Абитуриенту


Паспорт образовательной программы

(на 2020-2021 уч.г.)

 

НАЗВАНИЕ УЧП Институт естественных наук

НАЗВАНИЕ КАФЕДЫ Эколого-географическое отделение

НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Магистратуры 05.04.02 География

Профиль (Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма)

Профессиональный стандарт ФГОС 3++

Вступительные испытания: (творческий экзамен тоже указать, например: собеседование по Конституции РФ)

Вступительные испытания для поступающих в магистратуру для лиц, имеющие диплом бакалавра (специалиста) по профилю магистратуры и желающих освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру на конкурсной основе по результатам собеседования; лица, имеющие диплом бакалавра (специалиста) по другим направлениям подготовки зачисляются на конкурсной основе по результатам вступительного экзамена в магистратуру.

 

Уровень подготовки: диплом бакалавра

Уровень подготовки: диплом специалитета

Форма обучения: очная

Проходной балл: 90 баллов

Количество бюджетных мест: 10

Количество платных мест: 1

Стоимость обучения: рублей в год, для граждан РФ 316 тысяч рублей

Срок обучения: 2 года

 

 Профессиограмма

 

Код. Наименование образовательной программы

 

05.04.02 География Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма

Описание профессии

 

Магистерская программа адаптирована к требованиям туристического рынка с включением дисциплин для подготовки обучающихся к туристско-рекреационной деятельности, специально разработаны учебные программы «Современные технологии туристско-рекреационной деятельности», «Методы географических исследований туристско-рекреационных ресурсов», «Основы планирования и управления туристско-рекреационной деятельностью», «Ландшафтное планирование в туристско-рекреационной деятельностью», «Геоинформационные технологии в туристско-рекреационной деятельности».

«Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма», направление подготовки 05.04.02 География – взращивание конкурентоспособных специалистов в области туристско-рекреационной деятельности, обладающих глубокими знаниями, умениями и навыками, позволяющими им осуществлять научно-исследовательскую, организационно-управленческую, педагогическую деятельность, связанную с решением проблем развития туризма и рекреации территории республики Саха (Якутии). Формирование профессиональных компетенций и навыков в сфере комплексного рекреационно-географического анализа.

Доминирующие виды деятельности

 

Магистр, освоивший программу «Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма», владеет теоретическими, методическими и практическими технологиями организации туристско-рекреационной деятельности. Он имеет представление о базовых нормативно-правовых положениях в области организации рекреации и туризма, ландшафтного планирования, экологического проектирования, Государственной экологической экспертизе, нормировании состояния природно-территориальных комплексов и их компонентов. Магистр знает важнейшие закономерности влияния туристско-рекреационной деятельности на ландшафты разных территорий с учетом специфики природных процессов и стихийных явлений.

Магистр умеет составить программу проведения комплексного физико-географического исследования с целью оценки туристско-рекреационных ресурсов территории, владеет системой методов ландшафтного планирования и ГИС-технологий.

Магистр знаком с практической деятельностью государственных и частных предприятий рекреации и туризма, знает механизм создания таких предприятий.

Магистр имеет представление о принципах и методах создания устойчиво развивающихся туристско-рекреационных систем разного иерархического уровня; циклично-волновом характере развития мирового туризма, структуре и интенсивности туристских потоков между странами, системой менеджмента туристических направлений; отечественном и зарубежном опыте организации территориальных туристско-рекреационных систем и национальных моделях устойчивого развития индустрии туризма.

Магистр способен к оценке роли природно-рекреационных, культурно-исторических, социально-экономических, эколого-географических факторов в развитии туристско-рекреационной деятельности и умеет оценивать степень реализации.

Магистр свободно ориентируется в международной и отечественной статистике туризма, используя качественные и количественные методы анализа статистической информации.

Магистр свободно владеет новейшими компьютерными технологиями обеспечения туристской деятельности, умеет работать с мобильными системами GPS и ГЛОНАС и использовать их в качестве гидов экскурсоводов на туристских маршрутах.

Магистр знаком с отечественными и мировым опытом создания сайтов, систем менеджмента туристских направлений как инструментом продвижения туристских центров и продуктов на мировой рынок.

Область применения профессиональных знаний.

Где может работать выпускник.

 

Магистр географии может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. – 22446), инженера-исследователя (22488), инженера по охране окружающей среды (22656), экскурсовода (27765), руководителя государственного или частного предприятия рекреационнорго профиля или программы рекреационного освоения территории.

Профессионально важные качества

 

Магистерская программа осуществляется на базе СВФУ, лидера высшего образования в Республике Саха (Якутия). Материально-техническая база, возможности прохождения практик и стажировок в зарубежных университетах, в лабораториях СВФУ, научных институтах республики, в природно-охраняемых территориях, специализированных станциях мониторинга окружающей среды, ведущих турфирмах.

Профессиональный уровень преподавательского состава, вовлечение в учебный процесс специалистов-практиков. Возможность вовлечения магистрантов в НИД. Магистр географии имеет возможность продолжения образования, он подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям родственным данному направлению.

Программа адаптирована к рынку, разработаны авторские курсы для данной программы, дисциплины по выбору. Относительно низкие затраты обучения, финансовая устойчивость СВФУ. Магистерская программа юазируется на образовательной программе бакалавриата.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

 

 

магистр географии для занятия должности, относящейся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования должен дополнительно освоить образовательно-профессиональную программу педагогического профиля. Финансовые механизмы не способствуют подготовке обучающейся группы по различным узким профилям (подгруппам) на основе вариативных, элективных курсов, выбранных магистрантами. Отсутствие договоров на подготовку специалистов с предприятиями.

 

Условия работы.

 

 

работа в помещении или вне помещения; мобильная (подвижная) или сидячая.)

 

Перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда

 

Туризм – сфера, активно развивающаяся в Якутии в последние годы. Особенно быстрыми темпами развивается внутренний туризм. За последние годы в рамках Государственной политики поддержки туристской деятельности создан ряд туристских объектов. Перспективы РС(Я) в области турбизнеса очень хорошие, но одной из проблем является недостаток профессионально подготовленных кадров, как для туристской деятельности, так и в сфере обеспечивающих ее отраслей. В «Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» с.2п.4 указано «недостаточное количество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие нехватки профессиональных кадров». «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период 2035 года (от 20 сентября 2019 года №2129-р)» стр. 11 указано на задачу повышения уровня сервиса и кадрового обеспечения, развития языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристкой отрасли». В разделе 6 «Кадры и образование» прописано «… достижение высокого уровня оказываемых услуг, сервиса обслуживания клиентов» ставится в зависимость «… создание обеспечения отрасли достаточным количеством квалифицированных кадров» (с. 33) далее указывается на необходимость «повышения квалификации руководителей туристских организаций, органов власти, педагогических кадров работающих в сфере туризма, специальных программ профессионального и дополнительного профессионального образования малого и среднего бизнеса».

 

Выпускники бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре

 

Выпускники магистратуры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре по направлению 05.06.01 Наука о Земле

 

 

 

Перечень изучаемых дисциплин

по направлению 05.04.02 География Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма

Дисциплина

 

Краткое описание

 

1 курс

Б1.Б.1.1. Философские вопросы естествознания

 

сущность и типы философских проблем естествознания; проблема как противоречивая ситуация, требующая адекватной теории для ее разрешения; философия как наука, исследующая познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру; естествознание как наука о природе; взаимодействие философии и естествознания в исторической перспективе; специфика и предмет наук о Земле; взаимодействие наук о Земле между собой и с другими естественными и гуманитарными дисциплинами; проблемы исторических реконструкций естествознания и этапы изменения его содержания; модели развития науки; методологические проблемы естествознания; социальные проблемы естествознания.

Б 1.Б.1.2 Методология и методы научного исследования

 

Научное исследование. Этапы научно-исследовательской работы. Философские и общенаучные методы научного исследования. Частные и специальные методы научного исследования. Планирование научно-исследовательской работы. Сбор научной информации. Общие требования к научно-исследовательским работам. Публикация результатов научного исследования.

Б1. Б.2.1. Иностранный язык в научной сфере

поддержание ранее приобретенных навыков и умений иноязычного общения и их использования как базы коммуникативной компетенции в сфере научной деятельности. Формирование и развитие элементов научного профессионального общения, необходимого для освоения зарубежного опыта и дальнейшего самообразования. Овладение научной профессиональной терминологией и умением ее адекватного использования. Составление и представление презентационных материалов. Аннотирование, реферирование, составление плана и тезисов научного выступления. Совершенствование навыков аудирования аутентичных материалов. Изучение особенностей профессионального этикета западной и отечественной культур в научном сообществе.

Б1.В.ОД.1.1 Устойчивое развитие рекреации и туризма в странах и регионах мира (концепции устойчивого развития туризма)

 

Основные факторы развития туризма. Концепции устойчивого развития. Экологическая и экономическая составляющие устойчивого развития. Основные направления устойчивого развития территориальных туристско-рекреационных систем на глобальном, региональном и локальном уровнях. Территориальная дифференциация туристского спроса и предложения, географическая структура и интенсивность туристских потоков, специализация туристских регионов и центров в контексте устойчивого развития территорий. Программно-целевой подход к устойчивому развитию туризма. Программы устойчивого развития туризма экологической направленности. Программы устойчивого развития туризма экономической направленности.

Б1.В.ОД.2.1 Компьютерные технологии в географии

 

изучение дисциплины «Компьютерные технологии в географии» по направлению 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (Магистерская программа: Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма) для очной формы обучения проводится в 1 семестре. Формой промежуточной аттестации является зачет.

Задачи и место курса в комплексе наук о Земле и обществе. Взаимосвязь с базовыми дисциплинами и курсами по применению математических методов в географии, геоинформатикой, дистанционным зондированием и др.

Моделирование отношений между природой и обществом. Задачи и методы использования компьютерных технологий в географии. Особенности применения компьютерных методов в частных географических науках. Формальные методы оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала территорий. Экономико-географическая характеристика современного общества и хозяйства. Формирование интегральных индексов и индикаторов устойчивого развития территорий. Компьютерные технологии в реализации описаний: комплексные и целевые описания, сравнительные описания пространственно-временных характеристик геосистем, литературно-художественные описания с помощью современных технических средств. Компьютерные технологии обработки статистических, картографических, аэро- и космических материалов. Методы и технологии сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации о земных объектах на локальном, муниципальном, региональном и глобальном уровнях. Математико-картографическое моделирование. Комплексирование компьютерных методов моделирования в географии. Технологии сбора пространственно-временной информации в географии. Становление и краткий обзор методов мониторинга. Дистанционное зондирование, гидрологический и метеорологический мониторинг, государственные кадастры и статистика. Примеры организации и функционирования мониторинговых систем. Особенности организация сбора информации в географических исследованиях. Создание специализированных баз данных. Роль географических информационных систем (ГИС) и возможности их интеграции с другими технологиями для интеграции пространственных данных (ГИС и дистанционное зондирование, глобальные системы позиционирования, сетевые технологии). Понятие компьютерной графики. Инструментальные средства компьютерной графики. Программные и аппаратные средства. Обзор растровых графических редакторов, обработка графических изображений в программных пакетах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw. Средства визуализации результатов компьютерного моделирования. Изображения в неевклидовой метрике, анимации, виртуально-реальностные изображения. Возможности мультимедиа в организации компьютерной среды для целей моделирования. Атласные информационные системы. Интеллектуализация компьютерного моделирования в географии. Технологии искусственного интеллекта, базы знаний и экспертные системы. Системы поддержки принятия решений. Техническое, программное и организационное обеспечение компьютерных технологий в географии. Использование компьютерных сетей и ресурсов Интернет для получения географической информации.

Б1.В.ОД.2.2 Современные технологии туристско-рекреационной деятельности

 

понятие о туристско-рекреационном комплексе и особенностях его формирования; формы организации туристско-рекреационной деятельности, её организационно-правовые и экономические основы; стратегии, формы и виды обслуживания туристов; обеспечение безопасности как фактор развития туризма; концепция создания туристского продукта; основные поставщики туристских услуг; основные направления оптимизации и повышения качества услуг; особенности внедрения новых видов услуг и форм обслуживания; квалификационные требования к работникам туристско-рекреационных комплексов; технология организации тура; изучение и прогнозирование спроса на туристские услуги, особенности организации и оформление продажи тура и продвижение на рынок туристских услуг; Территориальные различия туристско-рекреационной деятельности; особенности организации туристско-рекреационной деятельности в России; зарубежный опыт туристско-рекреационного обслуживания; инновационные технологии в организации туристско-рекреационной деятельности.

Б1.Б.1.В.ОД.2.3. Современные проблемы географии

 

понятие проблемы в науке; априорное и апостериорное знание; пути географического исследования; пространственное и временное измерение; парадоксы генетического анализа; проблема метода, состава, внутренних связей, прогноза, планирования и приложения географических знаний.

Б1.Б.1.ОД.2.4 История, теория и методология географии

 

история географических открытий и развитие географических знаний и идей; становление географической науки в событиях и лицах. Основные этапы развития географии. Методологические основы географии. Интеграция и дифференциация географической науки. Объект, предмет и метод в географии. Базовые понятия в географии. Научный поиск в географии. Понятийный аппарат географии.

Основные учения, концепции, теории, современные научные школы в отечественной географии. Географическая наука за рубежом.

