Новости

Анатолий Бурцев о состоянии и проблемах гуманитарного образования в СВФУ

  • 5507

Анатолий Бурцев о состоянии и проблемах гуманитарного образования в СВФУ

25 января в Северо-Восточном федеральном университете прошло открытое заседание Совета по развитию гуманитарного образования. Участники обсудили актуальные проблемы гуманитарного образования.

Актуальность выносимой на обсуждение проблематики применительно к нашему университету не вызывает сомнений как в глобальном масштабе, так и в более узком формате. Не секрет, что сегодня в российском обществе мы сталкиваемся с таким феноменом, как широкое распространение технократических настроений. В свою очередь они порождают, как выразился академик Чубарьян, скепсис в отношении роли гуманитарного знания и образования. В кругах тех, кто формирует общественное мнение, важнейшая сегодня стратегическая задача модернизации связывается, как правило, исключительно с экономикой. По этому поводу один из наших гостей Александр Архангельский сказал: «Миром управляют интересы, а не смыслы». Налицо явная недооценка того факта, что процесс модернизации не отделим от человеческого («культурного») фактора.

Между тем весь мировой и отечественный опыт, в том числе и последних 20 лет, показывает, что гуманитарная составляющая является важнейшим и непременным условием и фактором развития общества.

Еще в 90-е годы прошлого столетия при Геннадии Ягодине заговорили о «гуманитаризации и гуманизации» образования, но дальше слов дело не пошло.

Сегодня уже слышится целый хор. Причем коллеги используют очень сильные выражения:

Ярослав Кузьминов: «профанация образования», «… гуманитарное образование померло».

Лев Любимов: «бедственные судьбы гуманитарного образования», «суицид литературы в школе, самоубийство ее бытия».

Александр Архангельский: в России «сложилась ситуация разгуманитаривания».

Но самые крепкие формулировки содержатся в «Заявлении Ученого совета филологического факультета МГУ»: «разгром образования в России», «национальная катастрофа», «ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования», «сворачивание филологического образования в вузах» и т.д.

Определенная ностальгия по прошлому: «Аннулирование достижений советской образовательной системы», «окончательное забвение традиций русской дореволюционной школы».

Действительно, государственная поддержка гуманитарного направления крайне незначительна. Гуманитарные и социальные науки не попали в перечень приоритетных научных направлений. В число НИУ (Национальных исследовательских университетов) вошел только один гуманитарный вуз – Высшая школа экономики, и так имеющая особый статус. Самый известный инструмент поддержки гуманитарного знания в стране – РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд) – не обладает большими возможностями.

Еще одним показателем отношения к сфере гуманитарного знания может служить ситуация с так называемым Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Многие известные ученые, труды которых знают за рубежом, имеют нулевой индекс цитирования. Гуманитарная научная сфера имеет весьма существенное отличие от естественных наук, в ней преобладают монографические исследования, которые не укладываются в рамки системы РИНЦ.

Сегодня старая парадигма, которую можно назвать предметно-дисциплинарной, сменяется новой, антропоцентрической парадигмой, которая стремится приблизить образование к конкретным запросам и нуждам общества и личности; иными словами, качество образования определяется его развивающим потенциалом, тем, насколько способна личность к саморазвитию, готова к «образованию – через всю жизнь».

Современное «всеобъемлющее» образование должно формировать, как пишет Лев Любимов, «синтетическое» мышление. Оно предполагает приобретение не только специализированных знаний и технологических навыков, но и взращивание «гармонически развитой, социально активной, творческой личности».

В образовательном процессе тесно переплетены профессиональные и личностные качества специалиста, то есть налицо корреляция понятий «специалист» и «личность специалиста», насколько творчески специалист способен мыслить и эффективно действовать в различных сферах и обстоятельствах.

Но сегодня еще не преодолена историческая разобщенность двух культур познания: естественно-научной и гуманитарной – не достигнуто их гармоническое единство.

Ситуация усугубляется тем, что у нас на глазах происходит смена цивилизаций: текстовую цивилизацию сменила цивилизация изображения. Старшее поколение воспитывалось на книгах, литературных текстах, а современная молодежь познает мир виртуальным способом – через компьютерные игры, интернет, TV.

В связи с этим возникает вопрос: каково у нас состояние гуманитарного образования и гуманитарных наук?

История высшей школы в республике начиналась с педагогического образования. И в ЯПИ, и в ЯГУ гуманитарные науки и специальности занимали достойные позиции.

В программе развития СВФУ гуманитарная составляющая тоже неплохо представлена. В отличие от программ других федеральных университетов, в нашей программе в числе шести приоритетных направлений представлено самостоятельное гуманитарное направление «Сохранение и развитие языков и культуры народов Арктики».

Теперь позвольте представить конкретные данные и материалы по состоянию гуманитарного образования в университете.

По разделу «Кадры»:

− коэффициент остепененности в целом имеет тенденцию к повышению и по университету составляет 63,8 %;

− на этом фоне по ГН наиболее высокая доля ППС со степенями и званиями на ИФ, ФЛФ, ФЭИ, ИЯКН СВ РФ – выше общеуниверситетских показателей;

− наименьшая – в ИЗФиР и ЮФ, в составе которых низкую остепененность имеют кафедры иностранных языков по естественным и техническим специальностям (26,5 %), по гуманитарным специальностям (20,0 %), восточных языков (11, 8 %) и гражданского права и процесса (13,0 %).

Зато по «Возрастному составу» ИЗФиР и ЮФ имеют более молодые кадры – ниже университетского показателя. Самой возрастной является кафедра философии, но это так и должно быть.

Мы решили начать с себя и провели среди преподавателей несколько акций гуманитарного порядка: написали диктант, устроили тестирование по иностранному (английскому) языку, а также открыли курсы языковой подготовки.

Автор: Анатолий БУРЦЕВ, проектор по гуманитарному направлению

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).