Основополагающими элементами реализации ФГОС ОПП-020400-Биология является компетентностный подход к организации оценки результатов образования, чему способствуют модульно-рейтинговая организация образовательных курсов, увеличение объема и роли самостоятельной работы студента, широкое использование активных и интерактивных форм занятий. В соответствии с этими требованиями создаются фонды оценочных средств во внетрисеместровой аттестации, включающие в себя систему бально-рейтниговой аттестации студентов .
Материально-технической базой, обеспечивает проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Для проведения учебных биологических практик имеются специализированные полигонами и базами общебиологических и профильных практик, располагающие современным полевым оборудованием, приборами для полевых наблюдений (в соответствии с профилем подготовки) вычислительной техникой для проведения камеральных работ.
Лаборатории биологического отделения оснащены современными стендами и оборудованием, обеспечивающим проведение лабораторных практикумов и практических занятий по основным дисциплинам общего математического и естественнонаучного цикла, общепрофессионального цикла, а также по специальным дисциплинам профиля, в том числе, большой практикум. Имеется инсектарий зоологического музея, боанический сад с тепличным хозяйством, помещения для хранения коллекционного материала.
Студентам обеспечен доступ к комплектам учебной литературы, фондам отечественных и зарубежных журналов в соответствии со списками, рекомендованными УМО по каждой дисциплине.
Институт располагает в достаточном количестве современной вычислительной техникой, обеспечивающей доступ к базам данных и возможность работать в информационных сетях.
В преподавании всех дисциплин активно используются инновационные методы, формы и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую практическую подготовку обучаемых.