СВФУ: тесты ДНК не могут определить геном 18-тысячелетнего щенка из Якутии

фото: их архива участников мероприятия

• 28 Ноября 2019

СВФУ: тесты ДНК не могут определить геном 18-тысячелетнего щенка из Якутии

Ученые Шведского центра палеонтологии провели первоначальное исследование генома 18-тысячелетнего щенка из Якутии – тесты ДНК не смогли определить, был ли он волком или собакой, сообщает «The Siberian Times».

Как признался инженер-исследователь Института прикладной экологии Севера СВФУ Сергей Федоров, результаты ДНК интригуют. «Что, если это собака – возможно, одно из самых древних домашних животных, сосуществовавшее рядом с человеком? Нам не терпится получить результаты дальнейших испытаний. Они могут приблизить разгадку происхождения собак из позднеплейстоценовых волков», – говорит Сергей Федоров.

Щенок обнаружен внутри кома мерзлого грунта в 40 км выше по течению реки Индигирка от поселка городского типа Белая гора на реке Буор-Юрях в августе 2018 года.У него не повреждены усы, ресницы, шерсть и бархатный нос благодаря вечной мерзлоте. Примерный возраст на момент гибели – менее двух месяцев: у щенка присутствуют молочные зубы. Причина смерти не определена, отмечает «The Siberian Times».

Ученые предполагают, что исследуемый щенок – детеныш волка либо собаки, либо так называемой волчьей собаки. Серые волки и собаки отличались от видов волков, вымерших около 15-40 тысяч лет назад. Прошлым летом исследования, опубликованные в Nature Communications, отодвинули вероятные даты одомашнивания, предполагая, что собаки были одомашнены всего один раз: 20, но, вероятно, 40 тысяч лет назад.

На территории Якутии самые первые достоверные сведения о собаках известны из самой северной точки расселения человека в Евразийской Арктике – острова Жохова из группы островов Де-Лонга – около 8 000 лет назад. Археологи под руководством Владимира Питулько среди деревянных изделий обитателей Жоховской стоянки обнаружили нартенный полоз. Это позволило ученым выдвинуть гипотезу о применении собачьей упряжи для передвижения и транспортировки грузов, отмечает Сергей Федоров.

На основе фрагментов скелетов собак на стоянке ученые произвели реконструкцию внешнего вида – собаки мезолита по весу и росту оказались похожими на современных ездовых собак. Следующими находками являются Туматские щенки, найденные в 2011 и 2015 годах в окрестностях села Тумат Усть-Янского района Якутии.

Автор: Анна БАЙСАКОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета