Колонка ректора

img_7777.jpg

Газета "Якутия"

Опубликовано 12.08.2011, Пт

Марина Колбасина

«Дежурная» по «горячей линии» ректор Северо-Восточного федерального университета Евгения Исаевна Михайлова вошла в редакцию, как всегда точно. Может быть, это качество и позволяет ей успевать в жизни так много. Думаю, представлять Евгению Исаевну нашим читателям нет необходимости. Еще чуть более года назад она была вице-президентом республики, первая в истории Якутии женщина, сделавшая такую государственную карьеру. Может потому для первого вопроса мы выбрали тему «женщина в политике».

– Евгения Исаевна, как вы относитесь к тому, что пока женщин в политике и руководстве страны меньше, чем мужчин?

– С пониманием. Так повелось еще с домостроевских времен, сами женщины отводят себе более низкую роль и превозносят мужчин. Хотя исторический опыт показывает другое. Не буду вспоминать Екатерину Вторую, без позволения которой ни одна пушка не могла палить, или Маргарет Тетчер, решения которой привели страну к устойчивому развитию. Среди российских женщин я бы выделила Валентину Ивановну Матвиенко, Галину Николаевну Карелову. Они могут вполне достойно соперничать с мужчинами, и женские качества только помогают.

– Здравствуйте, Это Евгения Исаевна? У меня двое детей, хотела бы узнать, почему моя младшая дочка не поступила в Северо-Восточный федеральный университет?

– А сколько у нее баллов по результатам ЕГЭ?

– История – 14, информатика – 24.

-- Это очень низкий результат. Неудивительно, что она не поступила в университет, тем более на бюджетное место. Я могу предложить ей прийти на подготовительное отделение и как следует позаниматься, чтобы поступить в следующем году. Пусть подходит с документами в главный корпус в 315 кабинет или в комплекс технических факультетов, кабинет 326. Время работы комиссии с 9 до 17 часов. Но сразу предупреждаю, обучение платное.

Продолжаем беседу.

– Вы не раз высказывали свое несогласие с получением высшего образования на платной основе.

– Я всегда говорю: получение высшего образования должно в первую очередь зависеть от способностей человека и его привычки трудиться. К сожалению, в школе и семье мы мало воспитываем эти качества. 14 баллов по истории – лучшее тому подтверждение Не мной придуманы коммерческие группы, но благодаря им вуз получает внебюджетные деньги и возможность развиваться. В прошлом году мы по заказу правительства сделали прогноз потребности республики в кадровых ресурсах до 2016 года и организации занятости до 2025 года. Выяснилось, что 24,7% трудоспособного населения Якутии не имеют никакого профессионального образования, почти каждый четвертый житель. Это на 4% больше, чем в России, и на 2% больше, чем на Дальнем Востоке.

-- Здравствуйте. Благодаря вам республика вошла в пилотный проект по ЕГЭ. Знаете ли вы, что многие родители учеников 10-11 классов отправляют своих детей заканчивать школу в деревню, где им легче получить высокие баллы. Как вы относитесь к такому факту?

-- Прежде чем отправлять в деревню своих детей, они должны подумать, чего хотят: знаний или баллов. И еще, а сможет ли ребенок учиться в вузе.

Громко сказано, что я была одним из инициаторов ЕГЭ. В октябре 2000 года Министерство образования РФ предложило с 2001-го по всей стране ввести единый госэкзамен, и я была одним из региональных министров образования, которая выступила против. Полтора часа я доказывала, что нельзя вот так сразу повсеместно вводить новую форму аттестации школьников. Но то, что нужно что-то менять, было уже всем понятно. Газета «Якутия» в те годы писала, что из десяти тысяч абитуриентов 70% заваливаются на первом же экзамене. А ведь на приезд выпускников в Якутск, другие города России, проживание родители тратили огромные деньги. Мое предложение – вводить ЕГЭ в порядке эксперимента – тогда поддержало большинство руководителей образования регионов. ЕГЭ дало возможность большему количеству наших выпускников получать высшее образование. Но уровень знаний школьников, особенно в сельских школах оставляет желать лучшего. С математикой, иностранным языком нормально, подтягивается русский язык, а вот химия, физика, биология -- просто беда. Поэтому мы решили максимально приблизить университет к селу, районам. Речь идет не только о высшем образовании. У нас есть опыт работы Якутского инженерно-технического института, который начинал уважаемый Н.Г.Худолий, где в одном учебном заведении можно получить начальное профессиональное, среднее и высшее образование. Этот опыт можно распространить и по другим училищам.

И еще о ЕГЭ. На первом заседании Ученого совета мы решили, что негоже федеральному университету принимать детей с низкими баллами, и в прошлом году подняли планку: минимальный балл по физике – 36, по математике — 40, а в нынешнем году на факультетах, где математика профилирующий предмет, довели до 73 баллов. Это уменьшит поток претендующих и исключит ошибки.

Но получается, что вы ущемили права молодых людей. Не все же учились в хороших школах.

– Я сама преподавала биологию, когда не было учителя, и ночами штудировала учебник, но при всем моем добросовестном отношении, полноценно дать знания по этому предмету я не могла. Дети не виноваты, что учатся в малокомплетных школах, по сути являясь заложниками обстоятельств. Я всегда говорю, что родители должны стремиться, чтобы их дети учились в полнокомплектных школах. Отвозить к родственникам, знакомым, в интернаты. Это лучше, чем учиться в маленькой школе. Не может учитель физкультуры, какой бы он ни был хороший преподаватель, качественно дать другой предмет. Когда я была министром, мы ввели временное опекунское пособие. Семья, берущая ребенка из маленького села к себе на время учебы, получала деньги из бюджета на его проживание и питание. Если повысится качество образования в школах, то и с получением профессионального образования проблем не будет.

-- Евгения Исаевна, здравствуйте. Можно ли из Нерюнгринского филиала по семейным обстоятельствам перевестись в Якутск? И куда для этого следует обратиться?

-- Можно, при наличии свободных мест. А обратиться следует в ректорат. И еще учтите, вам придется сдать разницу в учебном курсе, если она есть.

– Добрый день. Я индивидуальный предприниматель, слышал, что в Северо-Восточном университете занимаются созданием инновационных предприятий.

– Действительно, в 2010 году было создано семь малых иннновационных предприятий. В этом году мы планировали еще восемь, а заявок поступило 30. Эти предприятия мы создаем с бизнес-структурами или индивидуальными предпринимателями для разработки новых материалов, внедрения технологий и т.д. Так, одно из них «Стройкомпозит» занимается производством пенобетона для строительства жилых и производственных зданий. У нас на сайте есть программа развития университета, где обозначены направления, по которым мы работаем, в том числе и по наукоемким технологиям. Поэтому если у вас есть желание, оформленные патент или ноу-хау, наконец, хорошая идея, направленная на пользу общества, приходите.

– Обязательно подойду, спасибо.

-- В прошлом году мой сын поступил в пединститут, закончил первый курс, а в нынешнем году поступил на другой факультет. Нас попросили написать заявление по собственному желанию об отчислении. Почему? К тому же сейчас время обучения входит в стаж, получается, что он год теряет.

-- К сожалению, такая форма. Это не перевод, а новое поступление на другой факультет. Так что сначала будет оформлен приказ об отчислении, а потом о зачислении. Ну, а в заявлении можете написать все, что считаете нужным. Что касается потерянного года, то мы подумаем, как это оформить, конечно, он не может выпасть.

-- Почему в республике нет дистанционного образования по престижным юридическим и экономическим специальностям, как в западных регионах России?

-- В свое время я готовила письмо Президенту РФ Д.А.Медведеву за подписью Вячеслава Анатольевича Штырова, в котором писала: желательно, чтобы наша республика участвовала в двух пилотных проектах: по здравоохранению (телемедицина, создание новой диагностической системы) и дистанционной форме обучения. Сейчас университет разработал программу, мы предусмотрели денежные средства, открыли университетский образовательный округ, куда вошли около 50 школ. Кроме того, хотим обучать коллективы предприятий и учреждений, вести дистанционное обучение по некоторым специальностям, которые не требуют практических занятий на лабораторном оборудовании. Уже работает дистанционное обучение для учителей начальных классов. Хотим создать в СВФУ Якутский YMTER-университет. В Британии подобное называется «открытый университет», в Японии -- «электронный», в Корее – «кибер-университет». Принцип примерно один и тот же. В Южной Корее люди вообще все знания получают дистанционно, так же сдают дисциплины. И когда член делегации спросил: «А вы уверены, что у студента, когда он отвечает, за компьютером нет учебника или наушника в ухе», профессор университета очень удивился. Кого он будет обманывать? Там другая ментальность, ответственность. У нас же некоторые стараются ловчить, например, вывозят детей в сельскую школу для получения высоких баллов.

Здравствуйте, мы живем в общежитии ЯГИТИ. У нас есть решение суда о выселении, но с предоставлением жилья. Правда, не написано, кто его должен предоставить. Что мне делать?

-- Я разберусь, кто должен предоставить жилье. Это не единичный случай. Например, студенческое общежитие №21 с 1995 года заселено сотрудниками и преподавателями университета, и мною было принято решение об их переселении. Это не так просто, но мы стараемся помогать: кто-то получает микроссуду из внебюджетных средств университета, обращаемся в банки, просим поддержку в правительстве, в том числе в пилотном проекте. Но это касается только тех, кто работает в университете. Вы, как я поняла, работаете в другой организации. У вас какая специальность? Университету нужно много разных специалистов. Приходите, может, и вы пригодитесь.

Приду.

-- В Норвежском университете бизнеса и экономики все студенты учатся на отлично. А нашим студентам грозит такая перспектива?

-- Мы делали мониторинг, последние две сессии показали, что есть небольшое повышение качества. 46% студентов, а по отдельным дисциплинам до 60% сдают экзамены на «отлично» и «хорошо». Конечно, многое зависит от уровня преподавателя. К сожалению, и студенты об этом говорят, преподаватели в большинстве своем недоступны. Я вспоминаю своих педагогов, которые были не меньше заняты. Наш куратор У.М.Асекритов с каждым, кому это было нужно, занимался дополнительно, проводил дискуссии по разным вопросам. Или В.В.Алексеев, который вел у нас матанализ. Поэтому хорошее оборудование, инструменты и т. д. вторично. Оно не даст существенного эффекта без повышения кадрового потенциала. Главное, каков преподаватель. А вот помочь ему, в том числе в бытовом и материальном плане – моя забота как ректора.

-- Но раньше в Якутске был один вуз, а сейчас много. Как вы относитесь к работе по совместительству своих преподавателей?

-- Люди стараются заработать. Поэтому нужно повышать зарплату. Кое-что мы уже начали делать. За год в два раза увеличилось количество преподавателей, занявшихся научными исследованиями. Мы создаем временные творческие коллективы, которые проводят исследования, анализ. Это может быть концепция развития или профориентации школьников, технический регламент, рекомендации, технологии. За это они получают материальное вознаграждание. Если человек становится кандидатом наук, он единовременно получает 100 тысяч рублей, а его руководитель -- 75. Это тоже стимул. В ближайшее время мы открываем два фонда. Президент РС(Я) Егор Афанасьевич Борисов избран председателем правления Фонда целевого капитала, эндаумента. Одним из учредителей Научного фонда буду просить стать Михаила Ефимовича Николаева. Будем делать надбавки преподавателям, которые возглавят лаборатории, кафедры, создадут собственные научные школы. Я думала, отбою не будет от заявок, но желание изъявили всего пять человек. С одной стороны это хорошо, люди понимают огромную ответственность, но с другой... Что касается собственно зарплаты, то средняя сегодня составляет 25 тыс. рублей, у тех, кто работает во временных творческих коллективах и т.д. – 36. Плюс премии, но только за определенные достижения в работе. Мы провели рейтинговую оценку по вкладу преподавателей в профессиональное становление студентов, по результатам многие получили по 60-80 тысяч, а есть и 120. Конечно, есть и недовольные, но премия – это не материальная помощь, хотя я попросила Ученый совет установить нижнюю границу в 15 тысяч рублей.

-- Евгения Исаевна, ни разу не пожалели, что пошли в университет?

-- Нет, единственно, не хватает времени. Хочется многое сделать, поменять, внедрить.

Неужели ваш рабочий день еще больше увеличился?

– К десяти вечера освобождаюсь и начинаю смотреть почту, личные заявления, документы, предложения. Конечно, это можно было бы поручить помощникам или заместителям, но ведь люди мне написали, и я ответственна за принятие решения. Считаю, что личная работа с почтой – это обязанность руководителя.

-- Что было самое трудное и самое легкое за этот год?

-- Самое трудное – сказать «нет», самое страшное – обмануть ожидание людей. А легко у меня никогда ничего не получается.