

БД Web of Sciencehttp://webofknowledge.com

БД Scopus компании ELSEVIER B.V www.scopus.com

 

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Магистры могут работать в качестве редакторов, корреспондентов средств массовой информации, руководителей и сотрудников пресс-служб, спичрайтеров, составителей рекламных текстов, руководителей и сотрудников пресс-служб. Выпускники программы имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре за рубежом и в России или построить успешную карьеру, открыв собственное дело.

Магистр по профилю «Язык и стиль массмедиа»подготовлен к решению следующих профессиональных задач и способен к следующим видам профессиональной деятельности:

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает решение задач, связанных с функционированием средств массовой информации (далее - СМИ) (газет, журналов, телевидение, радиовещание, информационные агентства, информационно-телекоммуникационные сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), других медиа, смежных информационно-коммуникационных организаций (издательств, пресс-служб, рекламных агентств и агентств по связям с общественностью), а также научных и образовательных организаций.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются массовая информация, передаваемая СМИ и другими медиа, адресованная различным аудиторным группам, а также научная информация, связанная с анализом функционирования СМИ и других средств массовой коммуникации.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

журналистская авторская;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

педагогическая;

информационно-аналитическая;

проектно-аналитическая.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

журналистская авторская деятельность:

выполнение профессионально-творческих обязанностей по созданию медиаконтента в форматах и жанрах повышенной сложности;

организационно-управленческая деятельность:

выполнение организационно-управленческих функций в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов;

научно-исследовательская деятельность:

проведение научного исследования различных аспектов функционирования СМИ, других видов массовой коммуникации на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики;

педагогическая деятельность:

осуществление преподавательской и учебно-методической деятельности, связанной с данным направлением подготовки и медиаобразованием;

информационно-аналитическая деятельность:

осуществление сбора, анализа, обобщения информации, необходимой для подготовки медиаконтента в форматах и жанрах повышенной сложности;

разработка аналитического обоснования в процессе медиапроектирования и медиамоделирования;

проектно-аналитическая деятельность:

разработка концепций различного рода медиапроектов, перспективное планирование

 

ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ

БЛОК 1 Дисциплины (модули)

Б1.Б Базовая часть

Б1.Б.1 Методология и методика медиаисследований;

Б1.Б.2 Философские основы науки и современного журнализма;

Б1.Б.3 Иностранный язык в научной сфере;

Б1.Б.4 Кризисные связи с общественностью;

Б1.Б.5 Теория и практика массовой коммуникации;

Б1.В Вариативная часть

Б1.В.ОД Обязательные дисциплины

Б1.В.ОД.1 Актуальные проблемы теории и технологии журналистики;

Б1.В.ОД.2 Современные медиатекст. Язык и стиль СМИ;

Б1.В.ОД.3 Педагогика высшей школы;

Б1.В.ОД.4 Информационное право в журналистике;

Б1.В.ОД.5 Теория и практика редактирования;

Б1.В.ОД.6 Научно-исследовательский семинар;

Б1.В.ДВ Дисциплины по выбору

Б1.В.ДВ.1.1 Деонтология журналистики;

Б1.В.ДВ.1.2 Коммуникационный менеджмент;

Б1.В.ДВ.2.1 Редактирование переводного текста;

Б1.В.ДВ.2.2 Проблемы информационной безопасности;

Б.1.В.ДВ.3.1 Журналистика в политических технологиях;

Б.1.В.ДВ.3.2 Политическая риторика в публицистике Западной Европе и США. Риторические приемы создания имиджа страны в современных СМИ;

Б.1.В.ДВ.4.1 Редактирование радио- и телевизионных материалов;

Б.1.В.ДВ.4.2  Медиаэкономика;

Б.1.В.ДВ.5.1 Деловой английский язык;

Б.1.В.ДВ.5.2 Деловой китайский язык.

Блок 2 Практики

Б2.Н Научно-исследовательская работа

Б2.Н.1 Научно-исследовательская работа

Б2.П Производственная практика

Б2.П.1 Профессионально-творческая практика;

Б2.П.2 Педагогическая практика;

Б2.П.3 Преддипломная практика.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Российские

Зарубежные

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Выпускники магистерской программы востребованы редакциями СМК, органами государственного управления, высшими учебными заведениями, и научно-исследовательскими организациями.

Примеры трудоустройства