Абитуриенту



Паспорт образовательной программы

(на 2020-2021 уч.г.)

Название УЧП
Институт естественных наук
Название отделения
Биологическое отделение
Название образовательной программы
06.03.01 Биология
Профиль
Общая биология
Профессиональный стандарт
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (бакалавриат) утвержден приказом Минобрнауки России от от 15 июня 2018 г. № 682
Вступительные испытания:
ЕГЭ Биология; Химия / География / Математика; Русский язык
Уровень подготовки:
бакалавриат
Форма обучения:
очная
Количество бюджетных мест:
36
Количество платных мест:
1
Стоимость обучения: рублей в год, для граждан РФ
297 тыс. руб.
Срок обучения:
4

 

Профессиограмма


Код. Наименование образовательной программы
06.03.01 Биология
Описание профессии
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-биологические системы различных уровней организации;
-процессы их жизнедеятельности и эволюции;
-биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза
- мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов и природной среды.
Доминирующие виды деятельности
 
Способность:
- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции ;
- использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях;
- владеет способностью понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
- применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
- применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
- способностью применять современные представления об основах биотехнологических и биомедицинских производств, генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования.
Область применения
профессиональных знаний
научно-исследовательская деятельность:
подготовка объектов и освоение методов исследования;
участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;
выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;
анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;
составление научных докладов и библиографических списков по заданной теме;
участие в разработке новых методических подходов;
участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;
научно-производственная и проектная деятельность:
участие в контроле процессов биологического производства;
получение биологического материала для лабораторных исследований;
участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;
участие в проведении полевых биологических исследований;
обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;
участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;
организационная и управленческая деятельность:
участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлении биоресурсов, управлении природопользованием и его оптимизации;
участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций;
участие в составлении сметной и отчетной документации;
обеспечение техники безопасности;
педагогическая деятельность:
подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в общеобразовательных организациях, экскурсионная, просветительская и кружковая работа;
информационно-биологическая деятельность:
работа со справочными системами, поиск и обработка научно-биологической информации, участие в подготовке и оформлении отчетов и патентов.
информационно-биологическая работа со справочными системами, поиск и обработка научно-биологической информации, участие в подготовке и оформлении отчетов и патентов.
Профессионально важные качества
 
 
интерес к познанию, самопознанию и саморазвитию;
организованность;
наблюдательность и эмпатичность;
ведущая склонность к работе в сфере общения;
выраженная склонность к работе с информацией;
отлично развитая способность к концентрации внимания;
развитые лексические способности;
логические способности;
высокая эмоциональная устойчивость.
Качества, препятствующие
эффективности профессиональной
деятельности
 
эмоциональная неустойчивость;
расстройство памяти;
наличие зависимостей (алкогольной, наркотической);
нервно-психические заболевания.
Перспективы и преимущества
профессии на современном рынке труда
- Административный, управленческий путь
- Научная карьера
- Организация собственного дела
 
Выпускники бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре
Общая биология

 
 

 
Перечень изучаемых дисциплин

Дисциплина
Краткое описание
1 курс
Общая биология
Сущность жизни; разнообразие и уровни организации биологических систем; клетки, их цикл, дифференциация; организмы, их основные системы, принципы классификации; наследственность и изменчивость, биологическая эволюция, основные концепции и методы биологии; перспективы развития биологических наук, стратегия охраны природы, роль биологического знания в решении социальных проблем.
Ботаника
Раздел морфология и анатомия растений изучает строение вегетативных органов растений (побега и корня), их разнообразие и метаморфозы; ветвление растений, его значение. Рассматривает вопрос о необходимости возникновения тканей растений и их классификацию, анатомическое строение вегетативных органов: стебля травянистых и древесных растений, листьев, корней. Изучает генеративные органы растений: строение и разнообразие форм цветков, андроцей и гинецей, плоды, семена. Рассматриваются вопросы размножения растений: вегетативное, бесполое и половое.
Зоология       
Беспозвоночные животные. Морфология, анатомия, образ жизни, распространение, размножение, классификация, эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы прижизненного наблюдения в лабораторных условиях, описания, таксономических исследований.
Гистология
Изучение эволюции тканей, развитие их в организме, строение и функции тканей, взаимодействие клеток в пределах одной ткани и между клетками разных тканей.
Цитология
Изучение строения и функционирования клеток, их химического состава, функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций, развитие специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в цитологии используются различные методы
Науки о земле
Геосфера. природные свойства, население и результаты его хозяйственной деятельности. Общая и региональная геосфера.. Закономерности присущие всем объектам, изучаемым этой наукой, особенности объектов на определенной территории.
История (история России, всеобщая история)        
Курс охватывает большой хронологический период, начиная с древнейших времен (первобытнообщинного строя- цивилизации) по настоящее время. На лекциях основное внимание уделяется основным этапам исторического развития России и всемирной истории. На семинарских занятиях изучается и закрепляется как базовый, так и дополнительный материал по избранным темам отечественной и всемирной истории.
В курсе использованы лекции, теоретические разработки как российских, так и зарубежных авторов.
Иностранный язык
Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетентности и становления профессиональной компетентности. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи. Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография.
Физическая культура и спорт
Преподавание учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» строится на следующих разделах и подразделах программы:
- теоретическом, формирующем мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
-практическом, состоящем из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта, творческой практической деятельности, развития самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формированию качеств и свойств личности;
- контрольном, определяющем дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Русский язык и культура речи
Современный русский литературный язык. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный). Официально-деловой стиль. Письменная деловая коммуникация.
Общая и неорганическая химия            
Основные понятия и теоретические представления в химии; Строение вещества: атомы, молекулы, жидкости и твердые вещества; Основные классы неорганических вещества; Энергетика химических реакций. Элементы химической термодинамики и равновесия; Кинетика и механизмы химических реакций; Растворы. Кислотно-основные равновесия; Окислительно-восстановительные реакции, основы электрохимии; Комплексные соединения; Химия s-, p-, d-, f- элементов.
Органическая химия
Органическая химия» состоит из девяти основных разделов. Теоретические основы органической химии включает «Номенклатуру органических соединений», «Пространственное строение органических соединений», «Электронные эффекты в органических соединениях». Второй по восьмой разделы включают методы получения, физико-химические свойства классов органических соединений. Углеводороды. Галогенопроизводные. Кислородсодержащие соединения (спирты, фенолы, карбонильные соединения, карбоновые кислоты). Бифункциональные соединения (гидроксикислоты, оксокислоты). Углеводы. Азотсодержащие соединения (амины, аминокислоты). Гетероциклические соединения. Высокомолекулярные соединения
Аналитическая химия
Основы аналитической химии. Методологические аспекты аналитической химии. Качественный химический анализ. Методы разделения и концентрирования. Количественный анализ. Основы гравиметрического анализа. Титриметрические методы. Физико-химические методы анализа
Математика  
Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Матрицы. Определители 2-го и 3-го порядка. Решение линейных систем по формулам Крамера и методом Гаусса. Декартова и полярная системы координат на плоскости. Простейшие задачи на плоскости. Прямая на плоскости. Кривые второго порядка: окружность; эллипс; гипербола; парабола. Векторы. Линейные операции над векторами. Разложение вектора по базису. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов. Прямая и плоскость в пространстве. Математический анализ. множества. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Производная и дифференциал. Первообразная и неопределенный интеграл. Таблица основных интегралов. Методы интегрирования. Определенный интеграл. Функции нескольких переменных. Дифференциальные уравнения 1 и 2-го порядка. Числовые ряды. Теория вероятности с элементами математической статистики. Основные понятия. Случайные события. Случайные величины. Числовые характеристики случайных величин. Характеристики вариационного ряда.
2 курс
Ботаника
Понятие о смене ядерных фаз и смене поколений: бесполого и полового. Особенности смены поколений у растений разных систематических групп: мха кукушкин лен, папоротника мужской щитовник, голосеменных на примере сосны, покрытосеменных растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.
Раздел основа альгологии и микологии рассматривает вопросы распространения, морфологического строения, распространения, цикла развития главных и практически значимых представителей разных отделов водорослей и грибов.
Раздел систематика высших растений посвящен изучению всех основных отделов высших споровых и семенных растений. Студенты знакомятся с систематическим положением анатомией, морфологией, размножением, местообитаниями моховидных, плауновидных и хвощевидных папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений. Знакомятся с практически значимыми, ресурсными растениями.
Зоология
Позвоночные животные. Морфология, анатомия, образ жизни, распространение, размножение, классификация, эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы прижизненного наблюдения влабораторных условиях, описания, таксономических исследований.
Почвоведение с основами растениеводства
Разнообразие почв, закономерности их образования как среды для произрастания дикорастущих и культурных растений. Почвообразовательный процесс, характеристика факторов почвообразования, их взаимодействие и проявление в конкретных природно-климатических условиях; характеристика состава, свойства, режимы почв, теоретические основы сохранения воспроизводства плодородия почв с учетом экологически обоснованного сельского хозяйства; закономерность географического распространения почв, формирования почв и почвенного покрова.
Биология размножения и развития
В курсе дается представление о макро- и микроморфологических, физиолого-биохимических, молекулярных и генетических процессах, протекающих в развивающихся организмах, а также о факторах и механизмах, управляющих процессами развития на всех этапах онтогенеза животных и растительных организмов.
Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального/официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической / монологической. речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография.
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖ) – сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы окружающего мира и безопасного существования человека в этом меняющемся мире со своими трудностями, катаклизмами, охватывающие своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественнонаучных дисциплин. Понятие об опасных и вредных факторах среды обитания, их характеристика, закономерности проявления и способы защиты от их последствий. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального происхождения. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Классификация терроризма по видам: (обычный, ядерный, химический, кибернетический, информационный, апокалиптический.) Молодежный экстремизм и молодежная субкультура.
Основы права
Преподавание курса подводить к самым необходимым знаниям в области законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, об организации рационального земле-лесо- водопользования, охраны окружающего животного мира и атмосферного воздуха. Освоение правовых систем регулирования природопользования и ООС помогает в приобретении достаточных знаний в реализации экологических прав и обязанностей физических, юридических лиц, организационно-правовых механизмов природопользования и ООС государства и его должностных лиц, видов юридической ответственности за правонарушения в сфере природопользования и ООС.
Экономика   
Образование и общество. Экономика образования как междисциплинарная наука в системе экономических наук. Образование как открытая экономическая система. Рынок образовательных услуг и основы ценообразования. Управление образованием. Финансирование образовательных учреждений. Организация и оплата труда работников образования. Основы бухгалтерского учета в образовательных учреждениях. Качество и социально-экономическая эффективность образования. Экономическая безопасность образования
Математика и математические методы в биологии
Умения самостоятельной работы с учебными пособиями, грамотно осуществить поиск, сбор, систематизацию, накопление информации, осуществлять анализ информации, навыки планирования наблюдений, исследования конкретных биологических объектов.
Информатика, современные информационные технологии
Принципы организации современных информационных технологий и получение навыков их использования на практике с помощью программно-аппаратных средств вычислительной техники. Изучение базовых понятий информационной технологии, структуры и состава фаз информационного процесса, позволяющих решать задачи профессиональной деятельности по формализации прикладных задач и процессов информационных систем; - приобретение навыков работы за компьютером в среде инструментальных средств реализации информационно-коммуникационных технологий.
Физика
Физические основы механики: Кинематика материальной точки. Динамика материальной точки и системы материальных точек. Работа. Мощность. Энергия. Динамика твердого тела. Понятие о релятивистской механике. Элементы гидродинамики. Колебания и волны: собственные колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Сложение колебаний. Механические волны. Звук. Молекулярная физика и термодинамика: молекулярно-кинетическая теория вещества. Явление переноса. Физические основы термодинамики. Реальные газы. Жидкости. Твердые тела. Электричество и магнетизм: электростатика. Работа, энергия электростатического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Проводники в электрическом поле. Электрический ток, законы постоянного тока. Электромагнетизм. Электромагнитные колебания и волны.
Философия               
Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философская антропология.
 
