Колонка ректора

Наша общая задача – сохранять не только язык, но и культуру, среду, людей

ayqyijofm.jpg

Выступление Е.И.Михайловой на пленарном заседании

Второй Международной конференции

«Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве»

Якутск, 12.07.2011 г.


Уважаемые участники конференции!

Думаю, я не ошибусь, если скажу о том, что для многих из нас наша первая конференция по языковому и культурному разнообразию была чрезвычайно поучительной и развивающей. Лично для меня, после первой конференции, вопросы сохранения и развития культурного и языкового разнообразия народов стали наиболее приоритетными, главными, чем, скажем, мои любимые математика и физика. Ранее, в пределах своих полномочий и возможностей, я старалась предпринимать конкретные действия по созданию условий для изучения родного языка в ДОУ и школах, сохранения и развития языкового и культурного многообразия в республике, расширения социальной базы и сферы использования родных языков, издания произведений писателей, поэтов – представителей всех народов, проживающих в республике, и многое другое.

Якутия – многонациональная республика. Якуты – самый северный скотоводческий народ с особым хозяйственным укладом, материальной и духовной культурой, своеобразными методами воспитания детей и молодежи. Детей саха с малого возраста знакомят с памятниками народной культуры. В учреждениях образования созданы условия для формирования языковой компетенции и развития личности человека, который сможет ориентироваться в системе глобальных коммуникаций и информационных технологий. Лингвистическому образованию в республике придается высокое значение, как основе межкультурной коммуникации, которая формирует сознание личности, систематизирует ее взгляд на мир, прививает готовность к диалогу, уважение к родной культуре и традициям, толерантность по отношению к другим языкам и культурам. В 1996–97 годах, объявленных Президентом РС(Я) М.Е. Николаевым Годами Молодежи и образования, были пересмотрены приоритеты в содержании лингвистических курсов русского, родного и иностранных языков. Главное внимание стало уделяться коммуникативной направленности в изучении языка, свободной речевой деятельности, культуре общения. Важнейшей задачей преподавания языков было объявлено овладение культурным наследием нации, овладение культурой современного общества, свободное пользование родным языком во всех общественных сферах его применения. В 1996–97 учебном году введено изучение и обучение в школах на 6 языках: русском, якутском, эвенкийском, эвенском, юкагирском и чукотском. Если вспомнить цифровые данные тех лет, то они таковы: изучающих родной язык, в том числе эвенов – 1099 (47,7 % от всех детей эвенов), эвенков – 907 (27,1 %), юкагиров – 96 (58,5 %), чукчей – 95 (78,5 %). В те годы эти цифры объяснялись отсутствием подготовленных педагогических кадров, а также нежеланием родителей обучать детей на родном языке. Цифры 2008 г., озвученные министром образования РС(Я) Ф.В. Габышевой на первой конференции, показали, что эвенский язык как родной изучают – 2275 чел., эвенкийский – 3283 чел., юкагирский – 168 чел., чукотский – 145 чел., долганский – 252 чел. Использующих свое право на изучение родного языка с каждым годом становится все больше.

25 лет назад в период моей работы заведующим Ярославского роно, Якутским гороно, мы ввели правило – при вводе нового здания детского сада открывать якутскоязычные группы наравне с русскоязычными. Стали создавать условия для воспитания и изучения родного языка детям коренных малочисленных народов Севера, проживающих в городе.

Будучи министром образования в 1997 году я отменила обязательность изучения якутского языка для детей эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган, таким образом была введена добровольность. Потому что по существующим тогда учебным планам эти дети должны были быть полиглотами: они должны были изучать два государственных языка – русский и якутский, родной и иностранный, например, английский, языки. Как руководитель, понимала свою задачу способствовать созданию наилучших условий для развития каждого языка и постепенного формирования потребности к применению обоих государственных языков, не забывая при этом об обеспечении права гражданина на свободный выбор языка обучения и следуя из того, что ни в чем не должно быть обязательности, если дело касается прав человека. В 1997 году — в Год образования приказом Министерства образования республики был введен обязательный прием в дошкольные учреждения детей с 5 лет, как обязанность государства создавать для этого условия, как для подготовительной ступени начального образования. Всех воспитателей дошкольных учреждений за короткий срок обучили методике обучения чтению (с 5 лет). Уже через год (в 1999 г.) 93% всех пятилетних детей республики посещали дошкольные учреждения, а где-то и все 100%. И в 2000 году в первый класс пришли дети, умеющие читать и, главное, способные учиться в коллективе, жить в обществе.

