Консультатция 16

«Писать грамотно – это модно!» - девиз Тотального диктанта.

В предыдущей консультации был приведен текст Тотального диктанта – 2012 с пропущенными знаками препинания и буквами. Сравнив с оригиналом текста, который вы найдете ниже, вы можете проверить свою грамотность.

Текст диктанта 2012. Часть 1

А вам не всё равно?

В последнее время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен». Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь молодых1. А пожившие и умудренные еще более циничны в своих суждениях: «Не надо ничего делать, потому что, пока россияне, забыв о завалившемся под лавку величии, тихо пьют, всё идет своим чередом».Неужели мы сегодня стали более инертными и эмоционально пассивными, чем когда-либо? Сейчас это понять непросто, в конечном счете время покажет2. Если страна под названием Россия вдруг обнаружит, что она потеряла существенную часть своей территории и значительную долю своего населения, можно будет сказать, что в начале нулевых нам, действительно, было не до чего и что в эти годы мы занимались более важными делами, чем сохранение государственности, национальной идентичности и территориальной целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования на безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере беспочвенны3.

Тем не менее основания для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.

Я вспоминаю своих стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды на военных своих фотографиях!4 И еще как счастливы были, что мы, дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие и загорелые, расцветшие и пережаренные на солнце5. Мы же почему-то решили, что предыдущие поколения были нам должны, а мы, как новый подвид особей, ни за что не отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.

Есть только один способ сохранить данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от массовых пароксизмов индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как минимум признаком дурного тона.

(З. Прилепин, 314 слов)

1 Допустимо: 1) …немалое количество людей самого разного возраста – в первую очередь молодых; 2) …немалое количество людей самого разного возраста, в первую очередь – молодых.

2 Допустимо: 1) Сейчас это понять непросто: в конечном счете время покажет; 2) Сейчас это понять непросто – в конечном счете время покажет.

3 Допустимо: сетования на безразличие граждан к судьбе Родины были, по меньшей мере, беспочвенны...

4 Допустимо: Я вспоминаю своих стариков – как красивы они были...

5 Допустимо: 1) И еще – как счастливы были...; 2) ...счастливы были, что мы – дети и внуки их – путаемся среди них...

6 Допустимо: ...стали, как минимум, признаком дурного тона.

Подробный разбор текста с точки зрения орфографии и пунктуации вы найдете по адресу http://totaldict.ru/texts/2012-1/. Текст проанализирован буквально по знакам, для каждого сомнительного места приведено соответствующее правило.


6 апреля 186 городов напишут Тотальный диктант — добровольный бесплатный диктант для всех желающих.

Стань участником образовательной акции Тотальный диктант – 2013!

Использованные интернет-ресурсы:

1. http://totaldict.ru/texts/2012-1/.

 
О факультете Учебный процесс Учебно-методическая работа Научно-исследовательская работа. Конференции Материально-техническая база Внешние связи Документы Администрация Сотрудники История факультета Государственная итоговая аттестация Центр обучения русскому языку Расписание Видео-инструкция по расписанию Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Электронные образовательные ресурсы Электронное портфолио студента Абитуриенту Отчеты Магистерские программы Видео-архив Фотоальбомы Рубрика "Вопросы - ответы" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Календарь юбилейных дат" Рубрика "Русский язык и культура речи" Рубрика "Учебное издание студентов-прикладников "Филin"" Проект "Тотальный диктант" в Якутске Проект "Методические портреты учителей" Проект "Живая классика" Проект "PRоблеск" Проект "Бессмертный полк" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Олимпиады и конкурсы ФЛФ Объявления Преподаватели факультета в проекте "Наш университет_лекции"