• ЭИОС

Колонка ректора

Евгения Михайлова: «Мы должны стремиться к совершенству во всем, что бы ни делал университет!»

Уважаемые коллеги!

Выступление на встрече с активом СВФУ
31 августа 2012 г.

Безусловно, вы знаете о том, что 7 мая с.г. за №599 подписан Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В этом Указе, кроме таких мероприятий, как внесение проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Государственную Думу РФ, утверждение концепции развития математического образования, проведение мониторинга деятельности вузов в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений образования, повышение стипендии, разработка комплекса мер по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи, осуществление перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, повышение нормативов финансирования ведущих вузов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям (специальностям), увеличение объемов финансирования государственных научных фондов, увеличение финансирования исследований и разработок, проводимых на конкурсной основе ведущими университетами, увеличение доли зданий вузов, приспособленных для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, увеличение доли публикаций ученых, проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ ВПО, в первую очередь, по направлениям подготовки в области экономики, юриспруденции, управления и социологии, вот кроме этих перечисленных, есть еще одно очень важное, на мой взгляд, мероприятие – это обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу.

     

Ознакомившись с Указом и вспомнив слова Сомерсета Моэма «Если вы отказываетесь принимать в жизни что-либо, кроме самого лучшего, вы очень часто получаете именно самое лучшее», я подумала: «Почему у нашей молодежи не должно быть возможности учиться в самом лучшем университете у себя дома и тем самым привлекать в свой университет сверстников из других регионов и стран?»

   

Действительно, не обязательно быть гигантской страной или могучим государством, чтобы стать мировым лидером. Не обязательно быть самым крупным университетом в мире, чтобы стать лидером в умении обучать и воспитывать самых лучших студентов, культурных и образованных людей или обладать самым успешным научным парком современного оборудования в стране. Для этого, я думаю, лишь необходимо, чтобы люди, от которых что-то зависит, умели мечтать, умели учиться и умели действовать, решать проблемы.

Неужели мы не сумеем стать тем самым университетом, который будет не только новатором, но и настоящим лидером в глубочайших изменениях всей системы образования республики, страны и мира?

Вообще, я часто вспоминаю слова Чарльза Дарвина о том, что «выживет не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».

Думаю, у нас есть самое главное – университетское пространство, наполненное добротой, любовью и положительными эмоциями! Мы с вами его создаем совместным трудом, уважительным отношением друг к другу, терпением и доверием. Для образовательного процесса молодежи в XXI веке, пожалуй, такое пространство – самое необходимое условие.

Сегодня, благодаря средствам мгновенной связи у каждого человека на Земле есть доступ к глобальным знаниям и опыту лучших преподавателей мира в интерактивном режиме. Как говорил Билл Гейтс в книге «Дорога в будущее»: «где бы люди ни жили, они всегда смогут пройти самые лучшие курсы у самых лучших преподавателей». Сегодня преподавание через интернет захватывает университеты и они, на мой взгляд, становятся похожими друг на друга. Ничего негативного в этом нет, ведь правило №1 эпохи интернета, выведенное Томасом Фридманом в книге «Лексус и оливковое дерево», звучит так: «Мы соединены друг с другом, и при этом все равны». Тем более, как известно, реальная мощь компьютера заключается в его использовании учениками, как управляемого ими самими средства обучения! Безусловно, внедрение новых информационных технологий представляет в распоряжение вузов уникальные средства развития умственных способностей.

Сегодня в мире насчитывается более 2,1 млрд пользователей интернета. И если кто-то думает, что это никак не повлияет на задачи, стоящие перед системой образования, то он глубоко ошибается. Человечество быстро движется от всемирной компьютерной сети к всемирному обучающемуся обществу, к обществу интерактивных и самостоятельных школьников и студентов. Даже некоторые сегодняшние методы и технологии производства, транспортировки, финансирования и др. вызывают у современной молодежи удивление, как какие-то реликвии архаичного века.

По международным прогнозам, к 2020 году «пользователи интернета будут иметь доступ ко всему объему опыта, накопленному человечеством на Земле, к коллективному знанию и мудрости, собранным за последние 5 000 лет – т.е. всей письменной истории человечества». Это имеет далеко идущие последствия для будущего нового мирового сообщества. Традиционно, университеты распространяли знания без ограничений. Интернет, как известно, сам по себе тоже вырос из подобного стремления.

Современные учебные заведения имеющие в своих структурах киберуниверситеты, цифровые и электронные университеты, используя интернет-технологии (сетевые технологии), обеспечивают возможность получения высшего образования без повседневного посещения студентом самого университета. И молодые люди, в особенности те, которые имеют желание, способности и ресурсы создавать свои предприятия или заниматься индивидуальным предпринимательством, а таких ребят и у нас много, со старших курсов переходят на дистанционную форму обучения или стараются поступить в киберуниверситеты, что обходится гораздо дешевле (не надо тратить собственные деньги на проезд, проживание, питание, а диплом вуза – тот же). И качество знаний, как показывает опыт электронных университетов Японии, Великобритании, киберуниверситетов Южной Кореи, цифровых университетов США, не уступает обучению в очной форме, потому что устанавливаются тесные контакты между студентом и преподавателем, благодаря компьютеру, интернету, программам и беспроводной связи с научно-исследовательскими центрами по всему миру, обеспечивающими мгновенные консультации.

А компьютерные программы, и мы с вами знаем это по себе, действуют, как интерактивные наставники по различным учебным дисциплинам и областям знаний. Поэтому, не идеализируя, вернее, не фетишизируя интернет и возможности информационных технологий, нам надо раньше других университетов извлечь всю выгоду из взрывного процесса развития систем электронной связи и объединить их с новыми обучающими методиками преподавания. Приведу один пример, ведущий к тому, чтобы СВФУ мог набрать «виртуальных студентов» из разных стран. 1 октября с.г. мы должны открыть Международную научную школу на вечной мерзлоте в Якутии для тех, кто будет жить и работать в будущем в условиях всемирного похолодания. Как известно, преимущество или превосходство – это не просто достижение выдающихся результатов выдающимися студентами, но и дополнительные знания, которые дает вуз, отвечая на специфические потребности в обучении отдельных людей.74 преподавателя СВФУ имеют авторские программы, владеют иностранными языками на хорошем уровне и могут преподавать в режиме онлайн. Школу будут посещать и студенты СВФУ, желающие поступить в магистратуру в Кембриджский, Пусанский, Ханкукский и другие университеты – те, кто планирует свою профессиональную карьеру связать с СВФУ и Сибирским отделением Российской академии наук.

Некоторые зарубежные специалисты называют будущее «новой экономикой услуг». Промышленность богатых стран развивается стремительно, но при этом количество рабочих мест сокращается в десятки раз, потому что продукция производится с помощью компьютеров, систем автоматизации и роботов, а не живой рабочей силы, как в ХХ веке. Прогноз экономистов звучит примерно так: «К 2020 году большинство людей в развитых странах будут работать сами на себя». Сегодня каждый становится, как сейчас говорят, самостоятельным менеджером своего будущего. Но образование, по признанию многих, до сих пор напоминает устаревшие промышленные методы производства: стандартная конвейерная программа обучения, разделенная по предметам, преподаваемая блоками, разбитая на классы или курсы, контролируемая с помощью тестов и экзаменов. И программа эта не отражает современные реалии. Проводимые во многих университетах исследования показывают, что, например, немногие студенты запоминают информацию, преподносимую на лекции. Во многих университетах США основной инновацией было использование преимуществ информационных технологий для изменения традиционной лекционной системы преподавания. Яркий пример тому – университет Карнеги Меллон в Питтсбурге, который в 90-е годы был признан неоспоримым лидером в области информационных технологий и который еще в 1986 г. стал первым американским университетом, создавшим в студгородке общую компьютерную сеть. Как известно, сейчас возможно переводить работы самых выдающихся преподавателей и специалистов в области образования в такие формы, которые в свою очередь могут быть мгновенно доступны для любого, кому они потребуются – в любом месте, в любое время.

Сегодня для преподавателя, который хорошо знает учебный материал, отводится роль «советника, стоящего рядом со студентом», а не «мудреца, вещающего со сцены». Много пишут о том, что в некоторых университетах факультеты и кафедры сопротивляются отказу от традиционной лекционной формы преподавания, но ситуация меняется не по дням, а по часам. Во всех университетах, занимающих рейтинговые места в первой сотне вузов мира, проводятся одни из лучших курсов по современным образовательным технологиям для студентов-бакалавров, магистров и докторов наук. Как правило, физическое присутствие на этих курсах требуется только дважды-трижды в год в течение недели. Все остальное время обучение идет в интерактивном режиме.

Для СВФУ основная задача деятельности на предстоящий учебный год заключается в том, чтобы провести переподготовку ВСЕХ преподавателей, чтобы они знали, как объединить лучшие мировые информационные технологии с лучшими в мире методами преподавания и обучения. В этой области существуют различные модели и часто изолированно друг от друга. И мы, подчиняясь здравому смыслу, обязаны предпринять меры по их объединению. Тем самым, будем учить себя и мир учиться по-новому. Я надеюсь на все подразделения, факультеты и институты, управления, даже девиз года хочу предложить «Сильный университет опирается на сильные подразделения». Пионерами уже стали ИМИ, БГФ, ИТФ, ИЯКН, ИЗФИР, ИФ, МПТИ, приглашаем включиться ПИ, затем ИП, ГФ, ГРФ, НТИ и т.д. Здесь очень важны самооценка и желание учиться! Как известно, пониженные ожидания приводят к пониженным результатам. Сравнивая свою работу с другими, мы видим свой потенциал для успешной конкуренции в стране и в мире, мы находимся в поиске пути создания современного университета, гарантирующего образцовое образование и имеющего лучший рейтинг по многим учебным дисциплинам. Мы не понаслышке знаем, что правительства и общественность многих развитых стран мира заинтересованы в максимизации прибыли от своих инвестиций в университеты. Два года нашей совместной деятельности показали, что мы можем достигнуть многого. Университет выполняет взятые на себя обязательства в рамках Программы развития и государственного задания на подготовку кадров. Но мы еще не располагаем стабильной способностью привлекать лучших студентов и не обладаем высокой концентрацией известных в мире талантливых преподавателей. Вернее, наших талантливых преподавателей в мире почти не знают. В общем, чтобы СВФУ стал конкурентоспособным в стране и мире и получил международное признание с соответствующим статусом, мы вместе должны очень много работать, многое изменить, стать более требовательными и взаимно ответственными.

Как говорят физики, «мы не можем разделить мир на независимые друг от друга частицы. Проникая вглубь материи, мы убеждаемся, что в природе не существует изолированных «кирпичиков» – скорее, присутствует сложная сеть взаимоотношений и взаимодействий между различными частями единого целого».

Мы все вместе должны объединить свои усилия, суметь преодолеть любые барьеры и создать единую с лучшими университетами мира систему обучения, основанную на законах гармонии и мгновенных средствах связи.

Думаю, у всех у нас есть понимание того, как мы учимся или будем учиться. Наравне со студентами мы можем вновь зажечь в себе ту жажду знаний, которую испытывали в детстве и в юности. У нас есть общие мечты, ценности, цели, и они существуют в контексте мирового сообщества. Мы обязаны объединить наши таланты и способности в единую сеть коллективной мудрости и поощрять каждого молодого человека развивать свои уникальные таланты и вносить свой вклад в общие цели.

Мы должны стремиться к совершенству во всем, что бы ни делал университет! На практике это означает, что нам необходимо сформулировать свои конкурентные преимущества и решить, каким образом их можно было бы использовать и развивать. 7 октября этого года исполняется ровно два года, как Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Программу развития СВФУ на 2010-2019 гг. 25-27 октября с.г. у нас будет проводиться международная конференция «Наука и образование в XXI веке: роль университета в инновационном развитии региона».

В ноябре нам предстоит провести конференцию, на которой будет рассмотрена и внесена на утверждение Ученого Совета Стратегия дальнейшего развития СВФУ, Концепция финансово-экономической устойчивости университета и Концепция предпринимательской деятельности университета. В этом плане от институтов и факультетов, членов ВТК нужны конкретные предложения и новые идеи.

Уважаемые коллеги, у нас сегодня объединенный совместный доклад, первая часть которого ответила на вопросы «Что мы сделали? Каковы наши достижения? Как мы работаем?» по результатам деятельности университета по направлениям, представленным начальниками управлений. В.М. Саввинов, директор Института перспективных технологий в образовании, ознакомил с Перечнем показателей оценки эффективности деятельности федеральных вузов и их филиалов. Все предельно ясно. Все государственные вузы России будут участвовать в рейтингах, результаты их работы будут подвергаться анализу и сравнению, и, конечно же, оценке. И это неизбежно. Вы видели слайды и обратили внимание на цифры, над которыми нам надо работать.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию я предлагаю пять основных направлений деятельности университета, они представлены несколько в другом ракурсе, из-за чего они осмысливаются как проблемы и вызовы. Эти направления должны иметь «наполнение», мы постепенно до ноября с.г. разработаем План действий по усилению основ федерального университета, особенно библиотеки и информационной структуры, учебно-научной лабораторной базы, по изменению методов и способов преподавания, исследований и оказаний услуг, по достижению значительных результатов по качеству преподавания математики, физики, химии, биологии, электротехники, информатики, юриспруденции, строительного дела и др., по созданию ведущих центров – научных школ и т.п.

Первое направление: глобальная конкуренция за талантливых и одаренных студентов.

Существенной особенностью современного общества является всеобщий спрос на высшее образование. Но спрос не определяет высокий статус университетского образования, требования к качеству образования и его международное признание. Высшее образование детей во всем мире становится главной задачей родителей. Следовательно, надо работать с потенциальными студентами и их учителями, а также родителями, которые работают и представляют различные отрасли, организации и учреждения. В работе со школьными учителями и их учениками у нас есть первые шаги: Северо-Восточная олимпиада школьников для привлечения одаренных и увлеченных людей, олимпиада «Исследуем и проектируем», ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», программа «С самого начала», Малая компьютерная академия со школой робототехники, а также вводимая ежегодно высокая планка установленных нижних границ проходных баллов для приема на бюджетной и коммерческой основе, собственные стипендии СВФУ для перспективных студентов по актуальным направлениям (специальностям) подготовки кадров. Для размышления и организации работы со школами скажу, что ориентир следующей приемной кампании – средний балл ЕГЭ по одному предмету – не ниже 60 баллов на бюджетное место и 50 баллов на коммерческое место. С этого учебного года мы начинаем внедрение в образовательный процесс англо- и франкоязычных авторских программ профессорско-преподавательского состава СВФУ, для обучения студентов СВФУ и привлечения иностранных студентов. Начиная с 2013 года, должны обеспечить начало массового обучения специалистов различных сторонних организаций и учреждений. В этом плане Институту повышения квалификации педагогов, добившемуся хороших результатов в работе с учителями шести российских регионов (Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Хабаровский край и Амурская область) будет присоединен Центр дополнительного профессионального образования. Нам надо будет создать систему последипломного образования специалистов разных профессий, повышение квалификации и переподготовки.

Возможно, такими мерами мы привлечем внимание, вызовем интерес, но формирование привлекательного имиджа и авторитета учебного заведения зависит от многих факторов. Благодаря нашим студентам, студенческим объединениям (команде КВН, ССО, спортивным и культурным мероприятиям), их публичным выступлениям СВФУ приобретает репутацию учебного заведения, дружественного студентам, на чем частично и базируется его популярность среди абитуриентов, которые рассматривают СВФУ в качестве выбора номер один. Но нижние границы проходных баллов, установленные вузом самостоятельно, не «пропускают» большое количество абитуриентов, поэтому в СВФУ конкурс невысокий (около 6 человек на место). У нас должна быть принципиальная позиция – в СВФУ принимаем такое количество студентов, которым сможем предоставить образование высшего качества! Мы должны быть требовательны при отборе и не расширяться без веских причин. Понятно, что первым и самым важным детерминантом высокого качества является наличие критической массы хороших студентов и хороших преподавателей, которые бережно и ответственно, увлеченно и талантливо работают со студентами. Мы и далее будем продолжать уделять большое внимание повышению качества жизни студентов. В ближайшие годы нам надо решить три конкретные задачи:

  • реформирование учебных планов,
  • проживание студентов и сотрудников на территории кампуса,
  • вовлечение студентов в исследовательскую деятельность.

Второе направление: новые системы и методы для воспитания творческих студентов.

Каким образом из вчерашнего выпускника школы сформировать, воспитать культурную личность? Первая и центральная функция университета – приобщение студентов к важнейшим культурным областям знаний. Известно, что это области:

  1. Физический образ мира (физика),
  2. Основополагающие вопросы органической жизни (биология),
  3. Историческое развитие человеческого рода (история),
  4. Структура и функционирование общественной жизни (социология),
  5. Устройство Вселенной (философия) и другие.

В этом учебном году я предлагаю ввести систему научных семинаров для студентов 1-2 курсов, например, 200 семинаров в год. Совет научных семинаров, если доверите, буду возглавлять я; сопредседателями совета, научными руководителями семинаров предлагаю известных преподавателей, например, семинара по физическому образу мира – Ю.М. Григорьева и В.В. Бескрованова (ФТИ), по истории – А.И. Гоголева и Ю.Н. Ермолаеву (ИФ), по социологии –У.С. Борисову и И.И. Подойницыну (ФЭИ), по философии – Н.Н. Кожевникова и А.С. Саввинова (Кафедра философии), а также в других областях. Главным диспетчером совета, координатором СНС назначается К.К. Кривошапкин.

Далее. Всему миру известно об ученых, работающих в области мозга, дающих все новые и новые открытия. Они имеют огромное значение для обучения, памяти, здоровья, активности человека на протяжении всей жизни. И все это проходит как-то мимо нас, мимо наших студентов. А им бы, наверное, хотелось бы знать, как работает память, на чем основана концентрация внимания, как происходит процесс мышления. Молодые люди, думаю, не откажутся от изучения и научения использованию себя самого и развития своих способностей. Может, это будет звучать как вызов всем общепринятым нормам, но мы могли бы создать институт или лекторскую группу из знающих людей по организации изучения использования своего мышления, простых основ питания мозга и т.п., различные «центры разума», чтобы дать нашей молодежи ключи к здоровому мозгу и позитивному интеллекту! Прошу коллективы ИП, МИ, ПИ, Центра психологической помощи поддержать мое предложение, подготовить первое совещание по разработке нового проекта по обучению студентов.

Третье направление: функция профессора СВФУ как главный фактор становления федерального университета.

Уважаемые коллеги, в Перечне показателей оценки эффективности деятельности вузов из 47 позиций 20 напрямую зависят от деятельности профессора, остальные опосредованно. Сегодня в университете работают 178 профессоров, в том числе на постоянной основе 108 человек.

Учитывая достоверный факт того, что профессор – это преподаватель высокого уровня компетентности, эксперт в определенной области науки или искусства, обладающий свободой преподавания и исследования, хочу обратиться к нашим уважаемым профессорам с просьбой продумать способы или методы для достижения эффективной работы университета. Скажем, если к 1 октября с.г. представите предложения, то мы их рассмотрим на первом заседании создаваемой новой коллегиальной структуры – Коллегии профессоров СВФУ. Я предлагаю ввести в университете один из способов общественного управления вузом для решения многих вопросов, в т.ч. взаимной проверки работы друг друга. Полагаю, что глава Коллегии будет назначаться «снизу», т.е. избираться из корпуса равных. Главой Коллегии могли бы стать В.Д. Михайлов, К.Г. Башарин и др.

Уважаемые коллеги, в рамках становления и развития ведущего вуза страны мы сделали ряд конкретных шагов. Например, открыли штатные единицы профессора-исследователя и профессора-наставника.

Профессорами-исследователями согласились работать член-корреспондент РАН Н.Г. Соломонов, академик АН РС(Я) Б.М. Кершенгольц, доктор географических наук Л.А. Пестрякова.

Профессорами-наставниками стали девять сотрудников, это профессора Тимофеев П.А. (БГФ), Корнилова О.С. (ИЗФиР), Алексеев Н.К. (ИМИ), Охлопков Н.М. (ИМИ), Сивцев И.С. (ИФ), Кочнев В.П. (ИФКиС), Петров Н.Е. (ИЯКН), Тазлова Р.С. (МИ) и Суздалов И.И. (ФТИ).

И те, и другие работают очень самоотверженно, достойно. Промежуточные итоги их деятельности мы подведем 1 сентября с.г. От вашего имени хочу сегодня поблагодарить профессоров за умение трудиться, за искреннее желание принести пользу родному университету.

16 июля с.г. был объявлен конкурс по привлечению ведущих ученых РФ и зарубежных стран для проведения научных исследований на базе СВФУ по трем направлениям: прикладной математике, биологии, химии. На конкурс поступили четыре заявки, в том числе:

  • по прикладной математике: от Петра Николаевича Вабишевича, доктора физико-математических наук, профессора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН по решению прикладных задач математического моделирования, актуальных для районов Арктики и Крайнего Севера на основе использования современных вычислительных технологий;
  • по биологии: от Алексея Матвеевича Оловникова, кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника Института биохимической физики имени Н.М. Эмануэля РАН по изучению проблем старения мозга и организма в целом, автора Концепции старения;
  • от Исмаила Сохбатовича Зульфугарова, профессора Пусанского Национального университета по внедрению подходов молекулярной биотехнологии растений для исследования дикоросов Севера по выявлению и использованию стресс-адаптивных генов;
  • по химии: от Хо Чо Джин, выпускника Стэнфордского университета, профессора университета Муонжи, Южная Корея, по разработке самосмазывающихся полимерных нанокомпозитов и эластомерных материалов, работоспособных до минус 70 градусов.

Сейчас экспертная комиссия СВФУ проводит оценочную процедуру и до 10 сентября с.г. будут определены победители конкурса. Надеюсь, что за ними в СВФУ придут и другие. Мы и в следующем году проведем конкурс, направления для которых, думаю, подскажете. В общем, как говорится, ученые высокого калибра притягивают других ученых высокого калибра.

В завершение по этому третьему направлению сегодня хочу предложить разработку и внедрение двух новых проектов:

  1. «Профессор – научный руководитель ООП», отв. Присяжный М.Ю.
  2. «От открытий к мастерству» – в соответствии с известным высказыванием американского ученого-физика, футуролога Мичио Каку о том, что «эпоха открытий в науке заканчивается, начинается эпоха мастерства», отв. Кривошапкин К.К.

Четвертое направление: роль сотрудников (УВП, АУП) как созидательных структур для эффективного управления.

Для вас ставится двойная задача в этом году:

  • Управление: устанавливать заранее и реализовать краткосрочные цели, привлекая других людей, выполнять своевременно и заблаговременно.
  • Лидерство: руководить строительством нового и продвижением новых правил и идей, ставить перед собой все более смелые цели. Отойти от лидерства, основанного на «военной пирамиде».

triangle.jpg

Все должно вращаться вокруг студента и преподавателя! Вы должны ясно и конкретно представлять, чем является Северо-Восточный федеральный университет для страны и чем он желает стать. Ваша созидательная деятельность должна заключаться в усилении и развитии основ современного университета, предоставляющего высококачественные условия и эффективную среду для осуществления исследовательской и академической деятельности как преподавателей, так студентов и аспирантов (профессионально и рационально оборудованные здания и лаборатории, высококомфортабельный университетский кампус, доброжелательный, приветливый и вышколенный персонал).

От вашей деятельности зависит генерирование инновационных идей, многообразие фундаментальных и прикладных исследований, проведение прорывных научных исследований, уровень интеграции в экономику регионов Дальнего Востока, создание стабильной финансовой базы, привлечение частного капитала и наращивание доходов университета. Нам надо развивать две клиники: юридическую и медицинскую, открыть дошкольное учреждение и начальную школу – филиал ЯГНГ, ремонтировать и приводить в порядок общежития, строить новые общежития, жилые дома и учебные корпуса, закончить строительство учебно-лабораторного корпуса в Мирном, провести серьезную работу по оптимизации учебных мест, аудит использования учебно-научного оборудования и имущества университета.

Пятое направление: Университет как интеллектуальный центр, «фабрика мысли».

Нам надо создать ряд ведущих центров в различных областях социально-экономической серы жизнедеятельности человека и общества. Например, в 2011 году в составе юрфака созданы два центра:

  • центр правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера
  • центр публичного права.

Ряд факультетов и институтов, оценив возможности, могут заявить о готовности осуществлять лучшие ООП (возможно и авторские) лучших университетов мира, внести предложения в срок до 1 октября с.г. Руководителям и заведующим кафедрами надо внести предложения по разработке мероприятий для достижения того значительного вклада в развитие современного общества и города Якутска, который они смогут сделать.

В заключении скажу о том, что великие университеты не только приносят пользу для своего времени, но и работают на будущее. Я не думаю о том, что «великость», «величина» университетов мирового уровня складывается исключительно из таких факторов, как многочисленные публикации в международных журналах, наличие суперсовременных лабораторий, учебных зданий, «звездных» профессоров или дополнительного финансирования. Сегодня я поделилась с вами отдельными мыслями и желаю вам откровенности, доверия, терпения, желания учиться и хотения преобразований для пользы общему делу.

Для меня главным является ваше отношение к сказанному, к работе, к результатам своей деятельности.

Мы в начале большого пути, и мы рискуем сойти с него, если остановимся хоть на минуту!

Пусть ветер перемен поможет нам идти быстрее и всем вместе.

Потому что, безусловно, вместе мы умнее и сильнее!