О факультете

Более подробную информацию о нашем факультете вы можете узнать здесь

ИЗ ИСТОРИИ ФАКУЛЬТЕТА ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ

История факультета довузовского образования и профориентации уходит корнями в прошлое.

В 30-е годы ХХ века перспективы развития страны, республики требовали увеличения обучающихся в вузах, повышения уровня их подготовки. И в 1932 году первый набор рабфака составил 27 человек. 
В 1970 году на базе рабфака было создано подготовительное отделение ЯГУ.
В 1992 г. на базе подготовительного отделения при Учебно-методическом управлении ЯГУ был открыт профориентационный кабинет. Заведующей стала Михайлова Тамара Михайловна.

Решением Ученого совета ЯГУ от 1 июля 1998 г. профориентационный кабинет УМУ был реорганизован в факультет довузовского образования и профориентации. Деканом факультета была избрана доктор философских наук, профессор кафедры социологии ФЭИ ЯГУ Тамара Михайловна Михайлова
Основные задачи факультета - повышение уровня общеобразовательной подготовки абитуриентов и создание им необходимых условий для поступления в институты и на факультеты Северо-Восточного университета.
За прошедшие годы подготовительное отделение закончили более шести тысяч человек. Многие из них, окончив СВФУ и другие вузы Центра и Сибири, стали аспирантами, преподавателями, работниками сферы образования и медицины, юристами, строителями, геологами, экономистами, известными политиками.
С 1991 года успешно работают подготовительные курсы для абитуриентов.
Подготовительные курсы – структура, мобильно реагирующая на потребности рынка в сфере образовательных услуг по довузовской подготовке.
Именно поэтому сейчас на подготовительных курсах ФДОП реализуется множество образовательных программ по довузовскому обучению, рассчитанных на самые разные категории абитуриентов. Ведут занятия преподаватели университета, которые имеют опыт работы в вузе и школе.
В 2001 году открыта воскресная школа «Уникум» для учащихся 5-9 классов. Школа «Уникум» реализует программы дополнительного образования, «надстраивающие» базовый компонент общеобразовательной школы. Учебные программы разработаны преподавателями профильных факультетов, институтов СВФУ.
Занятия осуществляются в малокомплектных группах, что позволяет более эффективно вести индивидуальную работу и внедрять дифференцированный подход в обучении.
Учащиеся школы «Уникум» при ФДОП улучшают свои знания по основным школьным предметам. Многие из них становятся победителями олимпиад по предметам.
По инициативе ФДОП 8 января 2003 года в университете создан научно-методический совет по профориентации для координации усилий всех подразделений университета и активизации профориентационной работы.
Профориентационная работа в СВФУ, которую организует и координирует ФДОП, ведется на основе Концепции развития профессиональной ориентации. Этот документ определяет основные принципы развития и обновления профессиональной деятельности СВФУ.
Профориентационная работа имеет различные направления: выезды в улусы республики с целью информационно-методической помощи в профессиональной ориентации школьников и предметных консультаций по предметам, выпуск рекламных материалов, создание сайта по профориентации в Интернете, издание учебно-методических пособий, телевизионные и радио передачи для абитуриентов, профдиагностика, организация Дней открытых дверей, участие в Ярмарке профессий, праздник для абитуриентов «Мой, твой, наш университет» и др.

Слушатели дневного подготовительного отделения повышают уровень общеобразовательной подготовки и адаптируются к условиям обучения в высшем учебном заведении.
С самого начала своего существования подготовительное отделение стало своеобразным университетом в миниатюре, так как здесь ведется подготовка к поступлению на все специальности СВФУ.
Поступив на подготовительное отделение, слушатели сразу оказываются в атмосфере университетской жизни. Они пользуются аудиториями, кабинетами, лабораториями, библиотеками и другими учреждениями СВФУ, а также обеспечиваются медицинским и культурно-бытовым обслуживанием. Остро нуждающимся слушателям предоставляется общежитие.
Учебные занятия проводятся по дисциплинам вступительных испытаний. По окончании курса слушатели факультета сдают выпускные экзамены, которые приравниваются к вступительным испытаниям.
Для выявления уровня знаний по отдельным дисциплинам и склонности к обучению по соответствующей специальности с поступающими на подготовительное отделение проводится собеседование в соответствии с требованиями учебных программ средней общеобразовательной школы.
Кроме дневного отделения, на факультете есть подготовительное отделение вечерней и заочной формы обучения. На вечернем отделении обучается работающая молодежь, на заочном – жители улусов. Заочное обучение предусматривает выполнение контрольных работ и самостоятельную подготовку абитуриента по специальным методическим пособиям. Преподаватели не только проверяют правильность выполняемых контрольных работ, но и обязательно рецензируют проделанную учащимися работу, отмечая, какие разделы программы усвоены, а каким нужно уделять дополнительное внимание.

Подготовительные курсы ФДОП

· Подготовительное отделение;
· 8-месячные вечерние подготовительные курсы;
· Интенсив-курсы;
· 1-месячные экспресс-курсы;
· Дистанционные курсы;
· Заочные курсы;
· Очно-заочная школа "Абитуриент";
· Каникулярные курсы;
· Выездные курсы;
· Школа «Уникум».

Абитуриенты, родители, преподаватели традиционно дают высокую оценку работе подготовительных курсов ФДОП, позволяющих получить наиболее фундаментальную и качественную подготовку выпускников школ к поступлению в вуз. За последние 5 лет на всех подготовительных курсах прошли обучение более 3500 слушателей.
Занятия проводятся по всем основным предметам: математике, русскому языку, литературе, иностранным языкам, физике, биологии, химии, истории, обществознанию. Недельная нагрузка слушателей варьируется от 3 до 15 академических часов в неделю в зависимости от количества выбранных предметов.
Учебные занятия проводятся в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования РФ и программами для поступающих в вузы. Программы обучения рассчитаны на систематизацию и углубление знаний, полученных в основной школе. Помимо изучения программного материала на занятиях рассматриваются наиболее типичные ошибки, допускаемые абитуриентами на вступительных испытаниях, с разбором экзаменационных тестов ЕГЭ прошлых лет.
На подготовительных курсах введена система контроля знаний слушателей. Согласно учебному плану, учащиеся выполняют контрольные и самостоятельные работы на протяжении всего периода обучения. В связи с введением ЕГЭ, преподаватели активно используют тестовый контроль, проводят ежемесячные и итоговые аттестации в тестовой форме.
Особое внимание Факультет довузовского образования и профориентации придает подбору преподавательских кадров для работы на курсах, поскольку ключевая позиция в учебном процессе принадлежит преподавателю. На подготовительных курсах в последние годы успешно работают высококвалифицированные преподаватели СВФУ, имеющие значительный опыт работы с абитуриентами.
Практика показывает, что более 75 % выпускников подготовительных курсов становятся студентами вузов. Они легче адаптируются к требованиям, предъявляемым к студентам, хорошо справляются с программой обучения, активно занимаются исследовательской, общественной работой, а впоследствии становятся хорошими специалистами. И в этом большая заслуга коллектива преподавателей и сотрудников, работающих на подготовительных курсах.

Внеучебная жизнь слушателей факультета

Воспитательная работа на факультете ведется в соответствии с концепцией воспитательной работы СВФУ и планом работы ФДОП, который утверждается Учебно – методическим советом факультета.
Внеучебная работа проводится по разным направлениям, при этом учитываются: адаптация слушателей, работа кураторов, жизнь в общежитии, профориентационная работа, работа по профилактике правонарушений, по внедрению и формированию ЗОЖ, культурно-массовая работа, общественно-полезный труд.
Внеучебная жизнь слушателей интересна и многогранна. Они постоянные участники всех общеуниверситетских мероприятий. «Посвящение в слушатели», посещение театров, экскурсии в музеи, организация традиционной «Спартакиады» и концертов художественной самодеятельности, проведение всевозможных конкурсов - серьезных и веселых, КВН — всем этим занимаются слушатели ФДОП.
На факультете проходят еженедельные старостаты; собрания слушателей по группам (итоги успеваемости, посещаемости, культура поведения, правила проживания в общежитии и т.д.); .проводится аттестация слушателей, проживающих в общежитии, индивидуальные беседы, рейды в предпраздничные и праздничные дни; встречи с представителями всех факультетов, беседы о профессиях, специальностях СВФУ.
Факультет сотрудничает с Центром психологической службы СВФУ (проводится диагностическое тестирование слушателей и составляются профессиограммы) и МВД РС (Я) для работы по профилактике правонарушений (реализуется «План совместных мероприятий по предупреждению правонарушений среди слушателей ФДОП», в группах проводятся кураторские часы на тему «Права и обязанности гражданина РФ»).
Слушатели ФДОП—активные сторонники здорового образа жизни, поэтому на факультете проводятся встречи с врачами, индивидуальные беседы, экскурсии в анатомический музей, конкурс стенгазет «Мы за ЗОЖ!».

Профориентационная работа

Факультет двузовского образования и профориентации организует профориентационную работу в Северо-Восточном федеральном госуниверситете, которая ведется на основе Концепции развития профессиональной ориентации. Этот документ определяет основные принципы развития и обновления профессиональной деятельности университета.
Субъектами профориентации в СВФУ являются обучающиеся (школьники и студенты), преподаватели, сотрудники. Целый ряд структурных подразделений и объединений СВФУ занимается вопросами профориентации: институты, факультеты, Центр психологической помощи студентам, приемная комиссия СВФУ, Центр тестирования, отдел содействия занятости и трудоустройства студентов СВФУ, Центр повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, Центр дистанционного обучения «Ситим», Научно-методический совет по профориентации.
Важной вехой в развитии профориентационной работы СВФУ явилось создание в 2003 году Научно-методического Совета по профориентации, который координирует усилия всех подразделений и структур ЯГУ и активизирует профориентационную работу. В состав Совета входят председатель, зам. председателя (декан ФДОП), научный консультант, руководители профориентационной работы институтов и факультетов, отв. секретарь центральной приемной комиссии, психолог Центра психологической помощи, специалист из отдела по работе со СМИ и общественностью, методист факультета довузовского образования и профориентации. Совет заседает один раз в месяц, члены Совета предоставляют отчеты и делятся опытом работы по профориентации, выносят на обсуждение различные вопросы учебно-методического характера, способствующие улучшению организации профориентационной работы в СВФУ. Решения принимаются открытым голосованием.
Ежегодно на Ученом Совете утверждается план профориентационной работы университета и заслушивается годовой отчет с итогами работы.
В институтах и на факультетах СВФУ руководят профориентационной работой заместители директоров и деканов:

· организуют совместную профориентационную деятельность с учреждениями общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
· осуществляют координацию профориентационной работы кафедр и организуют профориентационные мероприятия на факультете (в институте);
· устанавливают стабильные связи с социальными партнерами и конечными потребителями профессиональной подготовки специалистов.
Довузовская подсистема профориентации в СВФУ имеет различные формы и методы работы с абитуриентами.
Для развития профессионального самоопределения абитуриентов в институтах и на факультетах функционируют Малая медицинская, математическая, естественных наук, филологическая академии. Учебные программы Малых академий направлены на осознанный выбор профессии учащимися, на углубление знаний и привития им навыков исследовательской работы, на повышение престижа высшего образования.
Результатом многолетней профориентационной работы СВФУ является развитая сеть педагогических классов и базовых школ, открытие 82 профильных классов в 25 улусах и г. Якутске, успешное проведение научно-практических конференций школьников, олимпиад, летних экспедиций, выездных консультаций, Дней факультетов СВФУ в улусах республики, Ярмарок профессий, мероприятий Общественной Академии «Шаг в будущее».
Основную роль при качественной подготовке своего абитуриента играет факультет довузовского образования и профориентации.
Успешно ведется работа по информационному обечения
Довузовская подсистема профориентации в СВФУ имеет различные формы и методы работы с абитуриентами.
Для развития профессионального самоопределения абитуриентов в институтах и на факультетах функционируют Малая медицинская, математическая, естественных наук, филологическая академии. Учебные программы Малых академий направлены на осознанный выбор профессии учащимися, на углубление знаний и привития им навыков исследовательской работы, на повышение престижа высшего образования.
Результатом многолетней профориентационной работы СВФУ является развитая сеть педагогических классов и базовых школ, открытие 82 профильных классов в 25 улусах и г. Якутске, успешное проведение научно-практических конференций школьников, олимпиад, летних экспедиций, выездных консультаций, Дней факультетов СВФУ в улусах республики, Ярмарок профессий, мероприятий Общественной Академии «Шаг в будущее».
Основную роль при качественной подготовке своего абитуриента играет факультет довузовского образования и профориентации.
Успешно ведется работа по информационному обеспечению абитуриентов сведениями о вузе, факультетах (институтах), специальностях. С этой целью выпускаются рекламные материалы: буклеты о профессиях, о структурных подразделениях, правилах приема; плакаты; специальные выпуски газеты «Наш университет»; рекламно-информационные стенды.
Для подготовки абитуриентов к ЕГЭ факультет издает учебно-методические пособия.
Очень важной формой профориентации являются прямые телевизионные и радио передачи для абитуриентов («Школа абитуриента»), в которых принимают участие представители ректората, приемной комиссии, деканы факультетов, директора институтов.
Осознанному выбору профессии способствуют крупные мероприятия для абитуриентов: Дни открытых дверей, городской праздник для выпускников школ «Мой, твой, наш университет», Ярмарка профессий и учебных мест.
Деятельность ФДОП является одним из этапов непрерывного образования на довузовской, вузовской и послевузовской ступенях. Как результат этой деятельности – получение твердых знаний в высших учебных заведениях и выпуск квалифицированных специалистов для республики.

Лучшие выпускники

Сегодня среди выпускников подготовительного отделения известные в Республике Саха (Якутия) люди: Илларионов В.В, д.ф.н., профессор; Филиппов Г.Г., д.ф.н., профессор; Сыроватский А.А., зав. кафедрой ИТФ; Соров А.М., зав. отделом Департамента при Президенте РС(Я) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров; Ноев А.И., председатель физмат Форума «Ленский край»; Куркутов Г.С., начальник управления по молодежной и семейной политике Городского округа «Якутск» и многие другие.


НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