Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

  • Колонка ректора
    О перспективных направлениях и задачах деятельности Северо-Восточного федерального университета на 2017-2018 учебный год

    28.11.2017 08:51:00 | просмотров: 1465

    Доклад ректора СВФУ Е.И. Михайловой "О перспективных направлениях и задачах деятельности Северо-Восточного федерального университета на 2017-2018 учебный год" на расширенном заседании актива университета с участием руководства правительства РС (Я), депутатов Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я), 31 августа 2017 года.

    Уважаемые коллеги! 

    Логика непрерывного процесса трансформации нашего федерального университета с 2010 года исходит из вызовов, стоящих перед северо-восточным макрорегионом, объединяющим Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ, Камчатский край –почти 30 % территории страны, как стратегически важным  геополитическим форпостом для освоения и развития Арктики, разработки богатейших минерально-сырьевых ресурсов криолитозоны, ресурсов тундры, тайги, северных морей, обеспечения обороноспособности государства. Значение развития транспортной, социально-коммунальной и культурно-образовательной инфраструктуры, сохранения и приращения человеческого капитала, административно-социального и промышленного освоения территорий северо-востока будет только усиливаться и останется стратегически важным трендом усиления общих геоэкономических и геополитических позиций России на весь 21 век.

    Эти важнейшие задачи определяют ключевые направления деятельности СВФУ по развитию кадрового потенциала макрорегиона, образовательного процесса, научных исследований, воспитательной работы, пространственной среды и др., задействуют новые механизмы и новые условия, в т.ч. создание механизмов гарантии качества образования, развития профессиональных сообществ, формирования заказов на подготовку кадров и исследования, системы трансфера знаний и технологий, инновационного пояса северо-востока страны. Модель трансформации университета основывается на выстраивании отраслевого взаимодействия по приоритетным направлениям развития макрорегиона.

    Благодаря реализации проектов Программы развития СВФУ на 2010-2020 гг., поддержке Правительств Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатского края, Министерства образования и науки РФ наметились устойчивые позитивные изменения по следующим основным направлениям работы университета:

    1. Университет – лидер непрерывного профессионального образования в РФ.

    2. Университет – научно-исследовательский центр в Дальневосточном федеральном округе.

    3. Университет – межрегиональный центр культуры.

    4. Университет – ведущий экспертный центр РС(Я), ЧАО.

    5. Университет – центр международного сотрудничества.

    6. Университет – инновационный центр в РС(Я).

    7. Университет – центр карьеры выпускников СВФУ.

    8. Университет – центр круглогодичного образования взрослых.

    9. Университет – электронный университет.

    10. Университет – попечитель образовательных организаций Якутии, ЧАО, Магаданской области, Хабаровского края.

    11. Университет – центр здорового образа жизни и физической культуры.

    12. Университет – центр инклюзивного образования в Якутии.

    В 2017 году Министерство образования и науки Российской Федерации инициирует конкурс по отбору образовательных организаций для участия в приоритетном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». В настоящее время наш университет готовит заявку для участия в отборе. Выражаю надежду, что потенциал и опыт федерального университета при поддержке со стороны субъектов северо-востока РФ позволят пройти процедуру отбора и успешно реализовать программу развития, обеспечивающей новое качество университета.

    Создание университетского центра инновационного, технологического и социального развития региона в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова путем реализации целей трансформации обеспечит капитализацию инновационных, образовательных, научных и технологических результатов в отраслях северо-востока страны.

    Всему нашему коллективу в ближайшие годы предстоит большая и интересная работа по формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала в Дальневосточном федеральном округе на основе создания и реализации новых образовательных программ, инновационных разработок и услуг, трансфера передовых технологий.

     

    На ежегодной встрече с активом год назад мы с вами говорили о многом, в том числе и о выпускнике университета, который традиционно воспринимается в обществе как «культурный человек». А также о том, как нам выстроить систему воспитания «культурного человека» -гражданина своей страны, обладающего внутренним стержнем, человека одухотворенного, деятельного, неравнодушного, с активной жизненной позицией, проявляющего креативный подход к решению профессиональных задач, способного вдохновлять людей.

    Говоря о современном культурном молодом человеке, мы не можем не вспомнить молодого человека начала ХХ века, сыгравшего ключевую роль в становлении государственности Якутии – выдающегося деятеля Якутии Максима Кировича Аммосова.

    В 1917 году ему было всего 20 лет, столько же сколько и нынешним нашим студентам. В переписке с П.А. Ойунским, опубликованной в этом году в рамках Года Аммосова, они обсуждали будущее своего народа, делились смелыми идеями и планами, самому грандиозному из них - обретению якутами государственности, суждено было сбыться.

    2017 год объявлен в СВФУ Годом Аммосова. Нашей молодежи, студентам нашего университета есть на кого равняться, «делать жизнь с кого».

    I. ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВФУ ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

     Доклад ректора СВФУ Е.И. Михайловой "О перспективных направлениях и задачах деятельности Северо-Восточного федерального университета на 2017-2018 учебный год"

    С 2010 года мы ведем постоянный мониторинг основных показателей деятельности университета. В этом году в университете обучается более 17 тысяч студентов из 52 субъектов РФ и 38 стран мира. СВФУ (с филиалами) реализует458 основных образовательных программ, включая 447 программ высшего образования и 11 программ СПО. Программы высшего образования включают 191 программу бакалавриата, 31 программу специалитета, 135 программ магистратуры, 61 программу аспирантуры и 29 программ ординатуры. Количество реализуемых программ магистратуры увеличилось почти в 70 раз по сравнению с 2009 г., в 3 раза увеличилось количество реализуемых программ ДПО, в 2 раза выросла средняя заработная плата научно-педагогических работников.

    В условиях быстрорастущей конкуренции университету необходимо активизировать поиск актуальных предметных областей, новых заказчиков, целевых аудиторий, постоянно совершенствовать свой «дисциплинарный профиль». Одним из направлений этой работы является лицензирование новых программ. В 2016-2017 уч.г. получены лицензии по 14 направлениям подготовки и специальностям высшего образования, в т.ч.по2 направлениям подготовки бакалавриата, 1 специальности, 3 направлениям магистратуры и 8 специальностям ординатуры.