Б1. Б1.В.ОД.3.3 Правовые основы регулирования

туристско-рекреационной деятельности

 

в ходе изучения курса студенты узнают предмет и задачи правового регулирования туристско-рекреационной деятельности; основные этапы развития права в туризме и рекреации; основы российской правовой системы; основные понятия и термины, юридическую терминологию для осуществления профессиональной деятельности; федеральное, региональное и муниципальное право России в туризме, основы права на уровне туристского предприятия; систему государственного регулирования туризма и рекреации; цели, принципы и способы государственного регулирования туристско-рекреационной деятельности; основные нормативно-правовые акты в сфере туристско-рекреационной деятельности в Российской Федерации и в других странах. Студенты получат представление: об источниках правовых основ государственного регулирования туристско-рекреационной деятельности; о лицензировании, стандартизации и классификация в туристско-рекреационной деятельности; об организационно-правовых формах предпринимательской деятельности в сфере туризма и рекреации; о правовом статусе потребителей туристско-рекреационных услуг; о гражданско-правовом регулировании туристско-рекреационной деятельности; о туристских формальностях; о международном сотрудничестве в сфере туризма; о правовом регулирования туризма в России и правовом регулировании туризма в других странах.

Б1.В.ДВ.2.1. География туристско-рекреационных ресурсов Северо-Востока России

 

географическое положение региона; природно-рекреационное ресурсы территории ,примечательные ландшафты и ООПТ; культурно-исторический потенциал территории; туристские центры, маршруты и виды туристско-рекреационной деятельности, представленные в регионе; туристско-рекреационное районирование и характеристика туристско-рекреационных систем; перспективы и возможности развития туризма и рекреации Северо-Востока России.

Б1.В.ДВ.2.2 Рекреалогия и курортология Северо-Востока России

 

Изучение особенностей и условия рекреационной деятельности, их взаимодействия на Северо-Востоке России. Типизация рекреационных занятий и деятельности.Изучение природных лечебных факторов (природно-климатических, бальнеологических, грязелечебных), санаторно-курортных ресурсов региона и их географии, действие различных факторов на организм. Оценка природных лечебных факторов,   курортологического потенциала территории и возможности его использования для лечения и оздоровления.

Б1.В.ДВ.1.3.1 Краеведение и рекреационная география Якутии

курс ориентирован на формирование у магистрантов знаний и навыков о развитии и взаимосвязи географического краеведения и рекреационной географии Якутии в профессиональных исследованиях. Сущность, роль и значение общественного и научного краеведения в системе географических наук; ознакомление с этапами и периодами и становления краеведения в Якутии и развития географического краеведения, раскрыть связь краеведения с географической наукой; Основные краеведческие, географические события и исторические процессы, повлиявшие на рекреационной географии Якутии; место и роль рекреационной географии Якутии в системе рекреационной географии; представление об основных краеведческих событиях и явлениях, имеющих роль в развитии рекреационной географии Якутии.

Б1.В.ДВ.3.2 Туристское страноведение

 

Туристское страноведение в условиях современной трансформации мировой индустрии туризма. Европейский туристский макрорегион (Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа). Азиатский туристский макрорегион (Западная Азия и Ближний Восток, Центральная Азия, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия).Африканский туристский макрорегион (Северная Африка, Западная, Центральная и Восточная Африка, Южная Африка). Американский туристский макрорегион (Северная Америка, Центральная Америка и Вест-Индия, Южная Америка). Австралия и Океания. Антарктида и Арктика.

Б1.В.ДВ.4.1 Изменение климата и развитие туризма

 

климат и климатообразующие факторы. Изменение климата в разные геологические эпохи. Реакция климатической системы на естественные и антропогенные воздействия. Мониторинг возможных изменений в окружающей среде в результате климатических изменений. Климатические модели и прогнозы изменения климата. Опасные погодные и климатические явления на земном шаре, территории России и в регионе. Экологические, социальные и экономические последствия изменения климата. Климатические сценарии как предпосылка для устойчивого развития рекреации и туризма. Адаптация туристской индустрии к климатическим изменениям.

Б1.В.ДВ.4.2 Стихийные бедствия и риски

 

История развития земной цивилизации неразрывно связана со стихийными бедствиями и катастрофами. Одни из них были причиной заката цивилизации и государств, другие послужили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные чрезвычайные ситуации приводили к гибели экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Виды чрезвычайных ситуаций природного характера и их характеристика. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Литосферные опасности (Землетрясения, Извержение вулканов, Обвалы и оползни, Сель. Селевые потоки, Лавины, Природные пожары), Атмосферные опасности (Циклоны и бури, Шквальные бури и смерчи (торнадо), Экстремальные осадки и снежно-ледниковые явления, Грозы, градобития, Экстремальные температуры воздуха), Опасные явления в гидросфере. Гидрологические чрезвычайные ситуации (Наводнения, Цунами), Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их характеристика Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (Транспортные аварии (катастрофы), Пожары, взрывы, Аварии на химически опасных объектах, Аварии на ядерных объектах, Аварии на электроэнергетических системах, Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, Аварии на очистных сооружениях, Гидродинамические аварии). Общая оценка и прогноз природного и техногенного риска в России. Общая оценка и прогноз природного и техногенного риска в Якутии.

2 курс

Б1.Б.1.3 Теория и методика обучения географии

 

методика обучения географии в системе педагогических наук; цели, структура и содержание географии в общем образовании; методика обучения географии как наука; психолого-педагогические основы обучения географии; методы и технологии обучения географии; средства обучения географии; формы организации обучения; основы компоненты содержания географического образования и их формирование; результаты обучения и их диагностика; методика изучения отдельных курсов географии; география Якутии и своя местность; зарубежный опыт преподавания географии; внеурочная работа по географии.

Б1.Б.1.В.ОД.3.1 Основы планирования и управления туристско-рекреационной деятельностью

 

сущность и задачи планирования и управления туристско-рекреационной деятельностью, концептуальные основы, методы и виды планирования; стратегическое планирование и его место в региональном планировании, программирование процедуры планирования; бизнес-планирование и специфика его реализации на предприятии туристической отрасли; основные функции, виды, модели управления; концептуальные понятия и теории управления территориальными социально-экономическими системами; иерархия уровней управления; стратегия управления персоналом туристического предприятия; системы управления качеством туристического продукта.

Б1.Б.1.В.ОД.3.2. Ландшафтное планирование в туристско-рекреационной деятельности

 

теория и методы планирования; ландшафт как объект планирования; геоэкологическая концепция создания культурных ландшафтов; нормативно-правовое обеспечение ландшафтного планирования; нормирование, стандарты состояния природной среды (ландшафтов) и допустимых антропогенных воздействий; научно-методические принципы ландшафтного планирования; структура ландшафтного плана и этапы его становления; информационная база ландшафтного планирования; отраслевое и интегральное ландшафтное планирование; ландшафтное планирование; ОВОС и экологическая экспертиза.

Б1.В.ДВ.1.1 Методы географического исследования

туристско-рекреационных ресурсов

 

методы географических исследований в изучении туристско-рекреационных ресурсов и их использование в практике. Классификация методов туристско-рекреационных ресурсов. Медико-биологические методы в рекреационной географии и географии туризма. Геоинформационные и картографические методы в туристско-рекреационных исследованиях. Методы изучения рекреационной избирательности. Методы исследования устойчивости природных комплексов к рекреационным нагрузкам. Принципы и методы рекреационной оценки территорий.

Практическое использование методов географических исследований при изучении туристско-рекреационных ресурсов. Использование современных научных методов географического исследования для изучения туристско-рекреационных ресурсов с позиций устойчивого развития территорий, рекреации и туризма.

Б1.В.ДВ.1.2 Геоинформационные технологии в туризме

 

Изучение дисциплины «Геоинформационные технологии в туризме» по направлению 05.04.02 ГЕОГРАФИЯ (Магистерская программа: Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма) для очной формы обучения проводится в 3 семестре. Формой промежуточной аттестации является экзамен.

Данная дисциплина призвана дать студенту знания, умения и навыки в части теоретических и методологических вопросов создания карт с использованием ГИС-технологий и ГИС-проектов в туризме.

Компьютерные технологии применяются во всех науках о Земле и обществе и связаны с информатикой, системами сбора и обработки данных и др. Дисциплина способствует развитию пространственного мышления, магистранты получают представление об основных концепциях ГИС-технологий, роли и месте ГИС технологий в реализации конкретных методов исследования туризма. В ходе прохождения предмета магистранты должны усвоить основные идеи, принципы и закономерности создания ГИС проектов в туризме.

Б1.В.ДВ.5.1 Педагогические технологии в обучении географии

 

своеобразие современной ситуации в образовании, педагогические системы гуманистической педагогики, технология обучения в сотрудничестве. совместное обучение в малых группах сотрудничества, технология организации дискуссий, технология использования ролевых и деловых игр, технология case-study – ситуационного анализа, технология проектного обучения, технология дифференцированного обучения, технология обучения в контексте персонального познавательного стиля.

Б1.В.ДВ.5.2Агротуризм

 

история формирования подходов к агротуризму., взаимосвязь агротуризма с другими видами туризма.; основные принципы ведения агротуризма.;агротуризм на современном этапе развития.; стадии развития агротуризма как вида деятельности и одной из отраслей индустрии отдыха.; субъекты агротуризма; методы изучения агротуризма.