В 2000 г. акционерная компания «АЛРОСА» при личной поддержке её президента В.А.Штырова подарила школам республики компьютерную технику на 2 млн. долларов. Другая компания «Сахателеком», директор Н.В.Николаев, открыла для школ «гостевой» режим на 3 года в Интернете. Такая поддержка помогла системе образования республики сделать прорыв, и одним из серьезных показателей деятельности всех педагогических коллективов школ и Министерства образования республики стало присуждение места Якутии вслед за Москвой и Санкт-Петербургом в 2003 году по итогам федерального конкурса «Лучший регион России в сфере ИКТ» по программе «Электронная Россия» за использование ИКТ в образовании. Этот рывок в обеспечении учреждений образования компьютерной техникой республика сделала признавая за информатизацией и дистанционным обучением приоритет в условиях большой отдаленности образовательных учреждений от научных и методических центров не только России и мира, но и Якутска, и в силу обстоятельств – большой информационной изолированности.

Сегодня, благодаря реализации приоритетных национальных проектов, инициированных в 2006 году Президентом РФ В.В.Путиным, во всех учебных заведениях республики обеспечен доступ к широкополосному Интернету. Все выпускники школ владеют русским, родным, иностранными языками и являются активными пользователями ИКТ. Для поколений, которые родились после появления компьютеров и информационных технологий, они не являются новыми технологиями.

Сегодня учитель, преподаватель – не единственный источник информации и знаний. Технологии мгновенного общения предоставляют доступ ко всей необходимой информации. Настало такое время, когда люди всегда смогут пройти самые лучшие курсы у самых лучших преподавателей, используя Интернет. Современные школьники и студенты уже не верят мифам, так долго бытовавшим до появления Интернета. Чтобы не возрождать их, я просто напомню:

1. Школа – лучшее место для обучения.

2. Уровень интеллекта неизменен.

3. Уровень образования есть результат преподавания.

4. Все мы учимся одинаково.

Мы живем во времена, когда люди все еще путают образование с обучением в школе, собственное здоровье с лечением болезней и больницами, закон – с адвокатами. Кому-то раньше такая ситуация была на руку – отучать людей от самостоятельности, собственного управления всей своей жизнью. Но в обществе происходят огромные перемены, переход от старой системы к новой. И родителей интересует вопрос – почему наших детей готовят к жизни в прошлом, но не к жизни в будущем. Проведенный недавно опрос жителей Якутии подтверждает исключительно позитивную оценку населением республики изменений, происходящих в системе образования, в частности, высшем профессиональном образовании. В русле государственной образовательной политики страны создание и развитие федеральных университетов рассматривается как инструмент социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики России в целом.

На перспективу до 2030 г. для Якутии и прилегающих территорий Правительством РФ определены высокие социально-экономические показатели, достижение которых требует нового качества экономического роста, разработки новых путей развития на основе современных подходов. Реализация крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке предусматривает масштабные преобразования, направленные на ускоренное развитие отраслей экономики северо-восточной части России, концентрацию имеющихся ресурсов и повышение эффективности управления. Именно поэтому Президент РС(Я) Е.А.Борисов и Правительство делают ставку на создание нового кадрового резерва, способного генерировать идеи и воплощать их в жизнь. В этом плане Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова становится главным ресурсом развития республики и всего северо-востока страны.

СВФУ совсем недавно отметил первый год рождения в новом статусе и в новой организационно-правовой форме, как автономное учреждение. Во всех сферах жизни университета начаты системные преобразования, о которых свидетельствуют первые итоги реализации Программы. Принятые университетом меры в соответствии с утвержденными Правительством РФ приоритетными направлениями развития определяют и формируют условия для становления и развития ведущего научно-образовательного, методического и культурного центра на северо-востоке страны.

Программа развития СВФУ разработана таким образом, что ее реализация обеспечивает создание сильного исследовательского и опытно-внедренческого предпринимательского университета, ориентированного на перспективное развитие региональной, технологически инновационной экономики. СВФУ должен стать не самым большим региональным университетом, а самым лучшим, востребованным и полезным для региона университетом, обеспечивающим поддержку развития и продвижения новых технологий, объединяющим усилия по развитию межкультурных связей, по оказанию корпоративных услуг посредством сотрудничества с населением, бизнес-структурами, научными институтами и властью.