    Также проведена работа по получению лицензии по 9 новым специальностям и рабочим профессиям СПО, входящим в ТОП-50 наиболее востребованных специальностей на рынке труда. По данным специальностям и профессиям уже установлены 105 контрольных цифр приема на 2018-2019 уч.г. (09.00.00 Информатика и вычислительная техника – 50 мест, 10.00.00 Информационная безопасность – 15 мест, 11.00.00 Электроника, радиотехника и система связи – 40 мест).

    Безусловно, лицензирование новых программ требует взвешенного подхода к оценке потенциала вуза, учета ситуации на рынке труда и планов по развитию макрорегиона.

    В 2016-2017 уч.г. государственную аккредитацию прошли 7 учебных подразделений (АДФ, ИТИ, ИМИ, ИЯКН СВ РФ, ИЗФИР, ЮФ и ЧФ), аккредитованы 15 основных образовательных программ, в т.ч.11 программ магистратуры, 2 программы специалитета, 2 программы бакалавриата.

    При прохождении процедур лицензирования и госаккредитации хотелось бы отметить слаженную работу таких учебных подразделений как Медицинский институт и Инженерно-технический институт.


    Ведущие университеты страны и мира уделяют первостепенное значение разработке, позиционированию, качеству контента и совершенствованию моделей реализации образовательных программ. Оригинальная образовательная программа призвана стать не только «точкой притяжения» талантов – студентов и преподавателей, ученых и практиков, «точкой доступа» к ресурсам и новым траекториям профессионального развития, но и инструментом для формирования и развития профессиональных сетей, а также площадкой для зарождения новых программ, проектов, становления нового поколения профессионалов. Таким образом, каждая оригинальная образовательная программа становится своеобразной «точкой роста»университета. В рамках стартовавших в 2016 году 7 проектов стратегических академических единиц (САЕ) СВФУ разработаны 11 магистерских программ, в том числе:

    Пять программ САЕ «Экосистемы Севера» (рук. д.б.н., проф., директор ИЕН Николаев Анатолий Николаевич):

    -     Устойчивое развитие Арктики (совместная программа с Университетом Хоккайдо) – рук. д.б.н., проф., директор МНОЦ BEST Максимов Трофим Христофорович (кафедра экологии ИЕН, зав.каф. д.б.н., проф. Черосов Михаил Михайлович);

    -     Клеточные биотехнологии – рук. к.б.н., доцент Охлопкова Жанна Михайловна (кафедра общей биологии ИЕН, зав. каф. к.б.н., доцент Винокуров Владимир Николаевич);

    -     Мерзлотное лесоведение – рук. д.б.н., проф. Николаев Анатолий Николаевич (кафедра ботаники и зоологии ИЕН, зав.каф. к.б.н., доцент Колодезников Василий Егорович);

    -     Прикладная геоматика (по программе двойного дипломирования с университетом Экс-Марсель (Франция)) – рук. к.г.н., зав.кафедрой географии ИЕН Данилов Юрий Георгиевич;

    -     Географические основы устойчивого развития рекреации и туризма – рук. к.г.н., проф. Гнатюк Галина Анисимовна (кафедра географии ИЕН, зав. каф. Данилов Юрий Георгиевич).

    Две программы САЕ «Центр социогуманитарных исследований Севера и Арктики» (рук. к.и.н., доцент, декан ИФ Стручкова Наталья Анатольевна):

    -     Прикладная конфликтология – рук. к.филос.н., доцент Михайлова Виктория Власьевна (кафедра социально-гуманитарной технологии ИП, зав. каф. к.пс.н., доцент Макарова Аграфена Петровна);

    -     Историко-культурное наследие и медиа технологии – рук. к.и.н., доцент, зав. кафедрой Истории России ИФ Ермолаева Юлия Никифоровна.

    Две программы САЕ «Институт транспорта» (рук. САЕ к.э.н., доцент, декан АДФ Филиппов Дмитрий Васильевич):

    -     Управление качеством автомобильных дорог в криолитозоне – рук. к.т.н., доцент кафедры строительного производства ИТИ Федорова Галина Дмитриевна (кафедра «Автомобильные дороги и аэродромы» АДФ, и.о.зав. каф. к.т.н., доцент Панков Владимир Юрьевич);

    -     Управление на транспорте – рук. к.э.н., доцент Филиппов Дмитрий Васильевич (кафедра эксплуатации автомобильного транспорта и автосервиса АДФ, зав.каф. д.т.н., доцент Друзьянова Варвара Петровна);

    Программа САЕ «Институт предиктивной медицины» (рук. д.м.н., профессор Петрова Пальмира Георгиевна):

    -     Социально-психологическая реабилитация уязвимых категорий населения – рук. к.пс.н., доцент Егорова Валентина Никифоровна (кафедра социально-гуманитарной технологии ИП, зав. каф. к.пс.н., доцент Макарова Аграфена Петровна).

    Программа САЕ «Высшая школа экономики и менеджмента» (рук. САЕ к.э.н., директор ФЭИ Кугаевский Александр Андреевич):

    -     Экономика агропромышленного комплекса – рук. д.э.н., проф. Данилова Лариса Ивановна (кафедра менеджмента горно-геологической отрасли ФЭИ, зав.каф. д.э.н., проф. Ноговицын Роман Романович).

    К разработке контента магистерских программ САЕ были привлечены работодатели, ведущие ученые, проведены круглые столы с участием заинтересованных сторон, задействованы ресурсы партнерских сетей, сформированы новые межкафедральные связи.

    В ИЗФИР стартует новая магистерская программа на английском языке «Мониторинг и оценка качества языкового образования» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование –рук. к.филол.н., зав.каф. английской филологии ИЗФИР Федорова Клавдия Ивановна. Это третья программа университета, реализуемая на английском языке, наряду с программами «Лингвистика» (ИЗФИР) и «Стратегический менеджмент» (ФЭИ).

    Высокое качество программ университета подтверждено внешней экспертной оценкой. В 2017 году еще 22 программы СВФУ признаны победителями конкурса «Лучшие программы инновационной России», проводимого журналом «Аккредитация в образовании», Гильдией экспертов в сфере образования и Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации. Результаты конкурса сформированы по итогам опросов преподавателей, работодателей и студентов вуза, также учитывался средний балл ЕГЭ поступающих по заявленным направлениям, рейтинг по результатам олимпиад, именных стипендий, грантов студентов. В число 22 лучших программ вошли 15 программ бакалавриата, 5 – магистратуры, 2 – специалитета. Все программы университета согласованы с работодателями.

    Лучшими образовательными программами инновационной России - 2017 признаны:семь программ ИМИ, три программы ИЕН, две программы ИТИ, две программы ФТИ, две программы ГИ, две программы ПИ, одна программа МИ, одна программа ИЯКН СВ РФ, одна программа ФЭИ, одна программа ЮФ:



    С 2010 года университет в целях повышения качества школьного образования напрямую работает со школами, учащимися, их родителями и учителями.


    В этом году средний балл ЕГЭ по общему конкурсу в СВФУ составил 65,2 б. (2016 г. – 64,65 б.). Увеличение среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступающих в СВФУ, является значимым индикатором комплексной работы университета со школами, свидетельствует о том, что в университет стали поступать более подготовленные выпускники школ.

    Подготовка нового поколения профессионалов начинается задолго до университетской скамьи. Для этого в 2010 году университетом была создана Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», в ее состав на первом этапе вошли всего 23 образовательных учреждения. А сегодня в состав ассоциации входят 106 образовательных учреждений 5 субъектов ДФО – Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Магаданской и Сахалинской областей, Камчатского края. Среди участников ассоциации – 91 школа (84 - РС (Я), 5 – Магаданской области, 1 – Камчатского края, 1 – Сахалинской области), 7 учреждений дополнительного образования, 7 учреждений СПО. В школах Ассоциации обучается около 40 тысяч ребят, работают почти 4 тысячи учителей.

    Для учителей и руководителей школ по линии университетского округа организованы курсы, мастер-классы, конференции, работают ресурсные центры. Среди школ Ассоциации университет проводит ежегодные конкурсы «Учитель года СВФУ», «Учитель доверия СВФУ», «Школа года СВФУ».

    Конкурс на Грант ректора «Учитель года СВФУ»направлен на создание дополнительных стимулов к профессиональному совершенствованию учителей, качественному обучению школьников, мотивированных на поступление в СВФУ. За 6 лет лауреатами конкурса стали 43 учителя. С 2013 года проводится конкурс на Грант ректора СВФУ «Учитель доверия СВФУ». Это – поддержка учителя, подготовившего выпускника 100-бальника, дипломанта олимпиад федерального уровня, поступившего в СВФУ. Всего награждено 18 учителей.

    В целях поддержки школ, работающих в тесном сотрудничестве с университетом, проводится конкурс «Школа года СВФУ». Основной целью конкурса является выявление педагогических коллективов, творчески и эффективно работающих во взаимодействии с СВФУ, поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов обучения. Ежегодно определяются победители: в 2011 г. победила Якутская городская национальная гимназия; в 2012 г. – Намская улусная гимназия; в 2013 г. – Майинский лицей; в 2014 г. – Нюрбинский технический лицей; в 2015 г. – Бердигестяхская улусная гимназия; в 2016 г. – Физико-технический лицей.

    Для «университетских» школ проводятся вебинары, выездные курсы, консультации, психологические тренинги для учащихся; научно-методические семинары, мастер-классы, курсы для учителей, круглые столы по актуальным вопросам образования, родительские собрания и другие мероприятия. Успешно реализуется проект «Педагогическая академия для родителей».


    Работа университета со школьниками охватывает начальное, основное и среднее общее образование. Для младших школьников в 2013 году на базе МОБУ ЯГНГ создана Начальная школа-лаборатория Педагогического и Медицинского института, в 2016 году создан Университетский лицей(специализированный учебно-научный центр (СУНЦ)), для среднего звена университетом созданы 8 университетских классов в 5 школах (СОШ №5, СПЛ, ГПН СОШ №2, СОШ №31, Верхневилюйская СОШ им. И. Барахова). Для школьников проводятся подготовительные и развивающие курсы, работает «Виртуальный лицей» для учащихся школ, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, 4 малые академии (медицинская, лингвистическая, компьютерная, инженерная), Зимняя школа олимпиад, Профессорская школа.

    Для удобства школьников, учителей, руководителей школ Факультетом довузовского образования и профориентации СВФУ разработаны Календари мероприятий. В почти тысяче мероприятий информирующего и профилирующего характера приняли участие более 32000 школьников и 1500 учащихся СПО, 1176 родителей и 2230 учителей. В профориентационных мероприятиях и Днях СВФУ в улусах приняли участие 8752 чел.

    С 2011 года СВФУ проводит Северо-Восточную олимпиаду школьников (СВОШ) для учащихся 5-11 классов. За 7 лет проведения олимпиады количество участников выросло в 4 раза (с 9310 чел. из 3 регионов в 2011 году до 36683 чел. из 65 регионов страны и 7 зарубежных стран в 2017 году). К ранее проводимым олимпиадам были добавлены олимпиады по психологии, группе алтайских (долганский, эвенский, эвенкийский), палеоазиатских (чукотский, юкагирский) языков и культуре. В федеральный Перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) включены олимпиады СВОШ по математике, физике, химии и филологии (литературе). Кроме того, университет заключил соглашения о проведении олимпиад РСОШ с 11 ведущими вузами страны («Океан знаний», «Звезда» и др.). В 2016-2017 уч. г. в олимпиадах РСОШ, проведение которых в РС(Я) координировал СВФУ, приняли участие 19244 школьника республики, из них 211 ребят стали победителями и призерами олимпиад федерального уровня.

    Как один из опорных вузов ПАО «Газпром» в этом году СВФУ впервые совместно с 13 ведущими вузами России принял участие в организации и проведении Отраслевой олимпиады школьников ПАО «Газпром» по математике, физике, химии, информатике и экономике. В олимпиаде приняли участие 553 школьника республики, победителями и призерами стали 21 школьник РС (Я). Всего в олимпиадах, организованных СВФУ в 2016-2017 уч. г., приняли участие 56660 школьников из 65 регионов страны и 7 стран СНГ. Развивая олимпиадное движение, сотрудничая в этой сфере с вузами-партнерами, университет создает благоприятные условия для интенсивного развития одаренных школьников.

    2018 год в университете объявлен Годом Школы. По традиции будут объявлены конкурсы для школ и учебно-научных подразделений университета, для школьников и студентов.

     

    Спектр реализуемых университетом научных направлений расширился с 8 в 2014 г. до 13 укрупненных направлений в 2016 г.

    В 2016 году включены 4 новых научных направления:

    -          Палеоэкологические исследования. Оценка ресурсного потенциала вымершей мамонтовой фауны и влияние на нее человека в арктической зоне Якутии.

    -          Комплексное исследование пространственной организации экономики и социума в условиях реализации "арктического вектора" развития Северо-Востока РФ.

    -          Исследования в области алтаистики (тюркология, монголоведение, корееведение, японоведение).

    -          Выявление основных тенденций и территориальных диспропорций развития образования; прогнозирование развития педагогического образования на период до 2020 года; принципы управления развитием территориальных образовательных систем северо-востока РФ.


    В последнее время преподаватели и сотрудники СВФУ публикуют более трех тысяч научных статей в год, так, в 2015 году – 3793 статьи, в 2016 году – 3739 статей, из которых 50% публикуются в индексируемых журналах. Средний темп прироста публикаций в Web of Science составляет 63,2%, в Scopus – 56,4%. Индекс Хирша СВФУ в 2016 г. составил в Web of Science – 19, в Scopus – 21. Драйверами роста публикационной активности СВФУ являются математические науки, биология, науки о Земле, гуманитарные науки. Высокую динамику публикационной активности демонстрируют«Медицинские науки» и направление «Техника и технологии».

    Общий объем финансирования НИР в 2016 году составил 334 млн.руб.

    За 3 года изменилась структура поступления средств по основным каналам финансирования НИР. На фоне сокращения собственных средств вуза увеличивается объем средств, привлеченных из местных бюджетов (бюджета РС (Я) и бюджетов муниципальных образований), за счет выполнения хоздоговорных работ, наблюдается увеличение объемов финансирования за счет средств государственных научных фондов, что позволяет в целом сохранить объем финансирования НИОКР на одного НПР (в 2016 г. – 223,4 тыс.руб. на 1 НПР). 

     

    В 2017 г. в рамках программы комплексных научных исследований в РС(Я), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 гг., по результатам открытых конкурсов планируется реализация 5 проектов по оценке, основным тенденциям изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала по пяти экономическим зонам Республики Саха (Якутия): Арктической, Западной, Центральной, Южной и Восточной. Заключены государственные контракты с Академией наук РС(Я) на общую сумму 69 315,0 тыс. руб.Кроме того, университет выиграл конкурс по проведению оценки здоровья пришлого и коренного населения – стоимость контракта составляет 22 800,0 тыс. руб. По заказу ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» ученые университета проведут системный медико-экологический мониторинг состояния здоровья населения, проживающего в непосредственной близости к районам падения отделяемых частей ракет-носителей в районах РС (Я), на сумму около 18 млн.руб.

    В части финансирования НИР приоритетной задачей для коллектива университета является наращивание объемов и дальнейшая диверсификация источников финансирования, взаимодействие с организациями-партнерами и активное участие в конкурсах грантов.

    Объем средств, привлеченных за счет участия в конкурсах государственных научных фондов, вырос по сравнению с 2013 г. в 5,3 раза и составил в 2017 г. – 28,5 млн. руб.


    Всего в этом году в университете реализуется 32 гранта, в т.ч. РНФ – 3, РГНФ – 14, РФФИ – 15. По 3 реализуемым проектам РНФ привлечен наибольший объем финансирования – 14 млн. руб., что составляет почти 50% от всего объема средств, выделенных государственными научными фондами.

    В августе 2016 года поддержан проект кафедры вычислительных технологий Института математики и информатики (зав.кафедрой д.ф.-м.н., проф. Василий Иванович Васильев) «Многомасштабные модели пониженного порядка»на пятом конкурсе на получение «Мегагрантов» Правительства РФ, проводимом согласно Постановлению 220 о государственной поддержке научных исследований. В рамках проекта в 2017 году в университете открылась международная научно-исследовательская лаборатория «Многомасштабное математическое моделирование и компьютерные вычисления» под руководством директора института научных вычислений Техасского агротехнического университета Ялчина Эфендиева (Yalchin Efendiev). Общий объем финансирования проекта на 2017-2019 гг. составляет 90 млн.руб

    В 2017 году два проекта СВФУ победили в новом конкурсе Российского научного фонда на получение грантов по мероприятиям Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными. Руководителями проектов являются доценты-исследователи Научно-исследовательской кафедры «Вычислительные технологии» ИМИ:Васильева Мария Васильевна(размер субсидии 4,5 млн. руб.) и Григорьев Александр Виссарионович (размер субсидии 1,5 млн. руб.).


    В августе с.г. проект ФЛФ СВФУ под научным руководством зав. кафедрой РКИ, д.п.н., профессора Светланы Максимовны Петровой вошел в число 29 победителей открытого конкурса ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 гг. «Активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в СМИ, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»(Размер гранта - 2,492 млн. руб.)


    В 2017 году расширен состав Диссертационных советов университета – к 4 действующим советам присоединились 2 новых совета – по экономическим и педагогическим наукам.

    Учитывая достаточно жесткие современные требования, открытие новых диссертационных советов в вузах – это значимое достижение, результат проведения большой подготовительной работы. Пожелаем коллегам плодотворной работы и успешных защит!

    С начала года состоялись защиты двух докторских диссертаций.


    Также в 2017 году защищены 4 кандидатские диссертации.


    Поздравляем уважаемых коллег от имени всего коллектива! Желаем вдохновения, смелых идей, интересных открытий, достижения новых высот в научной деятельности! 

    На сегодняшний день СВФУ обладает 267 объектами интеллектуальной собственности.


    Общее количество РИД вуза, получивших правовую охрану в период с 2010 по 2017 гг., составляет 199 ед. (без учета ноу-хау), в т.ч. в 2017 г. (на 28.08.2017) – 27 ед.

    Наиболее активно проявляют себя авторы-разработчики в области техники и технологии (это разработки ученых ИТИ, ФТИ, ГИ, ГРФ, АДФ, филиалов в гг. Мирный и Нерюнгри). Например, получены патенты в области конвейерного транспорта для горнорудной промышленности, предназначенные для транспортирования крупнокусковых руд и пород на рудниках, шахтах и открытых разработках; в области строительства особенно интересны разработки строительных блоков, фасадных панелей, способы улучшения и сохранения теплозащитных свойств зданий и сооружений. Высоким коммерческим потенциалом обладают РИД, создаваемые в сфере медицины и биотехнологий. Так, в 2017 получены 2 патента на способ одновременной диагностики наследственных заболеваний и способ диагностики точечных мутаций в нативной ДНК с применением оксида графена.

    По итогам всероссийского конкурса «За вклад в развитие интеллектуальной собственности» за 2016 год СВФУ стал обладателем Гран-при в под номинации «Лучшее предприятие по организации работы в области интеллектуальной собственности в научной и образовательной сфере». Конкурс организован Университетом ИТМО в сотрудничестве с ФИПС.

    В университете действует 25 малых инновационных предприятий (МИП). Объем выручки МИП в 2016 г. составил 389 491,22 тыс.руб.

    За 7 лет в СВФУ созданы 10 центров, осуществляющих экспертную деятельность, значительно усиливших экспертный потенциал университета и региона в целом. 

     

    Каждое учебное и научное подразделение университета ведет экспертную деятельность. Например, учеными ИТИ проведены экспертизы проектов по строительству и ремонту зданий, автомобильных дорог, мостовых переходов и т.п.


    Созданный в 2013 г. испытательный центр «ЯКУТСК-ЭКСПЕРТ» СВФУ является независимым испытательным центром в области строительной продукции. В настоящее время центр проводит 15 видов испытаний.


    В составе Технического комитета по стандартизации №481 «Интеллектуальная собственность» (ТК-481) директор ЦИС СВФУ А.А. Винокуров принял участие в экспертизе 7 проектов и концепций национальных стандартов. ЦИС СВФУ участвовал в апробации нового инструментария по определению и уточнению научно-технологических приоритетов на основе поиска и анализа патентных данных «МОН/РОСПАТЕНТ – система глобальной технологической аналитики» (PATSCAPE). Центром проведено 1300 консультаций для пользователей патентно-информационных фондов.

    Активную экспертную работу проводит НИИПЭС.

     


    НИИРЭС осуществляется научная социально-экономическая экспертиза проектов программ развития, законодательных актов, а также инвестиционных проектов предприятий по запросам Правительства РС (Я), федеральных структур, хозяйствующих субъектов и в инициативном порядке. Например, в 2016-2017 уч.г. сотрудниками института проведено 17 экспертных работ.


    По гуманитарным направлениям экспертную деятельность ведут ученые ИЯКН СВ РФ, ИФ, ИЗФиР, ФЛФ.


    23 сотрудника университета являются федеральными экспертами по контрольно-надзорной деятельности и государственной аккредитации.В этом году в аккредитационных экспертизах приняли участие11 экспертов СВФУ.


    Университет работает над глобальными проблемами будущего, производством идеологий и футурологических работ, основанных на долгосрочном прогнозировании.


    В 2016 году в разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года приняли участие ученые университета под руководством к.э.н., директора ФЭИ А.А. Кугаевского. Проект стратегии разработан на основе «Форсайта Республики Саха (Якутия)», проведенного СВФУ совместно с центром стратегических исследований СФУ. Результаты форсайта легли в основу различных программ развития республики, в т.ч. Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований РС (Я), например, ГО «Город Якутск».СВФУ активно нарабатывает опыт экспертной и аналитической работы, развиваясь как экспертный и консалтинговый центр.

    Учебно-научная инфраструктура университета постоянно обновляется. В 2016 г. были проведены ремонтные работы на 17 объектах университета общей площадью 21,93 тыс. кв.м. Так, капитальный ремонт проведен в общежитии №6, легкоатлетическом манеже, отремонтированы трибуны стадиона «Юность». Произведен косметический ремонт всех общежитий главного кампуса, спортивных объектов, пунктов питания. Благоустроены территории Студенческого городка и Педагогического института.

    Введен в строй УЛК МПТИ (ф) СВФУ площадью 6,6 тыс. кв.м., стоимость строительства составила 566,2 млн. руб. В августе 2016 года СВФУ и Минобрнауки России подписали соглашение о строительстве нового общежития. Начато строительство общежития на 500 мест в 142 квартале г. Якутска. При поддержке Минздрава РС(Я) и РБ № 2 - ЦЭМП создана научно-исследовательская лаборатория клеточных технологий и регенеративной медицины. На территории ТОР «Кангалассы» при поддержке мэрии г. Якутска выделен земельный участок размером 74 га для нового универсального испытательного полигона АДФ. С 2012 г. компания Bridgestone проводит испытания шин на автодроме СВФУ на Хатынг-Юряхском шоссе.




    СВФУ – один из первых университетов страны, в котором был создан эндаумент-фонд – фонд целевого капитала. По итогам 2016 года фондом профинансированы проекты университета, направленные на развитие кампуса, научные исследования, академическую мобильность студентов и сотрудников, социальную поддержку студентов и развитие кадров.

    2016-2017 учебный год вошел в историю федерального университета множеством интересных и значимых событий, ярких достижений и побед.

    В ноябре 2016 года состоялись торжественные мероприятия, посвященные 60-летию университетского образования в Республике Саха (Якутия). Университет принимал дорогих гостей – наших давних друзей, партнеров, коллег, выпускников – из разных уголков республики, страны и мира. Добрые слова, поздравления и пожелания, поступившие в наш адрес, – это самая высокая экспертная оценка работы университета, каждого члена нашего большого трудолюбивого коллектива.

     

    23 июня 2017 года впервые в истории университета состоялся I Съезд выпускников, собравший более 700 делегатов со всех районов республики.Для делегатов съезда были проведены экскурсии по кампусу университета. Выпускники посадили деревья, установив у каждого деревца памятные таблички с названием улуса, приняли участие в торжественном открытии Сквера профессоров, который увековечил память восемнадцати выдающихся ученых и деятелей, стоявших у истоков становления и развития вуза.

    Впервые вручена премия «Признание», учрежденная Лигой выпускников СВФУ. Лауреатами премии стали Оксана Гаврильева (учитель русского языка и литературы МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»), Никита Заусаев (старший преподаватель кафедры терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии и стоматологии детского возраста МИ СВФУ), Анатолий Семенов (директор ГАУ «Технопарк «Якутия») и Любовь Смирнова (инженер электросвязи филиала Сахателеком ПАО Ростелеком). Премии вручил руководитель якутского операционного офиса ДФ Росбанка Алексей Софронов.




    Дни проведения съезда совпали с вручением дипломов новому поколению выпускников университета. В этом году 537 выпускников СВФУ (включая 8 выпускников филиалов) – это 17,5% –завершили обучение с отличием. Надеемся, что наши ребята не только состоятся профессионально, построят успешную карьеру, создадут крепкие семьи, но и останутся друзьями университета, активными участниками университетских событий, вернутся в наши стены уже в качестве делегатов следующих съездов выпускников, слушателей курсов повышения квалификации, магистрантов, аспирантов и спонсоров проектов.

    20 апреля состоялся первый в истории университета профессорский форум «Роль профессора в развитии федерального университета», в работе которого приняли участие 108 делегатов из всех подразделений университета. На площадке форума обсуждались наиболее острые вопросы качества обучения, организации и результативности труда профессорско-преподавательского состава, перспективы развития университета. По итогам работы форума была принята Резолюция с обращением ко всем профессорам университета.


    В этом году нами достигнуто пороговое значение в 1% по показателю «Доля иностранных студентов в общей численности обучающихся» – одного из показателей мониторинга деятельности образовательных организаций Минобрнауки России. Его достижению способствовала активная работа по рекрутингу иностранных студентов.

    Например, в 2017 году СВФУ совместно с Ассоциацией вузов Дальнего Востока и Сибири РФ и Северо-Восточных регионов КНР (АВРИК) и при поддержке Хэйлунцзянского восточного университета провел I конкурс междисциплинарных студенческих проектов по повышению качества жизни в арктической зоне «Northern Challenge – Case: Yakutia» («Северный вызов – Кейс: Якутия»). В конкурсе приняли участие команды студентов-бакалавров, обучающихся в вузах АВРИК с китайской стороны. Финал состоялся на базе Хэйлунцзянского восточного университета (г. Харбин). Победителям вручены сертификаты, покрывающие от 100% до 25% от стоимости обучения в СВФУ.


    Успехи студентов СВФУ на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах – самый значимый индикатор эффективности нашей работы. 2016-2017 уч.г. вошел в историю университета новыми достижениями студентов, и, безусловно, они вдохновляют весь коллектив. 

     










    Наши студенты добиваются успехов практически по всем направлениям – по техническим, гуманитарным, социальным, точным наукам, в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. В первую очередь, победы ребят придают им уверенность в своих силах, становятся стимулом для дальнейшего развития и работы над собой.

    Успехи университета в рейтингах складываются из множества факторов. Самые значимые из них – публикационная активность, качество преподавания, условия для социализации студентов, результативность инновационной деятельности, репутация в глобальном академическом пространстве. Результаты участия СВФУ в рейтингах по итогам 2016 года подтверждают наши достижения в образовательной, научной и инновационной деятельности.

    По итогам 2016 года в Национальном рейтинге университетов (ИА «Интерфакс» и радио «Эхо Москвы») СВФУ занял 33 место. Традиционно СВФУ в числе лидеров по параметру «Социализация» занимает 10 место в стране и 2 место среди федеральных университетов. Высоко оценена инновационная деятельность университета – СВФУ занимает 40 место в стране по данному параметру (+22 позиции).

    В четвертом рейтинге вузов России рейтингового агентства «Эксперт» РА по итогам 2016 года СВФУ занял 35 место(по итогам 2015 года – 45 место). Наиболее высокие позиции по критерию «Условия для получения качественного образования» – 33 место (за 2015 г. – 39 место).

    В 2017 году Аналитический центр «Эксперт» опубликовал предметный рейтинг научной продуктивности российских университетов «Рейтинг факультетов». В этом году СВФУ вошел в ТОП-30 вузов в предметной области «Математика», разделив 21-23 место с ЛЭТИ и МГТУ имени Н.Э. Баумана. В предметной области «Науки о Земле» университет занял 18-19 место, а также свои позиции в рейтинге по социальным наукам, заняв 9-11 место (2016 г. – 12 место).

    По результатам рейтинга репутации вузов по укрупненным направлениям 2016 года, составленного агентством «Эксперт РА» (RAEX), СВФУ занял 31 место в ТОП-50 вузов России рейтинга репутации в сфере «Экономика и управление» и 46 место в ТОП-50 вузов России рейтинга репутации в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки».




    СВФУ укрепил позиции в международных рейтингах университетов QS. Университет впервые был включен в рейтинг университетов стран Развивающейся Европы и Центральной Азии и занял 151-200 место, а также, закрепив успех прошлого года, вошел в число 200 лучших вузов стран БРИКС, заняв 151-200 место.

    В рейтинге Европейской научно-промышленной палаты высших учебных заведений Academic Ranking of World Universities-European Standard ARES-2017 СВФУ занял 57-е место среди вузов России (всего проранжировано 100 российских вузов), получив оценку ВВB как вуз, который характеризуется надежным качеством преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями.

    По результатам международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR), в котором приняли участие 763 университета из 72 стран, СВФУ занял 544 место в мире и 16 место среди российских вузов. Университет вошел в Золотую лигу лучших университетов мира (ТОП-200) по параметру «Уровень преподавания», заняв 185 место в мире и 12 место в стране.

    В 2016 году СВФУ принял участие в международном рейтинге лучших вузов мира Global World Communicator (GWC) «Worldwide Professional University Rankings RankPro 2015/2016» и вошел в ТОП-500 вузов мира, заняв 491 место в общемировом зачете и 19 место среди российских вузов. Северо-Восточный федеральный университет вошел в группу лидирующих университетов по программе профессионального ранжирования благодаря хорошим позициям по информативности интернет-ресурсов университета – 4 место в России. СВФУ занял 46 позицию среди российских вузов в рейтинге репутации международного рейтинга лучших вузов мира Global World Communicator.

    В 2017 году в мировом рейтинге университетов Webometrics, основным критерием оценки которого являются веб-сайты вузов, СВФУ занял 3523 место в мире и 56 место среди российских вузов. По «прозрачности/ открытости» сайта (Openness)университет занимает 36 место в стране. Наибольший рост наблюдается по показателю «видимость» (Visibility) университет занял 24 место в стране, поднявшись на 15 пунктов. По «присутствию» сайта (Presence) занял 73 место (в августе 2016 г. – 84 место) среди российских вузов. Напомню, что впервые в рейтинге WebometricsСВФУ принял участие в 2012 году, заняв 8484 место в мире. За последние 3 года университет стабильно удерживает достигнутые позиции.

