Магистратура
42.04.02 Журналистика
Профиль: Язык и стиль массмедиа
Программа «Язык и стиль масс-медиа» по направлению 42.04.02 «Журналистика» представляет интерес как для бакалавров, так и для специалистов, работающих в сфере массовых коммуникаций. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших магистерскую программу «Язык и стиль масс-медиа», включает самый широкий спектр функциональных обязанностей сотрудников редакций средств массовой коммуникации, издательств, пресс-служб, рекламных агентств и агентств по связям с общественностью.
Руководитель основной образовательной программы:
Павлова Лена Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры журналистики филологического факультета СВФУ
Контактная информация:
677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, главный корпус СВФУ, филологический факультет, кафедра журналистики, каб.325а.
Тел.: 8 (4112) 496932, E-mail: kj_ysu@mail.ru (Михалёва Акулина Семеновна, зав.кабинетом кафедры журналистики); pavlova.lenanikolaevna@mail.ru (Павлова Лена Николаевна)
Контактная информация:
677000, г. г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, главный корпус СВФУ, филологический факультет, деканат, каб.121
Тел.: +7(4112) 496853.
Срок реализации магистерской программы – 2 года. Программа включает три блока:
Блок 1. 30 дисциплин базовой и вариативной части.
Блок 2. Практики, в том числе НИР.
Блок 3. Государственная итоговая аттестация.
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ «СОБЕСЕДОВАНИЕ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 42.04.02 “ЖУРНАЛИСТИКА”
Цель и задачи собеседования:
1. Оценка профессионального и научного уровня материалов портфолио, предъявленных в приемную комиссию.
2. Экспертная проверка личностных качеств поступающих.
3. Экспертиза качества предъявленных документов.
Порядок проведения собеседования:
1. Заведующие кафедрой журналистики и руководитель магистратуры по направлению 42.04.02 Журналистика (профиль Язык и стиль масс-медиа) с привлечением квалифицированных экспертов до проведения собеседования осуществляют тщательную экспертизу всех предъявленных в приемную комиссию поступающими документов и материалов портфолио и дают предварительную экспертную оценку их творческому и научному уровню, а также ответам на 2-3 вопроса по основным понятиям теории журналистики, выполняемым в письменном виде перед собеседованием.
2. В необходимых случаях привлекаются дополнительные сведения о качествах личности и уровне образованности поступающих. В частности, выясняется, как обязательное требование, соответствие полученного образования требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.
3. Собеседование проводится строго индивидуально, с учетом опыта, полученного в результате многолетней практики проведения творческого экзамена при поступлении на специальность «Журналистика» в СВФУ, и опыта других вузов РФ.
4. Результаты собеседования утверждаются в установленном Правилами приема в магистратуру СВФУ порядке.
5. Уровень итоговой оценки: принять или не принять.
6. Критериями оценки являются:
а) Соответствие полученного образования по диплому требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.
б) Соответствие представленных материалов в портфолио требованиям предъявляемым к самостоятельному научному исследованию.
в) Опыт работы в качестве сотрудника или автора СМИ.
г) В качестве дополнительного критерия принимаются во внимание личностные качества поступающего.
Дисциплины для вступительных испытаний (собеседованию) магистратуру по направлению «Журналистика»:
1. Основы журналистики.
2. Стилистика и литературное редактирование.
Вопросы к вступительному собеседованию для поступления в магистратуру по направлению 42.04.02 Журналистика (профиль «Язык и стиль масс-медиа»):
Вопросы по «Основам журналистики»:
1. Журналистика как вид деятельности.
2. Роль информации в современном мире и в журналистике.
3. Профессиональная этика журналиста.
4. Журналистика и политика: особенности взаимодействия.
5. Журналистика и экономика: особенности взаимодействия.
6. Журналистика и социальные проблемы общества.
7. Современные газеты и журналы (состояние рынка прессы, система рубрик, ведущие журналисты).
8. Современные радио и телевидение (состояние рынка электронных СМИ, система рубрик, ведущие журналисты).
9. Средства массовой информации в Интернете (состояние рынка интернет-изданий, специфика, формы).
10. Реклама и ПР в средствах массовой информации.
Вопросы по «Стилистике и литературному редактированию»:
1. Параметры текстуальности.
2. Основные аспекты изучения текста: лингвистический, когнитивный, психолингвистический, прагматический, функционально-стилистический, коммуникативный.
3. Дифференциация понятий «текст» и «дискурс».
4. Коммуникативная стилистика публицистического текста.
5. Публицистический стиль и его особенности.
6. Соотношение понятий «идеологема» и «концепт».
7. Типы идеологем.
8. Оценочность. Типы скрытой (имплицитной) оценки в публицистике.
9. Способы интерпретации: пресуппозиции и логические уловки.
10. Способы интерпретации: ирония и языковая игра.
Литература:
1. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб: Питер, 2011.
2. Ким М.Н. Основы теории журналистики. СПб: Питер, 2013.
3. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М.: Изд-во- МГУ, 2008.
4. Колесников Н.П. Стилистика и литературное редактирование. М.:Март, 2011.
5. Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2012.
6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2006.
Критерии оценки
Возможная максимальная сумма баллов за собеседование составляет 100 баллов.
Оценка «принять» ставится при выполнении следующего условия: ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Изложено правильное понимание вопроса и дан на него исчерпывающий ответ, содержание раскрыто полно, грамотно.
Оценка «не принять» ставится при выполнении следующего условия: ответ дан по указанному вопросу неверно, содержит, в основном, ошибочные положения, не раскрыты основные понятия, относящиеся к вопросу. Нарушение процедуры проведения вступительного испытания, повлекшее за собой удаление с вступительного испытания.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Мультимедиа класс
При проведении практики используются следующие информационные технологии:
· использование на консультациях электронных изданий (чтение с использованием слайд-презентаций, электронного учебного пособия);
· использование специализированных и офисных программ, информационных (справочных) систем;
· организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты и СДО Moodle.
Перечень программного обеспечения (при необходимости)
Microsoft Office (Договор на передачу прав №1264-06/15 от 26 июня 2015 г.);
Kaspersky Endpoint Security (Договор на передачу прав №1093-06/15 от 15 июня 2015 г.)
Перечень информационных справочных систем
www.rsl.ru - Российская государственная библиотека
Электронная библиотека диссертаций www.diss.rsl.ru
http://elibrary.ru/ -научная электронная библиотека
ЭБС Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru Сайт научной библиотеки СВФУ, с полным доступом к электронному каталогу полнотекстовым базам данных, диссертация http://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomogatelnye-podrazdeleniya/nauchnaya-biblioteka/
ЭБС IPRbookswww.iprbookshop.ru
ЭБС "Лань http://www.e.lanbook.com
ЭБС "ЮРАЙТ" www.biblio-online.ru
Антиплагиат.вуз http://s-vfu.antiplagiat.ru/index.aspx
Консультант Плюс http://www.consultant.ru/
БД Web of Sciencehttp://webofknowledge.com
БД Scopus компании ELSEVIER B.V www.scopus.com
Магистры могут работать в качестве редакторов, корреспондентов средств массовой информации, руководителей и сотрудников пресс-служб, спичрайтеров, составителей рекламных текстов, руководителей и сотрудников пресс-служб. Выпускники программы имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре за рубежом и в России или построить успешную карьеру, открыв собственное дело.
Магистр по профилю «Язык и стиль массмедиа»подготовлен к решению следующих профессиональных задач и способен к следующим видам профессиональной деятельности:
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает решение задач, связанных с функционированием средств массовой информации (далее - СМИ) (газет, журналов, телевидение, радиовещание, информационные агентства, информационно-телекоммуникационные сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), других медиа, смежных информационно-коммуникационных организаций (издательств, пресс-служб, рекламных агентств и агентств по связям с общественностью), а также научных и образовательных организаций.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются массовая информация, передаваемая СМИ и другими медиа, адресованная различным аудиторным группам, а также научная информация, связанная с анализом функционирования СМИ и других средств массовой коммуникации.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:
журналистская авторская;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
педагогическая;
информационно-аналитическая;
проектно-аналитическая.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
журналистская авторская деятельность:
выполнение профессионально-творческих обязанностей по созданию медиаконтента в форматах и жанрах повышенной сложности;
организационно-управленческая деятельность:
выполнение организационно-управленческих функций в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов;
научно-исследовательская деятельность:
проведение научного исследования различных аспектов функционирования СМИ, других видов массовой коммуникации на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики;
педагогическая деятельность:
осуществление преподавательской и учебно-методической деятельности, связанной с данным направлением подготовки и медиаобразованием;
информационно-аналитическая деятельность:
осуществление сбора, анализа, обобщения информации, необходимой для подготовки медиаконтента в форматах и жанрах повышенной сложности;
разработка аналитического обоснования в процессе медиапроектирования и медиамоделирования;
проектно-аналитическая деятельность:
разработка концепций различного рода медиапроектов, перспективное планирование
БЛОК 1 Дисциплины (модули)
Б1.Б Базовая часть
Б1.Б.1 Методология и методика медиаисследований;
Б1.Б.2 Философские основы науки и современного журнализма;
Б1.Б.3 Иностранный язык в научной сфере;
Б1.Б.4 Кризисные связи с общественностью;
Б1.Б.5 Теория и практика массовой коммуникации;
Б1.В Вариативная часть
Б1.В.ОД Обязательные дисциплины
Б1.В.ОД.1 Актуальные проблемы теории и технологии журналистики;
Б1.В.ОД.2 Современные медиатекст. Язык и стиль СМИ;
Б1.В.ОД.3 Педагогика высшей школы;
Б1.В.ОД.4 Информационное право в журналистике;
Б1.В.ОД.5 Теория и практика редактирования;
Б1.В.ОД.6 Научно-исследовательский семинар;
Б1.В.ДВ Дисциплины по выбору
Б1.В.ДВ.1.1 Деонтология журналистики;
Б1.В.ДВ.1.2 Коммуникационный менеджмент;
Б1.В.ДВ.2.1 Редактирование переводного текста;
Б1.В.ДВ.2.2 Проблемы информационной безопасности;
Б.1.В.ДВ.3.1 Журналистика в политических технологиях;
Б.1.В.ДВ.3.2 Политическая риторика в публицистике Западной Европе и США. Риторические приемы создания имиджа страны в современных СМИ;
Б.1.В.ДВ.4.1 Редактирование радио- и телевизионных материалов;
Б.1.В.ДВ.4.2 Медиаэкономика;
Б.1.В.ДВ.5.1 Деловой английский язык;
Б.1.В.ДВ.5.2 Деловой китайский язык.
Блок 2 Практики
Б2.Н Научно-исследовательская работа
Б2.Н.1 Научно-исследовательская работа
Б2.П Производственная практика
Б2.П.1 Профессионально-творческая практика;
Б2.П.2 Педагогическая практика;
Б2.П.3 Преддипломная практика.
Российские
Зарубежные
Выпускники магистерской программы востребованы редакциями СМК, органами государственного управления, высшими учебными заведениями, и научно-исследовательскими организациями.
Примеры трудоустройства