• ЭИОС

Колонка ректора

Северо-Восточный федеральный университет: не конкурировать, а сотрудничать

img_2488.jpg

29 июня в «РИА Новостях» состоялась пресс-конференция ректора Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, доктора педагогических наук, кандидат психологических наук Евгении Михайловой на тему: «Первые шаги федерального университета. Итоги 2010-2011 учебного года». СВФУ создан указом Президента РФ на базе Якутского государственного университета и является одним из 8 федеральных университетов России. В составе СВФУ - 3 филиала, 9 институтов и 9 факультетов. В ходе пресс-конференции речь также шла о Второй Международной конференции «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве», которая пройдет 12-14 июля в Якутске.

Наш Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) имени М.К. Аммосова, созданный на базе Якутского государственного университета (ЯГУ), в прошлом педагогического института, имеет хорошие традиции в области подготовки педагогических и медицинских кадров. Но задачи, которые стоят в XXI веке перед северо-востоком страны и, в частности, Якутией, требуют введения технических специальностей. Поэтому сегодня мы можем претендовать на статус не только самого большого по количеству студентов регионального университета, но и университета, где есть свои научные школы в областях геологической промышленности, медицины, педагогики.

Программа развития нашего университета была одобрена Правительством РФ 7 октября 2010 года. Она имеет 6 приоритетных направлений:

- достижение нового качества обучения;

- обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования;

- эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- использование наукоемких технологий и производство в условиях Севера;

- сохранение и развитие культуры народов Севера;

- аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития северо-восточного региона России.

Надо сказать, что отличие нашей программы от программ других федеральных университетов России заключается в том, что она полностью состоит из отдельных проектов. На данном этапе в ней 18 проектов и 98 мероприятий. И главный проект - достижение нового качества обучения. Вуз может и должен гарантировать получение качественного образования, формирование личности. В этом направлении в наших российских вузах работа ведется недостаточно. К сожалению, только в этом году с 1 сентября в России повсеместно будет осуществлен переход двухуровневое образование. На Дальнем Востоке почти нет университетов, где бы двухуровневая система работала так, как это происходит во многих московских вузах.

Внутри проекта достижения нового качества образования действует еще одно серьезное направление – обеспечение академической мобильности преподавателей. Педагоги могут получить навыки преподавания на одном из иностранных языков, чтобы, посещая зарубежные университеты, они могли делиться собственным опытом и обогащать его. Тем самым они получают знания и информацию, которые нужны для становления федерального университета. Только за 2010 год обучение иностранным языкам прошли 189 преподавателей и сотрудников, в декабре 2011 года завершат обучение уже 300 преподавателей.

СВФУ имеет свой устав. В состав университета вошли 6 дополнительных учреждений. Это два учебных заведения – Инженерно-технический институт и Педагогическая академия, и 4 научных института – Институт математики, Институт региональной экономики, Институт прикладной экологии Севера, Институт здоровья. Благодаря тому, что своевременно была составлена программа вуза, практически все, кто желал работать в СВФУ, сегодня обеспечены рабочими местами и, самое главное, работают по хорошо знакомым им направлениям.

Оставшиеся пять приоритетных направлений, если говорить обобщенно, касаются повышения качества жизни людей. Университет имеет Чукотский филиал, представительства в Хабаровске, Магадане и на Камчатке. Мы можем говорить с гордостью о том, что достигли хороших цифр в отношении практико-ориентированного обучения и подготовки квалифицированных кадров. По отдельным специальностям наши выпускники 2010 и 2011 года на 100% трудоустроены. В последние годы уделялось серьезное внимание производственной и учебной практике руководством республики. Сегодня 70% студентов прошли практику на всех предприятиях республики, Магадана и Чукотского АО. Мы планируем не только стимулирование мотивированного подхода к выбору профессии. Для нас самая главная задача, чтобы, получив высшее образование, молодой человек все тонкости работы своего предприятия.

