СВФУ: геномная история серого волка раскрывает двойственное происхождение собак

• 5 Июля 2022

СВФУ: геномная история серого волка раскрывает двойственное происхождение собак

Ученые Северо-Восточного федерального университета в соавторстве с российскими и зарубежными коллегами проанализировали 72 генома древних волков, охватывающих последние 100 000 лет в истории Европы, Сибири и Северной Америки. Статья опубликована в июльском журнале «Nature» – самом авторитетном научном издании в области биологии и медицины.

Серые волки (Canis lupus) оставались широко распространенными в течение последнего ледникового периода, когда многие другие крупные виды млекопитающих вымерли. Как известно, собаки (Canis familiaris) произошли от серого волка и их приручение древними людьми состоялось по крайней мере 15000 лет назад. Однако мало, что известно об истории и возможном вымирании прошлых популяций волков или о том, когда и где жили волчьи прародители современной линии собак. Анализы 72 геномов древних волков, приведенные в работе, показали, что собаки ведут свою родословную от двух отдельных популяций волков. В перечень геномов вошли образцы из коллекции Музея мамонта СВФУ: Туматские плейстоценовые щенки (2011 и 2015 годов) и образец из местонахождения Улахан Сулар Верхоянского района, которые изучаются в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Плейстоценовые и послеледниковые псовые из вечной мерзлоты Якутии».

«Эта популяционная связность позволила нам обнаружить естественный отбор во временных рядах, включая быструю фиксацию мутаций в гене IFT88 40 000-30 000 лет назад. Мы показываем, что собаки в целом более тесно связаны с древними волками из восточной Евразии, чем с собаками из западной Евразии, что предполагает процесс одомашнивания на востоке. Тем не менее, мы также обнаружили, что собаки на Ближнем Востоке и в Африке получают до половины своей родословной от отдельной популяции, связанной с современными юго-западными евразийскими волками, отражая либо независимый процесс одомашнивания, либо примесь от местных волков. Ни один из проанализированных древних геномов волков не является прямым соответствием для любого из этих предков собак, а это означает, что точные популяции прародителей еще предстоит найти», – говорится в статье.

Генетические данные современных и древних собак в сочетании с современными волками, которыми предыдущие исследования были в значительной степени ограничены, не в состоянии решить происхождение собак. Генетическое разнообразие внутри собак зависит от их динамичной истории и не может уверенно определить происхождение. Отношения с современными волками также могут быть затронуты локальным вымиранием и потоком генов с момента одомашнивания. Регионы, где были найдены ранние собаки, также не обязательно подразумевают места происхождения, поскольку существование более ранних собак в других местах не может быть исключено. Вместо этого происхождение собак может быть решено, если генетическое разнообразие волков в пространстве и времени будет исчерпывающе охарактеризовано, и можно будет определить, какие популяции были ближе всего к предкам собак, объясняется в статье.

Автор: Анна БАЙСАКОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета