Новости

Доцент СВФУ Юрий Бочкарев: «Доступность информации привела к ложному чувству наличия знаний»

фото: редакции корпоративных медиа СВФУ

  • 18 Ноября 2020
  • 859

Доцент СВФУ Юрий Бочкарев: «Доступность информации привела к ложному чувству наличия знаний»

Из-за увеличения объемов информации в последнее десятилетие общество испытывает информационную перегрузку, что может привести к деконцентрации внимания и клиповости мышления в обществе. Доцент кафедры горного дела Горного института Северо-Восточного федерального университета Юрий Бочкарев рассказывает о влиянии информационных технологий на жизнь в рамках проекта «Наш университет_лекции». 

В свете все большего проникновения информации, информационных технологий в жизнь становится актуальным вопрос о том, что такое информация и каково ее влияние. При рассмотрении данной темы, открываются все новые стороны этой проблемы, обращает внимание Юрий Бочкарев. Происходит увеличение объемов информации, с которой нам ежедневно приходится сталкиваться. «Это приводит к чувству усталости и тщетности бытия: организм переходит в защиту, уменьшая концентрацию на каждую информацию. Сами информационные технологии служат причиной появления клипового мышления, путем использования правила «чем короче, тем лучше». Здесь главное не переборщить с краткостью информации: может потеряться ее сущность. Доступность информации привела к ложному чувству наличия знаний», – считает доцент. 

Информацию можно хранить вне сознания человека на твердых носителях. Таким образом, наличие информации не зависит от нас самих. А знания уже невозможно хранить вне человека, потому что они принадлежат каждому лично. Также их невозможно передать по желанию, другому человеку, продолжает Юрий Бочкарев: «Знания, прежде всего, необходимо превратить в какую-то информацию, которую можно передать. Познавательная активность у всех нас разная, поэтому знания у всех разные. Они позволяют нам вести какую-либо осознанную деятельность как в быту, так и в профессиональной деятельности. Знания приобретаются тактильным, визуальным, слуховым и другим восприятием. Визуальное является доминантным». 

Задача преподавателя – предоставить информацию студентам в актуальном и качественном виде. Те, в свою очередь, должны переварить ее собственным сознанием и на основе этого получить знания. Некоторые студенты ошибочно думают, что достаточно только посещать лекции и выполнять заданные задания, что в корне неверно, указывает Юрий Бочкарев. Для того, чтобы передать информацию, преподаватель использует различные способы и методы. Это и информационные технологии, вербальные, эмоциональные контакты и так далее. В образовательном процессе важно установить контакт, подчеркивает он. Если его не будет, не будет и образовательного процесса за неимением обмена информацией между преподавателем и студентом. Таким образом, образовательный процесс – это еще и информационный. 

Юрий Бочкарев обратил внимание, что все это его личные рассуждения и наблюдения. Его интересует эта тема и то, что думают другие. «Студентам иногда рассказываю об этом на лекциях, когда начинают засиживаться в телефонах. Это отвлекает от учебы, дел – время за просмотром групп в социальных сетях уходит впустую. Также, если студенты не могут найти ответ на вопрос в интернете, я отмечаю, что ищущий что-то уже изначально должен иметь представление об искомой информации», – резюмирует он.

Автор: Кристина СТЕПАНОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).