Консультация 12

Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

(Л. Н. Толстой)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению, например, предоставить и представить. Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить квартиру, отпуск, должность, кредит, заём, права, независимость, слово и т.д.), а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо» (представить отчёт, справку, факты, доказательства; представить к награде, к ордену, к званию, на соискание премии, нового сотрудника директору и т.д.).

Слово крайний имеет значение «предельный» или «находящийся с краю чего-либо»: крайний срок, крайний стул в ряду и т.п. Не рекомендуется употреблять слово крайний по отношению к человеку, стоящему последним в очереди, так как у очереди есть конец и начало, последний и первый. В этом случае надо говорить: «Кто последний?

Почему ведущие диалог не понимают друг друга?

- Займи мне 100 рублей.

- Я не знаю, у кого.

- Прошу тебя мне занять.

- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?

Дело в том, что слово занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Следовало сказать: «Дай мне в долг» или «Дай взаймы», «Одолжи».

Брать – брал – бралА

Гнать – гнал – гналА

Ждать – ждал – ждалА

Звать – звал - звалА

Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных.

Существительные рельс, шампунь – мужского рода, а мозоль, бандероль, тУфля - женского рода, поэтому следует говорить: железнодорожный рельс, французский шампунь, большая мозоль, лакированная тУфля.

Тюль. Толь.

Слова тюль, толь мужского рода: тюль – тюля – тюлю – тюлем – о тюле; толь – толя – толю – толем – о толе.


Использованная литература

Введенская Л.А. Словарь ударений для работников радио и телевидения. Ростов н/Д, 2012. 377 с.

О факультете Учебный процесс Учебно-методическая работа Научно-исследовательская работа. Конференции Материально-техническая база Внешние связи Документы/отчеты Администрация Сотрудники История факультета Государственная итоговая аттестация Центр обучения русскому языку Расписание Видео-инструкция по расписанию Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Электронные образовательные ресурсы Электронное портфолио студента Абитуриенту Магистерские программы Видео-архив Фотоальбомы Рубрика "Вопросы - ответы" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Календарь юбилейных дат" Рубрика "Русский язык и культура речи" Учебное издание студентов-прикладников "Филin" Проект "Тотальный диктант" в Якутске Проект "Методические портреты учителей" Проект "Живая классика" Проект "Бессмертный полк" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Объявления Олимпиады и конкурсы ФЛФ Преподаватели факультета в проекте "Наш университет_лекции"