фото: из личного архива
- 12 Сентября 2022
- 605
Разработанные учеными СВФУ морозостойкие изделия успешно испытаны
В реальных условиях эксплуатации исследователи тестировали пыльники ШРУС и рулевых наконечников, уплотнители на гайки пожарных рукавов. Согласно результатам испытаний, изделия подтвердили пригодность в условиях Крайнего Севера: при низких температурах сохраняют свои свойства, в том числе остаются эластичными, сообщает ТАСС.
Как показывают результаты испытаний, эксплуатация разработанных резинотехнических изделий в лаборатории позволяет увеличить диапазон эксплуатации при отрицательных температурах при этом сохраняя основные свойства резин.
«Как показывает практика, обычные резинотехнические изделия выходят из строя из-за низкой морозостойкости в сочетании с низкой агрессивостойкостью во время эксплуатации в зимнее время. Мы работаем над этой проблемой в рамках госзадания. Исследуем методы улучшения РТИ и применяем те, что помогут повысить их эксплуатационные свойства. Так, наш выпускник Сергей Тапыев в соавторстве с другими учеными разработал морозостойкую резиновую смесь для пыльников ШРУС. Ее разработали путем совмещения нескольких каучуков, один из которых обладает агрессивостойкостью, а другой – высокой морозостойкостью», – говорит старший научный сотрудник УНТЛ «Технологии полимерных нанокомпозитов» Афанасий Дьяконов.
Партию пыльников рулевых наконечников, изготовленную по заказу АО «Алмазы Анабара», установили в сентябре 2020 года на автосамосвал Perlini DP-405, эксплуатируемого на прииске «Маят» Анабарского района Якутии. «Во время эксплуатации замена опытных образцов не производилась. Ресурс работы изделий по данным системы контроля расхода топлива составил по наработке 1352,0 м\ч и 11444,2 км пробега. Это соответствует качеству и ресурсу работы заводского изделия», – говорится в акте испытания от АО «Алмазы Анабара».
Эксперимент, проводимый совместно с ГУ МЧС России по РС(Я), также доказал, что разработанные в СВФУ уплотнительные кольца на основе морозостойкой резины для пожарных рукавов соответствуют качеству заводских изделий – РТИ ученых СВФУ испытывались на базе специализированной пожарно-спасательной части на протяжении трех месяцев, тестирование продолжается.
«Уплотнительные кольца и резинки, которыми комплектуются стандартные пожарные рукава, приходят централизованными поставками из центральной России. Они замерзают уже через 10 минут после того, как пожарная машина выехала на мороз – при температуре от -40 градусов по Цельсию. Из-за этого возникают сложности с подсоединением, подключением этих пожарных рукавов между собой, к пожарно-техническому вооружению, пожарным стволам, пожарной арматуре, разветвлениям. Резина замерзает, становится твердой, отчего страдает качество присоединения. Изделие СВФУ при испытаниях показало, что не подлежит замерзанию, благодаря чему нет трудностей с подключением пожарных рукавов, которые находились на морозе даже в часовых пределах – от одного часа и более», – прокомментировал начальник управления пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по РС(Я) Максим Денисов.
На сегодня ученые СВФУ разрабатывают химически стойкие уплотнители на насосное оборудование водозаборных сооружений и уплотнители на заправочную машину СИН-32, которая перевозит гипохлорит натрия на объекты АО «Водоканал» и используется для промывки сетей. «Мы сотрудничаем с 2018 года. Сначала разрабатывали и ставили уплотнители на хлораторные установки. Там испытания не прошли до конца: оборудование было законсервировано в связи с вводом нового оборудования. Сейчас установили уплотнительные прокладки на пожарные гидранты, которые хорошо себя показывают в зимнее время: не замерзают, не рвутся, что предотвращает потери воды при подключении пожарных рукавов и заправке пожарных машин», – сказал заместитель главного инженера Евгений Паренко.
Как показывают результаты испытаний, эксплуатация разработанных резинотехнических изделий в лаборатории позволяет увеличить диапазон эксплуатации при отрицательных температурах при этом сохраняя основные свойства резин.
«Как показывает практика, обычные резинотехнические изделия выходят из строя из-за низкой морозостойкости в сочетании с низкой агрессивостойкостью во время эксплуатации в зимнее время. Мы работаем над этой проблемой в рамках госзадания. Исследуем методы улучшения РТИ и применяем те, что помогут повысить их эксплуатационные свойства. Так, наш выпускник Сергей Тапыев в соавторстве с другими учеными разработал морозостойкую резиновую смесь для пыльников ШРУС. Ее разработали путем совмещения нескольких каучуков, один из которых обладает агрессивостойкостью, а другой – высокой морозостойкостью», – говорит старший научный сотрудник УНТЛ «Технологии полимерных нанокомпозитов» Афанасий Дьяконов.
Партию пыльников рулевых наконечников, изготовленную по заказу АО «Алмазы Анабара», установили в сентябре 2020 года на автосамосвал Perlini DP-405, эксплуатируемого на прииске «Маят» Анабарского района Якутии. «Во время эксплуатации замена опытных образцов не производилась. Ресурс работы изделий по данным системы контроля расхода топлива составил по наработке 1352,0 м\ч и 11444,2 км пробега. Это соответствует качеству и ресурсу работы заводского изделия», – говорится в акте испытания от АО «Алмазы Анабара».
Эксперимент, проводимый совместно с ГУ МЧС России по РС(Я), также доказал, что разработанные в СВФУ уплотнительные кольца на основе морозостойкой резины для пожарных рукавов соответствуют качеству заводских изделий – РТИ ученых СВФУ испытывались на базе специализированной пожарно-спасательной части на протяжении трех месяцев, тестирование продолжается.
«Уплотнительные кольца и резинки, которыми комплектуются стандартные пожарные рукава, приходят централизованными поставками из центральной России. Они замерзают уже через 10 минут после того, как пожарная машина выехала на мороз – при температуре от -40 градусов по Цельсию. Из-за этого возникают сложности с подсоединением, подключением этих пожарных рукавов между собой, к пожарно-техническому вооружению, пожарным стволам, пожарной арматуре, разветвлениям. Резина замерзает, становится твердой, отчего страдает качество присоединения. Изделие СВФУ при испытаниях показало, что не подлежит замерзанию, благодаря чему нет трудностей с подключением пожарных рукавов, которые находились на морозе даже в часовых пределах – от одного часа и более», – прокомментировал начальник управления пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по РС(Я) Максим Денисов.
На сегодня ученые СВФУ разрабатывают химически стойкие уплотнители на насосное оборудование водозаборных сооружений и уплотнители на заправочную машину СИН-32, которая перевозит гипохлорит натрия на объекты АО «Водоканал» и используется для промывки сетей. «Мы сотрудничаем с 2018 года. Сначала разрабатывали и ставили уплотнители на хлораторные установки. Там испытания не прошли до конца: оборудование было законсервировано в связи с вводом нового оборудования. Сейчас установили уплотнительные прокладки на пожарные гидранты, которые хорошо себя показывают в зимнее время: не замерзают, не рвутся, что предотвращает потери воды при подключении пожарных рукавов и заправке пожарных машин», – сказал заместитель главного инженера Евгений Паренко.