Университет выступает как движущая сила расширения внутреннего рынка и как отрасль, которая формирует и обеспечивает развитие человеческого капитала, призванного внести свой вклад в жизнеспособность и конкурентоспособность региональной экономики.

По сравнению с программами других федеральных университетов отличительной особенностью Программы развития СВФУ является ее сильная гуманитарная составляющая. Реализация инновационного направления «Сохранение и развитие языков и культуры народов Северо-Востока России» началась сразу после подписания Указа Президента РФ Д.А.Медведева и утверждения Программы.

В частности, организован филиал СВФУ в Чукотском автономном округе (г.Анадырь). Созданы:

- Институт А.Е. Кулаковского, основоположника якутской художественной литературы;

- научно-исследовательский институт Олонхо, провозглашенного ЮНЕСКО шедевром устного нематериального культурного наследия человечества;

- Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ;

- Институт зарубежной филологии и регионоведения.

Большое значение в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова придается преподаванию языков и изучению языковых процессов. В университете три филологические подразделения.

Еще в 1991 году на филологическом факультете ЯГУ была открыта кафедра северной филологии. Ее первым заведующим стал незабвенный Василий Афанасьевич Роббек, доктор филологических наук, академик АН РС(Я). За сравнительно короткий срок кафедра внесла существенный вклад в восполнение интеллектуальной элиты эвенов, эвенков и юкагиров. Если к открытию кафедры в республике было всего 8 эвенских, 2 эвенкийских, 1 юкагирская школа, то в настоящее время выпускники кафедры работают в 20 улусах республики учителями эвенского, эвенкийского, юкагирского языков и литературы, школьными психологами, воспитателями в детских учреждениях, а также в НВК «Саха», в ИГИПМНС СО РАН. Всего кафедра выпустила 269 высококвалифицированных специалистов-филологов из числа эвенов, эвенков, юкагиров. Институтом языков и культур народов СВФУ начато экспериментальное изучение проблем эффективности обучения детей на их родном языке. Начат сбор материалов и архивация акустической базы данных якутского и языков народов северо-востока РФ. Особое внимание уделяется вопросам преподавания языков, культуры и литературы народов, проблемам перевода на языки народов с русского и с иностранного на языки народов северо-востока страны.

В июле 2010 года в СВФУ создан Центр поддержки многоязычия в киберпространстве, благодаря усилиям которого состоялась наша сегодняшняя встреча. Центром проведен семинар с участием председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И.Кузьмина.

В ноябре 2010 года в Якутске мы приняли российских сенаторов, состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов на тему «Об использовании современных информационных технологий для сохранения и развития языков, культуры и духовности народов Севера (на примере Республики Саха (Якутия)», в проведении которого СВФУ принял активное участие (17 ноября 2010 г. в университете был проведен специальный «круглый стол»). Все предложения СВФУ были поддержаны и включены в рекомендации выездного заседания, таким образом принят официальный политический документ по данному вопросу.

Совместно с Сибирским федеральным университетом мы начали проект «Взгляд в будущее» («» – исследование Республики Саха (Якутия)). Основные участники исследования — якутяне и они становятся экспертами своего будущего. Итогом этой научно-исследовательской работы станет определение возможных вариантов будущего народов республики на основе экспертных оценок развития социально-экономической сферы с применением методики долгосрочного прогнозирования развития региона. Главное отличие – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Начата реализация программы сохранения и развития юкагирского языка и культуры на цифровых носителях и в киберпространстве на 2011-2014 г. За первое полугодие 2011 г. изготовлено 5 содержательных образовательных -дисков по юкагирскому языку, разработана основа портала КМНС www.arctic-megapedia.ru, на котором уже размещены имеющиеся материалы по языку и культуре юкагиров.

Уважаемые коллеги, совсем коротко о тех шагах, которые мы предпринимаем для дальнейшего развития средств оперативного общения, взаимодействия, сближения людей.

Современные -технологии сокращают расстояния, помогают преодолевать языковые барьеры. -технологии действительно изменят мир. В рамках Программы развития СВФУ реализует ряд мероприятий по развитию информационно-коммуникационных технологий. Основная цель – построить - систему для поддержки научно-образовательного процесса, автоматизации процессов деятельности университета.

Для студентов развернута сеть - беспроводного доступа в Интернет в учебных корпусах, система в скором охватит весь студенческий городок. Для студентов в самом большом учебном корпусе КФЕН оборудованы мобильные рабочие места свободного доступа в Интернет. С успехом этими мобильными точками пользуются наши гости – иностранные студенты из Норвегии, Финляндии, Швеции, приехавшие по программам обмена «Север-Север», студенты из Южной Кореи – участники летней школы СВФУ.

Идет работа по пилотной зоне построения кампусной системы университета. Будет внедрена электронная карта студентов с соответствующими сервисами. Кампусная карта используется как идентификатор личности студента и преподавателя для доступа к информационным ресурсам, в том числе в качестве электронного читательского билета в библиотеке, для доступа в Интернет на территории университета, для обслуживания в банке, а также доступа к расписанию студентов, к любой другой информации.

Университет ведет работу по внедрению самых современных, передовых технологий. Известна прогнозная оценка экспертов о десяти -технологиях, которые изменят мир. Первая в этом списке – технология – она позволяет малым компьютерам обрабатывать информации при помощи больших центров обработки данных (ЦОД), расположенных по всему миру.

В этом направлении мы исследуем возможность использования технологии «облачных» вычислений для формирования инновационной платформы виртуального электронного университета – «Якутский университет». Студент может войти в облако сервисов в любое время из любой точки, где есть подключение к Интернету. Любая аудитория, кабинет могут стать лабораторией, компьютерным классом.

Программа развития СВФУ предусматривает создание в этом году программно-аппаратного комплекса, который будет использоваться не только для высокопроизводительных вычислений, но и для надежного хранения больших объемов информационных ресурсов и обеспечения эффективного доступа к ним. На базе этого комплекса в СВФУ будет создано хранилище информационных и образовательных цифровых ресурсов на языках малых народов Северо-Востока России, включая цифровые копии книг и документов, электронные учебники и учебно-методические материалы, кино и видеофильмы, звукозаписи и др. Особенностью такого хранилища будет возможность бесплатного размещения на нем цифровых копий текстовых и мультимедиа материалов, владельцы которых хотели бы, но не имеют технических возможностей для обеспечения свободного доступа к хранящимся у них ресурсам.

Мы планируем создать на базе СВФУ свободное и открытое хранилище информационных и образовательных цифровых ресурсов на языках малых народов северо-востока России и арктической части Земли, передаваемых их авторами и владельцами для надежного хранения и некоммерческого использования в образовательных целях, создать интегральный каталог Интернет-ресурсов, организовать дистанционные образовательные проекты с использованием интегрального каталога и цифрового хранилища для содействия повышению интереса и активизации использования Интернет-ресурсов на языках малых народов Северо-Востока России носителями этих языков, особенно, молодежью.

9 июня 2011 года подписан договор о создании кафедры ЮНЕСКО «Адаптация общества и человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации» между Ириной Боковой, генеральным директором ЮНЕСКО и Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К.Аммосова.

Кафедра является междисциплинарной и нацелена на решение вопросов адаптации общества и человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации посредством организации международного научного и учебного сотрудничества, повышения уровня образования и информированности населения за счет использования современных информационных и коммуникационных технологий и создания в сети Интернет информационной среды по проблемам Арктических регионов.

Кафедра будет способствовать сотрудничеству между известными учеными университета и других вузов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, а также зарубежных стран. Мы надеемся, что вы примете самое активное участие в деятельности кафедры ЮНЕСКО.

Уважаемые участники конференции!

Конституция Российской Федерации начинается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,...», и мы должны постоянно осознавать тот факт, что Россия — полиэтническое государство». По переписи 2002 года Россия насчитывает 180 этносов. В последние 10 лет особое внимание в стране уделяется языковой политике. В стране государственный билингвизм признан. В Республике Саха (Якутия) мы говорим о полилингвизме, мы понимаем, что при всей важности двуязычной мотивации мы должны стремиться к сохранению и развитию языков всех народов, расширение их применения и функционирования.

Позвольте выразить уверенность, что наша конференция внесет свою лепту в дальнейшую поддержку развития языкового и культурного разнообразия в киберпространстве. Желаю удачной и плодотворной работы.