Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Магистерская диссертация: Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе«Готовим словесников будущего»
Руководитель основной образовательной программы: Дмитриева Евдокия Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета
Контактная информация: 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, кафедра «Методики преподавания русского языка и литературы», каб. 117, ФЛФ
E-mail: flfrn@mail.ru Кафедра методики преподавания русского языка и литературы
Телефон деканата: 8(4112) 68-49-53
+7 (924) 369-77-67, +7 (9243697767. E-mail: dmitrievaen1950@mail.ru (Евдокия Николаевна Дмитриева)
+7 (924) 169-16-33. E-mail: monep@mail.ru (Никифорова Евдокия Павловна)
+7 (984) 100-73-42 E-mail: egiy.88@mail.ru (Бурцева Светлана Семеновна).
Аннотация
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) «Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» включает все виды аудиторной и самостоятельной работы, методические, управленческие и культурно-просветительские виды деятельности, учебной и производственной практики, научно-исследовательскую практику и время, отводимое на контроль качества освоения ОПОП, сдачу государственных экзаменов, выполнение и защиту магистерской диссертации.
Направление подготовки: 44.04.01. Педагогическое образование.
Уровень образования: магистратура
Форма обучения |
очная |
Срок обучения |
2 года |
Общая трудоемкость |
120 з.е. |
Квалификация, присваиваемая выпускникам |
Магистр |
Язык обучения |
Русский |
Целевая направленность |
Лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или бакалавриат), выпускники российских и зарубежных вузов. |
Структура программы |
Программа магистратуры состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно – базовая часть и вариативная часть). Б – 27%, В – 73%, ДВ (от В) – 33,33%. |
Цель ОПОП |
Целью (миссией) данной ОП магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» является обеспечение профессиональной подготовки высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных магистров по профилю «Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе», конкурентоспособных на современном рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной инновационной научно-исследовательской, управленческой, методической работе на уровне современных образовательных стандартов, готовых к высокому профессиональному научно-исследовательскому росту, к плодотворной культурно-просветительской деятельности, социальной и профессиональной мобильности. |
Конкурентные преимущества
|
Отличительной особенностью выпускников программы является способность работы в образовательных организациях города и республики, в международных компаниях. Выпускники программы имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре за рубежом и в России. |
Компетенции (требования к результатам освоения образовательной программы)
В результате освоения по данной программе магистратуры у выпускников должны быть сформированы универсальные компетенции:
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);
способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).
Общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки:
готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этно-конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
Профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) ОП в рамках направления подготовки):
педагогическая деятельность:
способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);
готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
научно-исследовательская деятельность:
способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);
готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);
проектная деятельность:
способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);
методическая деятельность:
готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);
управленческая деятельность:
готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);
готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);
готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);
готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);
культурно-просветительская деятельность:
способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
готовность разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности (ПК-18);
способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
Данная профессиональная образовательная программа включает все виды аудиторной и самостоятельной работы, методические, управленческие и культурно-просветительские виды деятельности, учебной и производственной практики, научно-исследовательскую работу и время, отводимое на контроль качества освоения ПОП, сдачу государственных экзаменов, выполнение и защиту магистерской диссертации.
Формы организации образовательного процесса:
Выпускающая кафедра – кафедра «Методики преподавания русского языка и литературы» ФЛФ СВФУ (заведующий – Никифорова Е. П.). Руководитель программы: Дмитриева Е. Н., доктор филологических наук, профессор кафедры «Методики преподавания русского языка и литературы» ФЛФ. В принятии решений по управлению и развитию ПОП участвуют коллегиальные органы (заседание выпускающей кафедры, учебно-методическая комиссия ФЛФ, Ученый совет ФЛФ), потенциальные работодатели (Министерство образования РС (Я)).
Для реализации ОПОП используются аудитории и компьютерный класс ФЛФ СВФУ, средних общеобразовательных школ Якутска, научно-образовательных организаций, с которыми выпускающая кафедра имеет Соглашения, библиотечные фонды университета и кафедры методики преподавания русского языка и литературы.
