«Основные этапы работы».
С.М. Петрова работает в университете с 1970 года, сначала в качестве ассистента кафедры русской и зарубежной литературы, затем, после защиты кандидатской диссертации в 1978 г. она стала старшим преподавателем, затем доцентом кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе. С 1990-2000 гг. С.М. Петрова возглавила кафедру МПРЯиЛ. С 1992-1997 гг. С.М. Петрова – декан ФЛФ. В 1996 г. С.М. Петрова защитила докторскую диссертацию, в 1997г. получила ученое звание профессора. В ноябре 2012 г профессор Петрова С.М. возглавила вновь созданную кафедру РКИ.
«Учебно-методическая деятельность».
Преподаваемые дисциплины: «Русская литература» на РКИ «Методика преподавания русской литературы в национальной школе»(3 РН, 4 курс РН-АО), Спецдисциплина по филологии «Литература»(2 курс РН-АО), «Интенсивный курс обучения по МПРЛ»(4 курс РН-АО), «Современные образовательные технологии»(5 курс РН-АО), Спецкурс по МПРЛ «Инновационные образовательные технологии» (4-5 курс РН-АО), Дисциплина «Научно-исследовательская деятельность студента»( 3 РН).
Разработаны программы бакалавриата «Русский язык как иностранный» и магистратуры «Межкультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма».
Профессор С.М. Петрова подготовила 14 кандидатов педагогических наук, многие из них работают в области образования. Некоторые из них стали обладателями Грантов Президента РФ и РС(Я), почетных званий. В настоящее время проводится руководство тремя аспирантами очной и заочной формы обучения, а также 2 соискателями. В 2013 году в аспирантуру кафедры МПРЯиЛ по специальности 13.00.02-теория и методика обучения и воспитания (литература) поступила гражданин КНР Тянь Гопин, преподаватель китайского языка в ИЗФИР, по специальности русист.
В рамках международного студенческого научного кружка «ИНТЕРЛОГОС» разработана программа интенсивного курса обучения русскому языку иностранцев, обучающихся в СВФУ, для последующего поступления их на выбранные специальности, а также для обучения в аспирантуре и магистратуре.
Общее количество опубликованных трудов профессора С.М. Петровой более 160, среди них 11 монографий, учебных пособий, 6 учебных программ для школы и вуза. Профессор С.М. Петрова активно участвует в международных ( Монголия, Япония, КНР, Корея, Турция, Португалия, США и др.), всероссийских( Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Ижевск, Йошкар-Ола, Ярославль, Воронеж, Саратов и др.), зональных, республиканских конференциях.
Монографии.
Методологическое сопровождение современного школьного образования:коллективная монография.- Якутск: ИПК СВФУ,2011.- 328 с.
Петрова С.М. Философия современного образования и актуальные проблемы методологической подготовки учителя-словесника.- С.154-178.
Учебные пособия
1.Петрова С.М. Изучение зарубежной литературы в 8-10 классах якутской школы.- Якутск: Якут.кн.изд-во, 1980.- 105 с.
2.Петрова С.М. Эвенская литература в школах Республики Саха(Якутия): учеб.хрестом. Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для старшеклассников.- СПб.: Изд-во «Просвещение», 1994.- 175 с.
3.Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 5-8 классах якутской школы: учебное пособие. Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию для студентов вузов по специальности «Русский язык и литература» и «Языки и литературы народов России».- Якутск:Изд-во ЯГУ, 2004. 57с.
4.Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 9-10 классах якутской школы: учебное пособие Якутск:Изд-во ЯГУ,2004.- 82 с.
5.Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника:уч.пос.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 185 с.
6.Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как новая образовательная технология(на материале поэмы Гомера «Одиссея»:уч.-метод. рекоменд.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 29 с.
7.Петрова С.М. Исследовательская деятельность студента-филолога во время практики(на материале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе): метод. рекомендации.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 23 с.
8.Петрова С.М. Проектная деятельность студентов-филологов в процессе анализа романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:уч. пос.- Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2009.- 64 с.
9.Петрова С.М. Новые подходы к изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»:уч.пос.-Якутск: Изд-во ГУ ИРО МО РС(Я), 2009.- 64 с.
10. Петрова С.М. От текстуального анализа- к графике(на материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): метод. рекомендации.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 34с.
Зарубежные публикации
1.Petrova S. Synergetic approach to Russian studying as foreign language//The 8th International Forum on Strategic Technology 2013. June 28-July 1, 2013, Mongolian University of Science and Technology, Ulan-Bator, Mongolia, p. 689-691.
2.Petrova S. Actual problems of teaching Russian as foreign in а changing World // Collections of International Conferens «Language and culture in a changing world», Yakutsk, October 23-24, 2013: Tebliglery. - p. 485-491.
3. Petrova S. Yakutia – J. Brodsky – E. Boratynsky: at the crossroads of epochs and destinies.// Applied and Fundamental Studies/ hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», August 30-31, 2013, St.Louis, Missouri, USA.
4. Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как составная часть системы обучения русскому языку как иностранному: Матер. Совместной конференции «Корейской ассоциации русского языка и литературы» и «Института Российских исследований» «Русский язык и его преподавание в Корее» Пусан(Корея) 7-8 июня 2013 г. С. 157-163.
5. Петрова С.М.Авторская инновационная методика анализа художественного произведения в системе обучения русскому языку как иностранному(из опыта работы в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова:сб. материалов Международной научно-практической конференции «Русистика в Китае: традиции и инновации, 23-26 октября 2013 года, г.Цицикар(КНР).-(отпечатано) СПб:Изд-во «Златоуст», 2013.- С.196-204.
Публикации ВАК
1.Петрова С.М. (в соавторстве).К проблеме системного изучения творчества Н.А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы//Сибирский педагогический журнал.- 2007.- № 12.- С.289-293.
2. Петрова С.М. Междисциплинарная парадигма в системе обучения русскому языку как неродному в вузе и школе (на примере Республики Саха (Якутия) // Филология и культура.- 2012.- № 2(28).- С.91- 94.
3.Петрова С.М. Методист. Гражданин. Человек.//Русская словесность.- 2012.- №4.- С.77-79.
4. Петрова С.М. Роль инновационной технологии анализа художественного произведения в системе изучения русского языка как иностранного(на материале Республики Саха (Якутия)// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №8(16), 2012.(журнал ВАК).
5. Петрова С.М. Синергетическая парадигма дискурса в обучении русскому языку как иностранному/ ж. «Вестник СВФУ».- 2013.- №1.- С.79-85.
6. Петрова С.М.(в соавторстве) Педагогическое образование в РС(Я)- условно 2Вестник СВФУ.- 2013.- №5, -С. (ВАК.РИНЦ)
Внеучебная и общественная деятельность.
Профессор С.М. Петрова работает в университете с 1970 г. В 1992-1997 гг. была избрана деканом филологического факультета. За это время на факультете были открыты Отделение журналистики и Северное отделение, а также специализации на РОЯШ (Английский язык Мировая художественная культура). С 1990-2000 гг. была заведующим Кафедрой методики преподавания русского языка и литературы в Национальной школе ФЛФ. В ноябре 2012 г. была избрана заведующим Кафедрой «Русский язык как иностранный». В течение 8 лет была Ученым секретарем диссертационного совета по педагогическим наукам Д 212.306.02 в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова.