Новости

Лекция профессора СПбГУ Галины Мельник молодым журналистам

Лена ВАСИЛЬЕВА, кафедра журналистики СВФУ · 10 Февраля 2022

Профессор СПбГУ Высшей колы журналистики и массовых коммуникаций Галина Сергеевна Мельник поделилась с нами о контактоустанавливающих средствах и психологических барьерах в интервью.

Несмотря на большое разнообразие интервью и его композиционной черты, они остаются достаточно стабильными. После того как мы провел интервью, у человека должно остаться ощущение, что он все рассказал и чтобы не было эмоционального опустошения. Кроме того что вы следите и контролируете весь ход содержательный, вы должны контролировать все моменты логически и эмоционально подстроиться под потребности вашего визави и даже его настроения.

Жанр интервью представляет собой внешний диалог. Диалогичность выступает не только как способ построения газетного текст, но и как способ организации материала на газетной полосе.

Важной особенностью интервью печатных СМИ является необходимость его визирования. Это единственный жанр, где вам обязательно нужно получить подпись.

В телевидении очень часто встречаются так называемые протокольные интервью. В этом интервью всегда есть какие-то рутинные моменты или даже ритуалы. Например это могут быть беседа с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества или о событии.

Разновидности интервью

Различают интервью-факт и интервью-мнение. В первом случае, важной и необходимой представляется информация, которой обладает интервьюируемый. Во втором случае, речь может идти о чем-либо общеизвестном, но интервьюируемый имеет право на оценку, разъяснения, прогнозы и т.д.

Аналитическое интервью

Это интервью подразумевает обязательное наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность компетентного, порой научного, осмысления проблемы или процесса над простым информированием. Предметом аналитической журналистики нечасто становятся текущие события.

«Обязательным признаком данного жанра является наличие в публикации определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы»

Аналитическая журналистика являлась непременным компонентом литературных, так называемых «толстых» журналов.

Подготовка к интервью

К любому интервью надо готовиться серьезно. Нужно уже с первого слова устанавливать контакт и вам надо не только поздороваться, но и вызвать интерес. Нужно для начала объяснить для чего у него берётся эта информация, чтобы в дальнейшем интервьюер не боялся ваших вопросов.

Телевизионное интервью

Рекомендуется приходить опрятными и в хорошем настроении. Не допускайте ссоры на съёмочной площадке, проявляйте уважение друг к другу и герою. Правильно выберите ракурс, установите камеры, проверьте звук и уберите посторонние шумы.

Особенности телеинтервью

Очень много особенностей телеинтервью. Это визуальная картинка и если оно в прямом эфире то ничего нельзя подкорректировать, разве что перебить рекламой.

Нужно серьезно подходить к выбору собеседника и оценить его способность работать в эфире.

Характер вопросов

Надо заботится о специфике и характере вопросов. Какие вопросы задавать в первую очередь, какие вопросы задавать во вторую очередь или какой может быть ключевой вопрос. Вопросы должны быть понятными, четкими, нестереотипными и не содержать готовых ответов. Когда мы говорим об открытости беседы, мы должны сформулировать вопросы так, чтобы человек мог спокойно развернуто и обоснованно дал свой сформулированный ответ. «Иногда бывает так, что интервьюера невозможно остановить, в таком случае конечно же нужно ставить какие-то определенные рамки в своих вопросах»

Бывает так, что человек не понимает ваш вопрос, тут конечно нужно переформулировать его. Вопросы должны быть свободны от каких-то допущений и положений. Фокусировать человека надо на его личном опыте.

Радиоинтервью

Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогично уже самой своей природе.

Цель радиоинтервью- коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем

Суть этого жанра- чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.

Структура интервью

Любое интервью включает композицию и сюжет. Их основу составляют вопросы журналиста. Именно они определяют качество материала и ее внутреннюю структурную организацию.

Не следует вопрос предварять фразами типа: «А не могли бы Вы ответить на такой вопрос?», «Я хотел спросить Вас…», «Меня волнует вопрос…» и т.д.

Контактоустанавливающие средства

Существуют 6 факторов контактоустанавливающих средств: сходство, близость, социальный обмен, симпатия по отношению к нам, ассоциация с приятными вещами и физическая привлекательность.

Психологические барьеры

Смысловые барьеры возникает из-за нарушения законов логики. Это несовпадение воспринято с тем, что было услышано.

Коммуникативные барьеры возникают из-за непонимания природы и психологии общения людей, сущности процессов их восприятия и взаимодействия, и конец, из-за неприятия действительности.

Добавим, что лекции проходили в рамках проекта по профессионализации молодых журналистов Якутии. Полную версию лекции можно посмотреть по ссылке: https://rutube.ru/video/9690b26bed69013bddc2cdf8e0f679bc/