Новости

СВФУ на Втором профессорском форуме 2019

  • 13 Февраля 2019
  • 462

СВФУ на Втором профессорском форуме 2019

6-7 февраля т.г. делегация Якутского регионального отделения ООО «Российское профессорское собрание» приняла участие во втором профессорском форуме, который прошел в г. Москва. В работе форума приняли участие: председатель ЯРО РПС Гармаева Дарима Кышектовна, заместитель председателя ЯРО РПС Михайлова Анна Викторовна и член ЯРО РПС, председатель конституционного суда Республики Саха (Якутия) Ким-Кимэн Александр Николаевич.
Идейный вдохновитель Профессорского форума — Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» — основной задачей Форума поставила организацию общения на профессиональной основе профессоров, руководителей ведущих университетов, научных коллективов, ведущих представителей научно-педагогических сообществ.
В работе Форума приняли участие представители ведущих вузов России и стран Содружества, Министерства образования и науки, иных органов государственной власти России, органов управления образованием стран Содружества, Российской академии наук, Российской академии образования. Участвовало более 1200 участников из 200 учебных заведений и НИИ, приехали гости из ближнего зарубежья. Участники форума вступали в прямой диалог, в зале шла полемика вокруг актуальных и злободневных вопросов и поднимаемых проблем.
Форум состоял из двух частей.  6 февраля было проведено рабочее пленарное заседание: «Проблемы современной науки и высшего образования: пути решения» и работа в секциях. 7 февраля в торжественном пленарном заседании: «Основные направления развития науки и образования» выступили основные спикеры и министр науки и высшего образования Михаил Михайлович Котюков.
Министр отметил, что «….Согласно указу, в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. К этому же сроку должно быть создано не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, а приборная база ведущих научных организаций должна быть обновлена не менее чем на 50%». Важны инициативы регионов.
Основные вопросы, которые обсуждались на пленарном заседании и секционных обсуждениях были следующие:
•    проблемы современного образования и науки, федеральный закон «Об образовании», включая аудиторную нагрузку профессоров, обязательность участие в хоздоговорной и грантовой работе, эффективные контракты, аттестация научных кадров;
•    роль и задачи региональных отделений Российского профессорского собрания (РПС);
•    основные направление развития науки и образования, реализация национальных проектов «Образование» и «Наука», перспективы развития аспирантуры;
•    роль и место Российского профессорского собрания в развитии науки и образования, приоритетные темы научных исследований, новые подходы к государственной  и общественно-профессиональной аккредитации;
•    отличительные черты современного университета мирового уровня;
•    взаимодействие общественных организаций с Российским профессорским собранием.
Открыл мероприятие председатель ООО «РПС» Владислав Валерьевич Гриб, который отметил: «Профессорский форум проводится второй раз подряд, но в этом году в новом формате в течение двух дней. Первый день на площадке РУДН состоится около 15 секций различной тематики, во второй день в Колонном зале Дома союзов пройдет пленарное заседание, на котором мы обсудим итоги работы первого дня, утвердим резолюцию форума и основные направления деятельности Российского профессорского собрания. Также в ходе форума предполагается подготовить рекомендации органам государственной власти, парламенту, Министерству науки и высшего образования РФ, Общественной палате РФ, представителям вузовского и академического сообщества».
На сегодняшний день сформированы координационные советы форума в субъектах РФ, с которыми взаимодействует федеральный центр. В состав этих советов вошли представители ОП регионов. Деятельность координационных советов позволяет охватить весь спектр вопросов и болевых точек, присущих тому или иному региону. В рамках Профессорского форума пройдет награждение общенациональной премией «Профессор года». Премия присуждается за выдающиеся научные результаты в области образования и науки в целях сохранения и дальнейшего развития научного потенциала российской науки и высшего образования, стимулирования научно-технического развития и поощрения выдающихся научных и педагогических кадров. «Премия — очень ответственная часть мероприятия, подготовка к ней шла дольше всего. Награды получат лучшие профессора и ректоры ведущих университетов страны», — прокомментировал Владислав Гриб.
Сопредседатель наблюдательного совета Российского профессорского собрания, председатель Высшей аттестационной комиссии РФ, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Михайлович Филиппов обратил внимание, что Профессорский форум способствует эффективному диалогу Министерства науки и высшего образования РФ, региональных властей и профессорского сообщества. «Важно взаимодействовать не просто с ректорами ведущих вузов, а именно с профессорско-преподавательским составом в регионах, который может донести информацию о состоянии системы образования из первых уст. Мы - посредник между университетским сообществом и государством. Это жизненно важно для формирования политики нового министерства», — подчеркнул он.
Выступила с докладом Наталия Александровна Наумова, заместитель руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, подчеркнув, что сейчас обновляется состав экспертов, разрабатываются методические рекомендации для проведения государственной аккредитации, остановилась на обязательном мониторинге ВУЗов, план контрольных мероприятий, подробно рассказала о роли общественно-профессиональной аккредитации.
Выступил с докладом Олег Николаевич Смолин, первый заместитель председателя комитета государственной думы по образованию и науке. Был поднят вопрос on-line технологий и образования, о недофинансировании науки и образования по сравнению с плановыми показателями, финансирование должно быть от уровня роста ВВП. Важно обратить внимание на качество образования, на подтверждение знаний в ходе учебного процесса.
В первый день форума выступили Олег Юрьевич Курбатов, заместитель генерального секретаря Международной ассоциации профессоров и доцентов ЮНЕСКО. Подробно рассказал о деятельности международной ассоциации профессоров и доцентов ЮНЕСКО, о вызовах современного образования, о возможностях сотрудничества с международными организациями. Также кратко представлены итоги доклада GEF глобальной образовательной повестки.
С докладом выступил председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Александр Николаевич Ким-Кимэн поделилась с участниками форума инициативами, реализуемыми в Республике Саха (Якутия). Создана свободная площадка юридический практикум, лаборатория для студентов и магистрантов СВФУ для обсуждения актуальных вопросов. Был поднят вопрос о нравственном вопросе воспитания в образовании, о ценностях и нормах.  
7 февраля в колонном зале Дома Союзов была организована работа панельных сессий:
Ключевыми спикерами панельных сессий явились:
– Драгункина Зинаида Федоровна, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре ФС РФ;
– Смолин Олег Николаевич, первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ;
– Котюков Михаил Михайлович, Министр науки и высшего образования Российской Федерации;
– Кравцов Сергей Сергеевич, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– Зинченко Юрий Петрович, Президент Российской академии образования;
– Боровская Марина Александровна, Первый Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации;
–  Хохлов Алексей Ремович, Вице-президент Российской академии наук;
–  Кропачев Николай Михайлович, Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Ассоциации ведущих университетов;
–  Кузьминов Ярослав Иванович, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;  – Стародубов Владимир Иванович, Сопредседатель Научного совета по медицинским наукам Российского профессорского собрания, директор ФГБУ «Центральный научно исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения»;
–  Максимцев Игорь Анатольевич, Сопредседатель Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, руководитель регионального отделения по г. Санкт-Петербургу, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета;
–  Миронов Владимир Васильевич, Декан философского факультета МГУ, сопредседатель Научного совета по философским наукам РПС;
–  Стриханов Михаил Николаевич, Сопредседатель Научного совета по техническим наукам Российского профессорского собрания, ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ;
–  Васильев Владимир Николаевич, Ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики;
– Фадеев Валерий Александрович, Секретарь Общественной палаты РФ
–  Назаров Андрей Геннадьевич, Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;
– Шохин Александр Николаевич, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей; –  Мишель Ге, Генеральный секретарь Международной ассоциации профессоров и доцентов (IAUPL) при ЮНЕСКО;
–   Калинин Александр Сергеевич, Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и др.
Ректор ВШЭ Кузьминов Ярослав Иванович отметил, «… одной из важных задач является поддержка публикационной активности в вузах. Сегодня многие вузы в регионах имеют программы стимулирования публикаций преподавателей, при этом 90% из них ориентированы прежде всего на российские журналы. В настоящий момент более 500 российских журналов включены в глобальную базу данных Scopus (более 150 — в Web of Science) и очевидно, что огромное число авторов хотело бы публиковаться в таких журналах. Однако жесткие требования к качеству публикаций заставляют редакции журналов отклонять до 80 % заявок. Наши ученые в регионах часто оказываются в ситуации, когда их статья отклоняется ключевым научным журналом по замечаниям рецензентов — в хороших журналах это совершенно обычное дело. Времени на доделку материала у ученого нет — он перегружен и понимает, что разобраться в нюансах переоформления — это не дело часа или двух. В итоге он предпочитает отдать работу в журнал попроще. Статья публикуется, но ее не замечают. Мы теряем огромное количество научных материалов из-за банального отсутствия опыта. Так давайте коллегам начнем помогать с этим. Эффект может быть значительный. Еще одной точкой роста для вовлечения преподавателей региональных вузов в исследовательскую деятельность могут стать программы поддержки молодых ученых: стажировки в ведущих вузах, создание совместных научных центров и лабораторий ведущими и региональными вузами, специальные меры — прежде всего финансовые с участием государства — по удержанию лучших ученых. Например, в НИУ ВШЭ с 2018 года реализуется программа поддержки российских постдоков. Она начата в прошлом году, и сейчас 24 человека, прошедшие отбор, получили годичные контракты научных сотрудников, которые предоставляют доступ ко всем возможностям для исследований, мобильности, повышения квалификации, имеющимся в университете. Мы не хотим ограничивать кандидатов по возрасту, главное — взаимная заинтересованность стажера и принимающего подразделения, хорошо проработанная программа стажировки. За 2-3 года мы планируем довести число участников этой программы до 300 человек».
Председатель Якутского регионального отделения ООО «РПС», доктор медицинских наук, профессор Гармаева Дарима Кышектовна приняла участие в работе медико-биологической секции. Заместитель Якутского регионального отделения ООО «РПС» в работе секции государственное и муниципальное управление, экономическая секция и педагогическая секция. Делегаты от Якутского регионального отделения внесли предложения в итоговый документ второго профессорского форума.
Были озвучены следующие предложения от Якутского регионального отделения ООО «РПС»:
1.    Для формирования адекватной профессионально-квалификационной подготовки кадров ООО «Российское профессорское собрание» внести предложения региональным властям сформировать качественный долгосрочный прогноз социально-экономического и научно-технического региона с потребностями в кадровых ресурсах для соответствующего региона.
2.    Для создания единой программы, основанной на прогнозно-аналитических данных конъюнктуры регионально-муниципального рынка труда и определении рейтинга профессий для предложений и реализации программы опережающего обучения подготовки кадров по реализации конкретных видов экономической деятельности, имеющих стратегическое значение для развития региона для экспертизы проектируемых новых профессий для создания портфеля компетенций с учетом вызовов 4 промышленной революции и компетенций будущего; оценки и повышения квалификаций кадров, для развития государственно-частного партнерства в области образования и науки ООО «Российское профессорское собрание» инициировать о создании на уровне муниципалитетов регионов Объединённого научно-методического совета, в состав которых войдут представители научных и образовательных сообществ, представители государственных и муниципальных органов, а также работодатели бизнеса.
3.    Для разработки и реализации инновационных образовательных программ по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям; формирования нового образа мышления у педагогических работников в условиях трансформации общества организовать Российскому профессорскому собранию круглые столы в режиме онлайн трансляции с регионами на тему «Образование будущего», «Образование в условиях технологий будущего».
4.    Организовать Российскому профессорскому собранию методические семинары, вебинары для профессоров по темам «Педагогическая инноватика»,  «Цифровые инновационные формы работы с талантливой молодежью», мы считаем, что должна быть интеграция цифровой дидактики и образовательных технологий, классических и новых форм и методов обучения, традиционного и инновационного содержания образования с учетом современных достижений в науке в контексте диалога культур.
5.    В рамках повышение качества образования и разработки собственных образовательных стандартов и учебных планов важно проанализировать и провести независимую  экспертизу проектируемых новых профессий для создания портфеля университетских компетенций с учетом вызовов 4 промышленной революции и компетенций будущего.
6.    Включить членов РПС в состав экспертных комиссий по разработке профессиональных стандартов для ключевых (базовых) отраслей экономики и разработки и описанию компетенций для образовательных стандартов поколения 3++, базовых стандартов по школьным дисциплинам.  
7.    Очевидный ценностно-культурный кризис современного мира и общества, необходимость гуманитаризации российского образования, с одной стороны, и повышения уровня компетенций в области высоких технологий, с другой,  делает очевидным необходимость разработки и внедрения в российских университетах обязательных междисциплинарных факультативов - естественно-научной направленности для гуманитериев, и историко-филологической - для студентов технических и естественно-научных специальностей. Это должно быть одним из приоритетных направлений в программах развития наших университетов. Это тоже своего рода  инжиниринг, но инжиниринг человеческих душ, будущих профессионалов. Позитивный многолетний опыт внедрения таких обязательных межфакультетских курсов имеется в МГУ имени М.В.Ломоносова.
8.    С целью сокращения отставания регионов по количеству участников, победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников от участников Москвы и Санкт-Петербурга, а также для повышения эффективности преподавания естественно-научных и технических дисциплин в российских школах необходимо содействовать  внедрение научно-образовательных проектов «Наука в регионы»с целью ранней профессионализации школьников, повышения интереса школьников из регионов естественнонаучным и техническим дисциплинам(пример, создан проект на базе МФТИ).
9.    На базе региональных отделений организовать площадку для обсуждения реализации Национальных проектов «Наука» и «Образование», с участием академической, вузовской общественностью и представителейгоскорпораций.
10.    Создать на сайте ООО РПС открытую информационную онлайн средупо научным направлениям с целью инициирования, обеспечения координации, мониторинга процессов продвижения  проектов и предложений, консультативной поддержки членов РПС на основании принципов коллегиальности и самоуправления. По каждому направлению предлагается создать Советы из 15-20 представителей из университетов - членов РПС. Члены Совета -  представители не менее 2-3 университетов-участников.
11.    Мы поддерживаем предложение о включении модернизации академической аспирантуры в высшей школе в национальный проект «Наука». Несомненно, что аспирантура должна быть научной.
Миссия Форума была достигнута. Форум собрал около 600 участников и объединил под своей эгидой представителей различных научно-педагогических сообществ, академий наук, Министерства образования и науки, иных государственных органов, деятельность которых оказывает воздействие на развитие образования и науки. В целом конструктивный диалог между российской профессурой и органами власти состоялся, что является основой развития институтов гражданского общества.
В целом на форуме обсуждались следующие вопросы:
1.    Реформирование аспирантуры. В настоящее время идет процесс
изменения подходов к аспирантуре. Важно, чтобы по итогам завершения обучения в аспирантуре были защиты. Необходимо готовить научные кадры, взращивать поколение ученых.
2.    Концепция Long-life learning реализуется, переходит в формат и
режим on-line. Контактная работа не будет снижаться. Надо быть готовыми к новыми форматам взаимодействия.
3.    Важно регионам участвовать в национальных проектах «Наука» и
«Образование», нужны инициативные предложения.
4.    Обсуждались вопросы государственной и общественно-
профессиональной аккредитации, аттестации научных кадров.
5.    Обсуждался статус профессора, его роль в развитии Вузов и
региона.
На форуме состоялись: церемония подписания Соглашений о сотрудничестве и Торжественная церемония награждения лауреатов Общенациональной премией «Заслуженный профессор» и «Профессор года» в номинации «Федеральная премия».

Использованы материалы по итогам второго профессорского форума 2019 года.

http://xn--e1agdcmhbdckdegac1bfj.xn--p1ai/ - материалы второго профессорского форума

Участник второго профессорского форума, Михайлова Анна Викторовна


Автор: Администратор

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).