Колонка ректора

Ректор университета: «Главный ресурс развития региона – интеллектуальный»

img_2358.jpg

I. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова образован на базе Якутского государственного университета, он объединил три федеральных учреждения высшего профессионального образования и четыре научно-исследовательских института. Это стало первым этапом создания многопрофильного научно-образовательного комплекса, в котором обучаются жители северо-восточных территорий РФ. Сегодня федеральный университет охватывает своей научно-образовательной деятельностью более четверти территории всей страны, здесь учатся свыше 23 тысяч студентов, проводятся научные исследования по 17 направлениям.

В составе университета функционируют 19 учебных подразделений и три филиала (технический институт в г. Нерюнгри – крупном центре угольной промышленности Дальнего Востока России, политехнический институт в г. Мирном – центре российской алмазодобычи, и филиал в г. Анадыре (Чукотский АО), набравший в 2011 году своих первых студентов).

Университет ведет образовательную деятельность по 172 образовательным программам высшего профессионального, 179 программам послевузовского профессионального образования, 13 программам среднего профессионального, 8 программам начального профессионального образования.

В перспективе университет должен стать своеобразным «якутским наукоградом», под эгидой которого будет осуществляться научно-образовательная кооперация, направленная на инновационное развитие северо-востока России и Дальневосточного федерального округа.

СВФУ – один из девяти федеральных университетов РФ, призванных стать первоклассным вузом в XXI веке. Он создан по Указу Президента РФ в соответствии с Программой развития СВФУ до 2020 г., утвержденной В.В. Путиным.

СВФУ активно работает над формированием инновационно-технологического ядра региональной инновационной системы Республики Саха (Якутия), выполняя функцию системного интегратора исследований и разработок, обеспечивающего институциональную и инфраструктурную поддержку инновационной деятельности.

Основным инструментом реализации этого важного направления стал Арктический инновационный центр (АИЦ) − многоотраслевой научно-инновационный образовательный комплекс, созданный в 2010 году. Основная цель АИЦ – это коммерциализация и практическое внедрение в реальное производство результатов интеллектуальной деятельности ученых и студентов СВФУ, создание малых инновационных предприятий технико-внедренческого типа и развитие студенческого бизнес-инкубатора.

Интересы АИЦ СВФУ по созданию малых инновационных предприятий затрагивают прежде всего сферу промышленности, рациональное природопользование, климатическе исследования и испытания, северную медицину и фармацевтику, исследования в генетике, область транспорта, информационные технологии, строительство и топливно-энергетический комплекс, внедрение инноваций в науке и образовании.

АИЦ обеспечивает малым инновационным предприятиям (МИП) необходимую поддержку на всех этапах инновационного цикла, осуществляет взаимодействие между разработчиками, реальным производством и инвесторами. Специально для этого создан отдел поддержки малых инновационных предприятий. За время реализации этой программы было создано 19 МИПов, в том числе за 2011 год – 12. Региональным социальным эффектом от внедрения результатов деятельности МИПов будет не только решение проблем востребованности собственных научных кадров, занятости населения и создания новых рабочих мест, но и интеграция инновационных достижений в экономику обширных северо-восточных территорий России.

За 2011-2012 учебный год в университете создано 38 новых лабораторий, в т.ч. совместная Российско-Германская лаборатория по изучению экологического состояния Арктики, «Молекулярно-генетические технологии», «Механохимические технологии», «Клеточные технологии» на БГФ, «Строительное материаловедение на Севере», Учебно-научная лаборатория строительной физики, «Испытание строительных конструкций», «Лаборатория теплогенерирующих установок» на ИТИ и «Этнокультурное образование» в Педагогическом институте.

В 2011 году выполнено 246 финансируемых научных исследований и разработок, в 1,7 раза больше, чем в 2010 г., в т.ч.: из средств Минобрнауки РФ – 63; из средств российских фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (РФФИ, РГНФ, научно-инновационные проекты «Сименс») – 13; из средств бюджетов субъекта федерации, местного бюджета – 67 НИР; по договорам с организациями – 64; из средств иных внебюджетных российских источников и собственных средств вуза – 22; по международному сотрудничеству – 16 НИР.

Общий объем финансирования в 2011 году составил 321300,5 т.р., в 2 раза больше, чем в 2010 г. Объем финансирования на одного научно-педагогического работника составил 210,4 тыс. руб. (в 2010 г. – 127,2).

II. Российско-китайские отношения за последние годы последовательно укреплялись и вышли на более высокий уровень партнерства и стратегического взаимодействия. В общих интересах двух стран – наращивать сотрудничество в области образования и науки.

Отношения между Россией и КНР заслуженно называют примером межгосударственных связей нового типа. На сегодняшний день сотрудничество Республики Саха (Якутия) – самого крупного региона России – с партнерами из Китайской Народной Республики остается одним из основных направлений развития внешних связей республики.

Северо-Восточный федеральный университет активно способствует установлению продуктивных международных связей с партнерами в северной части Китая. Международное сотрудничество является одним из главных аспектов деятельности Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Уникальное геополитическое положение университета определяет наши приоритеты сотрудничества, в которые в первую очередь входят страны Азиатско-Тихоокеанского и Арктического регионов.

В настоящее время СВФУ успешно сотрудничает более чем с 10 вузами из КНР. Среди наших партнеров СВФУ такие вузы Китая, как Хэйлунцзянский, Цицикарский, Цзямусский, Китайский сельскохозяйственный, Линьийский, Даляньский политехнический, Даляньский медицинский университеты и др. Международная деятельность с ними осуществляется по следующим направлениям:

• организация программ академической мобильности для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава;

• обмен специалистами для осуществления преподавательской деятельности и чтения лекций;

• проведение совместных мероприятий в области культуры и спорта;

• подготовка совместных научных монографий, научно-методических изданий и научно-популярных публикаций;

• создание совместных программ двойного дипломирования и подготовки высококвалифицированных специалистов по направлениям бакалавриата и магистратуры;

• проведение совместных научно-практических проектов, конференций, совещаний, семинаров по научным направлениям, представляющим взаимный интерес;

• создание совместных исследовательских центров и лабораторий и т.д.

В этом направлении большую работу проводит кафедра восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ. На данной кафедре с 2000 года ведется подготовка по специальности «китайский язык и литература». Здесь успешно реализуются программы совместной подготовки специалистов с Хэйлунцзянским и Цзямусским университетами. На основании соглашений с данными вузами был разработан совместный учебный план по схеме 3+2 и 2+2+1, позволяющий студентам СВФУ получить одновременно дипломы о высшем профессиональном образовании РФ и бакалавра вуза-партнера. Также в целях повышения конкурентоспособности студентов-китаистов СВФУ на рынке труда, в 2012 году разработан совместный учебный план с Цзямусским университетом по направлению «Лингвистика», профилю «Лингвистическое обеспечение международной логистики».

Одним из перспективных направлений российско-китайского сотрудничества мы считаем суперкомпьютерные технологии. В ноябре 2011 года в СВФУ прошла международная конференция «Суперкомпьютерные технологии математического моделирования». В ходе нее состоялась презентация кластера «Ариан Кузьмин»  одного из мощнейших гибридных суперкомпьютеров в России и самого мощного на Дальнем Востоке. Коллеги из Китая высоко оценили высокопроизводительную мощность нового суперкомпьютера. Сейчас его вычислительные ресурсы используются в рамках совместных научных исследований по изучению вечной мерзлоты в Якутии, проводимых СВФУ с Китайским сельскохозяйственным университетом и Пекинским лесным университетом.

Достигнута договоренность о сотрудничестве в сфере журналистики с Цицикарским университетом. Уже с этого года студенты СВФУ, обучающиеся по специальности «международная журналистика», могут выезжать в г. Цицикар для прохождения производственной практики, а лекторы Цицикарского университета приглашены в СВФУ для чтения лекций по дисциплинам «Система современного СМИ Китая» и «Интернет и онлайновые СМИ Китая». Цицикарский университет выступит партнером при создании Российско-Китайского культурного центра на базе СВФУ, в стенах которого планируется обучение китайскому языку на языковых курсах различной интенсивности и для разных целевых аудиторий, проведение экзамена на уровень владения китайским языком (НSК).

Одним из ключевых проектов СВФУ в области российско-китайского образовательного сотрудничества является открытие представительства СВФУ на базе Линьийского университета в провинции Шаньдун. Согласно утвержденному в СВФУ положению о представительстве, данная организация будет представлять интересы СВФУ в КНР в области образования, науки и культуры, осуществлять организацию и проведение рекламно-информационных мероприятий в целях пропаганды достижений СВФУ в области образования, науки и культуры, привлекать студентов из КНР для обучения в СВФУ, предоставляя информацию об образовательных программах, правилах приема и т.д., осуществлять участие в образовательных выставках, научно-исследовательских конференциях. Линьийский университет является многолетним партнером СВФУ, ежегодно проводятся совместные конференции, летние школы, на постоянной основе осуществляется обмен студентами и официальными делегациями.

В настоящий момент по образовательным программам СВФУ обучается более 100 студентов, в т.ч. студенты из Китая. Непосредственную организационную работу с китайскими студентами проводят Управление международных связей и Институт Востока СВФУ. Организация обучения, оказание социальной и правовой поддержки иностранным студентам являются одними из их важнейших задач.

Традиционно со стороны КНР выделяется большое количество грантов для обучения студентов СВФУ в магистратурах и языковых курсах китайских вузов.

В целом сотрудничество с вузами и организациями КНР мы считаем очень перспективным и продуктивным, готовы к поиску новых партнеров и развитию новых международных связей. Все это в комплексе будет способствовать расширению плодотворного, взаимовыгодного сотрудничества высших учебных заведений России и Китая на благо процветания двух наших стран – стратегических партнеров, чье взаимодействие испытано временем и устремлено в будущее.

III. СВФУ, благодаря своим студентам, приобретает репутацию учебного заведения, дружественного студентам. Мы работаем над серьезной проблемой: как из вчерашнего школьника сформировать, воспитать культурную личность, каким образом приобщить всех студентов к важнейшим культурным областям знаний. Только для студентов 1 – 2 курсов мы вводим 200 научных семинаров, открываем SIS – Саха международную школу, где студентам будет представлена возможность ознакомиться с уникальным опытом проживания человека на вечной мерзлоте, вести домашнее хозяйство при самых низких температурах и т.п. Мы приглашаем участников Форума ректоров стать лекторами в этой школе.


Доклад Евгении Михайловой на Х Форуме ректоров вузов Северо-Восточных районов Китая и регионов Дальнего Востока и Сибири России