3 курс
Основы инклюзивного образования
дисциплина направлена на формирование теоретических знаний, компетентности в области основ инклюзивного образования, знакомство с организацией, содержанием, формами включающего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП), содержанием педагогических технологий, реализации принципа преемственности воспитания, обучения и социализации детей с ООП; готовности вести коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ООП в условиях образовательной организации. Данная дисциплина   также направлена на формирование практических умений будущих педагогов работать с детьми с ООП в условиях полиязычия.
Микробиология и вирусология
Связь микробиологии с другими науками. Основные подразделения современной микробиологии. Основные принципы микробиологических исследований. Методы микробиологических исследований. История становления микробиологии, как науки. Критерии определения микроорганизмов. Современная классификация бактерий. Культивирование и рост микроорганизмов. Метаболизм микроорганизмов. Гипотезы происхождения вирусов. Роль вирусов в эволюции. Классификация вирусов. Репродукция вирусов: адсорбция на клетке, проникновение в клетку, раздевание вирусов, репликация вирусных нуклеиновых кислот, транскрипция вирусного генома, сборка вирионов и выход из клетки. Пути распространения вирусов. Виды вирусных инфекций. Вирусные заболевания растений, животных и человека.
Физиология растений
Физиология растений - наука об организации и координации функционально систем зеленого растения. Энергетика растительной клетки. Дыхание. Водообмен и минеральное питание растений. Рост и развитие. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям.
Физиология животных
Функции основных физиологических систем животных и человека; основы нервной и гуморальной регуляции функций организма человека и животных.Механизмы работы физиологических систем. механизмы гомеостатической регуляции.
Генетика и эволюция
Основные теории эволюции; история становления эволюционных представлений; генетические основы эволюционного процесса; концепция видообразования. Предмет генетики. Наследственность и изменчивость (НИ) организмов, находящихся на разных уровнях эволюции живого. Законы наследования. Основные методы изучения НИ. Наследуемые и приобретенные признаки и особенности их наследов¬ания. Роль наследственности и воспитания
Генетика и селекция
Цитологические и молекулярные основы наследственности, хромосомной теории наследственности, генетическим основам индивидуального развития; анализ причин и последствий генетической и модификационной изменчивости; закономерности наследования различных признаков при скрещиваниях; методы изучения наследования количественных и биохимических признаков в популяциях и чистых линиях; система разведения и типам скрещиваний, методам и формам отбора, методам получения промышленных гибридов, специальным (генетическим) методам селекции в аквакультуре. Формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, биологическими объектами, постановки скрещиваний и анализа результатов.
Психология и педагогика
В содержании дисциплины рассматриваются традиционные вопросы курса педагогики с позиций гуманитаризации образования, центральной проблемой педагогики выступает формирование человека как субъекта деятельности, поведения, общения, субъектом культуры, деятельным творцом собственной жизни и активным членом общества. Основное внимание в преподавании уделяется на обеспечение овладение студентами профессиональных компетенций в плане использования в будущей работе образовательных, воспитательных технологий для решения различных профессиональных задач.
Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности. История психологии.
Физическая и коллоидная химия
Качественный химический анализ. Методы разделения и концентрирования. Количественный анализ. Основы гравиметрического анализа. Титриметрические методы. Физико-химические методы анализа.
Методика преподавания биологии
Предмет, задачи и методология преподавания биологии; содержание, система и принципы построения курса биологии; нормативные документы, определяющие преподавание биологии в школе; образовательные, развивающие и воспитательные задачи преподавания биологии в современной школе и пути их осуществления; методы и методические приемы обучения биологии; средства обучения биологии; формы организации учебного процесса; современные образовательные технологии; внеклассная и внеурочная работа учителя биологии; оценка достижений учащихся в процессе обучения биологии; материальная база, обеспечивающая преподавание биологии; научная организация труда педагога.
Основы биоэтики
Содержание дисциплины тесно связано с вопросами философии, представлениями о естественно-научной картине мира, историей развития и современным состоянием биологической науки, проблемами взаимодействия человека и природы. Значительное внимание в процессе освоения дисциплины уделяется формированию собственной позиции студентов по отношению к вопросам биоэтики.
Органическая химия
Органическая химия" состоит из девяти основных разделов. Теоретические основы органической химии включает «Номенклатуру органических соединений», «Пространственное строение органических соединений», «Электронные эффекты в органических соединениях». Второй по восьмой разделы включают методы получения, физико-химические свойства классов органических соединений. Углеводороды. Галогенопроизводные. Кислородсодержащие соединения (спирты, фенолы, карбонильные соединения, карбоновые кислоты). Бифункциональные соединения (гидроксикислоты, оксокислоты). Углеводы. Азотсодержащие соединения (амины, аминокислоты). Гетероциклические соединения. Высокомолекулярные соединения
Профессиональная этика
Предмет и задачи педагогической этики. Категории педагогической этики Этика педагогическая. Принципы профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Сущности и функции педагогической морали.
Кодекс профессиональной этики учителя. Деятельность педагога и нравственные основы его отношения к своему труду. Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя Этика отношений в системе "педагог - обучающийся". Этика отношений в системе "педагог - педагог". Этика гражданственности педагога. Этика и культура межличностного общения педагога.
Физиология растений
Физиология растений - наука об организации и координации функционально систем зеленого растения. Энергетика растительной клетки. Дыхание. Водообмен и минеральное питание растений. Рост и развитие. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям.
Систематика растений
Строении основных вегетативных органов покрытосеменных растений на клеточном, тканевом и органном уровнях, их метаморфозов; получение знаний о строении генеративных органов покрытосеменных- и о процессе образования семян и плодов; получение представления о многообразии мира растений, эволюции их- структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле; заложение основ знаний об экологии растений для обеспечения- возможности их использования в сельском хозяйстве.
Систематика животных
Классификация животных. Изучение филогенетических связей таксономических групп, морфологии и анатомии беспозвоночных и позвоночных животных, эмбрионального и постэмбрионального развития, основных эволюционных тенденций в пределах таксонов беспозвоночных и позвоночных животных.
Прикладная экология
Основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах; - методы контроля, оценки и управления качеством окружающей среды; - основные нормативы качества окружающей среды; - особо охраняемые территории; - экологические основы рационального природопользования и основные пути реализации природоохранной деятельности; - основные законодательные акты России и международные соглашения;
 
 
 
 
4 курс
Современные образовательные технологии в биологии
Педагогические технологии. Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Технология развивающего обучения. Личностно-ориентированные технологии. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Технология проблемного обучения. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Технология уровневой дифференциации. Технология индивидуализации обучения. Технология дистанционного обучения. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Педагогические технологи авторских школ. Альтернативные технологии.
Биология человека
Формирование системы знаний о биологии человека, а также подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать современные проблемы биологии человека и обладающего основными навыками практического использования полученных в данной области знаний, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем компетенции для решения задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности на основе изучения строения тела человека, его органов и систем, закономерностей интегральной деятельности его мозга, основных этапов антропогенеза, проблем здоровья и экологии человека, особенностей его демографии.
Экология и рациональное природопользование
Живые системы, роль живого в эволюции Земли; Экологические группы организмов; взаимодействие организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы.
Основы биотехнологии
Типы биотехнологических процессов и объекты биотехнологии;
- основные направления современной биотехнологии, состояние и перспективы их развития в России и за рубежом; типовые процессы биотехнологического производства; объекты и продукты биотехнологии; - принципы организации биотехнологической лаборатории; - стадии промышленного осуществления биотехнологических процессов; аэробные и анаэробные методы биологической очистки сточных вод.
Биохимия и молекулярная биология
Биохимические основы важнейших биологических явлений. Обмен веществ как важнейшая особенность живой материи. Структура клетки и биохимическая характеристика отдельных субклеточных компонентов
Современные средства оценки знаний школьников
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. История развития системы тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Педагогические тесты. Термины и определения. Виды тестов и формы тестовых заданий. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования. ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.
Биофизика
Основные физические закономерности лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; на знании физико-химической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; на умении прогнозировать направление и результат физико-химических процессов биологически важных веществ и проводить количественную оценку качества выполненных измерений и на владении навыками анализа информации на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;
Геномика
Концептуальные основы геномики как современной комплексной фундаментальной дисциплины об организации, структуре и функционировании геномов; путей формирования и эволюции протеомов, формирование общего молекулярного мировоззрения на основе знания о механизмах построения геномов разного уровня сложности; освоение навыков геноинформационного анализа; ознакомление с универсальными принципами построения и функционирования геномов и протеомов.
Иммунология
Направления иммунологических исследований. Структура иммунной системы. История становления и развития биотехнологии и иммунологии. Неспецифический иммунитет и его механизмы. Специфический иммунитет, уровни его изучения. Молекулярный уровень – антигены, иммуноглобулины, цитокины. Клеточный уровень – Т- и В-лимфоциты, тучные клетки. Нарушения иммунитета: гиперчувствительность немедленного типа; гиперчувствительность замедленного типа; иммунодефицитные состояния (врожденные иммунодефициты, приобретенные иммунодефициты); иммунные проблемы трансплантации; противоопухолевый иммунитет; аутоиммунные заболевания. Возрастные изменения иммунитета (иммунитет новорожденных, иммунитет при старении).