Новости

Любовь Кузьмина: «Культура становится продуктом потребления»

фото: Светлана ПАВЛОВА / редакция корпоративных медиа СВФУ

  • 14 Декабря 2016
  • 1386

Любовь Кузьмина: «Культура становится продуктом потребления»

«Современная культурная индустрия воспроизводит внешний образ региона, но передавать смысловую нагрузку, ценность она еще не научилась». Так считает заведующий кафедрой культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока России СВФУ Любовь Кузьмина. Об этом она выступила на открытии пленарного заседания Всероссийской научно-практической конференции «Культурные индустрии региона: опыт и перспективы развития», посвященной 20-летию создания кафедры сегодня, 14 декабря.

В рамках конференции обсуждены вопросы роли культуры в общественной жизни, о ее социальной объединяющей функции. «Культура становится фактором, способствующий достойный выход из кризиса. Человек через культуру самовыражается, находит жизненный путь», – поделилась Любовь Кузьмина. Она отметила, что в современном мире актуален утилитарный подход к культуре. «Культура всегда предполагает коммерцию, эффект экономической рентабельности, но сегодня мы на конференции сделали упор на духовную сторону», – сказала культуролог. 

Доцент кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры Иван Леонов отметил, что каждая культура имеет свои каналы и способы самовозобновления. «Сфера самовоспроизводства культуры включает комплекс жизни, который формировался за весь период жизни человечества. Однако отдельные грани носят первостепенное значение, к ним относятся картина мира, смыслы, ценности, основные формы социальной организации и взаимодействия, искусство, фольклор и другие. Сейчас к процессу сохранения и обновления культуры претендует культурная индустрия», – говорит он.

В России развитие культурной индустрии связывают, прежде всего, с развитием и функционированием института культуры, сказал в своем выступлении декан факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета Дмитрий Сергеев. «Культурные институты в традиционном виде сложились как результат реализации эпохи просвещения. Институт культуры считался как абсолютная и безусловная свая, но с тех пор ситуация сильно изменилась. Сегодня он рассматривается, как часть экономического процесса, когда экономика стимулируется за счет спроса на продукт», – пояснил профессор Забайкальского государственного университета:

Высказывание Дмитрия Сергеева о том, что в нынешнее время культура является продуктом потребления, вызвало вопрос у присутствующих. Заведующий общеуниверситетской кафедрой философии Андрей Саввинов уточнил, почему сегодня индустрия не ориентирована на культуру самого человека. «Если человек – потребитель, то насколько правомерно называть это культурой», – осведомился он.

«В 21 веке мы не сможем избежать потребляющего человека. Мы можем рассуждать о соотносимости и применимости таких слов по отношении к культуре. На мой взгляд, здесь нет ничего плохого, потому что те же работники культуры получают зарплату по размеру выполненных работ, которая зависит от потребителей», – ответил на вопрос декан факультета культуры и искусств.

Автор: Ольга САВВИНОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).