    В декабре 2016 года «Социальным навигатором» международного информационного агентства «Россия сегодня» при участии Центра исследования рынка труда был опубликован Национальный рейтинг востребованности вузов, по итогам которого СВФУ занял 40 место среди классических вузов, 6 место – среди федеральных университетов.


    II. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

    В 2017-2018 учебном году перед нами стоят следующие важнейшие задачи:


    Основной задачей на 2017-2018 уч. г. является создание на базе СВФУ университетского центра инновационного, технологического и социального развития северо-восточных регионов Российской Федерации: Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа и Камчатского края.

    Университет готовит заявку для участия в отборе образовательных организаций высшего образования по созданию университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». По условиям конкурса программа трансформации и «дорожная карта» должны быть увязаны со стратегиями развития регионов, согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ (губернаторами субъектов РФ). В настоящее время проводится согласование программных документов с Главой Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым, Губернатором Чукотского автономного округа Р.В. Копиным, Губернатором Магаданской области В.П. Печеным, Губернатором и Председателем Правительства Камчатского края В.И. Илюхиным.

    Целью Программы является создание на базе СВФУ комплексного университетского центра инновационного, технологического и социального развития макрорегиона, вносящего значительный теоретический и практический вклад в прорывное развитие и глобальную конкурентоспособность России.

    Основные задачи Программы:

    1. Трансформация СВФУ в университет с преобладанием магистерских и аспирантских программ, создание и внедрение новых образовательных программ и технологий для обеспечения конкурентоспособными кадрами отраслей экономики макрорегиона, в т.ч. основанных на проектно-ориентированном подходе к реализации образовательных программ по инженерно-технологическим, медицинским, социально-экономическим, педагогическим, естественнонаучным и гуманитарным направлениям подготовки и специальностям.

    2. Формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня, ориентированного на решение стратегических задач по развитию человеческого капитала и научно-технологическому развитию России, с учетом социоэкономических и климатических особенностей территории влияния, а также ключевых компетенций университета.

    3. Капитализация научно-образовательного потенциала университета посредством создания кластеров инновационного, технологического и социального развития макрорегиона совместно с органами государственного и муниципального управления, заинтересованными научными и образовательными организациями, предприятиями и организациями, ведущими хозяйственную деятельность в макрорегионе и институтами гражданского общества.

    Механизм реализации инновационно-технологического развития региона заключен в формировании инновационной и технологической инфраструктуры университета в качестве основного ядра инновационной экосистемы региона, обеспечивающего коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и выпуск инновационной продукции на внутренний и внешний рынки для создания благоприятного инновационного климата на северо-востоке РФ и эффективного перевода экономики региона на интенсивный путь развития.

    Для реализации этой цели планируется расширение и модернизация существующих объектов инновационной инфраструктуры, а также создание новых; обеспечение вовлеченности студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в инновационную предпринимательскую деятельность; содействие в создании отраслевых инжиниринговых центров, обеспечивающих технологическую бизнес-инфраструктуру для содействия компаниям по направлениям технологического развития региона и продвижению научно-исследовательских разработок; содействие в создании образовательных программ бакалавриата и магистратуры по технологическому предпринимательству с вовлечением компаний региона; развитие студенческого технологического предпринимательства, создание и функционирование стартап-акселераторов и программ поддержки инновационного предпринимательства с участием институтов развития. Будут созданы следующие основные направления (кластеры), обеспечивающие капитализацию образовательных, научных, инновационно-технологических достижений и формирование центров социально-экономического развития регионов:

    -          строительный кластер «Новое качество жизни»;

    -          медицинский кластер «Медицина Арктики»;

    -          кластер арктических инноваций;

    -          университетские инжиниринговые центры;

    -          туристско-сервисный кластер;

    -          кадровое обеспечение инновационной и технологической деятельности и др.

     

    III СВФУ КАК ЭКОСИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАКРОРЕГИОНА


    Наши с вами мечты и желания о создании высококонкурентного в мировом масштабе университетского образования на северо-востоке страны, наши планы и программы по созданию благоприятных условий для взращивания качественного человеческого капитала в регионе развивают воображение и, безусловно, влияют на появление новых конкретных идей. Кто-то из великих говорил, что если будущее можно вообразить, то его можно и осуществить.

    Конкретные, просчитанные программы – это уже мечты знающих людей. Вот и мы в 2009 г. разработали программу развития университета, согласовали с Правительством и Президентом республики В.А. Штыровым, затем программу защитили в МОН РФ, МЭР РФ, МФ РФ, согласовали в Правительстве РФ и 7 октября 2010 г. в Санкт-Петербурге программа развития СВФУ получила поддержку у Председателя Правительства РФ В.В.Путина и профинансирована с 2010 г. по 2014 г. на 5,747 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета – 4,8 млрд руб., из внебюджетных средств – 398,3 млн руб., собственных средств университета – 549,4 млн руб.

    В 2015 г. программа актуализирована в соответствии с новыми требованиями, она также согласована и утверждена председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым.

    Программа развития СВФУ на 2015-2020 гг., в основном, реализуется за счет внебюджетных средств вуза. По итогам реализации мероприятий Программы ежегодно мы должны выполнять 22 показателя:

     

    ДАННЫЕ ПО ДИНАМИКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СВФУ ЗА 2015-2020 гг.


    Плановые значения отдельных показателей Программы развития, как, например, «Число публикаций, индексируемых в Web of Science и Scopus» заметно отстают от современных реалий и требуют актуализации. Например, принятыев 2016 г. МОН РФ показатели, влияющие на формирование субсидирования (финансового обеспечения) выполнения государственного задания в рамках улучшения качества государственных услуг, гораздо выше плановых значений Программы развития.






    Ожидаемый контингент студентов в 2017-2018 уч.г. – более 17 тыс. обучающихся.По сравнению с 2014-2015 уч.г. контингент магистров увеличился в 4 раза и достиг 2340 чел. (2016-2017 уч.г. – 1899 чел., 2015-2016 уч.г. – 1056 чел., 2014-2015 уч.г. – 595 чел.).

