Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе

Направление: 44.04.01. Педагогическое образование

Магистерская диссертация: Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе

«Готовим словесников будущего»

Руководитель основной образовательной программы: Дмитриева Евдокия Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета

Контактная информация: 677000, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, кафедра «Методики преподавания русского языка и литературы», каб. 117, ФЛФ

E-mail: flfrn@mail.ru Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

Телефон деканата: 8(4112) 68-49-53

+7 (924) 369-77-67,   +7 (9243697767. E-mail:  dmitrievaen1950@mail.ru (Евдокия Николаевна Дмитриева)

+7 (924) 169-16-33. E-mail: monep@mail.ru (Никифорова Евдокия Павловна)

+7 (984) 100-73-42  E-mail: egiy.88@mail.ru  (Бурцева Светлана Семеновна).

Аннотация

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) «Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» включает все виды аудиторной и самостоятельной работы, методические, управленческие и культурно-просветительские виды деятельности, учебной и производственной практики, научно-исследовательскую практику и время, отводимое на контроль качества освоения ОПОП, сдачу государственных экзаменов, выполнение и защиту магистерской диссертации.

Направление подготовки: 44.04.01. Педагогическое образование.

Уровень образования: магистратура

Форма обучения

очная

Срок обучения

2 года

Общая трудоемкость

120 з.е.

Квалификация, присваиваемая выпускникам

Магистр

Язык обучения

Русский

Целевая направленность

Лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или бакалавриат), выпускники российских и зарубежных вузов.

Структура программы

Программа магистратуры состоит из обязательной части  и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно – базовая часть и вариативная часть). Б – 27%, В – 73%, ДВ (от В) – 33,33%.

Цель ОПОП

Целью (миссией) данной ОП магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» является обеспечение  профессиональной  подготовки высококвалифицированных  и  высокоинтеллектуальных магистров по профилю «Междисциплинарные связи в обучении русскому  языку  и  литературе»,  конкурентоспособных  на современном рынке труда, свободно владеющих своей профессией  и  ориентирующихся  в  смежных  областях деятельности, способных к эффективной инновационной научно-исследовательской,  управленческой,  методической работе на уровне современных образовательных стандартов, готовых  к  высокому  профессиональному  научно-исследовательскому  росту,  к  плодотворной  культурно-просветительской  деятельности,  социальной  и профессиональной мобильности.

Конкурентные преимущества

 

Отличительной особенностью выпускников программы является способность работы в образовательных организациях города и республики, в международных компаниях. Выпускники программы имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре за рубежом и в России.

Компетенции (требования к результатам освоения образовательной программы)

В результате освоения по данной программе магистратуры у выпускников должны быть сформированы универсальные компетенции:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность  совершенствовать  и  развивать  свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).

Общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки:

готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

готовность  взаимодействовать  с  участниками образовательного  процесса  и  социальными  партнерами, руководить  коллективом,  толерантно  воспринимая социальные, этно-конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) ОП в рамках направления подготовки):

педагогическая деятельность:

способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

способность  формировать  образовательную  среду  и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

способность  руководить  исследовательской  работой обучающихся (ПК-3);

готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования  в  образовательных  организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

научно-исследовательская деятельность:

способность  анализировать  результаты  научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);

готовность  использовать  индивидуальные  креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);

проектная деятельность:

способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);

готовность  к  осуществлению  педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);

способность проектировать формы и методы контроля качества  образования,  различные  виды  контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);

методическая деятельность:

готовность к разработке и реализации методических моделей, методик,  технологий  и  приемов  обучения,  к  анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

готовность  к  систематизации,  обобщению  и распространению  отечественного  и  зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);

управленческая деятельность:

готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);

готовность  исследовать,  организовывать  и  оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий  менеджмента,  соответствующих  общим  и специфическим  закономерностям  развития  управляемой системы (ПК-14);

готовность организовывать командную работу для решения задач  развития  организаций,  осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);

готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);

культурно-просветительская деятельность:

способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

готовность  разрабатывать  стратегии  культурно-просветительской деятельности (ПК-18);

способность  разрабатывать  и  реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

готовность к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  и  СМИ  для  решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

Формы итогового контроля уровня достижений выпускника

Данная профессиональная образовательная программа включает все виды аудиторной и самостоятельной работы, методические, управленческие и культурно-просветительские виды деятельности, учебной и производственной практики, научно-исследовательскую работу и время, отводимое на контроль качества освоения ПОП, сдачу государственных экзаменов, выполнение и защиту магистерской диссертации.

Формы организации образовательного процесса:

Выпускающая кафедра – кафедра «Методики преподавания русского языка и литературы» ФЛФ СВФУ (заведующий – Никифорова Е. П.). Руководитель программы: Дмитриева Е. Н., доктор филологических наук, профессор кафедры  «Методики преподавания русского языка и литературы» ФЛФ. В принятии решений по управлению и развитию ПОП участвуют коллегиальные органы (заседание выпускающей кафедры, учебно-методическая комиссия ФЛФ, Ученый совет ФЛФ), потенциальные работодатели (Министерство образования РС (Я)).