Также в образовательном процессе используются Электронные библиотечные системы: «Лань» – https://e.lanbook.com/books; «IPRBooks» – http://www.iprbookshop.ru/366; «Biblioclub» – http://biblioclub.ru/. Также российские образовательные Интернет-проекты: Универсариум – https://universarium.org/; «Лекториум» – https://www.lektorium.tv/; Учи новое – https://uchinovoe.ru/; Eclass – https://eclass.cc/.
Базовая часть. Модуль общенаучных дисциплин
Б.1.Б.1. Модуль 1. Философия и методология педагогических исследований.
Б.1.Б.1.1. Философия науки и образования.
Б.1.Б.1.2. Современные проблемы науки и образования.
Б.1.Б.1.3. Методология педагогических исследований.
Базовая часть. Модуль общепрофессиональных дисциплин
Б.1.Б.2. Модуль 2. Иностранный язык. История.
Б.1.Б.2.1. Иностранный язык в научной сфере.
Б.1.Б.2.2. Деловой иностранный язык.
Вариативная часть. Междисциплинарный профессиональный модуль
Б.1.В. Вариативная часть.
Б.1.В.ОД.1. Модуль 3. Научно-методические основы междисциплинарного подхода в литературном образовании.
Б.1.В.ОД.1.1. Компетентностный подход в литературном образовании.
Б.1.В.ОД.1.2. Русская сетература в профессиональном образовании.
Б.1.В.ОД.1.3. Взаимосвязанное изучение русской, якутской и зарубежной литератур.
Б.1.В.ОД.2. Вариативная часть. Междисциплинарный профессиональный модуль
Б.1.В.ОД.2. Модуль 4. Научно-методические основы междисциплинарного подхода в языковом образовании.
Б.1.В.ОД.2.1. Сопоставительные методы в лингводидактике.
Б.1.В.ОД.2.2. Диалог культур в языковом образовании.
Б.1.В.ОД.2.3. Интегративный подход в преподавании русского языка.
Б.1.В.ОД.3. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.
Б2.У. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР).
Б2.У.1. Учебно-ознакомительная практика.
Б2.П.1. Педагогическая практика.
Б2.П.2. Преддипломная практика.
Формы организации практики и научно-исследовательской работы по подготовке к профессиональной деятельности
Данная профессиональная образовательная программа включает такие практики:
1. Учебная практика (учебно-ознакомительная практика) – на 2 семестре 1курса.
2. Научно-исследовательская работа – на 1 – 4 семестрах 1 – 2 курсов.
3. Производственная практика (педагогическая практика) – на 2 семестре 2 курса.
4. Преддипломная практика – на 2 семестре 2 курса.
Для прохождения практик заключены Соглашения со школами г. Якутска, с Институтом национальных школ РС (Я), Институтом инновационных технологий (Якутск), Институтом гуманитарных исследований (Якутск).
Выпускники будут обладать такими характеристиками профессиональной деятельности:
Область профессиональной деятельности выпускников: образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности выпускников: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Виды профессиональной деятельности выпускников: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.
1. Магистры умеют анализировать нормативно-правовые акты в области образования.
2. Выстраивают стратегии языкового и литературного образования.
3. Ориентируются в актуальных российских образовательных Интернет-проектах.
4. Умеют пользоваться электронными образовательными ресурсами ЭБС.
Выпускники магистерской программы востребованы образовательными учреждениями разных уровней и научно-исследовательскими организациями дальневосточного региона России и образовательными компаниями системы образования Китая.
Динамика разворачивания программы (схема)
Программа разворачивается как совокупность связанных между собой параллельных образовательных процессов: усвоение учебных дисциплин, научно-исследовательские семинары, практики.
Все образовательные процессы развернуты во времени и выстроены в зависимости от набора умений и навыков, предусмотренных формируемыми компетенциями выпускника.
Связь программы с другими ПОП
Стратегические (реальные) партнеры реализации магистерской подготовки
- Министерство образования и науки РС (Я)
- Городское управление образования мэрии г. Якутска
- Институт национальных школ РС (Я)
- Институт инновационных технологий (Якутск)
- Институт повышения квалификации работников образования (Якутск)
- Институт гуманитарных исследований (Якутск)
- РосНОУ (Москва)
- Издательство «Русское слово» (Москва)
- Издательство «Дрофа» (Москва)