Олимпиада по русскому языку4 и культуре речи для технических специальностей

Олимпиада по русскому языку и культуре речи для технических специальностей

Направление: технические

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Время выполнения теста: 60 минут

Количество заданий: 32

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

Всего часов


ГСЭ

Федеральный компонент

72 ч.



Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

-

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

1.

N ДЕ

Наименование дидактической единицы ГОС

N за­да­ния

Тема задания

1

Стилистика

1

Стили современного русского литературного языка



2

Научный стиль речи



3

Публицистический стиль речи



4

Официально-деловой стиль речи



5

Разговорный стиль речи



6

Выразительные средства языка

2

Риторика

7

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения



8

Оратор и его аудитория



9

Подготовка речи и публичное выступление



10

Тип связи в тексте

3

Деловой русский язык

11

Особенности официально-делового стиля речи



12

Деловое письмо



13

Нормы делового письма



14

Реклама в деловой речи


15

Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация



16

Деловой этикет

4


17

Теоретические основы культуры речи

Культура речи

18

Лингвистические словари русского языка


19

Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения


20

Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические нормы


21

Нормы современного русского литературного языка: нормы лексической сочетаемости


22

Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы


23

Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы фразеологизмов


24

Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы


25

Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы имени числительного


26

Нормы современного русского литературного языка: синтаксические нормы


27

Орфографические нормы русского литературного языка


28

Пунктуационные нормы русского литературного языка


29

Орфографическая грамотность


30

Пунктуационная грамотность


31

Грамматические ошибки


32

Речевая грамотность









ЗАДАНИЕ N 1 (выберите один вариант ответа)

Определите стиль и тип речи.

Графит - мягкое темно-серое вещество с металлическим блеском. Плотность его колеблется от 2,17 до 2,3 г/см3. Кристаллическая решетка графита имеет сложное слоистое строение. Расстояние между слоями в кристалле графита больше расстояния между соседними атомами углерода в одной плоскости в 2,5 раза, поэтому связь между атомами углерода в одном слое гораздо прочнее, чем связь между атомами углерода, находящимися в различных слоях. Каждый атом углерода в кристаллической решетке графита образует три прочные ковалентные связи с атомами углерода, расположенными в том же слое. В образовании этих связей участвуют три электрона атома углерода, а четвертый валентный электрон является относительно свободным. Наличие свободных электронов обусловливает электропроводность графита.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) научный стиль; описание

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; повествование

4) разговорный стиль; повествование


Задание №2 (выберите один из вариантов ответа)

В официально-деловых текстах обычно употребляются слова…

Варианты ответов:

1) Вариация, троп, жанр

2) Инвестор, оптимизация, ответчик

3) Атом, следствие, катет

4) Ларек, паспорт, контора


ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)

Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

__________- стилистическая фигура речи, выражающая последовательность, постепенность качественных изменений формы: объемности (к примеру: высоты рельефа), фактуры, тона, цвета.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Эллипсис

2) Антитеза

3) Анафора

4) Градация


ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

Чтобы узнать значения слов «нувориш», «меценат», можно воспользоваться...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) этимологическим словарём

2) орфоэпическим словарём

3) толковым словарём русского языка

4) орфографическим словарём


ЗАДАНИЕ N 5 (выберите один вариант ответа)

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) бассейн, алфавит, вензель

2) ходатайствовать, звонить, квартал

4) туфля, каталог, красивее

4) якуты, оптовый, средство


ЗАДАНИЕ N 6 (выберите один вариант ответа)

Определите, в каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) сви[тэ]р, ака[д'э]мия, а[фо]ра

2) сви[т'э]р, ака[дэ]мия, а[фэ]ра

3) сви[тэ]р, ака[д'э]мия, а[ф'э]ра

4) сви[т'э]р], ака[дэ]мия, а[ф'о]ра


ЗАДАНИЕ N 7 (выберите один вариант ответа)

Синонимом к словосочетанию обмануть является фразеологизм.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) положа руку на сердце

2) обвести вокруг пальца

3) яблоко раздора

4) петь с чужого голоса


Задание №8 (выберите один из вариантов ответа)

Имеет нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа

Вариантов ответов:

1) якут

2) казах

3) турк

4) осетин


ЗАДАНИЕ №9 (выберите несколько вариантов ответа)

Буква И пропущена во всех словах ряда. . .

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) пр..оритет, пр..льстить

2) пр..ключение, пр..пятствие

3) пр…вратник, пр…емник (аппарат, устройство)

4) пр…скакать, пр…небрежение


ЗАДАНИЕ N 10

В каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. звонкая тишина

2. горячий снег

3. май месяц

4. страшно красивая


ЗАДАНИЕ N 11

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) В двухтысячнодвенадцатом году ожидается экологическая катастрофа на Байкале.

2) Сегодня СВФУ имени М. К. Аммосова - многоотраслевой вуз, располагающий широкими возможностями для проведения учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы, в котором обучается девятнадцать тысяч пятьдесят один студентов.

3) В полутораста метрах от моего дома располагался сельский клуб.

4) Обеим студентов необходимо пересдать экзамен.


ЗАДАНИЕ N 12 (выберите один вариант ответа)

Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очерёдность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета. Первыми приветствуют. . .

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) младший по должности - старшего

2) сотрудник - её руководителя

3) женщина - мужчину

4) младшие по возрасту – старших


ЗАДАНИЕ N 13 (выберите несколько вариантов ответа)

К аспектам культуры речи не относится...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) нормативный

2) языковой

3) коммуникативный

4) логический


ЗАДАНИЕ N 14 (выберите один вариант ответа)

Является аудиовизуальной рекламой...

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) кинореклама

2) радиореклама

3) печатная

4) световая


Задание №15 (выберите один из вариантов ответа)

К реквизитам деловых бумаг НЕ относится…

Варианты ответов:

1. Подпись

2. Адресант

3. Колонтитул

4. Название документа


Задание №16 (выберите один из вариантов ответа)

Логичность, лаконичность изложения при информативной насыщенности, образность, оценочность, эмоциональность, страстность, призывность, доступность, характерны для текстов _____стиля.

Вариантов ответов:

1.Официльно-делового

2.Публицистического

3.Научного

4.Художественого


Задание №17 (выберите один из вариантов ответа)

Язык выполняет ряд функции. Определите, что к ним не относится:

а) коммуникативная; б) гносеологическая; в) аккумулятивная; г) эмотивная; д) фактическая; е) волюнтативная

1) а, б

2) б, д

3) в, г

4) а, е


ЗАДАНИЕ № 18 (выберите один вариант ответа)

Определите, к какому пласту речи относятся выделенные слова.

- Ежели, -говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

- Мерси, - говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет. «…»

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

- Нет.

И берет третье.

Я говорю:

- Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

- Нет, - говорит. – Мы привыкшие.

И берет четвертое.

Тут ударила мне кровь в голову.

- Ложи, - говорю, - взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

- Ложи, - говорю, - к чертовой матери!

(М. Зощенко «Аристократка»)

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) профессиональные

2) разговорно-просторечные

3) диалектные

4) общеупотребительные


ЗАДАНИЕ N 19 (выберите один вариант ответа)

Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Я хочу вас поторопить...

2) Я предлагаю тебе...

3) Дорогая, я не могу с вами согласиться…

4) Позвольте с вами не согласиться...


ЗАДАНИЕ N 20 (выберите один вариант ответа)

Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

2) Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.

3)В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.

4) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.


ЗАДАНИЕ N 21 Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении: Невеж не любят.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. мужского

2. общего

3. женского

4. среднего


ЗАДАНИЕ N 22 (выберите один вариант ответа)

К лексическим омонимам относятся слова…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) везти -вести

2) экипаж – экипаж

3) сторожил - старожил

4) рублю - рублю


Задание №23 (выберите один из вариантов ответа)

Все знаки препинания расставлены верно в предложении…

Варианты ответов:

1. Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями

2. Он прошел в горячих точках огонь, и воду, и медные трубы.

3. Они сошлись. Волна и камень, стихи и прозы, лед и пламень не столь различны меж собой

4. У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.


Задание №24 (выберите один из вариантов ответа)

Ошибка при употреблении деепричастного оборота допущена в употреблении…

Варианты ответов:

1. Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.

2. Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться и не понимал, что со мной делается.

3. Дома у себя Громов всегда читал лежа.

4. По совести говоря можно было сделать лучше.


Задание №25 (выберите один из вариантов ответа)

Речевая ошибка допущена в предложении…

Варианты ответов:

2. Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.

3. Ученые, инженеры, рационализаторы, изобретатели прзваны двигать научно-технический прогресс.

4. В нашем отделе имеется свободная, незамещенная должность.

5. Проверить работу преподавателей в школе.


Задание № 26 (выберите один из вариантов ответа)

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другими как чудачества. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Способ изложения материала в тексте ….

Варианты ответов:

1. ступенчатый

2. аналогичный

3. индуктивный

4. концентрический


ЗАДАНИЕ N 27 (выберите один вариант ответа)

Определите к какому виду публичной речи относятся следующие жанры: лекция, доклад на конференции, вступительное слово на защите дипломной работы.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Судебное красноречие

2) Академическое красноречие

3) Духовное красноречие

4) Социально-политическое красноречие


ЗАДАНИЕ N 28 (выберите один вариант ответа)

Основу речевой коммуникации, как считает Г.П. Грайс, составляет…

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) принцип кооперации

2) Принцип вежливости

3) Принцип последовательности

4) Принцип предпочитаемой структуры


ЗАДАНИЕ N 29 (выберите один вариант ответа)

В конспекте нецелесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) первую фразу или даже 2, 3 фразы

2) концовку (последние два абзаца)

3) наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость

4) цитаты, цифровые данные, имена собственные


ЗАДАНИЕ N 30 (выберите один вариант ответа)

Кому принадлежат слова

Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) А.С. Пушкин

2) М.В. Ломоносов

3) А.С. Шишков

4) Н.М. Карамзин


ЗАДАНИЕ N 31 (выберите один вариант ответа)

К искусственным знакам относится

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) Затмение солнца

2) Роса на траве

3) Знаки дорожного движения

4) Жухлая трава


ЗАДАНИЕ N 32(выберите один вариант ответа)

Найдите ряд слов с неправильным сокращением.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) в., вв (век, века), млд. (миллиард), канд. техн. наук (кандидат технических наук)

2) ст. (статья, статьи), завед. (заведующий), пос. (поселок)

3) инж. (инженер), проф. (профессор), и. о. (исполняющий обязанности)

4) с-х. (сельскохозяйственный), млн. (миллион), тыс. (тысяча)


ОТВЕТЫ ОТПРАВЛЯТЬ

НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ: kafedra_russ@mail.ru

с 20.05.2013 г. по 06.06.2013 г.

О факультете Учебный процесс Учебно-методическая работа Научно-исследовательская работа. Конференции Материально-техническая база Внешние связи Документы/отчеты Администрация Сотрудники История факультета Государственная итоговая аттестация Центр обучения русскому языку Расписание Видео-инструкция по расписанию Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Электронные образовательные ресурсы Электронное портфолио студента Абитуриенту Магистерские программы Видео-архив Фотоальбомы Рубрика "Вопросы - ответы" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Календарь юбилейных дат" Рубрика "Русский язык и культура речи" Учебное издание студентов-прикладников "Филin" Проект "Тотальный диктант" в Якутске Проект "Методические портреты учителей" Проект "Живая классика" Проект "Бессмертный полк" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Объявления Олимпиады и конкурсы ФЛФ Преподаватели факультета в проекте "Наш университет_лекции"