Новости

Первые данные использования нейротехнологий в образовании получили в СВФУ

  • 28 Сентября 2022
  • 640

Первые данные использования нейротехнологий в образовании получили в СВФУ

Доцент Северо-Восточного федерального университета Максим Сорочинский определил: нейрообратная связь при просмотре образовательных видеороликов способствует лучшему восприятию информации – разница в показателе «внимание» между контрольной и экспериментальной группами составила 14%. Исследование проводится в рамках гранта Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук.

«Использование нейротехнологий в образовании – одно из перспективных направлений. Педагогам необходимы новые способы анализа образовательной деятельности, создания индивидуальных образовательных траекторий и мотивации обучаемых. Методы и достигнутые успехи в области нейронауки могут позволить повысить результативность обучения, отслеживать уровень когнитивной нагрузки, оценивать образовательный контент не только с субъективной точки зрения обучаемых и преподавателей, но и с объективной – на основе мозговой активности обучаемого», – говорит доцент кафедры информатики и вычислительной техники Пединститута СВФУ Максим Сорочинский.

Из-за сложностей в интерпретации и обработки данных до сих пор ведутся споры об эффективности использования нейроинтерфейсов и нейрообратной связи в образовании, отмечает руководитель проекта Максим Сорочинский. В рамках исследования СВФУ использованы готовые алгоритмы, на основе которых проанализирован уровень по шкале «внимание». Основная гипотеза исследователей – если обучаемый будет видеть уровень своего внимания, то это будет способствовать лучшему усвоению информации и концентрации внимания на видео материалах.

«Мы выявляли влияние нейрообратной связи на степень внимания обучаемого. Всем участникам эксперимента предложили просмотреть образовательный видеоролик на тему «Как цифровые технологии изменяют мир» с надетым нейроинтерфейсом. Экспериментальная группа просматривала видеоролик и наблюдала уровень своего внимания на экране, – добавляет Максим Сорочинский. – Проведенное исследование – начало работы по исследованию образовательного контента для электронного обучения методами нейротехнологий. В дальнейшем планируется изучить образовательный видеоконтент для электронного обучения, классифицировать его и разработать рекомендации по его созданию, основываясь на данных анализа биоэлектрической активности головного мозга».

Отметим, в эксперименте участвовали 20 студентов кафедры информатики и вычислительной техники Пединститута СВФУ. Испытуемые были распределены случайным образом на 2 группы – экспериментальную и контрольную, где обучающиеся не использовали нейрообратную связь. Впервые промежуточные результаты исследования были представлены на Международном Балтийском форуме по нейронаукам, прошедшем с 14 по 16 сентября на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в Калининграде.

Справка:

Исследование уровня внимания обучаемых при просмотре образовательных видеоматериалов с использованием нейрообратной связи – один из этапов исследования, проводимого в рамках гранта Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук (МК-1901.2022.2) по теме: «Исследование процессов электронного обучения с использованием нейроинтерфейсов».

Проектная команда приглашает к сотрудничеству студентов, аспирантов, преподавателей, в частности, биологов, психологов, педагогов, математиков и программистов.

Автор: Анна БАЙСАКОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).