Новости

Эксперт СВФУ Александр Кугаевский: «Малый Севморпуть – жизнеобеспечивающая артерия Якутии»

фото: из открытых источников

  • 28 Сентября 2021
  • 457

Эксперт СВФУ Александр Кугаевский: «Малый Севморпуть – жизнеобеспечивающая артерия Якутии»

В Якутске в рамках III Северного форума по устойчивому развитию эксперты обсудят возможности Малого Севморпути обеспечить устойчивость развития приморских районов Якутии. Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета Александр Кугаевский считает Малый Севморпуть жизнеобеспечивающей артерией республики, роль которой только возрастет при промышленном освоении Арктики.

Сегодня понятие «Северный морской путь» в массовом понимании означает трассу морских маршрутов от Мурманска до Берингового пролива, которая проходит в так называемых «высоких широтах». Они хороши тем, что там много «открытой воды», чем в прибрежной зоне, ледовые массивы менее прочные, чем в береговой части. Малый Севморпуть представляет традиционную трассу Северного морского пути, объясняет замректора по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский. 

«Якутия, как и Чукотский округ, относится к восточному сектору Арктики. Испокон веков якутяне пользовались Северным морским путем – морской дорогой жизни для Арктики. До 90-х годов в Арктику исключительно по нему – с Владивостока и из Мурманска – завозилось до 400 тысяч тонн разных продуктов, в том числе дизельное топливо, продовольствие, продукция производственного назначения, строительные материалы. Сегодня этот объем меньше в два раза», – рассказывает Александр Кугаевский.

В 70-е годы Александр Кугаевский вместе с коллегами доказывал эффективность авиационной доставки продовольствия в арктические районы Якутии – в то время авиация применялась как пожарная команда. Исследователи пришли ко мнению, что авиационные перевозки экономически оправданны по сравнению с доставкой грузов водным транспортом за счет отсутствия необходимости создавать базы хранения. 

Эксперт СВФУ обращает внимание, что устойчивое транспортное обеспечение влияет на устойчивое социально-экономическое развитие территории в целом. «Важность Малого Севморпути останется велика на долгие годы. Также стоит отметить, с завершением строительства автодороги Колыма проявится эффективность и зимних автоперевозок в арктические районы за счет того же фактора – снижения потребности в сезонных хранилищах, уменьшения затрат и потерь», – говорит он. 

Отметим, III Северный форум по устойчивому развитию проходит под эгидой Председательства России в Арктическом совете и посвящен изменениям климата и реакции на них многолетней мерзлоты. Главная тема председательства России – ответственное управление для устойчивой Арктики.

Автор: Анна БАЙСАКОВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).