У нас в Якутии создаются ассоциации и профессиональные клубы. Не так давно ассоциация строителей начала работу с нашим университетом по подготовке новых образовательных программ. Мы должны обеспечить молодому человеку получение не только высшего, но и начального и среднего профессионального образования. Думаю, ни для кого не секрет, что бакалавра инженера-строителя многие воспринимают как человека, не имеющего законченного образования. Надеюсь, что благодаря поддержке Союза работодателей и Ассоциации строителей нам удастся решить проблему такого предвзятого отношения, ведь на деле бакалавр – это компетентный, знающий свое дело специалист. Тем более, как правило, он будет владеть и рабочей специальностью, например, нормировщика.

Мы провели опыт с энергетиками. Поддержка ООО АК «Якутсэнерго» дала молодым инженерам-энергетикам возможность получить специальность электрика 6 разряда. И стопроцентное трудоустройство говорит о том, что молодые люди не боятся рабочих специальностей. Раньше получение высшего образование сводилось к тому, что выпускники получат непыльную работу с хорошей заработной платой. Сегодня в Якутии почти в четыре раза выросло количество студентов, которые поехали в строительные и студенческие отряды. Цель этих отрядов – обеспечить начальной практикой ребят.

В направлении, которое касается использования наукоемких технологий и производства в условиях Севера, главным для нас является создание малых инновационных предприятий. Они могли бы научить молодых людей организовывать собственное дело. По плану 2010 года мы должны были создать пять инновационных предприятий, но создали семь. Уже есть 35 рабочих мест. Все это благодаря тому, что программа своевременно финансируется.

Я считаю, что наличие в программе развития вуза такого направления, как сохранение и развитие культуры народов Севера, делает наш университет уникальным. В мире известно около 7 тысяч языков, часть из них исчезает, так как их носителей становится все меньше. Поэтому в нашем университете был открыт Институт языков и культуры народов Северо-Востока. Люди, которые проживают на Севере, имеют желание изучать свой родной язык. И мы даем им такую возможность в СВФУ. В связи с этим уже второй раз нами проводится Международная конференция «Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве». В 2008 году, объявленном ООН Международным годом языков, в Якутске прошла первая конференция. Участие приняли более 100 представителей с пяти континентов. Итогом было принятие Ленской резолюции, которая соблюдается сегодня всеми участниками конференции. Хотелось бы, чтобы конференция, которая состоится 12-14 июля в Якутске, тоже получила положительный отклик, чтобы общение на родном языке велось не только в семье, была расширена сфера употребления языков коренных народов.

В прошлом году наш университет впервые принял абитуриентов с Камчатки, из Магадана, из Иркутской области, Красноярского края, Ингушетии, Татарстана. У нас очень хорошие общежития – мы обеспечиваем студентам прекрасные условия. Совсем недавно СВФУ провел небольшой анализ востребованности кадров, в ходе которого были сделаны выводы, что почти 25% населения Якутии не имеет никакого профессионального образования. Это на 4% меньше, чем по РФ, и на 2% меньше, чем на Дальнем Востоке. Второй показатель, который должен вызывать тревогу у властей и в обществе, – треть экономически активного населения находится в предпенсионном возрасте. Из тех стратегических документов, которые были приняты Минэкономразвития РФ, нашей республикой и региональными министерствами, мы знаем, что до 2020 года будут востребованы более 120 тысяч кадров. До 2016 года СВФУ должен подготовить более 40 тысяч специалистов, треть из которых – это специалисты промышленности. В этом направлении университет уже начал свою работу, но хотелось бы сказать, что все наши системные преобразования будут иметь позитивное внедрение и в экономику, и в промышленность, и в культуру.

- Как вы думаете, сможет ли Ваш университет конкурировать с другими вузами страны и по каким направлениям?

- Я думаю, что мы будем взаимодействовать. Наша установка – на сотрудничество. Мы давно дружим с такими известными университетами, как МГТУ имени Н.Э. Баумана, МГУ имени М.В. Ломоносова, МФТИ. Не так давно я встречалась с ректором РУДН Владимиром Михайловичем Филипповым, будем подписывать соглашение. В моем понимании СВФУ должен быть востребован для региона, быть полезным ему. Поэтому мы ведем подготовку практических специалистов для природопользования, промышленности, экологии с учетом того, что территория Якутии край так называемой в народе «вечной мерзлоты». Наши специалисты могут работать в условиях холода. У нас находится единственный в мире Институт мерзлотоведения. Его исследования говорят о том, что планете грозит не всеобщее потепление, а похолодание.

- По каким направлениям социокультурных исследований университета Вы планируете усилить работу?

- В структуре вуза открылись два новых института – Институт Олонхо и Институт А.Е. Кулаковского. Алексей Кулаковский еще в конце XIX века писал о том, как может образованный человек помогать своей Родине и своим землякам. В якутском эпосе, прежде всего, утверждалось добро при любых ситуациях. Те человеческие качества, которые проповедовал Олонхо, нашли высокую оценку в Министерстве культуры РФ. Я рада сообщить, что в 2005 году по решению ЮНЕСКО якутский героический эпос Олонхо получил статус шедевра устного и нематериального культурного наследия всего человечества. В этом плане открытие Института Олонхо, воспитание молодых людей на примере богатырей, которые защищают свой дом, защищают свою Родину, семью, имеет важное значение. Очень хороший проект, который был инициирован нашими учеными, - исследование, посвященное будущему Якутии и северо-востока. Исследование ведется совместно с Сибирским федеральным университетом, позже к нам присоединился Институт полярных исследований имени Роберта Скотта при Кембриджском университете. Я думаю, что со временем каждому хочется заглянуть в будущее. Мы понимаем: чтобы иметь хорошее будущее, надо научиться создавать его самим.

- Не трудно ли женщине быть ректором?

- Думаю, что не трудно, а сложно. Когда я работала вице-президентом Республики Якутии, мне, конечно, приходилось решать много вопросов и всегда находить справедливое и объективное решение, чтобы права людей, независимо от возраста, национальности и места работы, не были ущемлены. И сегодня мне сложно иногда принимать решения, ведь есть преподаватели, которым и 85, и 90 лет, а они по-прежнему преподают. В связи с этим возникают разного рода сложности. И мне приходится быть более лояльной как женщине, возможно, мужчина на моем месте принял бы более резкое решение. В прошлом году я создала совет наставников, а теперь готовится структура, которая приведет к появлению профессоров-наставников. Люди, которые имеют опыт работы, помогут в становлении университета. Можно было бы обойтись без этого, но я думаю, что нужно проявить уважение и почитание к старшему поколению и на деле показать молодым, что нельзя в связи с возрастом списывать человека со счетов.

- Какие трудности у СВФУ?

- Как известно, все федеральные университеты приобрели новый статус, новую правовую форму – автономное учреждение. И, к сожалению, как автономное учреждение, мы, например, открывая малое инновационное предприятие, встречаем на своем пути ряд препятствий. С прошлого года я ставлю этот вопрос в Комитете по образованию Госдумы. Очень надеюсь, что в ближайшее время это будет решено.

- Откуда к Вам приходят преподаватели? Какой процент среди них Ваших выпускников?

- У нас более 1420 преподавателей, около 1200 работают на штатной основе, а остальные по совместительству. Примерно 80% – выпускники университетов Дальнего Востока, из них более половины – выпускники ЯГУ. Есть выпускники из СПбГУ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МГУ и НГУ. Часть преподавателей защищались в аспирантуре МГУ имени М.В. Ломоносова и других московских вузов. В прошлом году мы начали приглашать преподавателей из других регионов. Передо мной не стояла задача взять и поменять 30% профессорско-преподавательского состава, я стараюсь к людям уважительно относиться. Первые два года всем предстоит учиться. Сегодня 25% работающих преподавателей прошли семинары, побывали на курсах. 10 педагогов приглашены из-за рубежа: Япония, Китай и Южная Корея, Англия и Франция, то есть, это преподаватели из тех университетов, с которыми мы сотрудничаем. СВФУ вошел в состав Университета Арктики, и у нас также работают преподаватели из Норвегии и Финляндии. Из Центральной России мы, в первую очередь, пригласили педагогов - носителей языка. Два преподавателя приехали из Америки, и своих мы отправили за границу.

- Куда ребята уезжают учиться, если не поступают в Ваш вуз? Есть ли какие-то тенденции?

- У нас была налажена хорошая система еще первым президентом Республики Якутии Михаилом Ефимовичем Николаевым. Практически ежегодно 700 молодых людей набирались во все вузы РФ, преимущественно в вузы Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга. Только в одной Москве обучается 2 тысячи студентов по тем специальностям, которые востребованы в экономике Якутии. Эта традиция продолжается и сегодня. Введение ЕГЭ экономит республиканские бюджетные средства. До 60% выпускников со всех районов Якутии ежегодно начали поступать в вузы. Обратно в регион возвращаются до 70% готовых специалистов и это нормально.

- Каким образом вы используете в вузе национальные языки, преподаете ли на них какие-то предметы?

- Вуз всегда вел свое преподавание на русском языке. Но, например, будущим филологам, которые готовятся быть преподавателями якутского языка, или журналистам эвенкийской газеты необходимо знание родного языка. А для тех, кто хочет быть экономистом, строителем, но не хочет забывать свои корни, мы организовываем обучение по дополнительным программам.

- Хотелось бы узнать о трудоустройстве ректоров вузов, вошедших в Ваш федеральный университет. Как проходил этот процесс?

- Ректор ЯГУ Анатолий Николаевич Алексеев внес серьезную лепту в становление, развитие университета, он сегодня избран президентом СВФУ. Совсем недавно его избрали директором Института гуманитарных исследований Сибирского отделения РАН. Он как историк-археолог очень востребован. Ректор Инженерно-технического института Геннадий Мугуев будет работать директором инженерно-технологического института. Ректор Сахапедакадемии доктор педагогических наук Трофим Саввинов востребован как заведующий кафедрой. Директора 4-х научно-исследовательских институтов возглавили НИИ. Мы стараемся никого не обижать, ведь грамотных людей мало.

- Какие новые магистерские программы Вы планируете открыть?

- Мы начали работу с внедрения в образовательный процесс европейских инструментов качества и хотели бы, чтобы наши студенты, оканчивая бакалавриат, могли поступить в магистратуру в европейские, американские вузы, вузы Китая, Японии и Южной Кореи. Для этого нужны совместные образовательные программы. В этом направлении работа уже идет. Очень бы хотелось, чтобы у того, кто хочет поступить в аспирантуру или докторантуру за рубежом, никаких проблем не было. По государственным программам любые специалисты изучают иностранные языки, но по окончании вуза все забывают. Поэтому мы начали совместную программу для тех, кто плохо владеет языком. Откликнулись уже несколько вузов мира. Языковая подготовка для наших студентов много значит.

- Что Вас больше всего волнует в поведении молодежи сегодня?

- Я буду говорить за себя. В Якутске меня волнует то, что у молодежи далеко не сформировано чувство ответственности. Есть некая безалаберность по отношению к себе и к своим поступкам. Кто-то из мудрых сказал, что образование создает образы тех людей, на которых хочется равняться. Молодые люди сегодня, в большинстве своем, к сожалению, не имеют перед собой большое количество опытных примеров, на которые они хотели бы быть похожими.


Записал Андрей БОРИСОВ, Газета «Вузовский вестник» (Москва), №14, 16-31 июля 2011 года