- 29 Апреля 2013
- 6131
Информатизация университета – новый этап
В Северо-Восточном федеральном университете начата реализация концепции информатизации, рассчитанная на три года. В качестве одной из целей концепции ставится задача продвижения собственных информационных систем дистанционного обучения, включая системы видеообучения. Причем основываться эти системы будут прежде всего на свободном программном обеспечении. Считается, что именно в информационных системах, непосредственно ведущих процесс обучения и процесс подготовки электронного учебного материала, может и должна отражаться индивидуальность университета, и именно здесь необходимо приложить собственные усилия в виде научного потенциала, программистов-разработчиков и необходимой модернизации инфраструктуры.
Наше видение – это интенсификация учебного процесса за счет автоматизации основного вида деятельности и повсеместное внедрение современного технологического уровня информатизации.
Итак, в первом полугодии 2013 года запланировано: обследование систем, отвечающих за формирование учебных планов и за расчет нагрузки преподавателя в аспекте их интеграции с информационной системой управления студенческим составом, интеграция университетского корпоративного Web-портала с подсистемой единого входа как для студента, так и для преподавателя, интеграция системы дистанционного обучения Moodle с подсистемой единого входа по учетным записям студентов и их группам, модернизация информационной системой управления студенческим составом, которая включает в себя корректировку структуры, новые отчеты, модуль c Web-интерфейсом «Общежитие», модуль c Web-интерфейсом «Единая диспетчерская дежурная служба Студгородка».
Вторая половина года будет посвящена проведению интеграции системы бухгалтерского учета с информационной системой управления студенческим составом, разработка Web-интерфейса взамен существующих основных клиентских интерфейсов, интеграция системы документооборота с подсистемой единого входа, создание программно-аппаратного комплекса разработки и сопровождения видеолекций. Кстати, последняя задача является одной приоритетных, поскольку создание учебного контента – наиболее трудоемкий процесс на этапе внедрения электронного обучения. Особенно, если это мультимедийные электронные ресурсы.
Многочисленными компаниями сегодня не только предлагаются собственно сами мультимедийные курсы, но и разработка курсов на заказ. Исследование цен на лицензии и стоимости заказа на разработку приводит к тому, что выгоднее создать свой университетский коллектив по разработке собственных продуктов. При этом университет сможет быстрее реагировать на развитие технологий в области электронных образовательных ресурсов.
Для этого в университете планируется создать высокотехнологичную видеостудию с возможностью самостоятельной работы преподавателей без непосредственного участия технического персонала, оборудовать учебную аудиторию для автоматизированных видеосъемок. К примеру, в Сеульском киберуниверситете имеется семь видеостудий, из них одна комплексная для съемок встреч и больших групп и одна локальная для самостоятельных видеосъемок преподавателями.
В 2013-2014 году планируется поэтапная модернизация системы дистанционного обучения, добавление новых форм учебных занятий, в том числе интеграция системы вебинаров в эту базовую открытую среду, совершенствование функционала для повышения удобства проверки выполненных заданий и проведения тестирования большого количества студентов.
С этой целью с учетом лучших мировых практик киберуниверситетов, определена четкая организация работ по управлению учебным процессом (LMS), учебным контентом (LCMS) и процессом разработки учебного контента. Эти процессы обеспечиваются соответствующими программно-техническими подсистемами и организационными мероприятиями.
Концепция информатизации будет считаться реализованной, если к 2015 году в нашем университете будет создана полноценная коммуникационная инфраструктура, автоматизированы основные деловые процессы университета, интегрированы все информационные системы университета, организован электронный документооборот, построен цифровой кампус, созданы электронные сервисы для подключения к государственной системе межведомственного электронного взаимодействия.
В конечном счете основной целью информатизации является автоматизация образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности, управления финансово-хозяйственными процессами обеспечения жизнедеятельности вуза, а также повышение оперативности информационных процессов. Высокая оперативность повышает качество управления, снижает трудозатраты и, как следствие, повышает эффективность принятия решений на всех уровнях структуры университета при реализации задач основной деятельности.