фото: пресс-служба СВФУ
- 26 Сентября 2024
- 130
СФУР-2024: города на вечной мерзлоте могут быть комфортными при профессиональном подходе
Северо-Восточный федеральный университет имеет потенциал стать ведущим научным центром арктической зоны. Об этом было сказано на полях V Северного форума по устойчивому развитию в ходе круглого стола, посвященного идеям проектов города будущего на мерзлоте и новых транспортных коридоров. Мероприятие прошло сегодня, 26 сентября.
Вопросами стратегического развития городов и подбором новых технологий должны заниматься исключительно профессионалы, считает директор по развитию городской среды, заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ Антон Финогенов. «Якутия – стратегически важный регион. ДОМ.РФ активно сотрудничает с республикой по разработке мастер-планов. В этом ключе отрадно, что данная научно-практическая конференция проходит в одном из лидирующих университетов страны. СВФУ в реализации мастер-плана Якутска является одним из каркасных элементов стратегии превращения столицы республики в действительно важный научно-образовательный центр не только Дальнего Востока, но и всей мировой арктической зоны. Уверен, что по итогам работы площадки будут выработаны взвешенные практические предложения, которые мы сможем внедрить в мастер-план. Это важно, так как в силу удаленности региона стоимость реализации архитектурного или транспортного проекта будет в два-три раза выше, чем в центральной России. Именно поэтому нам интересны различные управленческие решения, которые оптимизируют расходы», – отметил Антон Финогенов.
Он также подчеркнул, что в вопросе стратегического развития городов и поселений важен комплексный подход в содружестве с управленческим сообществом, проектантами и учеными. «Якутия – системообразующий субъект Российской Федерации. И сегодня мы говорим не о далеком будущем, а о том, что актуально уже сегодня, в ближайшие 5-7 лет», – заключил Антон Финогенов.
Приветствуя участников круглого стола, заместитель ректора СВФУ по вопросам устойчивого развития арктических территорий Юрий Данилов подчеркнул, что климатические изменения особенно активно проходят на арктических территориях. При этом, после глобального потепления ожидается обратное оледенение. Поэтому важно адаптироваться к новым условиям. «Якутия является одним из первых регионов, где план климатической адаптации был принят. В настоящее время интенсивно идет деградация многолетней мерзлоты, и этот факт важно учитывать при строительстве городов. В этом плане важна тесная работа научного сообщества и чиновников, принимающих решения по застройке», – пояснил Юрий Данилов.
Вечная мерзлота не является источником сложностей при строительстве, важно соблюдать технологию работы, уверен генеральный директор и председатель правления ООО «Сибирская лаборатория урбанистики» Сергей Маяренков. Свое выступление он построил на примере разработки мастер-плана поселка Тикси Булунского района. «Строительство зданий на сваях позволяет сохранить вечную мерзлоту в нетронутом состоянии. Однако проблемы начинаются там, где необходимые для такого строительства технологии были нарушены. При этом, говоря о разработке мастер-плана северных территорий, важно сделать существующие условия комфортнее для жизни. С этой точки зрения, для Тикси родилась концепция связанных между собой объектов через переходы, с точки зрения реализации — это не сложно. Мерзлота натолкнула нас на эту идею. В этом ключе важно понять, как мерзлота может быть источником энергии, как она может работать во благо и как уметь работать с этой хрупкой экосистемой мерзлоты», – прокомментировал Сергей Маяренков.
Идеями, применимыми к северным городам, поделился заведующий кафедрой архитектуры и городского строительства Инженерно-технического института СВФУ Николай Алексеев. В своем выступлении он презентовал модель энергоэффективного микрорайона на примере села Саскылах Анабарского района. «Пренебрежение принципами энергосбережения и энергоэффективности приводит к огромным тепловым и энергетическим затратам. Регион ежегодно тратит крупные суммы на компенсацию таких затрат. Именно поэтому требуется внедрение новых решений для строительства в арктической зоне. Исходя из этого, мы предлагаем планировать квартальную застройку, что будет эффективнее с точки зрения инженерной инфраструктуры», – подытожил он.
Также доклад о транспортной составляющей на арктических территориях представил заместитель генерального директора АО «Железные дороги Якутии» Алексей Местников. В свою очередь декан автодорожного факультета СВФУ Дмитрий Филиппов рассказал о реализации пилотного проекта струнного транспорта в Якутске. Данная технология разработана белорусскими инженерами, сегодня опытные образцы данного вида транспорта в реальном виде существуют и работают на территории Экотехнопарка в г. Минске, а также пилотная линия проходит тестирование в городе Шарджа (ОАЭ). «Неоспоримые плюсы струнного транспорта в условиях низких температур – ожидание между шаттлами составляет всего 1,5 минуты. Этот транспорт напоминает ЖД-транспорт, но отличие в том, что он находится на высоте. При этом конструкция имеет облегченный характер, что немаловажно для наших условий строительства на многолетнемерзлых породах. Мы провели укрупненную экономическую оценку и вышли на неплохие эффекты. Проект обладает окупаемостью при тарифе 90 рублей за поездку», – пояснил он.
Северный форум по устойчивому развитию проходит пятый раз на базе Северо-Восточного федерального университета 24-27 сентября 2024 года. Программа форума здесь.Фотографии с мероприятия здесь.
Следите за новостями и проектами университета в наших социальных сетях:
- Официальный телеграм-канал
- Страница «ВКонтакте»
- Видео о СВФУ на Rutube
- Группа в «Одноклассниках»
- Лонгриды о жизни вуза читайте в Дзен