Паспорт образовательной программы
(на 2020-2021 уч.г.)
Название УЧП |
Институт естественных наук |
Название отделения |
Эколого-географическое отделение |
Название образовательной программы |
05.03.06 Экология и природопользование |
Профиль |
Природопользование |
Профессиональный стандарт
|
ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержден приказом Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894 |
Вступительные испытания |
ЕГЭ География; /Биология/ Математика; Русский язык |
Уровень подготовки |
бакалавриат |
Форма обучения
|
очная
|
Проходной балл: |
160 |
Количество бюджетных мест |
20 |
Количество платных мест |
1 |
Стоимость обучения: рублей в год, для граждан РФ |
297 000 рублей |
Срок обучения: |
4 года |
Профессиограмма
Код. Наименование образовательной программы
|
05.03.06 Экология и природопользование |
Описание профессии
|
Эколог – молодая профессия. Появилась необходимость в квалифицированных кадрах, которые могли бы каким-то образом предотвращать загрязнение воздуха, воды и земных недр. Сегодня экология стала важнейшей профессией, от которой зависит многое, Эколог обеспечивает поддержание равновесия между природоохранными предприятиями и потребностями научно-технического и экономического развития страны, акцентируя внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспортировки опасных веществ, приемов самозащиты граждан. Состоянием окружающей среды обеспокоены многие, но всё равно люди не отказываются ездить на автомобиле, и не спешат утилизировать мусор.
Об ожидающих мир экологических катастрофах было написано многое и многими специалистами, размышляющими о том, чтобы можно было предпринять для примирения живой и неживой природы. Но практической деятельностью в борьбе за охрану окружающей среды занимаются именно экологи. |
Доминирующие виды деятельности Кем может работать выпускник
|
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность: - Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований в области экологии, геоэкологии, природопользования, устойчивого развития, охраны природы); - Сельское хозяйство (в сфере агломелиорации); - Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимии). Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектно-производственная; организационно-управленческая; контрольно-надзорная; экспертно-аналитическая; педагогическая; культурно-просветительская. |
Область применения профессиональных знаний. Где может работать выпускник.
|
- Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований в области экологии, геоэкологии, природопользования, устойчивого развития, охраны природы); - Сельское хозяйство (в сфере агломелиорации); - Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимии); Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: экологической безопасности в промышленности; обращения с отходами; охраны природы; предотвращения и ликвидации загрязнений, рационального природопользования, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды); - сфера охраны окружающей среды; - сфера управления природопользованием; - сфера нормирования в области охраны окружающей среды; - мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды; - сфера оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы; - сфера охраны природных объектов; - сфера инженерно-экологических изысканий; - сфера экологического менеджмента и аудита; - сфера экологического надзора и контроля. |
Профессионально важные качества
|
- склонность к работе с объектами природы; - развитые логические способности; - склонность к работе с информацией; - способность к концентрации внимания; - склонность к работе в сфере общения; - активность и физическая подвижность; - физическая выносливость. |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
|
- заболевания опорно-двигательного аппарата; - нервной системы; - сердечно-сосудистой системы; - органов слуха и зрения; - иммунной системы; - различные формы аллергий; - физические ограничения (ограничения подвижности). |
Условия работы
|
Работа эколога разнообразна: Эколог может работать как один, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Представители данной профессии работают как в помещениях, так и на открытом воздухе. Работа происходит в движении или сидя, с использованием компьютера и специальных инструментов. Это может быть тихая и спокойная деятельность, а может быть активная и подвижная: - проведение проверок и консультаций по экологическим вопросам; - решение вопросов, связанных с противозаконными и недобросовестными действиями; - рассмотрение жалоб, подача исков в судебные инстанции; - участие в исследовательской работе (лабораторные исследования); - организация экологических PR-акций; - исследование последствий негативных вмешательств в окружающую среду, поиск путей возможного решения проблем Эколог достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, при этом ограничен нормативными требованиями и документами. |
Перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда
|
В общественной некоммерческой деятельности главная ценность - опыт‚ здесь возможен карьерный рост от волонтера до руководителя.
Специализация и освоение смежных областей |
Выпускники бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре
|
Экология и природопользование (Устойчивое развитие Арктики (совместная программа с Университетом Хоккайдо, Япония)); Техносферная безопасность (Охрана окружающей среды и рациональное природопользование). |
Форма 3
Перечень изучаемых дисциплин
по направлению Экология и природопользование, профиль Природопользование
Дисциплина |
Краткое описание |
1 курс | |
Иностранный язык
Русский язык и культура речи Физическая культура и спорт
История
Основы УНИД Математика Информатика
Физика Химия Гидрология Геоморфология с основами геологии Почвоведение с основами географии почв Общее землеведение
Картография
|
- Английский, немецкий, французский (по выбору и по уровнях знания). - Тренировка речи на русском. - Разделение по категориям (основные, средние и базовые), с возможностью посещения спортивных кружков вместо физкультуры. - Изучение общей истории, посещение исторических музеев. - Публикация научных статей. - Высшая математика. - Свойства информации, способы ее представления, накопления, обработки и передачи с помощью технических средств. - Общая физика. - Общая т неорганическая химия. - Общая гидрология. - Ландшафты, геология и происхождение Земли.
- Обзор и изучение почв мира и Якутии.
- Основные этапы развития земного шара и влияние физических факторов. - Работа с топографическими картами, умение создавать топографические карты. |
2 курс | |
Философия Иностранный язык Безопасность жизнедеятельности Основы права Экономика
Биология Экология Основы климатологии
Социально-экономическая география Биогеография
Палеогеография
Мерзлотоведение Ландшафтоведение Охрана окружающей среды, биоразнообразие Экология России Экология Якутии Инженерная графика в природопользовании
|
- Общий курс философии. - Английский, немецкий, французский (по выбору и по уровнях знания). - Изучение основы безопасности жизнедеятельности. Сотрудничество с МЧС. - Юридические права студентов. - Изучение общей экономики страны и мира, практикумы. - Общая биология. - Общая экология. - Работа на метеостанции города Якутска, разбор метеорологических параметров. - Методы социально-экономико-географических исследований. - Разбор биоразнообразия и географический ареал распространения флоры и фауны мира. - Географическая оболочка прошлых этапов (периодов) развития Земли. - Изучение мерзлых ландшафтов Якутии и мира. - Общее ландшафтоведение. - Сохранение совокупной формы жизни, населяющих нашу планету. - Проблемы и защита окружающей среды в стране. - Проблемы и защита окружающей среды РС (Я). - Методы и свойства проецирования, проекции точек, отрезки прямой линии, плоскостей, геометрических тел, об образовании аксонометрических чертежей. |
3 курс | |
Педагогика
Психология Геоэкология Экология человека
Социальная экология
Учение о биосфере Основы природопользования
Региональное природопользование
Экология растений
Экология животных и охотничье хозяйство
Охрана вод и рациональное использование водных ресурсов
Инспекторское дело
Стандартизация в экологии
Правовые основы природопользования Земельный кадастр
Культура и традиции народов Северо-Востока РФ Геофизика
Геохимия
Геоурбанистика
Ресурсоведение
Экология в школе
Экологическое образование и воспитание
Заповедное дело
Документационное обеспечение в экологии |
- Гуманитаризация образования, формирование человека как субъекта деятельности, поведения, общения, субъектом культуры, деятельным творцом собственной жизни и активным членом общества. - Общая психология. - Взаимодействие геосфер Земли с обществом. - Взаимодействия человека как представителя природы и представителя общества со всеми компонентами окружающей среды. - Взаимодействие человеческого сообщества и природы. - Биосфера как живая саморегулирующаяся система - Основы оптимизации взаимоотношений человека с биосферой. - Специфические проблемы природопользования регионов. - Взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами, а также между растениями и средой их обитания. - Использование и сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры. - Рациональное использование ресурсов, их сохранение, предупреждение истощения, восстановление природных взаимосвязей, равновесия между деятельностью человека и среды. - Ведомственный контроль, включающий комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучение, проверка состояния и оценка результатов деятельности территориального органа. - Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. - Экологическое законодательство Российской Федерации. - Систематизированный свод документированных данных о природном, хозяйственном и правовом положении земель. - Условия развития традиционной культуры народов Северо-Востока РФ. - Исследование физических методов строение Земли, процессов, происходящих в геосфере. - Химический состав Земли и планет, законы распределения и движения элементов и изотопов в различных геологических средах, процессах формирования горных пород, почв и природных вод. - Социально-экономическая география, изучение городских поселений как территориальных единиц, их объединений в группы и сети, разнообразным формам урбанизации. - Исследования экономических ресурсы, взаимосвязь природных, социальных и экономических факторов развития общества. - Взаимоотношения живых организмов и среды их обитания. - Непрерывный процесс воспитания, обучения, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. - Организационные, правовые, научные, экономические и воспитательные мероприятия, направленные на сохранение уникальных и типичных ландшафтов или отдельных природных объектов с научной стороны. - Обосновывающая, разрешительная, организа-ционно-распорядительная, плановая, договорная и отчётная документация. |
4 курс | |
Экономика природопользования
Устойчивое развитие
ГИС в природопользовании
Химанализ биосферы
Отходы и утилизация
Экологический мониторинг
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
Техногенные системы и экологический риск
Экологический менеджмент и аудит
Геоэкологическое проектирование и экспертиза
Оценка воздействия на окружающую среду
Радиационная экология
Биогеохимические циклы
Большой практикум по биоэкологии
Мерзлотное почвоведение
Сельскохозяйственная экология
Мерзлотное лесоведение и лесоводство |
- Экономические методы процессов и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая комплекс взаимосвязанных проблем рационального природопользования. - Гармоничное развитие, сбалансированное развитие - процесс экономических и социальных изменений, при котором природные ресурсы, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития. - Система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах. - Химический состав компонентов биосферы: земной коры, атмосферы, гидросферы. - Обращение с отходами с целью обеспечения их повторного использования в народном хозяйстве и получения сырья, энергии, изделий и материалов. - Комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем. - Установление нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. - Вероятность аварий или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. - Периодические проверки, проводимые с целью выявления степени соответствия внедренной системы менеджмента нужным стандартам, а также внутренним требованиям компании. - Проектирование пространственно-временной природно-технической системы» а не просто вписывание определенной технологии в природу. - Основа для проведения мониторинга после проектного анализа и экологического надзора и контроля, за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности. - Особенности существования живых организмов и их сообществ в условиях наличия естественных радионуклидов или техногенного радиоактивного загрязнения. - Обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. - Методы, позволяющие проводить исследования на клеточном, организменном и ценотическом уровнях организации живого (на примере растений). - Криогенные почвы, формирующиеся на многолетнемерзлых породах. - Взаимоотношения культивируемых человеком организмов, их популяций и сообществ с окружающей средой. -. Опыт ведения лесохозяйственной деятельности в условиях распространения мерзлоты. |