Колонка Михайловой Е.И., советника

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АЗИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Доклад Е.И. Михайловой,

ректора Северо-Восточного федерального университета,

на 4-й международной конференции АТЭС по образованию

«Развитие человеческого капитала и инклюзивный рост экономики»


В контексте общих тенденций развития образования на северо-востоке России важное значение приобретают вопросы актуализации деятельности университетов и работодателей в качестве партнеров по подготовке многофункциональных трудовых ресурсов в системе непрерывности образования, «образования в течение всей жизни» и «аккумулирования человеческого капитала» в целях стратегического развития региона.

Что собой представляет политика СВФУ в этой области?Это комплекс мер, изложенных в различных документах (программах, концепциях, стратегиях и др.), принятых университетом и согласованных в различных инстанциях. Университет стремится к созданию таких условий, при которых каждая организация, каждое предприятие в Якутии, Магаданской области, в Чукотском АО и др. стали обучающимися учреждениями. В университете создается система непрерывного образования практически по всем 35 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, по которым ведется обучение, а это 395 образовательных программ, 230 программ дополнительного профессионального образования. Как известно, мотивы, побуждающие людей добиваться жизненного успеха, большей продуктивности на работе, возникают на основе ценностей, которые формируются дома, в школе, в профессиональных учебных заведениях, на рабочем месте и закрепляются обществом. Мы все переживаем непростое время, когда новые вызовы, такие, как процессы научно-образовательной, социально-культурной и экономической глобализации, усиливающейся конкуренции практически во всех сферах жизни, технологического развития, ухудшения экологии, нарастающей урбанизации, стали реальностью и оказывают усиливающееся, я бы отметила, как агрессивное, влияние на человека, социум и цивилизацию в целом. В этом плане, на наш взгляд, именно университет может выполнить стабилизирующую роль и способствовать развитию человеческого капитала. Поэтому эту функцию, социальную миссию СВФУ взял на себя. В связи с отсутствием времени на фундаментальное сообщение приведу несколько примеров из практической деятельности СВФУ, направленных на создание благоприятных условий для развития способностей каждого обучающегося, повышение их конкурентоспособности через углубление профессионально-квалификационной способности к специализированному труду – источнику доходов, введение элементов производственных и социальных отношений. Безусловно, университет уделяет серьезное внимание интеллектуальному и культурному развитию личности студента, освоению накопленных обществом культурных и духовных ценностей, формированию здорового образа жизни, доступности качественной медицинской помощи и правильного питания и др. С деятельностью СВФУ за 5 лет (2010-2014) можно ознакомиться на сайте университета в колонке ректора (на данный момент более 10 тыс. просмотров в русской и английской версиях).Сегодня мне бы хотелось услышать мнение коллег о проблемах формирования человеческого капитала посредством профессиональной подготовки, которая должна характеризоваться высоким содержанием знаний, способствующим инновациям и развитию новых идей.

1. Два федеральных университета – Сибирский и Северо-Восточный – в течение 3,5 лет (2010-2013гг.) провели форсайт-исследование перспектив Республики Саха (Якутия), ее народов. Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. жестко обозначил ситуацию исторического вызова – выбора вектора социально-экономического развития, как для страны в целом, так и для ее регионов. Как вы помните, это был выбор будущего между вариантом «Россия – сырьевой придаток мира» и вариантом «Россия – страна с диверсифицированной экономикой, обладающая мощным инновационно-технологическим потенциалом».

Инерционность первого очевидна, а реализация второго варианта востребует серьезных усилий для сохранения и развития человеческого капитала. И мы взяли на себя ответственность сделать анализ экономической ситуации, прогноз перспектив, демографических и миграционных процессов, особенностей развития человеческого капитала, процессов воспроизводства идентичности, культуры и языков коренных народов севера и др. Мы исходили из понимания того, что экономическое развитие Республики Саха (Якутия) – не единственный целевой ориентир в долгосрочной перспективе; более важным является будущее ее народов как социально-культурной общности, сохранение их идентичности, культуры и языка в современном динамичном мире. В ближайшие десятилетия на территории республики будут происходить масштабные социально-экономические и культурные изменения, связанные с интенсивным освоением природных ресурсов, развертыванием индустриальных и постиндустриальных видов деятельности, вхождением в глобальное информационное и культурное пространство. Эти изменения могут критическим образом повлиять на условия существования народов республики, создать новые возможности и новые риски. В такой ситуации, на наш взгляд, важно было перейти от констатации происходящих изменений к упреждающему социальному проектированию, к управлению общественными изменениями. Мы выбрали форсайт-исследование, потому что оно нацелено на создание позитивного образа будущего, поиск новых возможностей, но при этом включает выявление и анализ позитивных и негативных трендов, возможных критических ситуаций и «диких карт» (маловероятных, но потенциально значимых изменений). Задача Форсайта – мобилизация общества и элиты на решение задач, от которых зависит будущее республики. После проведения огромного объема работ 62 сотрудниками и преподавателями 2-х университетов (это – работа с более чем 2000 экспертов, около 10 тыс. респондентов; анализы трендов и др.) представлен доклад в 5 томах, оформлены обобщенные образы возможного будущего республики, сформулированы стратегические идеи необходимых изменений – «ключи к будущему», представлено поле возможных сценариев в горизонте до 2050г., определен базовый сценарий как образ желаемого будущего. Представлен проект стратегической и дорожной карты развития республики.

Мы исходили из того,что форсайт не закрывает, а, наоборот, открывает – делает актуальным вопрос о будущем республики и ее народов. Эти исследования мы предложили как начало нашего общего пути, приглашение к сотрудничеству,начало расширенного диалога между властью, бизнесом и обществом в отношении перспектив развития региона и общества. Задача университета – в партнерстве с органами управления республики конвертировать стратегические идеи в конкретные программы действий.

Результаты исследований легли, например, в основу предвыборной программы развития республики главы субъекта и плана мероприятий правительства республики по реализации предвыборной программы на 2015-2020 годы. Также в 2014 году с целью повышения эффективности реализации кадрового и инновационного потенциала региона университетом совместно с правительством республики была разработана партнерская Программа сотрудничества бизнеса, университета, органов власти и общественных организаций «Якутия – 2022». По результатам исследований внесены изменения и дополнения в программу развития СВФУ на 2015-2020 гг. и проект внесен в Правительство РФ.

2. Как известно, создание федеральных университетов нацелено на формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в регионах, на обеспечение крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов квалифицированными кадрами, научно-техническими и технологическими решениями, в т.ч. – доведение результатов интеллектуальной деятельности до их практического применения, на закрепление и привлечение населения в стратегически важные районы.

В СВФУ ведется настойчивая многоплановая работа по выстраиванию системы обучения на основе научных исследований и внедрения повсеместно практико-ориентированного обучения. Мы уверены в том, что только те, кто прошли обучение на основе поиска, исследований, анализа, практики, внесут наибольший вклад в инновационное развитие.

Влияние университета на социально-экономическое развитие региона может идти через создание малых инновационных предприятий, которые со временем становятся самостоятельными предприятиями, состоятельными работодателями и исправными налогоплательщиками.

С 2011 г. создано 25 (на 2014 г.) малых инновационных предприятий в сфере информационных технологий, медицины и биотехнологий, энергоэффективного строительства и благоустройства. На данный момент три проекта находятся на стадии оформления в качестве МИП. Объем произведенной высокотехнологичной продукции с 2011 года вырос в 35 раз и достиг отметки 167 млн. руб., к концу года планируется увеличить производство до 300 млн. руб., а к 2018 году – до 1 млрд. руб. МИПами СВФУ, по данным 2014 г., произведено 3% от общего объема всех инновационных товаров, работ и услуг организаций, произведенных на территории РС (Я).

Мы придаем большое значение вовлечению НПР, аспирантов и студентов в инновационную деятельность: сегодня число занятых в инновационной экосистеме университета составляет 270 чел., а к 2018 г. планируем довести этот показатель до 1000 занятых (включая работников АИЦ, малых инновационных предприятий, НПР, аспирантов и студентов, привлекаемых на постоянной и временной основе). Мы ищем методы, способы повышения привлекательности сельских районов в целях удержания местного населения в местах проживания, создания условий для жизни и работы молодежи на селе, смягчения последствий стремительной урбанизации.

Если в 2011-2014 гг. у нас был лишь один резидент студенческого инкубатора, то сейчас их уже 17. Мероприятий для привлечения студентов много, например, акселерационная программа «Идея на миллион», победители которой получили 1 млн. руб. из Венчурной компании «Якутия» (проект Robohouse – разработка модульного решения для автоматизации зданий).

В июне 2014 года в СВФУ открылся инновационный учебно-производственный комплекс «Стройкомпозит» на базе МИП ООО «Стройкомпозит». Учебно-производственный комплекс позволяет восполнить разрыв между теорией и реальным производством, апробировать новейшие строительные материалы и технологии. Данный комплекс также является площадкой для прохождения производственной практики студентов инженерно-технического института, проведения лабораторных работ и исследований.На базе комплекса налажено производство автоклавного пенобетона на основе местного минерального сырья, а также строительство индивидуальных жилых домов и производственных зданий на их основе. Построены экспериментальные энергоэффективные жилые дома в Намском и Усть-Алданском районах Якутии, с использованием автоклавного пенобетона ведется строительство жилого комплекса в студенческом кампусе и в 16 квартале г. Якутска.

МИП ООО «Теплокомфорт» занимается комплексным инженерным благоустройством малоэтажных зданий в условиях Крайнего Севера, проектированием и монтажом систем солнечной генерации, теплогенерации и модульных блоков благоустройства. Например, предприятием был построен первый теплый общественный туалет в г. Якутске. В 2012 и 2014 гг. специалистами МИП «Теплокомфорт» и МИП «Стройкомпозит» в с. АппаныНамского улуса были построены 4 двухэтажных дома, с применением энергоэффективных технологий. Современные технологии, использованные при возведении домов, позволили снизить затраты жильцов на коммунальные услуги в 2,5 раза. В этом году МИП «Теплокомфорт» занимается проведением комплексного благоустройства жилых домов сельских жителей в двух арктических районах республики: в Булунском и Оймяконском. Этот проект поддержан Правительством РС(Я) и финансируется из средств социальных программ бюджета.

МИП ООО «Амтэк+» занимается разработкой и внедрением автоматизированных систем в области ресурсосбережения, проведением энергоаудитов, а также реализацией энергосервисных контрактов. Ранее компанией «Амтэк+» была осуществлена модернизация системы освещения в здании Педагогического института СВФУ, включая замену светильников на светодиодные, установку датчиков движения и освещенности, а также внедрение автоматизированной системы управления. Экономический эффект составил 60 805 кВт*ч в год, что позволило в 4 раза сократить расходы на электроэнергию, потребляемую осветительными приборами. Все МИП СВФУ работают благодаря интеллектуальной собственности университета, оформленным патентам, разработкам преподавателей.

В 2010 г. в СВФУ открыт Арктический инновационный центр, обеспечивающий действие полной инновационной цепочки от фундаментальных исследований до серийного производства. Это сердце инновационной системы СВФУ – место для рождения МИПов – будущих инновационных лидеров. При АИЦ функционируют 12 лабораторий, Центр интеллектуальной собственности, Центр маркетинга инноваций и управления проектами, Центр коллективного пользования, студенческий бизнес-инкубатор «Орех» и студенческий венчурный фонд. Я привела небольшой перечень примеров, когда, действуя в соответствии с тезисом «Практика – критерий истины», мы стремимся к достижению поставленных целей в обеспечении качественным обучением молодых людей. Кроме того, решается проблема невостребованности местных кадров в силу дефицита специалистов узкого профиля на региональном рынке труда, снижается доля трудовых мигрантов. Такие меры способствуют повышению эффективности инвестиционных проектов для социально-экономического развития республики, росту профессиональной квалификации и уровня жизни коренного населения.

3. Исследования, проведенные СВФУ в республике, показали, что все меньше молодых людей планируют постоянно жить в республике: среди 20-30 летних таких 60%, а среди 15-20 летних лишь 30%. При этом многие респонденты считают, что их дети, став взрослыми, уедут из республики (на время или окончательно) – среди 20-30 летних таких более 70%, а среди 15-20 летних уже 85%. Данные отражают естественное стремление молодежи к переменам. Если обнаруженный тренд сохранится в течение 30-40 лет, то может произойти значительный отток молодежи из республики. В целях недопущения или хотя бы снижения оттока населения, обучая молодых людей из сел, мы ориентируем их на возвращение в родной район, но уже специалистами, имеющими собственное дело и ресурсы. Но каких усилий это стоит, думаю, большинство из вас знает!

В России предусмотрен ряд льгот для поддержки инновационного предпринимательства: на федеральном уровне установлены льготы по страховым отчислениям, льготы по аренде помещений и оборудования, налоговые льготы (например, для резидентов инновационного центра «Сколково»); на региональном уровне, в частности, в Республике Саха (Якутия), созданы институты развития, оказывающие поддержку начинающим инноваторам (венчурная компания «Якутия», технопарк «Якутия» и др.). Однако, как показывает опыт, этого недостаточно: механизмы государственной поддержки требуют дальнейшего совершенствования. Наши МИПы, например, в первый же год создания, согласно Постановления Правительства РФ №677 от 12 августа 2011 г.,вынуждены платить 40% стоимости аренды помещения и оборудования, второй год – 60%, на третий – 80%, а на четвертый –ужевсе 100%. При этом они платят все налоги. А в Южной Корее, например, МИП имеет 5-летние преференции: полностью освобождается от налогов, от платы за аренду помещения и оборудования. После пяти лет они выходят в свободное плавание. Условия для «делания бизнеса» у них идеальные. Известно, что двигателями конкурентоспособности являются не только инновации, идеи, но и создаваемые государством условия, правила и т.д. Нужна совместная последовательная кропотливая работа.

Главная задача федерального университета, с точки зрения повышения конкурентоспособности региона и страны в целом,заключается, прежде всего, в выпуске и подготовке не просто квалифицированных специалистов, а профессионалов и команд профессионалов, которые способны сами проектировать и создавать новые виды деятельности, продукты, услуги, рабочие места, брать на себя ответственность и решать задачи в условиях опережающего развития, неопределенности, глобальных изм енений.

Университеты в современном мире превращаются из научно-образовательных учреждений в институты развития общества. Университет помогает обществу выстроить образ желаемого будущего, а затем вполне возможно стать проводником в будущее. В этой связи у нас предложения: во-первых, общими усилиями создавать совместные малые инновационные предприятия, во-вторых, поддержать проектVI Международные спортивные игры «Дети Азии», которые пройдут в 2016 году в г. Якутске на территории университетского кампуса СВФУ.