Колонка ректора

Новые тренды развития федерального университета

ulk12_2.jpg

Выступление Е.И. Михайловой, ректора Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова на августовском совещании работников образования

Республики Саха (Якутия), 22 августа 2012 г.

Образование – это именно та единственная сфера, которая волнует и объединяет многих людей, объединяет всех нас, затрагивает все возрасты и, я бы даже сказала, все континенты. В современном культурно-экономическом пространстве образование, обретение навыков и умений, повышение квалификации и переподготовка, социальное самочувствие человека важны как никогда. Качество и эффективность образовательных систем играют ключевую роль в поддержке социальной интеграции, выработке ответственной гражданской позиции и открытости по отношению к другим культурам.

Мы с вами понимаем, что для тех, кто обладает новыми знаниями, практическими навыками, мир полон возможностей. А те, кто отстал, недоучился – подвергаются риску безработицы, бедности и даже безысходности, поскольку рабочие места, где не требуется образование, так популярные в ХХ веке, исчезают и старая система экономики рушится. А мы с вами, дорогие коллеги, не можем допустить, чтобы с нашей молодежью случилось нечто подобное.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова взял на себя обязательства по развитию человеческого капитала северо-восточного региона страны, основой которого является интеллектуальный потенциал и здоровье личности, формирующиеся в семье, а также средствами образования, культуры, науки и здравоохранения. Программой развития СВФУ нацелено обеспечение главной платформы для «поднятия планки» в повышении качества образования. В этом плане, в первую очередь, мы решили инвестировать в самое важное – в учителей школ и педагогов дошкольных учреждений. Создана Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», объединяющая56 лучших учебных заведений Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия), которые являются центром образовательных инициатив для других учебных заведений в районе, улусе, городе.

Ассоциацией проводятся семинары, конференции, научные сессии, практикумы, встречи с лучшими учителями России. В университете создан институт повышения квалификации педагогов, где за два года курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли около 3 тысяч педагогов Якутии, Магаданской области, Камчатского. Хабаровского и Амурского краев, Чукотского автономного округа.

По результатам конкурса «Школа года СВФУ -2011» победителями признаны школы, выпускники которых имели высокие показатели ЕГЭ и результаты на интеллектуальных конкурсах, проводимых университетом, а также стали студентами СВФУ. Среди них: Чурапчинская улусная гимназия, Намская улусная гимназия, Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева, Амгинская гимназия, Городская классическая гимназия и другие.

В финальном этапе 12 общеобразовательных учреждений Дальневосточного федерального округа представили проекты, направленные на развитие и поддержку одаренных детей и подростков. По итогам конкурса «Лучшей школой СВФУ-2011» признана Якутская городская национальная гимназия (директор Н.К. Чиряев). Остальные одиннадцать школ стали ресурсными центрами СВФУ для апробации и внедрения модели взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования по развитию одаренности у детей и подростков по следующим направлениям: математика, физика, гуманитарные науки. Все финалисты награждены современным школьным оборудованием, включая мастерские по робототехнике, мультимедийное оборудование для школьных учителей.

Конкурс «Учитель года СВФУ-2011» определил 5 победителей: Афонюшкина Юлия Анатольевна, учитель математики Якутского городского лицея, Слепцова Туяра Валерьевна учитель русского языка и литературы Эбяхской СОШ Среднеколымского улуса, Федотова Нина Клавдиевна, учитель математики Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А.Алексеева, Хоютанова Мария Иустиновна, учитель физики Чурапчинской гимназии, Яковлева Надежда Николаевна, учитель истории, обществознания и права Амгинской гимназии.

Всего два раза в 2011 и 2012 гг. мы провели Северо-Восточную олимпиаду школьников по 17 школьным дисциплинам и оба раза отмечается большое количество участников (в 2011 году – 9310 чел., в 2012 г. – 9070 чел.), расширение географии – от 3 регионов в 2011 году до 9 – в 2012 году, рост числа участников второго этапа – от 1266 (в 2011 г.) до 1560 (в 2012 г.), рост числа победителей – 89 в 2011 г. и 102 учащихся в 2012 г., из которых 49% поступили в СВФУ. Отмечаем также рост доли выпускников школ Ассоциации, поступивших в СВФУ: 36,6% в 2011 г. и 56,4% в 2012 г.

Мы искренне благодарим школы и учителей республики за поддержку стремления университета дать молодежи образцовое образование, соответствующее международным требованиям.

Уровень подготовки абитуриентов, поступающих в СВФУ, заметно вырос. Ученым советом университета принято решение ежегодно целенаправленно и неуклонно повышать минимальные уровни баллов, намного превышающие нижние границы ЕГЭ, установленные Рособрнадзором. Средний балл ЕГЭ по одному предмету у абитуриентов, зачисленных на первый курс в прошлом году достиг 59,6, в этом году средний балл по головному вузу составил 59,3 балла. Тем самым университет сохраняет высокую планку требований к качеству подготовки будущих студентов.

Стоит особенно отметить тот факт, что значительно увеличилось количество абитуриентов-высокобальников. 13% поступивших в университет имели результаты по ЕГЭ свыше 200 баллов. Мы искренне выражаем благодарность школам, выпускники которых доказали, что уровень их подготовки и личные достижения дают им возможность получить высшее образование в федеральном вузе:

- Республиканский лицей – 37 (28% от выпускников);

- Саха гимназия – 10 (25% от числа выпускников);

- Хоринская СОШ имени Г.Н. Чиряева Верхневилюйского улуса – 8 (18% от числа выпускников);

- Бердигестяхская гимназия Горного улуса – 8 (25% от выпускников);

- Батагайская СОШ Верхоянского улуса, Намская гимназия, Физико-технический лицей, Якутский городской лицей, СОШ №2 г.Якутска – по 7 выпускников, которые показали высокие баллы и поступили в СВФУ.

Всегда считалось, что абитуриенты, поступающие с оплатой стоимости обучения, показывают низкие результаты по ЕГЭ. Но в этом году средний результат по ЕГЭ у 955 первокурсников, поступивших с оплатой стоимости обучения, достиг 49,5 баллов. Хотя стоимость повысилась на 20%, при этом две трети стоимости обучения коммерческих студентов оплачивает государство, ведь на самом высоком уровне руководство страны заинтересовано в грамотных молодых специалистах и мы с вами поддерживаем такую государственную политику.

Еще одна характерная особенность нынешней приемной кампании – изменение приоритетов выбора направлений и специальностей обучения. Если в последние годы абитуриенты с высокими баллами в основном поступали по экономическим и юридическим специальностям, в этом году – высокий уровень ЕГЭ отмечается у студентов, поступивших в институт зарубежной филологии и регионоведения, инженерно-технический факультет, институт математики и информатики, физико-технический институт, у студентов, поступивших по таким направлениям подготовки, как «Медицинская физика», «Архитектура», «Математика +», «Зарубежное регионоведение», «Лингвистика» и др. Хотелось бы напомнить, что правила приема в вуз мы размещаем на сайте СВФУ до 1 февраля ежегодно, у детей есть возможность в феврале и марте выбрать учебные дисциплины, по которым будут сдавать ЕГЭ. Выпускников надо ориентировать, чтобы сдавали кроме двух обязательных предметов (математика и русский язык) еще минимум два, например, физику и обществознание.

Надо заметить, что наши улусы не умеют рационально использовать целевые места, которые университет предоставляет ежегодно. Мы в этом году могли выделить 350 целевых мест для выпускников школ, мы писали письма в адрес глав о том, чтобы до 30 апреля с.г. вносили заявки. После 30 апреля поздно обращаться, но наши главы опоздали, стали обращаться в июле вплоть до 10-15 августа. И тут, даже при поддержке активного лоббиста интересов сельских школ, народного депутата Александра Николаевича Жиркова невозможно решить вопрос выделения целевого места. В итоге целевым местом воспользовались лишь 147 человек, из них более 58% поступили с баллами выше 150 (по трем предметам). Поэтому я прошу руководителей образовательных учреждений, начальников управлений образования возглавить в улусах процесс выделения целевых мест на договорной основе с СВФУ.

Университет сегодня способен назначить собственные стипендии, которые присуждаются перспективным студентам, обучающимся по актуальным для республики специальностям. Главная цель – удержать молодежь жить, учиться и работать в республике. В этом году в целях поддержки талантливой молодежи и развития потенциала республики, а также для повышения престижа учительской профессии установлены 78 ежемесячных стипендий в размере 10 тысяч рублей студентам, поступившим на первый курс очной формы обучения в рамках бюджетного набора по направлениям: «Экспериментальная математика», «Медицинская физика», «Наземные транспортно-технологические комплексы», «Биология», «Фармация», «Радиофизика», «Радиотехника», «Прикладная геология», «Технология геологической разведки», «Горное дело», «Строительство, профиль: городское строительство», «Педагогическое образование (физика и информатика)», «Педагогическое образование (биология и химия)». Кроме того, 25 студентов получили возможность обучаться за счет средств СВФУ.

Перед университетом стоит амбициозная задача войти в число университетов мирового класса и успешно конкурировать на национальном и международном образовательном пространстве, обеспечить востребованность выпускников на рынке труда. Одним из главных факторов достижения этой задачи является внедрение обучения на иностранных языках. Сегодня практически 10% преподавателей имеют образовательные программы, разработанные на иностранных языках. С 1 октября у них появится возможность обучать студентов в Международной научной школе СВФУ. Кроме того введены интенсивные курсы обучения иностранным языкам для студентов и преподавателей. Надо заметить, что изучать языки желают очень многие, но школьная подготовка существенно разнится. Поэтому хочу попросить руководителей школ - статус внимания к уровню преподавания иностранных языков должен быть не ниже, чем к математике и русскому языку.

Задача формирования университета мирового класса предполагает привлечение в СВФУ талантливых студентов и преподавателей из других регионов и зарубежных стран. Сегодня в университете обучаются студенты из 27 субъектов России и 19 иностранных государств. В этом году в университет поступили студенты из таких стран как Вьетнам, Турция, Нигерия, Гайана, Гамбия, Китайская Народная Республика, Азербайджан, Украина и из 24 российских регионов. С 1 сентября начинается стажировка студентов из Финляндии, Республики Корея, Австрии, Норвегии, Франции, Турции, Канады. Приток талантливых иностранных студентов способствует повышению академического уровня обучающихся и обогащению их опыта за счет межкультурного общения.

И, как следствие, расширяется взаимодействие с ведущими отечественными и зарубежными университетами, увеличивается количество внедряемых международных образовательных программ. Главным результатом сотрудничества становится реализация программ двойного дипломирования с университетами Китая, Франции, Финляндии.

Университет стремится развивать и укреплять партнерство с промышленными предприятиями, организациями и учреждениями, нацеленное на экономический рост республики и региона. Проводится совместная работа в области образования и научно-исследовательской деятельности с 42 иностранными партнерами. В 2011 году подписано 13 соглашений с зарубежными организациями и учебными заведениями.

Создается университетский пояс малых инновационных предприятий. В настоящее время при Арктическом Инновационном Центре открыто 19 МИПов, где работают преподаватели, сотрудники и студенты, при поддержке главы Якутска А.С. Николаева идет подготовка к созданию еще 9 . В этом году предприятия, созданные в 2010 году, должны выпустить первую продукцию. Благодаря созданию малых инновационных предприятий университет планирует в ближайшие пять лет создать более трех тысяч новых рабочих мест. Отсутствие земельных площадей и помещений является негативным фактором для полной реализации проектов СВФУ. В этом плане хотелось бы, чтобы Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) решило вопросы наделения землей СВФУ, хотя бы взамен ранее взятых от ЯГУ или зарезервированных еще при деятельном содействии президента В.А. Штырова более конкретно и решительно, а не ограничиваясь светскими разговорами.

Только за 2011-2012 учебный год приступили к работе 38 новых современных лабораторий, созданных по приоритетным направлениями развития северо-востока страны, в т.ч нано-, био- гео-, строительным технологиям, энергетике, этнокультурному образованию, дизайну, оснащенных уникальным оборудованием для проведения научно-исследовательской деятельности преподавателей и ученых, создаются научно-образовательные центры для коллективного пользования. Ученые из разных стран, Москвы и Новосибирска, оценивая широкий потенциал высокотехнологичных видов нового оборудования, соглашаются работать в СВФУ.

Принимаемые совместно с Правительством республики, министерством профессионального образования и работодателями меры позволяют обеспечить востребованность выпускников на региональном рынке труда.Качественный уровень профессиональной подготовки выпускников СВФУ подтверждается их успешным трудоустройством. Выпуск 2011 года очной формы обучения составил 2337 чел. По состоянию на 1 января 2012 г. фактически трудоустроено более 90% выпускников, из них 75,1% по специальности. Совет наставников СВФУ (И.С. Сивцев, Р.М. Скрябин) устанавливают контакты с наставниками на предприятиях и учреждениях, чтобы из рук в руки передать молодые кадры, которым особенно в первое время потребуется профессиональная помощь для соответствия требованиям предприятия.

Уважаемые коллеги, как никто другой, мы с вами понимаем, что для успеха заявленного курса на модернизацию в стране и нашем северо-восточном регионе, нужно, прежде всего, заниматься воспитанием граждан своей страны, и начинать это надо с самого начала – в семье, а семье иногда требуется помощь. В СВФУ разработана программа «С самого начала…», нацеленная на формирование комплексной системы сопровождения семьи по вопросам создания условий для рождения здоровых и талантливых детей, благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, оказания помощи в воспитании, обучении и раскрытии его интеллектуального и творческого потенциала, поддержки одаренности. В докладе министра образования А.С. Владимирова мы услышали четкую принципиальную позицию по этому вопросу. Отрадно, что программа СВФУ поддерживается министерством, значит, союзников становится больше.

1 июня этого года в День защиты детей состоялся запуск программы. Предприняты первые шаги по ее реализации: завершается строительство университетской клиники (П.Г. Петрова, В.Г. Аммосов), которая со временем сможет произвести обследование ребенка, будущих родителей до генного уровня. Кафедрой педиатрии (Н.В. Саввина) института последипломного образования врачей начата реализация программы «Мамалыш» по сопровождению беременных матерей. Формируется сеть дошкольных учреждений и детских поликлиник, в которых будет реализована программа медико-психолого-педагогического сопровождения детей, где компетентные ученые-педагоги, педиатры, акушеры-гинекологи, психологи, врачи, эксперты будут давать рекомендации и заключения по многим вопросам, по которым до настоящего времени не было научно обоснованного ответа с использованием последних достижений педагогики, медицины и генетики.

По аналогии с ассоциацией, университет создает региональную сеть специализированных дошкольных образовательных учреждений «Умка», в которой будут апробироваться новые обучающие и игровые методики работы с детьми. В этих детских садах преподаватели университета будут проводить медико-психологические, социально-педагогические и другие исследования проблем развития детей. Мы с нетерпением ждем начала 2013 года, когда в университетском кампусе начнется строительство детского сада в соответствии с планом Президента Республики Саха (Я) Е.А. Борисова.

Уважаемые коллеги, в далеком 1997 году, будучи министром образования, в журнале «Народное образование» я прочитала о методике обучения раннему чтению пятилетних детей, автор которой находится сегодня здесь, в этом зале. Время было сложное, не хватало средств, многое менялось, и не всегда с пользой для образования, для детей. Как нам всем, якутянам, повезло, что в те смутные времена лидером, руководителем республики, был добрый и мудрый человек, первый Президент республики Михаил Ефимович Николаев, который сумел сохранить, отстоять, защитить нас всех! Своими действиями, конкретными мерами вернул многим веру, внедрил новый стиль жизни, наметил новый вектор развития республики, стал основателем многих дальновидных и полезных дел. И сегодня глубокоуважаемый Михаил Ефимович с нами рядом, в поиске новых стимулов роста и обеспечения конкурентоспособности республики. И такая поддержка, конечно же, вселяет оптимизм и вдохновение, как тогда же. Когда во многих регионах закрывались детские сады, мы, наоборот, внедрили обязательность посещения ДОУ детьми с 5 лет для обеспечения «единого старта к школе», для обеспечения развития детей, массового оздоровления. Обучили всех воспитателей ДОУ этой новой методике и уже через год 93% всех пятилеток посещали детсады, а еще через 2 года в школу стали приходить грамотные, умеющие хорошо читать и считать первоклассники. Автор методики, уважаемый Алексей Михайлович Кушнир – сегодня здесь, мы благодарим его за уникальную методику, за его вклад в развитие республики и возможность дальнейшего сотрудничества.

Уважаемые коллеги! Сегодня нашими совместными усилиями университет приобретает статус привлекательного и вместе с тем разборчивого государственного учебного заведения. Только совместная и системная работа общеобразовательных учреждений и университета обеспечит взращивание конкурентоспособных специалистов, генерацию новых знаний и технологий и технологический прорыв в экономике и социокультурном развитии населения северо-востока России. Как воспитать мыслящих, добросовестных, работящих, доброжелательных людей, принимающих культурные ценности своего народа и умеющих отстаивать политические интересы своей страны? Если не мы с вами, то кто сумеет это сделать, дорогие коллеги?

С наступившим новым учебным годом, счастья вам и здоровья, настроения и профессионального удовлетворения от любимой работы и успехов ваших учеников!