Колонка ректора

Ректор СВФУ Анатолий Николаев — о планах по улучшению подготовки кадров для Дальнего Востока

Северо-Восточный федеральный университет — один из ведущих вузов на Дальнем Востоке, а по некоторым показателям — в России. В интервью информационно-аналитическому агентству EastRussia ректор СВФУ Анатолий Николаев рассказал о внедрении индивидуальной образовательной траектории, необычных разработках студентов, их достижениях и планах по улучшению подготовки кадров для всего макрорегиона.

   

Фото: пресс-служба СВФУ

- Анатолий Николаевич, СВФУ входит в число лучших вузов России. Расскажите, каких успехов удалось добиться в 2019 году, и какие задачи стоят перед вузом в 2020-м?

- За десять лет в статусе федерального университет сделал огромный скачок — мы занимаем в рейтинге агентства RAEX и ЭКСПЕРТ РА 31 позицию, по рейтингу агентства RUR — третью после Московского государственного и Санкт-Петербургского университетов по медицинским направлениям, а по наукам жизни и земли — 16. Впервые вошли в 300 лучших университетов агентства Times Higher Educations (THE) по направлению University Impact Rankings. В целом, потенциал университета огромный, наши сотрудники имеют хорошие компетенции, и самое главное, что меня радует во всех наших коллективах – успехи наших молодых сотрудников. Это дает надежды на блестящее будущее.

Мы не привыкли почивать на лаврах, поэтому развиваем разные направления деятельности. У нас очень хорошая школа по клеточным, молекулярно-генетическим технологиям, по изучению палеоклимата, изменений климата. Многие слышали о нашем Музее мамонта, сотрудники которого ежегодно проводят экспедиции в поисках биологического материала для оживления древнего животного. Специально под эти цели был создан Международный центр коллективного пользования «Молекулярная палеонтология». При существующих технологиях это очень сложная и почти невыполнимая задача, но, работая в этом направлении, мы шаг за шагом открываем новые методики обработки генетических материалов, что в конечном счете улучшает возможности наших молодых ученых. Кроме того, университет занимается проблемами языков коренных малочисленных народов Севера. Часть коллектива в рамках выполнения работы с компанией «Роскосмос» и по другим комплексным проектам проводит мониторинг здоровья населения республики.

2019 год в университете прошел под эгидой цифровизации. Мы запустили личные кабинеты студентов и образовательные онлайн-курсы, открыли Дом Научной Коллаборации Н.Г. Соломонова, Международный центр передовых технологий FutureSkills: NEFU. Успехи ребят, которые занимаются в этом центре, показали правильность принятого решения. Так, студент института естественных наук Александр Тайшин завоевал серебряную медаль мирового чемпионата по компетенциям FutureSkills в направлении «Синтез и обработка минералов». Наши молодые люди на чемпионате по FutureSkills были всего в шаге от команды такой крупной корпорации, как «Роснано», и заняли четвертое место по компетенции «Квантовые технологии» и блокчейн технологиям. Мне было приятно услышать о них во время выступления руководителя WorldSkills в России Роберта Уразова на Восточном экономическом форуме, тем более что они представляют весь Дальний Восток. Я был горд за республику, за свой родной университет.


В этом году мы продолжим цифровизацию нашей деятельности. Уже сейчас весь документооборот переведен на систему Directum, что в разы ускорило процесс согласования документов, тем самым намного повысив оперативность принятия решений по основным процессам управления университетом. Следующим этапом мы должны будем автоматизировать процессы управления жизнедеятельностью наших зданий. Из-за большого количества объектов построение системы требует больших финансовых вложений.

Сейчас университет находится в процессе перевода части образовательной программы на цифровую платформу. В первую очередь мы ставим задачу усилить контроль качества знаний студентов. Полностью оцифровывать процесс не будем, поскольку опасаемся потери качества образовательного процесса. Кроме того, менталитет и преподавателей, и студентов пока располагает к занятиям в привычном формате.

В 2021 году в университете планируется внедрение индивидуальной образовательной траектории. Это позволит нашим выпускникам быть максимально готовыми к требованиям работодателя. Если сейчас обучение ведется в традиционном формате, то в будущем ожидается проводить образовательные траектории независимо от курсов, групп и даже факультетов. Учебный процесс в университете будет сделан под определенный предмет или под профессора. На первый взгляд это довольно сложно представить в работе. Но есть вузы, которые апробировали персонализированное обучение, а Тюменский госуниверситет с сентября прошлого года полностью перешел на такую образовательную систему. Там, как мне рассказывала проректор Тюменского государственного университета, изменения сначала были приняты не совсем положительно, но позже преподавателям и студентам понравилась система бонусов. Например, у тех, кто хорошо учится, появилась возможность выбрать лучший курс раньше других и т.д. У преподавателей — мотивация разрабатывать и улучшать свои образовательные программы, ведь чем больше студентов выберут его курс, тем более он будет востребованным. Таким образом, наиболее слабые образовательные курсы или предметы будут закрыты в учебной программе, что, как мне кажется, это значительно улучшит качество обучения в нашем университете.

- Вы рассказали о цифровизации образовательного процесса. Какими успехами и планами может похвастаться СВФУ в IT-сфере?

- Я уже упомянул о нашем международном центре Future Skills: NEFU, который состоит из трех кластеров: инжинирингового, IT и информационного моделирования зданий. Все это создано университетом для высокотехнологичной и продвинутой профессиональной ориентации, ускоренного и опережающего обучения. Площадки сформированы и направлены на прикладное программирование и продвинутые инженерные компетенции. Это 3D-прототипирование, сканирование, блокчейн технологии. В центре ожидается открытие еще двух кластеров: креативного и мануфактурного. Это позволит достичь новых возможностей в сфере машиностроения и продвинутых дизайнерских компетенций.

Недавно ребята из центра продемонстрировали нам свое последнее изобретение — костюм для работ на холоде. Он полностью автономен, питает себя сам. Простыми словами — это прототип космического костюма, который идеально подходит для нашего региона. Перспектив, по словам директора центра Романа Гоголева, немало. Но важнее всего — сотрудничество с международными корпорациями и образовательными учреждениями для развития университета на мировом уровне. Центр Future Skills: NEFU — не столько образовательный, сколько инжиниринговый проект. Наши ребята занимаются настоящим цифровым производством, в том числе промышленными разработками, которые могут появиться в ближайшие пять-десять лет.

Кроме того, на базе республиканского IT-Парка работает наш инкубатор OREH. Его резиденты разработали программы для умного дома, собрали бионический протез руки, а о роботе-уборщике VeDroid, одной из первых разработок, теперь знает вся страна. Наши выпускники-программисты устраиваются на работу в якутские ведущие IT-компании: MyTona и InDriver.

- В какие еще компании и организации трудоустраиваются выпускники? Сотрудничает ли вуз с крупными предприятиями в подготовке кадров?

- Сейчас мы перешли на практико-ориентированное обучение. Это значит, что студенты практикуются и проходят стажировки в компаниях и организациях, в которые после окончания вуза направятся работать. К примеру, студенты медицинского института проходят практику во всех медучреждениях, находящихся в Якутске. Скоро у нас будет построен онкологический центр, и мы сейчас должны готовить специалистов, которые будут востребованы именно в области онкологии. По этому направлению несколько человек проходят стажировку в Японии. В скором времени должны вернуться и начать работу в столице республики.

Университет также готовит специалистов для компании АЛРОСА, ее дочерней компании «Алмазы Анабара», компаний «ИНК» и «Роснефть». У нас есть партнерское соглашение с угледобывающей компанией «Колмар». Мы являемся единственным на Дальнем Востоке вузом-партнером ПАО «Газпром».

- Сейчас на Дальнем Востоке не хватает кадров, следите ли вы за веяниями рынка? Готовите ли специалистов, которые сейчас больше всего нужны в ДФО?

- Да, безусловно, мы готовим специалистов. И, конечно, так и есть на самом деле. С другой стороны, проблема гораздо глубже. Я затрагивал ее в своем выступлении на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике. Дело в том, что, если бы мы знали в каком году и какие кадры будут необходимы компании, в целом, для экономики, мы бы начали их готовить заранее. Но сейчас нам приходится планировать бюджетные места в соответствии с планами, которые имеем на данный момент. Например, к нам обращается промышленная компания, которой требуются две тысячи геологов. Они ей нужны прямо сейчас. Но чтобы удовлетворить этот запрос, мы должны были начать работать по нему минимум пять лет назад: оформить лицензию, получить бюджетные места, пройти аккредитацию, принять и обучить студентов. Поэтому нужна планомерная работа университета, синхронизированная с работой той же компании и республики или макрорегиона в целом.

Задачу, мы считаем, существенно облегчит внедрение индивидуальной образовательной траектории. Работодатель получит возможность нашими руками при собственном непосредственном участии подготовить специалиста с необходимыми компетенциями. Допустим, все будущие геологи получат базовые знания. Затем каждый из них выберет индивидуальные курсы, которые различаются в соответствии с требованиями рынка.

- В СВФУ большое внимание уделяется науке. Расскажите о ключевых проектах и актуальных направлениях и о своем личном вкладе в научную деятельность университета.

- Наука — это основа любого образовательного учреждения, наш университет не исключение. В своем докладе, когда вступал на должность ректора, я сказал, что необходимо сосредоточить ресурсы на новых перспективных исследовательских направлениях с акцентом на развитие наиболее продуктивных областей (research mainstream), что обеспечит присутствие СВФУ в числе лучших вузов мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Перспективные направления будут определяться с учетом глобальной и исследовательской повестки, приоритетов государственной политики и имеющихся заделов университета.


Исходя из своего опыта, могу добавить, что акцент должен быть сделан на междисциплинарные исследования, ориентированные на широкую международную коллаборацию. Будем стимулировать развитие перспективных направлений на стыках наук, исследования в области сквозных технологий НТИ и исследования в области конвергентных технологий, прежде всего, в рамках создаваемого межрегионального научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития». Приоритет в этом направлении — формирование научно-исследовательской среды конкурентоспособного уровня и создание условий для инновационного роста в области научных исследований, разработки и коммерциализации технологий по приоритетным направлениям развития университета.

Нужно усилить взаимодействие с открытой платформой экспертов по различным направлениям реализации НТИ, в разрезе рынков, сквозных технологий и других направлений научно-технологической политики. Кроме того, важно расширить поиск новых рынков науки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы собираемся открыть Центр русского языка и культуры при Хэйлунцзянском Восточном университете — Исследовательский центр русского языка и образования СВФУ и ХВУ. В июне 2020 года планируется открытие совместной международной лаборатории Харбинского политехнического университета и СВФУ по изучению окружающей среды Азиатской части Арктики и сопредельных территорий и воздействия поллютантов на человека и биоту. В Харбине планируется проведение второго Арктического форума Ассоциации технических университетов России и Китая, соорганизатором которого мы выступаем.     

- В начале разговора вы упомянули, что по медицинскому направлению университет занимает ведущее место в рейтинге российских вузов. Появились ли новые программы в вузе по этому направлению? Поступают ли в мединститут абитуриенты из других регионов?

- Подготовка качественных медицинских кадров в Якутии как никогда актуальна в связи со строительством онкологического и кардиологического центров. Кроме того, показатели мединститута говорят о высоком его потенциале. Но для дальнейшего развития необходимо новое здание. Сейчас институт располагается в двух зданиях, которые реконструированы под учебные помещения. Региональная власть поддерживает наше желание построить новый учебно-лабораторный корпус для мединститута, при этом есть понимание федерального центра. Сейчас идет работа над подготовкой необходимой документации для рассмотрения вопроса на федеральном уровне.

Следует отметить, что мы строим это здание не только для Якутска, но и для всего макрорегиона. Во всем ДФО есть дефицит медработников — мы покрываем востребованность всего на 30% вакансий. Кроме того, в наш мединститут стабильно поступают абитуриенты из других регионов. В прошлом году приехали учиться около 80 иностранных студентов, поэтому мы открыли в институте англоязычную группу.

- Помимо них обучаются ли иностранные студенты по другим направлениям? Сколько их всего в университете?

- В вузе обучаются свыше 500 студентов из зарубежных стран. Десять лет назад их было всего в пределах двух десятков. Больше всего к нам приезжают из Азии, из стран африканского континента. Очевидно, что количество иностранных студентов с каждым годом будет увеличиваться. Приятно осознавать, что мы становимся узнаваемым и котируемым вузом.

В основном наши иностранные студенты выбирают медицину, филологию, экологию, технические и инженерные специальности. Высокая заинтересованность обусловлена тем, что СВФУ действительно очень силен в этих направлениях. Управление международных связей ведет индивидуальную работу с каждым студентом. Некоторые, узнав о сильных морозах, меняют планы о поступлении в наш вуз. Отвечу, что мы постоянно улучшаем условия обучения и нахождения в университете так, что некоторые иностранные студенты остаются и с удовольствием продолжают обучение в магистратуре или аспирантуре.

- Якутия, чтобы меньше зависеть от налогов и дивидендов промышленных компаний, взяла курс на креативную экономику. Как СВФУ может помочь региону решить эту задачу?

- Одна из миссий современных университетов — создание образовательной экосистемы. В процессе подготовки специалистов мы должны давать им не только знания, но и изменить их мировоззрение, отношение к себе, чтобы у них возникло желание создавать что-то новое, улучшать, развивать и развиваться.

Выходя из стен вуза, наши студенты, а их почти 19 тысяч человек, начнут менять среду вокруг себя, создавать производства, компании и экосистемы. В конечном итоге это даст толчок развитию всего региона.