Учебно-научная лаборатория экологического образования и просвещения ИЕН

Штатный состав лаборатории (2 ставки)

1. Захарова А.Г., к.п.н., доцент – зав. лабораторией (0,5 ставки)

2. Федорова К.Д. - лаборант 1 категории (1,0 ставка) (сот.: 89141070045)

Внештатные сотрудники:

Кривошапкина О.М., д.п.н., профессор - научный руководитель

(сот.: 89142331878, e-mail: geometod@mail.ru)

Софронов Р.П., к.п.н., доцент - сотрудник (сот.: 89142238256, e-mail: vorovul@yandex.ru

Андреева М.П., к.п.н., доцент - сотрудник

(сот.: 89245939300, e-mail: andreeva_odonu@list.ru)

Описание деятельности лаборатории (данные за 2013-2014 гг.)

Лаборатория создана решением Ученого совета СВФУ от 10.08.2013 г.

Целью УНЛ ЭОиП является подготовка высококвалифицированных специалистов в области экологического образования для устойчивого развития, способных подготовить выпускника, согласно ФГОС общего образования, "осознанно выполняющего и пропагандирующего правила ... экологически целесообразного образа жизни", а также для координации научно-исследовательской и учебно-методической работы преподавателей, аспирантов, соискателей, студентов и учителей-естественников по реализации Закона и Стратегии Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении».

Основные задачи лаборатории:

- разработка концептуальных основ модернизация регионального экологического образования и просвещения в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения;

- приобщение студентов к научно-исследовательской и научно-практической деятельности, к применению современных IT-технологий в области экологического образования и просвещения;

- научно-методическое обеспечение экологического образования и просвещения, предусматривающее учебно-методические разработки для всех уровней образования, а также просвещения населения, обеспечивающие его непрерывность и преемственность;

- разработка и совершенствование системы оценки качества экологического образования обучающихся;

- содействие в подготовке и повышении квалификации научно-педагогических кадров в области экологического образования и просвещения;

- организация научно-практических конференций, семинаров, совещаний, консультаций и других мероприятий по актуальным проблемам экологического образования и просвещения;

- использование возможности внутриуниверситетского, республиканского, международного и межрегионального сотрудничества для обеспечения экологического образования и просвещения участников образовательного процесса и населения республики.

Перечень основного оборудования лаборатории

Отсутствует

ФИНАНСИРОВАНИЕ, НАЛИЧИЕ ГРАНТОВ (ДАННЫЕ ЗА 2013-2014 ГГ.)

2013 год

Грант Президента РС (Я) для инновационных образовательных учреждений и администрации муниципального образования «Верхоянский район») – 100 000.

Издано учебное пособие:

Экология Верхоянского района: учебное пособие для учащихся / М.Н. Артемьева; [под ред. Р.П. Софронова]. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 120 с.

2014 год

Кривошапкина О.М., Пахомова Л.С., Дьячковский Г.Е. - лауреаты Государственной премии РС (Я) в области науки и техники за 2014 год, раздел "За лучшие учебники и учебные пособия для высших, средних специальных учебных заведений, средних общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, получившие широкое общественное признание" – проект "Краеведческие учебно-методические комплексы (учебные пособия и атласы) локального уровня для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия)" - 350 000 рублей

Местникова М.А., ГО-10 - грант ректора СВФУ на проведение научных исследований студентов и молодых ученых на выполнение проекта «Технология создания и реализации в обучении школьников учебно-прогностического задачника «НеоНострадамус» по курсу «География Якутии» (научный руководитель - профессор Кривошапкина О.М.) - 80 000 рублей.

Договор с Якутским региональным отделением Общероссийской общественной организации Общество «Знание» России – 60 000 рублей.

Договор о проведении I Всероссийской заочной научно-практической конференции «Региональный опыт экологического образования и просвещения» и выпуске сборника материалов конференции (РИНЦ). Сборник знакомит со статьями авторов I Всероссийской заочной научно-практической конференции «Региональный опыт экологического образования и просвещения», посвященной обсуждению широкого круга научных проблем в области регионального экологического образования и просвещения; обмену опытом по организации экологического образования и просвещения на разных уровнях системы образования и в разных типах образовательных учреждений; осмыслению перспектив развития экологического образования и просвещения в регионах России и за ее пределами.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДАННЫЕ ЗА 2013-2014 ГГ.)

Разработаны проекты профессиональных стандартов учителей географии, химии и экологии (август 2013 года)

Проведен совместно с обществом "Знание" круглый стол на тему "Энергосбережение" (2013 год)

Организована лекция Яромира Колейки, доцента из университета Масарыка, Брно, Чехия на тему «Ландшафтное районирование», (группы ГЭ-11, ГЭ-12, ГО-10) (октябрь 2013 года)

Организовано участие студентов групп ГЭ-11 и ГЭ-12 в Международном экологическом форуме молодежи в г. Москва и участие в конкурсе "Живая карта" - 3 место в конкурсе «Живая карта» (ноябрь 2013 года)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ:

Интервью Кривошапкиной О.М. корреспонденту ЯСИА Галине Мозолевской о необходимости разработки регионального стандарта экологического образования

март 2013 года (http://sakha.gov.ru/node/105556#)

Радиоэфир на НВК Саха

1. Софронов Р.П. «Тыа биьиги уопсай баайбыт, тыаны ойуур баьаарыттан харыстыазын» -13 мая 2014 г в 14.00

2. Софронов Р.П. «Бэйдиэ сылдьар ыттар кыьалзалара» - 16 июня 2014 года в 7.15

3. Софронов Р.П., Гоголева П.А., Захарова А.Г. «Республиказа экологическай уэрэхтээьин уонна сырдатыы кыьалзалара - 2 октября 2014 года в 13.10

СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ КРУЖКИ:

1. «Проблемы экологического образования" (руководитель - доцент Захарова А.Г.) – поощрение в конкурсе НТС СВФУ (за 2013 год);

2. «Проблемы геоэкогического образования» (руководитель – профессор Кривошапкина О.М.)

КОНФЕРЕНЦИИ:

1. Принято участие в проведении IV республиканской научно-практической конференции "Непрерывное экологическое образование для населения Республики Саха (Якутия)" (22 марта 2013 года)

2. Проведена I Всероссийская заочная научно-практическая конференция "Региональный опыт экологического образования и просвещения" (10 декабря 2014 года)

Конференция проведена совместно с Якутским региональным отделением Общероссийской общественной организации Общество «Знание» России, «Институтом развития образования и повышения квалификации» им. С.Н. Донского - II, центром экологического просвещения РС (Я) "Эйгэ"

ФИЛИАЛЫ УНЛ ЭОИП

Открыты филиалы УНЛ ЭОиП на базе некоторых учреждений общего и дополнительного образования РС (Я):

1. МОБУ СОШ №17 ГО «г. Якутск» (22.11.2014)

На базе филиала работают кружки, которыми руководят студенты:

- «Космическое краеведение» - рук. Долгунова Т., ГЭ-12

- «Экологические карты» - рук. Музофарова З., ГЭ-12

- «Юный палеонтолог» - рук. Протодьяконов К., ГЭ-12

2. МОБУ Сэргэ-Бэская ООШ МО «Амгинский улус, район» (10.12.2014).

- поддержка движения «Школьное лесничество»

ПУБЛИКАЦИИ:

Монографии:

1. Софронов Р.П. и др. Дополнительное образование детей и подростков: коллективная монография / В.П. Голованов, Л.Н. Буйлова, И.И. Троицкая [и др.]; под общ. ред Н.В. Лалетина. – Сиб. фед. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Изд-во СФУ, 2013. – 176 с.

2. Софронов Р.П. Летний экологический лагерь в системе дополнительного образования школьников: монография / Р.П. Софронов. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 144 с.

Учебные и учебно-методические пособия:

1. Кривошапкина О.М., Винокурова Е. Е., Никулина А.Н. и др. Земля Абыйская : учеб. пособие по курсу «Родной край» для учащихся 5 кл. - Якутск: Компания «Дани Алмас», 2013. – 2013. – 204 с.

2. Кривошапкина и др. Атлас Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия).- Якутск, 2014. - 100 с.

3. Кривошапкина О.М. и др. Атлас Абыйского улуса (района) РС (Я). – Якутск, 2014. – 60 с.

4. Софронов Р.П., Колодезников В.Е. Школьная полевая практика: позвоночные: практикум для студентов по направлению педагогическое образование, профиль биология и химия. - Якутск, 2013. -70 с. Гриф ДВРУМЦ № Г – 5254.04 от 21.04.2014г (Протокол № 8 от 15.04. 2014)

5. Артемьева М.Н.; [под ред. Р.П. Софронова]. Экология Верхоянского района: учебное пособие для учащихся. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 120 с.

Статьи в рецензируемых изданиях:

2013 – 1

2014 – 2

Статьи в материалах международных конференций:

2013 – 4

2014 - 6

Статьи в материалах всероссийских конференций:

2013 - 5

2014 – 12

Статьи в других изданиях:

2013 - 10

Сборники материалов конференций:

1. Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития: материалы IV республиканской научно-практической конференции "Непрерывное экологическое образование для населения Республики Саха (Якутия)", 22 марта 2013 года / Редакторская группа: Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. Захарова А.Г. и др. - Якутск: "Дани Алмас", 2013. - 340 с.

2. Региональный опыт экологического образования и просвещения / Редакторская группа: Кривошапкина О.М., Захарова А.Г. , Софронов Р.П., Андреева М.П. (в печати)

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ за 2013 и 2014 гг.

п/п

Наименование дипломной работы

Ф.И.О. студента, курс, группа

Научный руководитель

работы

1

Методика проведения социально-направленного экологического кружка “Чистая вода”

(на примере работы Орто-Нахаринской СОШ)

Колосова М.Е., 6 курс, БО

Кривошапкина О.М.

2

Памятники природы РС (Я) и методика их изучения в школьном курсе общей биологии (на примере темы «Основы экологии»)

Слепцова Н.П., 6 курс, БО

Софронов Р.П.

3

Методика формирования знаний учащихся о «здоровьесбережении» в курсе «Общая биология» (на примере темы: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»)

Варламов Н.Р.

Захарова А.Г.

4

Социальные аспекты здорового питания школьников и разработка элективного курса «Гигиена питания в условиях Севера»

Еремеева М.А.

Захарова А.Г.

5

Методика развития самостоятельной деятельности учащихся 5 класса в экологическом краеведении

Бугаева М.П.

Захарова А.Г.

6

Модульное обучение как средство формирования учебно-познавательных компетенций учащихся в курсе «Человек»
(на примере темы «Пищеварительная система)

Согдоева С.А.

Захарова А.Г.

7

Методика применения проблемных ситуаций по теме "Обмен веществ и энергии" в курсе "Человек"

Тыкынаева Е.В.

Захарова А.Г.

8

Методика применения дидактических игр, развивающие коммуникативные компетенции учащихся по теме «Анализаторы»

Хаптагаева М.С.

Захарова А.Г.