Для реализации ОПОП используются аудитории и компьютерный класс ФЛФ СВФУ, средних общеобразовательных школ Якутска, научно-образовательных организаций, с которыми выпускающая кафедра имеет Соглашения, библиотечные фонды университета и кафедры методики преподавания русского языка и литературы.   

Также в образовательном процессе используются Электронные библиотечные системы: «Лань» – https://e.lanbook.com/books; «IPRBooks» – http://www.iprbookshop.ru/366; «Biblioclub» – http://biblioclub.ru/.   Также российские образовательные Интернет-проекты: Универсариум – https://universarium.org/; «Лекториум» – https://www.lektorium.tv/; Учи новое – https://uchinovoe.ru/; Eclass – https://eclass.cc/.

Дисциплины ПОП

Базовая часть. Модуль общенаучных дисциплин

Б.1.Б.1. Модуль 1. Философия и методология педагогических исследований.

Б.1.Б.1.1. Философия науки и образования.

Б.1.Б.1.2. Современные проблемы науки и образования.

Б.1.Б.1.3. Методология педагогических исследований.

Базовая часть. Модуль общепрофессиональных дисциплин

Б.1.Б.2. Модуль 2. Иностранный язык. История.

Б.1.Б.2.1. Иностранный язык в научной сфере.

Б.1.Б.2.2. Деловой иностранный язык.

Вариативная часть. Междисциплинарный профессиональный модуль

Б.1.В. Вариативная часть.

Б.1.В.ОД.1. Модуль 3. Научно-методические основы междисциплинарного подхода в литературном образовании.

Б.1.В.ОД.1.1. Компетентностный подход в литературном образовании.

Б.1.В.ОД.1.2. Русская сетература в профессиональном образовании.

Б.1.В.ОД.1.3. Взаимосвязанное изучение русской, якутской и зарубежной литератур.

Б.1.В.ОД.2. Вариативная часть. Междисциплинарный профессиональный модуль

Б.1.В.ОД.2. Модуль 4. Научно-методические основы междисциплинарного подхода в языковом образовании.

Б.1.В.ОД.2.1. Сопоставительные методы в лингводидактике.

Б.1.В.ОД.2.2. Диалог культур в языковом образовании.

Б.1.В.ОД.2.3. Интегративный подход в преподавании русского языка.

Б.1.В.ОД.3. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.

Б2.У. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР).

Б2.У.1. Учебно-ознакомительная практика.

Б2.П.1. Педагогическая практика.

Б2.П.2. Преддипломная практика.

 

Формы организации практики и научно-исследовательской работы по подготовке к профессиональной деятельности

 

Данная профессиональная образовательная программа включает такие практики:

1. Учебная практика (учебно-ознакомительная практика) – на 2 семестре 1курса.

2. Научно-исследовательская работа – на 1 – 4 семестрах 1 – 2 курсов.

3. Производственная практика (педагогическая практика) – на 2 семестре 2 курса.

4. Преддипломная практика – на 2 семестре 2 курса.

Для прохождения практик заключены Соглашения со школами г. Якутска, с Институтом национальных школ РС (Я), Институтом инновационных технологий (Якутск), Институтом гуманитарных исследований (Якутск).

Уникальные особенности ПОП

Выпускники будут обладать такими характеристиками профессиональной деятельности:

Область профессиональной деятельности выпускников: образование, социальная сфера, культура.

Объекты профессиональной деятельности выпускников: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Виды  профессиональной  деятельности  выпускников: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.

1.     Магистры умеют анализировать нормативно-правовые акты в области образования.

2.     Выстраивают стратегии языкового и литературного образования.

3.     Ориентируются в актуальных российских образовательных Интернет-проектах.

4.     Умеют пользоваться электронными образовательными ресурсами ЭБС. 

Выпускники магистерской программы востребованы образовательными учреждениями разных уровней и научно-исследовательскими организациями дальневосточного региона России и образовательными компаниями системы образования Китая.

Динамика разворачивания программы (схема)

Программа разворачивается как совокупность связанных между собой параллельных образовательных процессов: усвоение учебных дисциплин, научно-исследовательские семинары, практики.

Все образовательные процессы развернуты во времени и выстроены в зависимости от набора умений и навыков, предусмотренных формируемыми компетенциями выпускника. 

Связь программы с другими ПОП

Стратегические (реальные) партнеры реализации магистерской подготовки

- Министерство образования и науки РС (Я)

- Городское управление образования мэрии г. Якутска

- Институт национальных школ РС (Я)

- Институт инновационных технологий (Якутск)

- Институт повышения квалификации работников образования (Якутск)

- Институт гуманитарных исследований (Якутск)

- РосНОУ (Москва)

- Издательство «Русское слово» (Москва)

- Издательство «Дрофа» (Москва)