Научная школа «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера»

photo.jpg

Григорьева Антонина Афанасьевна
Руководитель, доктор педагогических наук, профессор.

Адрес:677000 г. Якутск, пр. Ленина, 2, Педагогический институт, каб. 226

Телефон (факс): (4112)49-69-16; (факс): (4112)420784

Эл. почта: pi_yagu@mail.ru

Сайт: http://pi.s-vfu.ru/prof/



Область знаний: 13.00.01 – Общая педагогика , история педагогики и образования

Соответствие направлениям подготовки высшего профессионального образования: Педагогическое образование

При кафедре дошкольного образования педагогического института СВФУ под руководством действует научная школа «Научно-методическое сопровождение развития системы дошкольного образования в условиях Севера», объединяющая ученых, аспирантов, специалистов-практиков и студентов, а также исследовательские коллективы образовательных учреждений республики.

Состав научной школы

Ф.И.О. преподавателя

Должность

Ученая степень

Ученое звание

1.

Григорьева А.А.

директор Педагогического института СВФУ, действительный член Международной педагогической Академии, Академии педагогических и социальных наук, профессор РАЕ

д.п.н.

профессор

2.

Семенова А.Д.

профессор

д.п.н

доцент

3.

Ядрихинская Л.С.

доцент

к.п.н.

доцент

4.

Баишева М.И.

доцент

к.п.н.

доцент

5.

Попова Л.В.

доцент

к.п.н.

-

6.

Максимова Л.И.

доцент

к.п.н.

-

7.

Иванова М.К.

доцент

к.п.н.

-

8.

Андреева Л.Д.

доцент

к.п.н.

-

9.

Андросова М.П.

доцент

к.п.н.

-

10.

Дедюкина М.И.

доцент

к.п.н.

-

11.

Филатова Н.П.

доцент

к.п.н.

-

12.

Никифорова Т.И.

доцент

к.п.н.

-

13.

Макарова Т.А.

старш. препод

к.п.н.

-

14.

Гагарина К.Е

доцент

к.п.н

15.

Васильева А.Н.

доцент

к.п.н

Финансовая поддержка

Год выполнения

Руководитель и основные исполнители темы

Название темы исследования

Вид исследования

Источник финансирования с указанием номеров договоров и государственных контрактов

Объем финансирования

руб.

Научно-исследовательская программа, в рамках которой выполнена тема

2010

Рук-ль:

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор.

Исп-ли:

Шергина Т.А., к.п.н., доцент

Исследовательский

подход к подготовке учителя широкого профиля для малокомплектных школ Северо-Востока России

прикладное

СВФУ

25000

Программа развития СВФУ

2010

Рук-ль: Григорьева А.А., д.п.н., профессор

Исп-ли: Максимова Л.И., к.п.н., доцент,

Макарова Т.А., к.п.н., доцент,

Баишева М.И., к.п.н., доцент,

Дедюкина М.И., к.п.н., доцент

Инновации в дошкольном образовании в условиях Севера

прикладное

СВФУ

150000

Программа развития СВФУ

2010

Рук-ль:

Баишева М.И., к.п.н., доцент.

Исп-ли:

Набиева Л.А., студентка ДПП-08

Развитие творческого и ценностного потенциала детей-инвалидов в условиях семьи

прикладное

Грант профессора А.Г. Корниловой по поддержке детей-инвалидов

(свид-во каф.СП ПИ СВФУ)

5000

Грант ПИ кафедры СП

2011

Рук-ль:

Ядрихинская Л.С., к.п.н., доцент и др.

Системные преобразования учебного процесса СВФУ для обеспечения перехода на двухуровневую систему высшего образования

прикладное

СВФУ

35000

Программа развития СВФУ

2011

Рук-ль: Григорьева А.А., д.п.н., профессор

Исп-ли:

Максимова Л.И., к.п.н., доцент

Внедрение проектных методов и современных технологий междисциплинарных исследований в деятельность ДОУ

прикладное

СВФУ

300000

Программа развития СВФУ

2011

Рук-ль: Григорьева А.А., д.п.н., профессор

Исп-ли: ППС кафедры

Развитие инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия)

прикладное

СВФУ

4811450

Программа развития СВФУ

2011

Рук-ль: Григорьева А.А., д.п.н., профессор

Теоретическое обоснование принципов и условий модернизации системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое ВПО с учетом региональных особенностей Северо-Востока России

фундаментальное

СВФУ

1000000

Программа развития СВФУ

2012

Рук-ль: Григорьева А.А., д.п.н., профессор

Исп-ли:

Баишева М.И., к.п.н., доцент,

Андросова М.П., к.п.н., доцент

Педагогическое обеспечение безопасности и противодействия терроризму в дошкольных образовательных учреждениях

прикладное

МОиН РФ

835800

Государственное задание Минобрнауки РФ

Основные научные результаты

Наименование выполненной НИР

Научные и практические результаты, их внедрение

Педагогическое обеспечение качества дошкольного образования

Разработан образовательный и технологический комплекс по совершенствованию качества дошкольного образования. Защищены кандидатские и докторская диссертация. Проведены краткосрочные авторские курсы повышения квалификации для практических работников.

Теоретическое обоснование, разработка моделей и механизмов внедрения проектных методов и образовательных технологий на основе междисциплинарных исследований педагогов

Разработаны модель и Концепция модернизации системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое ВПО с учетом региональных особенностей Северо-востока России в соответствии принципов образовательной политики России. Обоснованы теоретико-методологические основы, цели, задачи, принципы модернизации системы научно-исследовательской подготовки бакалавров. Реализуется система научно-исследовательской подготовки бакалавров педагогики.

Инновации в дошкольном образовании в условиях Севера

Разработаны концептуальные основы модели внедрения инноваций в дошкольное образование в условиях Севера; рекомендации для формирования инновационного содержания дошкольного образования с учетом потребности региона в обновлении содержания образования. Внедрены новые методики, технологии, методы и формы в условиях

Педагогическое обеспечение безопасности и противодействия терроризму в дошкольных образовательных учреждениях.

Разработана концептуальная модель педагогического обеспечения и противодействия терроризму в ДОУ.

Апробированы научно-инновационные подходы к обеспечению безопасности и противодействия терроризму в ДОУ.

Разработана учебные планы программа курса по выбору "Обеспечение безопасности и противодействия терроризму в ДОУ".

«Развитие поликультурной личности в условиях городской национальной политехнической школы»

Внедрены новые методики, технологии, методы и формы по формированию поликультурной компетентности школьников в начальной, основной и средней школе.

Методологическое и научно-методическое обоснование инновационных технологий культурологической педагогики в системе непрерывного образования, семье и социальной сфере жизнедеятельности народов Республики Саха (Якутия)

Внедрен комплекс этнокультурных образовательных технологий, способствующих формированию компетенций ФГОС, на всех ступенях общего и профессионального образования, в семье и социальной сфере жизнедеятельности народов Республики Саха (Якутия).

4. Основные публикации по тематике научной школы

Монографии

1. Попова Л.В. Формирование готовности студентов дошкольного отделения к методической работе в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Изд–во «Спутник+», 2010. 100 с.;

2. Дедюкина М.И. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях народа саха. М.: Изд-во «Спутник +», 2010. - 117 с.

3. Андросова, М.П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского ДОУ / М.П. Андросова. - М. : Изд-во «Спутник+», 2010. – 133 с.

4. Макарова, Т.А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста. - М.: Издательство «Спутник+», 2012.-160 с.

Коллективные монографии:

1. Григорьева А.А., Максимова Л.И. и др. Модернизация системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом региональных особенностей Северо-Востока России " / А.А. Григорьева, Л.И. Максимова и др. – М. : МГОУ, 2011. – 138c.

2. Концептуальные основы использования этнокультурных технологий организации УВП / Семенова А.Д., Винокурова У. А., Ядрихинская Л.С. // Концепции стратегического развития системы образования. – г. Красноярск: Научно – Инновационный Центр. - 2012. - Книга 2. – С. 62 – 84.

3. Интерактивная обучающая технология В. К. Дьяченко / Семенова А.Д., Винокурова У. А., Ядрихинская Л.С. // Современные инновационные технологии в школьном образовании. – г. Красноярск: Научно – Инновационный Центр. – 2012.- Книга 2. – С. 5 – 28.

Зарубежныепубликации

1. The education state standart and the childs rights ensuring for the gualitative education / Semenova A. D., Yardrirhinskaya L.S. // European iournalofoob. Natural historu.- № 4, 2010. p. 25-29.

2. Этнопедагогический механизм формирования УУД обучаемых / СеменоваА.Д., ВинокуроваУ.А., ЯдрихинскаяЛ.С. // EuropeanSocialSciendeIournal (Европейскийжурналсоциальныхнаук). - № 2 (18). – 2012.- С. 38 -47.

3. Новый госстандарт образования и обеспечение прав ребенка на качественное образование / Семенова А.Д. // EuropeanJournalofNaturalHistori. - №4, 2010. – С. 25-29.

4. Baisheva M.I. Formation of culture of safety at children of preschool age in the conditions of the North// Materials of the II International research and practice conference onEuropean Science and Technology9-10 May, 2012. – BildungszentrumRdke.V. -Wiesbaden Germany, 2012. p.249 – 254.

5. Baisheva M.I. Teacher security and counter-terrorism in DOW as the direction of scientific research department // Intellectual Archive, Volume 1, Number 4. Augustof 2012. p.119-122.

6. Гагарина К.Е. 1.Психологические аспекты успешности личности студентов ВУЗа // Межд. журнал экспериментального образования. - №5. 2011. - С.26-27.

7. Гагарина К.Е. Некоторые аспекты адаптации студентов – инвалидов к условиям обучения в ВУЗе // Сборник Межд. науч.- практич. конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения». 21-23 сентября 2011. – Якутск, 2011. - С. 23-26.

8. Гагарина К.Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Межд. журнал Молодой ученый №3 (26) март 2011г. – С.9-14.

Статьи в изданиях ВАК РФ

2010 г.

1. Баишева, М. И. Этнопедагогические воззрения народа саха (на материале олонхо): аннотация / М. И. Баишева // Успехи современного естествознания. - 2010. - №2. – С.57-58.

2. Григорьева, А.А., Максимова, Л.И., Здоровье – путь к знаниям, красоте, счастливой семье и долголетию / А.А. Григорьева, Л.И. Максимова // Успехи современного естествознания. - 2010. – №2. - С. 46-47.

3. Куликовская, Н.Э. Условия построения компьютерных логопедических игр // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 9 – С. 96-103.

4. Дедюкина, М.И. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - №6. - С. 39-40

5. Баишева, М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. - 2010. - №2. - С.55-57

6. Баишева, М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха (на материале олонхо) //Успехи современного естествознания. – М.: 2010. - №2. – С.57-58.

7. Баишева, М.И. Ориентация детей на осмысление путей восхождения к идеалу созидающего человека // Успехи современного естествознания. - 2010. - №3. – С.59-69.

2011 г.

1. Григорьева А.А. Педагогические условия обеспечения безопасной жизнедеятельности в ДОУ // Вестник МГОУ. Серия Педагогика. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - 234 с.

2. Григорьева А.А. Высшее образование сегодня // Наука и школа. - М.: Изд-во Прометей, 2011. - 160 с.

3. Андреева, Л.Д Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре. // Успехи современного естествознания. - 2011. - №1. - С.170-172.

4. Быдыгиева М.С. Система ценностей современного учителя / М. С. Быдыгиева // Успехи современного естествознания. - 2011. - №1. - С.173-175.

5. Семенова А.Д. Инновационная технология КСО В.К. Дьяченко – механизм реализации ФГОС общего образования. // Наука и образование. - 2011. - № 3. – С. 48 -52.

6. Андросова М.П. Развитие диалогического общения старших дошкольников в условиях сельской местности посредством народных традиций // Вестник МГОУ. Серия "Педагогика". – М.: Изд-во МГОУ, 2011. - С. 140-144.

7. Попова Л.В. Педагогическое обеспечение процесса формирования готовности студентов к реализации функций старшего воспитателя // Преподаватель 21 век. М.: Изд-во Прометей, 2011. - С. 56-64.

8. Григорьева А.А. Воспитание межнационального общения в образовательной практике // Преподаватель 21 век. – М.: МГПУ, 2011. - С. 71-76.

9. Андросова М.П. Развитие диалогического общения старших дошкольников в условиях сельской местности посредством народных традиций // Вестник МГОУ. Серия Педагогика. №3. 2011. - С. 140-143.

10. Семенова А.Д., Винокурова У.А., Ядрихинская Л.С. КСО – технология, формирующая этническую безопасность // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической безопасности. Материалы XIII межд. науч.- практ. конф. - СПб.: Астерион, 2011. – С. 491-496.

2012 г.

1. Григорьева А.А.Философские основы социализации личности // Философия образования. - №2(41). 2012. – С. 12-18.

2. Семенова А.Д. Основные направления этнопедагогизации УВП // Философия образования. - 2012.- № 2 (41) .- С. 52-61,

3.Ядрихинская Л.С. Сущность и принципы воспитания культуры межнационального общения. – // Философия образования. - №2(41) 2012. – С.53-61.

4. Андреева Л.Д., Быдыгиева М.С. Особенности формирования управленческой культуры молодого учителя // Философия образования. - №2(41). 2012. – С.110-116.

5. Максимова Л.И., Иванова М.К. Философский аспект изучения сущности музыкальной культуры личности // Философия образования. - №2(41). 2012. – С.90-97.

6. Баишева М.И. Смыслообразующий подход к развитию личности в духовно-нравственной сфере // Философия образования. - №2(41). 2012. – С.164-171.

7. Божедонова А.П., Дедюкина М.И. Развитие речевой культуры общения детей дошкольного возраста на основе традиций народа саха // Философия образования. - №2(41). 2012. – С.97-103.

8. Андросова М.П. Диалог – основа становления личностных ценностей: историко-философский аспект // Философия образования. - №2(41). 2012. – С. 66-71.

9. Андросова М.П. Технология мониторинга речевой компетентности воспитателей как условие повышения педагогического процесса в ДОУ. – М.: // Наука и школа. 2012. - С. 34-37.

5. Важнейшие мероприятия, организованные и проведенные научной школой

На основании Постановления УС СВФУ №02 от 29.10.10г. при кафедре была создана учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий для проведения научных исследований по инклюзивному образованию и учебной деятельности в целях социальной адаптации и профессиональной реабилитации студентов с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий. Зав. лаб. П.Р. Егоров (2010г.).

Открыта межкафедральная учебно-научная лаборатория этнокультурного образования (ЛЭКО) (2011г.), заведующая Л.С. Ядрихинская. В 2011г. разработана Концепция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных школ.

Разработано и утверждено Положение об опорных школах ЛЭКО. Открыты 9 опорных образовательных учреждений ЛЭКО в улусах республики, которые обязуются обеспечить психолого-педагогические условия для прохождения практик студентов по этнокультурным образовательным технологиям. Подготовлено к печати электронное учебное пособие «Формирование универсальных учебных действий» (май 2011г.).

Организована и проведена республиканская научно-практическая конференция «Дидактика образования в условиях внедрения ФГОС» (06.12.11г.).