    По прогнозным оценкам в 2017 году доля магистрантов и аспирантов в общей численности обучающихся составит 16,26% (для сравнения в 2016 г. доля составляла – 14,54%, в 2015 г. – 9,6%). Однако, проблемные вопросы остаются. В частности, в 2016 году на 2% не выполнен показатель Программы развития по доле магистрантов и аспирантов, имеющих дипломы других вузов (план на 2016 г. – 25%, факт – 23%). В 2017 году целевой показатель составляет 30%, до 2020 года должен достигнуть 40%. Необходимо отметить, что в 2016-2017 уч.г. в магистратуре университета обучались выпускники из 104 вузов, в т.ч. из 13 зарубежных – вузов КНР, Монголии, Казахстана, Кыргызстана. Среди магистрантов СВФУ выпускники 51 вуза гг. Москва и Санкт-Петербург, 12 вузов ДФО. В 2017-2018 уч.г. в магистратуру СВФУ поступили 177 выпускников из 69 других вузов, в т.ч. из 6 вузов таких иностранных государств, как Индия, КНР, Республика Корея, 27 вузов гг. Москва и Санкт-Петербург, 28 вузов Сибири и Дальнего Востока.

     











    Благодаря Программе развития, как известно, в СВФУ создан современный парк учебно-научного оборудования, все преподаватели и научные сотрудники повысили свою квалификацию. 

     

    Результаты рейтингов, отзывы экспертов подтверждают активное развитие университета по выбранным приоритетным направлениям, его интеграцию в социально-экономическое пространство северо-востока страны и вклад в социально-экономическое развитие региона.


    Вопрос оценки вклада университетов РФ в развитие общества – экономическое, социальное, культурное и инновационное – был изучен Институтом образования ВШЭ по 3 направлениям: в экономику, развитие человеческого капитала и инновационное развитие, представлен в апреле 2017 г. Методология ВШЭ включает проведение комплексной оценки на основе 3 блоков:

    1.      Вклад в развитие инноваций в регионе:

    - создание устойчивой инновационной системы,

    - создание небольших компаний, предприятий,

    - усиление кооперации в регионе,

    - усиление роли вуза в создании инноваций в регионе.

    2.      Вклад в развитие человеческого капитала в регионе:

    - расширение доступа к высшему образованию,

    - формирование системы непрерывного высшего образования,

    - идентификация и привлечение талантливых студентов,

    - улучшение баланса между спросом и предложением рабочей силы в регионе (путем подготовки кадров),

    - усиление взаимодействия с работодателями,

    - поддержки предпринимательской деятельности в регионе,

    - увеличение числа трудоустроенных в регионе.

    3.      Вклад в социокультурное развитие, а также в развитие окружающей среды:

    - вклад в развитие культурной среды,

    - улучшение экологической ситуации в регионе,

    - улучшение демографической и этнической ситуации в регионе.

    Для расчета показателей использовались данные мониторинга эффективности вузов, мониторинг трудоустройства выпускников, федеральной службы госстат, федеральной информационной системы.

    Для оценки вклада вуза в экономическое развитие региона использованы 6 показателей:

    - расчет объема средств, которые формируются вузом за счет налоговых отчислений (в том числе НДФЛ),

    - объем доходов вуза в расчете на численность приведенного контингента (доход на 1 студента),

    - доля студентов на коммерческих местах за счет собственных средств,

    - доля студентов, обучающихся по системе целевой подготовки, как индикатор заказа предприятий и организаций.

    Эти 2 показателя отражают платежеспособный спрос на высшее образование:

    - расходы студентов из других регионов на оплату обучения и проживания, как вливание в экономику региона,

    - отношение зарплаты ППС к средней зарплате по региону.

    Для оценки вклада вуза в инновационное развитие региона учитывались показатели количества лицензионных соглашений, общего объема НИР, количество цитирований публикаций в РИНЦ и Scopus. Помимо уровня накопленных академических способностей, высокой квалификации НПР, учитывалась способность вуза к внедрению инноваций на рынке и получение коммерческого результата.

    Результаты исследований показали, что в первую группу с наибольшим уровнем влияния высшего образования попали как признанные образовательные центры – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Красноярский край, так и регионы, незначительные масштабами по количеству вузов и ограниченным потенциалом сектора высшего образования – Республика Калмыкия, Чеченская Республика и Республика Саха (Якутия).

    Университет по праву признан драйвером регионального развития. Это первое.

    И второе событие – итоги первого в России мониторинга эффективности инновационной деятельности университетов, который проводился РВК и университетом ИТМО по 40 федеральным университетам (ФУ, НИУ, участники проекта 5-100). Мониторинг показал, что развитие инновационно-предпринимательской среды в университетах является одним из стратегических приоритетов деятельности университетов и пользуется поддержкой на уровне руководства, что с большой вероятностью станет залогом будущего роста. Слабые результаты продемонстрировал блок трансфера технологий. Итоги интеллектуальной деятельности вуза за редким исключением не коммерциализируются, созданные МИПы не приносят прибыли, обороты которых составляет 1,6 % бюджета университета. Было признано, что есть несколько лидеров, доля МИПов которых составляет оборот около 10% общего бюджета. В общем, по итогам мониторинга СВФУ занял 14 место по трансферу технологий, 6 место по внедрению инноваций и 1 место по влиянию на социально-экономическое развитие региона. В общем рейтинге СВФУ – на 5 месте в стране среди 40 ведущих вузов страны.

    Эти два события не только повышают самооценку вуза, но и стимулируют к новым достижениям.

    Исследователи отмечают, что в стране с 2005 г. нарастает применение кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития экономики путем внедрения институциональных условий поддержки инновационной деятельности, сетевых и кластерных образований.

    В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. как одно из условий перехода к постиндустриальному этапу означена поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций – поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров.

    Говорят, что эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех в будущем рассчитывает организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.

    Наиболее близким к концепции инновационно-образовательной ТОСЭР на базе СВФУ работающим инновационным образованием на территории по совокупности признаков можно признать наукоград «Сколково», в частности, инновационные образования – СВФУ и инновационный центр Сколково:

    - Сходные виды деятельности:

    ФУ – образование, научная деятельность, инновационная деятельность, предпринимательская деятельность.

    ИЦ «Сколково» - научная, инновационная, образовательная, предпринимательская виды деятельности.

    - Кампус СВФУ и наукоград «Сколково» занимают компактную территорию внутри МО, имеют социальную и производственную инфраструктуру.

    - Имеют сходные правовые основания – в законах и подзаконных актах обоих структур содержатся инфраструктурные, налоговые, таможенные льготы для развития зон ТОСЭР для выполнения уставных задач.























    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA