Колонка ректора

Влияние пандемии коронавируса на жизнь в арктическом регионе

С момента перехода Северо-Восточного федерального университета на дистанционное обучение прошел уже год. 16 марта 2020 года, после получения рекомендаций Министерства науки и высшего образования РФ из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, я подписал приказ о переводе образовательного процесса в онлайн-режим. Уже на следующий день – 17 марта работа университета перешла на дистанционный формат обучения. Университет в течение последних лет проводил планомерную работу по оцифровке образовательных программ. Это позволило нам обеспечить бесперебойным образовательным процессом без малого 19 тысяч студентов.


Попав в зону дискомфорта и ограничительных мер, студенты и преподаватели достаточно быстро адаптировались к новым условиям и продолжили обучение, используя различные цифровые платформы. Как руководитель могу сказать, что были некоторые опасения относительно цифровых мощностей вуза. Стоял вопрос, что в какой-то момент из-за колоссальной загруженности сервера могут не справиться, но масштабных сбоев в работе системы зафиксировано не было, а локальные сбои немедленно устранялись. Кроме этого, преподаватели СВФУ активно применяли и сторонние цифровые инструменты для взаимодействия со студентами в зависимости от качества интернета. Например, сервис видеоконференцсвязи Zoom и некоторые другие платформы, которые способны работать и при низкой скорости интернета, отлично подошли для лекционных занятий и семинаров. Также активно использовались мессенджеры, социальные сети и электронная почта. 


Безусловно, переходя на дистанционное обучение, мы понимали, что наша главная задача – не допустить снижения качества образовательного процесса. Необходимо было учесть все нюансы для создания комфортной образовательной среды. Кроме этого, важной задачей было донести студентам, что онлайн-обучение – это вынужденная мера в целях безопасности, что учеба продолжается. В их понимании и серьезному настрою мы убедились в первый же день, когда наши образовательные платформы посетили более 250 тысяч раз. В последующем эти цифры только росли. Однако несмотря на хорошее техническое оснащение университета, мы столкнулись с проблемой, которую необходимо решить в ближайшее время – это отсутствие высокоскоростного интернета в отдаленных уголках северо-востока нашей страны, особенно на территории Арктики.


Что касается преподавателей, на сегодняшний день в университете собралась мотивированная, готовая к переменам команда. Наши преподаватели успешно осваивают цифровые технологии, изучают иностранные языки, повышают свои компетенции. Университет в последние годы взял курс на цифровую трансформацию, поэтому работа в электронной системе для наших педагогов не является сложной задачей. Конечно, есть определенная доля преподавателей в возрасте, которым это дается непросто, но им помогают молодые коллеги. В университете с 2019 года работает Центр развития цифровых компетенций и онлайн образования, а в каждом учебном подразделении СВФУ с 2019-2020 учебного года работают специалисты, отвечающие за цифровизацию образовательного процесса. Их основная цель – внедрение новых электронных технологий в учебный процесс и помощь преподавателям при возникновении сложностей.


За последний год работы университета в условиях ограничительных мер, вызванных пандемией коронавируса, мы приобрели огромный опыт в организации дистанционного обучения. За эти месяцы преподаватели и студенты погрузились в среду онлайн-обучения, освоили новые цифровые инструменты, приобрели соответствующие компетенции. Эти навыки помогли студентам и преподавателям удачно завершить две сессии, защитить выпускные квалификационные работы. С другой стороны, не только нам, но и всем российским вузам предстоит оценить свою деятельность в условиях пандемии коронавируса. Возможно, нам еще предстоит не раз переосмыслить некоторые принципы работы, чтобы не снизить качество обучения и не потерять связь со студентами. Пандемия заставила всех нас пересмотреть приоритеты и оценить свои возможности. Самое главное – мы все поверили в себя, что можем работать даже в условиях полных ограничений.


Это касается не только образовательного процесса, но и всей деятельности университетов – начиная от науки, заканчивая процессами жизнедеятельности и безопасности. Об этом мы говорили во время VII ежегодной национальной выставки «Вузпромэкспо» с коллегами из Министерства науки и высшего образования РФ и ректорами других вузов страны.


В конце января вышел приказ Министерства науки и высшего образования РФ, где российским вузам рекомендовали, исходя из эпидемиологической ситуации в регионе, вывести студентов на очное обучение. К выходу из дистанта СВФУ начал готовиться еще в конце 2020 года. Вуз объявил о поэтапном возвращении студентов к традиционной форме обучения. С 1 марта после всех обязательных процедур на учебу вышли обучающиеся старших курсов медицинского института.


Сейчас мы видим, что заболеваемость COVID-19 в Республике Саха (Якутия) по сравнению с той статистикой, которая была в конце прошлого и в начале текущего года, значительно снизилась. Поэтому мы приняли решение возобновить с 29 марта образовательный процесс в традиционной форме и пригласить всех своих студентов. Безусловно, основная часть лекционных занятий будет проходить онлайн, чтобы избежать большого скопления в учебных корпусах. Лабораторные и практические занятия будут проходить в полном объеме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований.



Источник:  https://russian-arctic.info/info/articles/redaktsionnye-stati/vliyanie-pandemii-koronavirusa-na-zhizn-v-arkticheskom-regione-obrazovanie/