СМИ о СВФУ: с 30 июля по 3 августа

Фото: из открытых источников

• 3 Августа 2018

СМИ о СВФУ: с 30 июля по 3 августа

В дайджесте новостей за эту неделю представлены мероприятия и события, которые освещают деятельность Северо-Восточного федерального университета, начиная от культуры, заканчивая наукой и образованием.

***

По сообщению tass.ru, археологи опасаются разрушения в Арктике еще не изученных исторических памятников

Они считают Арктику одним из самых перспективных направлений для исследования древнейшей истории - в вечной мерзлоте сохранилось много артефактов и биологического материала, которые в более теплом климате давно разрушились. Но ученые опасаются, что климатические изменения и деятельность человека в наши дни создадут угрозу для памятников истории, которые хранились тысячелетиями.

"Арктика - это территория, археологически еще очень мало исследованная. Мы о ней почти ничего не знаем. Тут могут быть найдены совершенно удивительные вещи, но территория не исследована. Но сейчас угрозы для археологии в Арктике - это глобальное потепление, эрозия берегов, таяние мерзлоты. И второе - это то, что сейчас взялись за Арктику, это хозяйственное освоение, которое тоже должно сопровождаться археологическими исследованиями", - рассказал ТАСС начальник отдела палеолита Института истории материальной культуры РАН Сергей Васильев.

Арктика хранит огромное количество археологического материала, который стал доступен ученым только во второй половине ХХ века - до этого раскапывать вечную мерзлоту не рисковали. Многие ценные сведения об истории человечества и Земного шара за Полярным кругом были открыты только в последние годы, например, Яно-Индигирская экспедиция Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) обнаружила древнейший стояночный комплекс верхнего палеолита Арктической зоны Евразии.

В Арктике ученые раскапывают древние стоянки и могильники с остатками сооружений, находят человеческие останки, кости древних животных, в том числе бивни мамонтов, за которыми "охотятся" черные археологи, а также древние артефакты из хрупких материалов - изделия из дерева и кожи, текстиль. Такие находки представляют большой интерес и для науки и помогают сделать открытия, касающиеся образа жизни и уровня развития древнейшего населения арктической зоны.

***

Руководство чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова займется разработкой стратегии развития вуза. Работа предполагается по нескольким направлениям. Подробнее об этом корр. ИА «Чукотка» рассказала новый директор филиала, доктор технических наук, профессор Надежда Бурянина.

Кроме того, в образовательный процесс предполагается внедрить стандарты WorldSkills, что позволит сделать переход от теоретической и практической подготовки к комплексному освоению высокотехнологичных компетенций. Проводится серьезная работа по открытию в Чукотском филиале образовательных программ и по гуманитарным направлениям.

Следующим направлением в рамках стратегии станет создание высокотехнологичного центра подготовки и переподготовки кадров. Упор при этом будет сделан на рабочие места для ТОРов, электро- и теплоэнергетики, геологии, строительства автомобильных дорог. Отдельное внимание будет уделено и организации IT-школы, школы робототехники и дронов. В структуре Центра будет работать и Лингвистическая школа.

Цементирующим направлением станет научная школа, в рамках которой будут проводиться научные исследования по приоритетным направлениям российской экономики.

В планах также открытие магистратуры по остро востребованным направлениям: «Государственное и муниципальное управление», «Землеустройство и кадастры (Рациональное использование земель на северных арктических территориях)», «Юриспруденция (Арктическое право. Права северных народов)». Об этом пишет prochukotku.ru.

***

НВК «Саха» отмечает, что высокотехнологичная медицина должна развиваться в Якутии с учетом фундаментальных исследований и практических наработок местных специалистов и ученых. Об этом сказал врио главы Якутии Айсен Николаев в ходе дискуссионной площадки «Здравоохранение, ориентированное на человека», передает телеканал «Якутия 24».

«Создание Центра фундаментальных исследований в области медицины и здравоохранения — это одна из важнейших задач правительства республики. Практические наработки врачей, исследования ученых и специалистов медицинского института СВФУ должны быть уже сегодня сведены и должны выдавать конкретные решения, которые можно использовать в практической медицине», — сказал Николаев.

Кроме того, он отметил, что Якутия может стать лидером в изучении обморожения тканей и в области генетики.

«Многие ученые-практики и бизнесмены, занимающиеся монетизацией медицины, говорят о том, что наш регион может стать лидирующим в области генетики и изучения обморожения тканей. В этой части сегодня прозвучали идеи о создании Центра нано-технологий», — отметил врио главы республики.

Он также сказал о том, что в ближайшее время будет созвано совещание с привлечением специалистов Технопарка и, на основе имеющегося потенциала, встанет вопрос о создании такого центра на базе СВФУ.

Айсен Николаев отметил результаты в области медицины и здравоохранения в республике: «За последние десять лет в 20 раз вырос объем высокотехнологичной медицины, а также возросла продолжительность жизни на пять лет».

В части высокотехнологичной медицины, Николаев выразил уверенность, что протонное оборудование будет поставлено в новый онкологический диспансер, строительство которого планируется в ближайшее время.

Также, подводя итоги дискуссионной площадки, Айсен Николаев отметил, что стандартные подходы и «дорожная карта» не могут быть применимы в регионе, учитывая территориальные особенности.

***

Интерфакс упоминает, что ученые Северо-Восточного федерального университета (СВФУ, Якутск) вместе с исследователями Института полярных и морских исследований им.Альфреда Вегенера (Германия) провели экспедицию на территории Билибинского района Чукотки, сообщает пресс-служба вуза.

Всего в экспедицию, длившейся с конца июня, вошли 14 человек, в том числе два студента СВФУ, ведет Они провели палеолимнологические и ботанические исследования. Эксперты обследовали два крупных озера района: Илирней и Раучагытгын. Основной задачей по исследованию озер стало извлечение образцов донных отложений, которые служат источником информации об изменениях условий окружающей среды в прошлом.

"В ходе полевого исследования по предварительным подсчетам удалось охватить весь голоцен и значительную часть плейстоцена. Получены керны мощностью более пяти метров для каждого водного объекта. Дополнительно проведен отбор проб воды, планктона, донных животных и ихтиофауны водных объектов", - приводятся в сообщении слова заведующего российско-германской лабораторией по изучению экологического состояния Арктики (БиоМ) Руслана Городничева.

Также ученые обследовали различные типы растительных покровов и отобрали пробы почв различных генетических горизонтов. Кроме того, ученые изучили растительность вдоль автомобильных магистралей на различном удалении от города Билибино.

В дальнейшем ученые планируют изучить образцы и получить новые сведения о генетических особенностях ценных промысловых видов ихтиофауны озер района исследования.

***

В Анадыре откроют первую на Чукотке школу иностранных языков. Она откроется 1 октября в Анадыре, сообщает мэрия. "Лингвистическая школа начнет работу 1 октября на базе Центра дополнительного образования Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова. В школе будут изучать английский, испанский, китайский, японский и корейский языки. Учебные программы рассчитаны как для детей, так и для взрослых. В будущем планируется уделить внимание и языкам коренных малочисленных народов Севера", — говорится в сообщении.

Как сообщает пресс-служба СВФУ, в школу примут слушателей от пяти лет. Помимо изучения иностранных языков, жители Чукотки смогут получить сертификат об уровне владения языком и подготовиться к международным экзаменам. Иностранцы здесь смогут учить русский язык.

Преподавать в школе будут специалисты кафедры лингвистики СВФУ, а также носители языка и зарубежные гости.

"В первую очередь мы будем приглашать наших ближайших друзей и соседей — специалистов высших учебных заведений Аляски", — сказала руководитель Центра допобразования Чукотского филиала СВФУ Надежда Лавринович. Об этом пишет РИА Новости.

***

Как пишет ЯСИА, Студентка из Вьетнама рассказала о поездке в Якутию и первом в жизни снеге

Что известно о Якутии за рубежом и почему абитуриенты выбирают Россию из 256 стран мира? Чем суровый край привлекает иностранцев кроме холода? Студентка из Вьетнама Лыу Тхи Хуен в очередном выпуске нашего народного видеоблога рассказала о любви к борщу, учебе в СВФУ, а также о том, как училась выходить на улицу в минус 40.

***

Исполняющая обязанности ректора Северо-Восточного федерального университета Евгения Михайлова и сотрудники министерства экономики Якутии провели встречу с корейской делегацией из Хангукского университета. Стороны обсудили пенсионные системы обеих стран и проблему трудоустройства молодых специалистов, сообщает пресс-служба вуза.

Доцент Хангукского университета зарубежных исследований господин Ким Бон Чуль рассказал, что корейская пенсионная система мало чем отличается от европейских аналогов и предусматривает выдачу денежных компенсаций за трудовые заслуги пожилым людям, достигшим 65 лет.

По словам доцента, государство предоставляет пенсию 65-летним гражданам, которые вкладывали средства в пенсионный фонд в течение 10 лет. «Размер пенсии в среднем по стране составляет 180 долларов в месяц [11,5 тысяч рублей]. Она предназначена для повышения благосостояния пожилых людей путем предоставления ежемесячного пенсионного пособия нуждающимся пожилым людям», — рассказывает Ким Бон Чуль.

И.о. ректора СВФУ Евгения Михайлова в ходе беседы сравнила пенсионные системы двух государств. Как отмечает ректор, российская пенсионная система со времен Советского Союза менялась не столь часто, как корейская. В России государство гарантирует выплату пенсий лицам, достигшим 55-60 лет, а размер не ниже прожиточного минимума.

«Сейчас по всему миру идет процесс повышения пенсионного возраста. Я помню, что на данный момент в рядах стран бывшего СССР все еще сохраняется система выдачи пенсий с 55 лет, хотя, как мы видим, тенденция коснулась и нас», — отмечает Евгения Михайлова.

Также стороны обсудили проблему трудоустройства молодого поколения граждан России. Большинство пенсионеров не торопятся покидать рабочее место и одновременно получают как пенсию, так и заработную плату. Из-за этого у молодых и перспективных специалистов возникают проблемы с трудоустройством, делится новостью news.ykt.ru.

***

News.ykt.ru сообщает о завершении четвертого сезона эколого-географической школы Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета «Ленские Столбы», сообщает пресс-служба вуза.

Слушатели школы — магистранты, студенты-географы и школьники Хангаласского улуса — провели комплексные исследования на территории Иситского, Едейского, Синского наслегов. Школа проходит в формате научно-просветительского тура.

Организаторы провели мастер-классы по расшифровке спутниковых снимков в программе QGIS, метеорологическим наблюдениям, изучению почвенного профиля и отбору проб, комплексным лимнологическим исследованиям, изучению паразитов в ихтиофауне, определению палеонтологических находок для школьников.

Студенты и магистранты собрали фото- и видеоматериалы, из которых будет создана серия просветительских видеороликов. Уникальность материалов состоит в том, что слушатели школы изучили малоисследованную юго-западную часть природного парка «Ленские Столбы».

***

Подробно с публикациями российских и региональных изданий о науке и образовании в Северо-Восточном федеральном университете можете прочитать в разделе «СВФУ глазами СМИ».

Автор: Владислав АЯНИТОВ, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета