Новости

Руководители магистерских программ ФЭИ участники всероссийской конференции «Пространство магистратуры: глобальное в локальном»

  • 25 Апреля 2018
  • 345

Руководители магистерских программ ФЭИ участники всероссийской конференции «Пространство магистратуры: глобальное в локальном»

Руководители магистерских программ СВФУ им. М.К. Аммосова приняли участие в работе Всероссийской практической конференции «Пространство магистратуры: глобальное в локальном», которая прошла в г. Казани 16-17 апреля 2018 года. От Финансово-экономического института в работе конференции приняли участие заместитель директора по научной работе ФЭИ, директор экспертно-консалтингового центра ФЭИ, доцент кафедры социологии и управления персоналом, кандидат социологических наук, руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление социально-экономическим развитием сельских территорий Севера» Романова Оксана Дмитриевна и заведующая кафедрой и социологии управления персоналом, кандидат экономических наук, руководитель магистерской программы «Управление человеческими ресурсами» Михайлова Анна Викторовна.
Конференция была организована благотворительным фондом В. Потанина, Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева – КАИ и Национальным фондом подготовки кадров. Конференция проведена на площадке Германо-Российского института новых технологий КНИТУ-КАИ. В рамках пленарной дискуссии и работы 4 тематических секций свыше 300 ведущих российских и зарубежных экспертов обсудили вопросы актуального состояния и перспектив развития российской магистратуры. Целью мероприятия стало распространение лучших образовательных практик и моделей сетевого сотрудничества университетов. В конференции приняли участие эксперты из разных городов России, которые обсудили будущее высшего профессионального образования и возможности, открывающиеся перед студентами при поступлении в магистратуру. Приехали представители из более 50 городов России и зарубежья. Представители Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Архангельска, Саранска, Якутска, федеральных и региональных органов исполнительной власти, бизнеса и общественных организаций, преподаватели университетов и специалисты опорных вузов России, разрабатывающие новые образовательные продукты – магистерские программы, учебные и онлайн-курсы, методы и технологии обучения – обсудят не только в теории, но и на практике применение лучших методик. Конференция в Казани стала четвертой по счету, инициированной Фондом.
Все выступившие эксперты уверены: за магистратурой – будущее, и эта область образования будет развиваться, подготовки кадров и направлена на распространение лучших образовательных практик, моделей сетевого сотрудничества университетов. Конференция адресована ведущим экспертам в области магистратуры, представителям федеральных и региональных органов исполнительной власти, бизнеса и общественных организаций, преподавателям университетов, в том числе победителям грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2017/18 и представителям опорных университетов России, разрабатывающим новые образовательные продукты – магистерские программы, учебные и онлайн-курсы, методы и технологии обучения.
С приветственными словами выступил первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов: «Спасибо за приглашение на столь значимый форум. Обозначенная тема очень актуальна. Востребованность магистерских программ в Республике возросла за последние 2-3 года на 25%. В 2017 году только 54% магистрантов поступили на бюджет». Андрей Иванович упомянул Германо-Российский институт новых технологий (ГРИНТ) как пример образовательной организации, специализирующейся только на магистерских программах.  
Работа конференции открылась с пленарной сессии «Магистр будущего – цели, вызовы и возможности». Первым спикером стала генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева с докладом о грантовых конкурсах как инструменте развития образования. По мнению эксперта, конкурсные процедуры – не только эффективный государственный инструмент, но и хороший способ для каждого человека спланировать свое будущее. «Мы подходим к грантам как к еще одному формату частно-государственного партнерства. Когда мы говорим о частно-государственном партнерстве – вспоминаем крупный бизнес, его приход в вузы в виде заказчика на те или иные программы, на трудоустройство выпускников, практики, - подчеркнула Орачева. - Конкурс – это еще один инструмент – заставить себя ответить на вопрос: что будет важно через год и как это объяснить сегодня, чтобы получить поддержку. В самой природе конкурса – конкурентный процесс отбора».
Генеральный директор фонда В. Потанина подчеркнула, что намечается тенденция к использованию конкурсных процедур для решения тех или иных вопросов.  «Любой конкурс – как институциональный, так и индивидуальный отличают три ключевых признака. Первый - время. Это не "здесь и сейчас": между моментом подачи заявки и моментом, когда можно приступить к реализации, может пройти до одного года», - отметила Орачева. Генеральный директор фонда добавила, что конкурс заставляет человека думать о будущем, стратегически планировать. «Конкурс – это еще один инструмент – заставить себя ответить на вопрос: что будет важно через год и как это объяснить сегодня, чтобы получить поддержку. В самой природе конкурса – конкурентный процесс отбора», - подчеркнула она, уточнив, что третий важный признак - это финансовая составляющая, которая является важным признаком любого конкурса.
Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова рассказала и институциональных изменениях в российской высшей школе. Она доказала, что интерес к магистратуре растет с каждым годом: в 2006 году в магистратуру поступал лишь 1% студентов, а в 2016-м – уже 10%. СВФУ за последние годы лидирует по количеству магистерских программ.
Следующей темой для обсуждения стала «Магистратура 2.0 как продукт эволюции трехуровневой подготовки в высшем образовании» от директора консалтинговой компании «CTD» (г. Санкт-Петербург) Дмитрия Райчука. Он кратко ознакомил слушателей с историей формирования двухуровневой системы высшего образования, сравнил опыт в преподавании магистерских программ Гарвардского университета и НИУ ВШЭ по содержанию обучения, трансляции знаний и составу преподавателей. А также предложил собственную модель обучения в магистратуре в университетах.
Сергей Рощин, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», выступил с темой «Магистратура и рынок труда». Он рассказал о мотивации поступления в магистратуру для студентов: карьерный рост, стремление к новым знаниям и высокая заработная плата. Также он затронул такие темы как совмещение обучения с работой, рынок труда и зарплаты магистрантов. Как рассказал проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Рощин, студенты стремятся поступить в магистратуру ради новых знаний, которые помогут им в будущем продвинуться по картерной лестнице и получать высокую заработную плату. Его поддержал и ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, который отметил, что студенты становятся магистрантами не «ради галочки», а ради своего будущего. Он напомнил, что изначально переход от специалитета к бакалавриату/магистратуре был продиктован потребностями общества и изменившимися технологиями. «У нас кардинально изменилась структура образования, и сейчас мы адаптируемся к ней. Доля специалитетов снижается, но пока ни о каких суперглобальных масштабах речь не идет. Кстати, первый массовый выпуск бакалавров произошел лишь в 2015 году.  Магистратура – важнейшая ступень профессиональной подготовки, абсолютно не связанная с продолжением научно-исследовательской деятельности и аспирантурой. Это секторальный, нишевой образовательный продукт, часто предлагающий более широких знания в определенном сегменте рынка труда. Молодые люди инвестируют в магистратуру, чтобы потом продвинуть свою карьеру, а также воспринимают ее как возможность переключения. Статистика показывает, что студенты необязательно идут в магистратуру своего университета, при этом 40% меняют направление, стремясь сформировать дополнительные профессиональные компетенции. Подавляющее большинство совмещают учебу с работой. Это порождает много вопросов о том, как строится магистратура».
Анна Гармонова, директор Департамента образовательных программ института образования НИУ ВШЭ, рассказала об образовательном проекте «Рождение российской магистратуры», а также пригласила вузы принять участие.
Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский в своем выступлении «Типы магистратур и задачи цифровой экономики» раскрыл тему трансформации образования в эпоху цифровой экономики. Также в ходе панельной дискуссии размышлял о меняющейся роли университетов (и магистратуры, в частности) и трансформирующемся рынке труда. «Мы, университеты, должны быть генераторами сложности мира, должны учить людей жить с этой сложностью. Происходит кардинальный сдвиг, связанный с аспектами человеческой личности, среды, инфраструктуры, все больше востребована «умная экономика». Важные изменения происходят с компетенциями – размываются границы профессий, уходит их глубина. Востребовано умение человека жить поверх профессии, менять ее вместе с собой и меняться вместе с профессией. Вопрос для университета – как быть с приходящими людьми, не имеющими специального образования. И здесь важна роль магистратур как особого типа программ».
Завершил пленарную сессию ее председатель, ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. Он постарался найти путь от подхода «мне это нужно для экзамена» к подходу «мне это нужно для будущего». Альберт Харисович предложил внедрение курса личностного развития, а также привел несколько примеров необходимости его преподавания.
В ходе конференции работают тематические секции: «Пространство магистратуры: от реального до виртуального»; «Магистратура: в чем ее ценность для студентов»; «Корпоративные магистерские программы: новый интерфейс работы технологического бизнеса с университетами»; «Модели взаимодействия на примере магистратур вузов и организаций социальной и культурной сфер». Кроме того, состоится  круглый стол, дискуссия по реализации потенциала магистров и деловая игра по социальному проектированию «Прожектор» для грантополучателей Фонда В. Потанина.
Проректор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин подчеркнул крайнюю важность ежегодной конференции по магистратуре, проводимой Фондом. Обзор процессов, происходящих в высшем образовании, дал Дмитрий Райчук, директор консалтинговой компании CTD. По его мнению, сегодня происходит переход от кафедральной системы управления образовательным процессом к программной, или смешанной системе. Таким образом, магистратура становится не продолжением бакалавриата, а самостоятельной, осмысленной отраслью. «Бакалавриат – это трансляция ранее приобретенных, книжных знаний. Магистратура – обучение через участие в генерации новых знаний», – подчеркнул он.  
В течение двух дней в параллельных секциях участники обсудили такие темы, как перспективы развития магистратуры, анализ качества и результативности магистерских программ, оценка их влияния на инновационное развитие отрасли и региона, архитектура магистерской программы, развитие социального предпринимательства и социального проектирования в вузах и многие другие.  
Большой интерес вызвали круглый стол «Анализ качества и результативности магистерских программ и оценка их влияния на инновационное развитие отрасли и региона», а также деловая игра по социальному проектированию «Прожектор». Участники мероприятия посетили музей техники, созданный на базе первого сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144, познакомились с экспонатами выставки «Приближая будущее», посвященной достижениям грантополучателей Благотворительного фонда В.Потанина в области культуры, образования и развития филантропии.
Преподаватели СВФУ Анна Михайлова и Оксана Романова активно участвовали на площадках конференции, обсуждали современные тренды и возможности развития совместных деловых партнерских отношений. Заведующей кафедрой социологии и управления персоналом Анной Михайловой достигнута договоренность с ВШЭ, что СВФУ станет площадкой по апробации методологии ВШЭ по изучению рынка труда на Дальневосточном регионе. Также возможности совместных грантов с лабораторией цифровой экономики на базе Германо-Российского Института Новых Технологий (ГРИНТ) в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева – КАИ.
Во второй день Анна Михайлова и Оксана Романова приняли участие в форсайт-сессии по моделированию будущего магистерских программ. Форсайт-сессия проходила на 7 площадках. Команда СВФУ работала над компетенциями магистра будущего. В результате были разработаны ключевые компетенции, включающие, как hard skills, так и soft skills. Прежде всего выпускник магистратуры должен обладать лидерскими качества, быть проектно-ориентированными с предпринимательским мышлением, креативным, уметь работать с информацией и владеть информационными технологиями.  
Участие в научно-практической конференции позволило оценить уровень развития магистерских программ в СВФУ на данном этапе развития, а также определить горизонты развития через создание сетевого взаимодействия и партнерского сотрудничества.

Заведующая кафедрой социологии и управления персоналом, к.э.н., Михайлова Анна Викторовна




Автор: Администратор

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).