Новости

Валерий Фальков рассказал, сколько должно быть автономии у университетов

фото: из открытых источников

  • 10 Июня 2020
  • 191

Валерий Фальков рассказал, сколько должно быть автономии у университетов

Автономия вузов позволяет системе высшего образования быть более приспособленной к таким нештатным ситуациям, как коронавирус. Мнением об этом поделился министр науки и высшего образования России Валерий Фальков в интервью ТАСС.

По словам главы ведомства, в министерстве прекрасно понимают, что универсальных решений, учитывающих специфику регионов и эпидемиологическую ситуацию, быть не может, поэтому изначально университетам было разрешено дополнять рекомендации минобрнауки локальными решениями. «В момент перехода на дистант стало очевидно, что руководство некоторых университетов боится принимать решения и исходит из принципа «запрещено все, что не разрешено». В тех университетах, где ректоры и управленческие команды смогли взять на себя ответственность и принимали решения, не дожидаясь окриков из министерства, переход на дистант не вызвал больших проблем», – говорит он.

Валерий Фальков отметил, что с первых дней пандемии было беспокойство, сохранится ли должное качество и доступность образования в новых реалиях: «Согласно данным ЮНЕСКО, 191 страна была вынуждена перевести систему образования на другие рельсы. И все столкнулись с большими проблемами. Что касается России, то в отдельных вузах и на отдельных направлениях сложности были, однако в целом наша система успешно справилась. Университеты в масштабах страны смогли организовать обучение в новом формате в беспрецедентно короткие сроки без предварительной подготовки. И, я уверен, сохранили здоровье многих студентов и преподавателей».

Министр обратил внимание, что дискурс о конкуренции между вузовской и академической наукой пора менять: наука едина, и совершенно неправильно делить ее. «Большая наука исторически в нашей стране живет преимущественно в академических институтах, однако в последнее время вузы значительно укрепились в части науки и показывают очень достойные результаты. В университетах появились современные лаборатории и очень сильные исследовательские коллективы. Поэтому будущее – не за конкуренцией между образовательными и научными организациями, а за кооперацией с созданием гибких управленческих структур формата консорциумов при сохранении «суверенитета» всех участников».

Международное научное сотрудничество с участием России развивается и остается одним из приоритетов. «Если говорить о больших проектах в области физики, то они стоят над всей историей с пандемией. Это долгосрочные проекты, поэтому коронавирус оказал на них минимальное влияние. В образовательном сотрудничестве моя оценка гораздо менее позитивна: нужны другие инструменты работы с иностранными студентами. Речь идет об интернационализации на дому, когда с помощью цифровых технологий можно обучать нынешних студентов и привлекать новых. Конечно, теперь они будут смотреть не только на качество высшего образования в стране, но и на ее способность создать безопасные условия в условиях пандемии», – заключил Валерий Фальков.

Автор: Анна БАЙСАКОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).