Форма 1
Паспорт образовательной программы
(на 2020-2021 уч.г.)
Название УЧП |
Институт естественных наук |
Название отделения |
Эколого-географическое отделение |
Название образовательной программы |
05.04.06 Экология и природопользование |
Профиль
|
Устойчивое развитие Арктики (совместная программа с Университетом Хоккайдо, Япония) |
Профессиональный стандарт
|
ФГОС ВО - магистратура понаправлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование, утвержден приказом МинобрнаукиРоссии от 07.08.2020 г. №897 |
Вступительные испытания |
Собеседование профильной направленности |
Уровень подготовки |
магистратура |
Форма обучения |
очная |
Проходной балл: |
70 |
Количество бюджетных мест |
5 |
Количество платных мест |
1 |
Стоимость обучения: рублей в год, для граждан РФ |
316 рублей |
Срок обучения: |
2 года |
Форма 2
Профессиограмма
Код. Наименование образовательной программы
|
05.04.06 Экология и природопользование.
|
Описание профессии
|
Эколог – молодая профессия. Появилась необходимость в квалифицированных кадрах, которые могли бы каким-то образом предотвращать загрязнение воздуха, воды и земных недр. Сегодня экология стала важнейшей профессией, от которой зависит многое, Эколог обеспечивает поддержание равновесия между природоохранными предприятиями и потребностями научно-технического и экономического развития страны, акцентируя внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспортировки опасных веществ, приемов самозащиты граждан. Состоянием окружающей среды обеспокоены многие, но всё равно люди не отказываются ездить на автомобиле, и не спешат утилизировать мусор.
Об ожидающих мир экологических катастрофах было написано многое и многими специалистами, размышляющими о том, чтобы можно было предпринять для примирения живой и неживой природы. Но практической деятельностью в борьбеза охрану окружающей среды занимаются именно экологи. |
Доминирующие виды деятельности Кем может работать выпускник
|
Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры (далее выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность: - Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований требующих применения фундаментальных и прикладных знаний и умений, в том числе в области экологии, геоэкологии, природопользования, устойчивого развития, охраны природы); - Сельское хозяйство (в сфере эксплуатации мелиоративных систем); - Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимического анализа вод). Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектно-производственная; организационно-управленческая; контрольно-надзорная; экспертно-аналитическая; педагогическая. |
Область применения профессиональных знаний. Где может работать выпускник.
|
- Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры (далее выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность: - Образование и наука (в сферах: образования; научных исследований требующих применения фундаментальных и прикладных знаний и умений, в том числе в области экологии, геоэкологии, природопользования, устойчивого развития, охраны природы); - Сельское хозяйство (в сфере эксплуатации мелиоративных систем); - Рыбоводство и рыболовство (в сфере гидробиологии и гидрохимического анализа вод). Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: экологической безопасности в промышленности); - сфера охраны окружающей среды; - сфера управления природопользованием; - сфера нормирования в области охраны окружающей среды; - мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды; - сфера оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы; - сфера охраны природных объектов; - сфера инженерно-экологических изысканий; - сфера экологического менеджмента и аудита; - сфера экологического надзора и контроля. |
Профессионально важные качества
|
- склонность к работе с объектами природы; - развитые логические способности; - склонность к работе с информацией; - способность к концентрации внимания; - склонность к работе в сфере общения; - активность и физическая подвижность; - физическая выносливость. |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
|
- заболевания опорно-двигательного аппарата; - нервной системы; - сердечно-сосудистой системы; - органов слуха и зрения; - иммунной системы; - различные формы аллергий; - физические ограничения (ограничения подвижности). |
Условия работы
|
Работа эколога разнообразна: Эколог может работать как один, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Представители данной профессии работают как в помещениях, так и на открытом воздухе. Работа происходит в движении или сидя, с использованием компьютера и специальных инструментов. Это может быть тихая и спокойная деятельность, а может быть активная и подвижная: - проведение проверок и консультаций по экологическим вопросам; - решение вопросов, связанных с противозаконными и недобросовестными действиями; - рассмотрение жалоб, подача исков в судебные инстанции; - участие в исследовательской работе (лабораторные исследования); - организация экологических PR-акций; - исследование последствий негативных вмешательств в окружающую среду, поиск путей возможного решения проблем Эколог достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, при этом ограничен нормативными требованиями и документами. |
Перспективы и преимущества профессии на современном рынке труда
|
В общественной некоммерческой деятельности главная ценность - опыт‚ здесь возможен карьерный рост от волонтера до руководителя.
Специализация и освоение смежных областей |
Выпускники магистранты имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре |
Выпускники магистратуры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре по направлению 05.06.01 Наука о Земле |
Форма 3
Перечень изучаемых дисциплин
по направлению Экология и природопользование,
профиль Устойчивое развитие Арктики (совместная программа с Университетом Хоккайдо, Япония)
Дисциплина |
Краткое описание |
1 курс |
|
Иностранный язык в научной сфере Арктика в современных условиях
Компьютерные технологии, статистические методы, ГИС технологии в экологии природопользовании Арктики
Социально-гуманитарные проблемы арктических регионов мира
Эколого-аналитическая оценка природных сред Комплексная организация решения проблем жизнеобеспечения в криолитозоне Региональная экономика Арктики
Антропогенное воздействие при недропользовании на экосистемы Крайнего Севера Изменения климата и экологии в Арктике Биогеохимические циклы криолитозоне
Экологический мониторинг и оценка биоразнообразия регионов Арктики |
- Понятие о научном стиле.Основные особенности научного стиля. - Изучение теоретических основ современной Арктики; ознакомление сособенностями Арктики. - Теоретические основы экологии,природопользования, методов математическойстатистики, применимых для целей экологических исследований и в области использования природных ресурсов Арктики. - Специфики социально-экономического, политического, культурного,этно-конфессионального, природного, экологического развития относительно целостныхтерриториальных образований, именуемых северными регионами. - Эколого-аналитический контроль, экологический мониторинг, химия окружающей среды. - Основные экономические вопросы,связанные с устойчивым развитием сообществ в криолитозоне.
- Основные системы природопользования, сложившиеся в разных регионах мира в ходе историческогохозяйственного освоения природных ресурсов и социально-экономического развития общества и хозяйства, теоретические основы и методические подходы при решении задач рационального природопользования. - Антропогенное воздействие при недропользовании как основыприродоохранной деятельности.
- Представления об изменении климата иэкологии на территории Арктики. - Изучениетеоретических основ современной биогеохимии; особенности биогеохимических циклов основных химических элементов в биосфере, методов исследованиябиогеохимических циклов и их моделирования. - Оценка биоразнообразия текущего состояния и исторические тренды численности и распределения популяций арктических видови по мере возможности прогнозирует будущие изменения. |
2 курс |
|
Наука об окружающей среде (Фундаментальная лекция)
Влияние изменения климата (спецкурс)
Методы международной научной коммуникации (спецкурс)
Международные исследования по изучению окружающей среды
(Образовательная программа): специальный семинар RJE3 по Исследованиям Дальнего Востока и Арктики: Российско-Японская совместная образовательная программа Геоэкологическоересурсоведение (Фундаментальная лекция)
Курс материаловедения II
Экологическая адаптация (спецкурс)
Биогеохимия океана (Спецкурс) Водные ресурсы (Спецкурс)
Надзорно-контролирующие функции государственного управления в области окружающей среды |
- Современные экологические проблемы, включая глобальноепотепление и его контрмеры, таяние ледников и водоснабжение, уменьшение опасности стихийных бедствий с использованием экосистемы, истощение озонового слоя,сокращение биоразнообразия, экосистемы тропических дождевых лесов. - Причины изменения климата, основы прогнозирования измененийклимата и вызываемых ими изменений в окружающей среде. - Основные представления о ведущих и апробированные фундаментальные научные исследования по изучению окружающей среды в международныхнаучных кругах, в том числе имеющих отношение к изучению территории Арктики, ееэкологии и природопользованию. - Представления о ведущих иапробированных фундаментальных научных исследованиях по изучению окружающейсреды в международных научных кругах, в том числе имеющих отношение изучениютерритории Арктики, ее экологии и природопользования. - Объектом исследования служит Дальний Восток и Заполярье, где в планетарноммасштабе сконцентрированы такие проблемы как климатические изменения иразнообразие исторически сложившихся культур и т.д.
- Понимание географических характеристик горных районов от арктических до экваториальныхтерриторий, включая рельеф, климат, растительность и деятельность человека и т.д. - Изучение закономерности,определяющие строение и свойства материалов в зависимости от их состава и условийобработки, является одним из основных в цикле дисциплин. - Влияние среды обитания начеловека и развитие системно-ориентированного взгляда на сложные экологические исоциально-экономические проблемы с обязательным приоритетом человека. - Основы в областибиогеохимии океана. - Охрана и рациональное использование водных ресурсов. - Осуществление контрольно-надзорной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.
|