Выступление Е.И. Михайловой,
В Год Победы, проводимом в нашем университете под девизом «Мечтой и памятью», свое выступление на встрече с вами, активом СВФУ, в преддверии нового учебного года хочу назвать «Шанс на победу!».
Да, у СВФУ есть шанс стать эталоном престижности и успешности высшего образования в нашей стране и в мире. За прошедшие 5 лет (2010-2014 гг.) мы многого добились, прогресс очевиден, но это, конечно же, не предел! Но именно то, что достигнуто, даёт основу, право, шанс для проведения дальнейших реформ и прорывного развития. Перефразируя Чарльза Диккенса, скажу, что настало лучшее из всех времен, худшее осталось в прошлом. Образно говоря, весна надежд определила лето труда, и теперь мы должны собрать осенний урожай - плоды своих трудов, чтобы зима была в радость.
Авторитетное мнение министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова о том, что федеральный университет в своем округе стал центром интеллектуального, культурного, научного, инновационного развития, стал центром интеграции ресурсов, мы с вами подтверждаем своим каждодневным трудом, отношением к своей профессиональной деятельности, приверженностью исследовательской работе, желанием внести свой вклад в развитие науки и образования, в развитие экономики и культуры Республики Саха (Якутия) и всей страны.
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова – это новый международный центр образования и науки, где обучаются молодые люди из 40 стран мира и где работают преподавателями и научными сотрудниками ученые из престижных университетов 14 стран.
СВФУ сегодня является одним из ведущих российских университетов и стремится к достижению стандарта качества образования и научных исследований, которое выходит за национальные рамки. Коллектив университета нацелен на создание классического исследовательского вуза мирового уровня при одновременном укреплении статуса предпринимательского и научно-технологического университета. СВФУ расширяет магистерско-аспирантские программы и уделяет существенное внимание последипломной подготовке специалистов всех сфер экономики региона. Статус социально-ориентированного и привлекательного для студентов вуза СВФУ удерживает три года подряд, в национальном рейтинге университетов «Интерфакс» в категории «социализация» среди федеральных университетов СВФУ занимает I место и среди всех российских вузов – 12 место.
В национальном рейтинге вузов страны, проводимом Интерфаксом и радио «Эхо Москвы», в категориях «Образование» и «Инновации» СВФУ по итогам 2014-2015 уч. года занимает 5 место среди федеральных университетов и 32-31 места среди всех вузов страны. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в 2014 г. впервые опубликовало рейтинги репутации вузов по техническим и экономическим направлениям. СВФУ в рейтинге репутации в сфере «технические, естественнонаучные направления и точные науки» вошел в ТОП-50 вузов страны, в сфере «экономические и управленческие направления» также вошел в ТОП-50 вузов страны и занял 29 место. Специализация в определенных нишах, таких, как естественно-научные и технические дисциплины или экономические направления – это, думаю, хороший способ для заявки о возможностях вуза.
Мы часто задаемся вопросом - как стать лучшим, востребованным, авторитетным университетом? Мы с вами понимаем – качественное образование в вузе определяется уровнем профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава и объемом научных исследований. Поэтому главным проектом Программы развития СВФУ на 2010-2014 гг. был утвержден проект «Инвестирование в научно-педагогические кадры». Основные итоги I этапа проекта:
- остепенённость составила 66,6% от общего количества ППС, за 5 лет (10%) 173 сотрудника успешно защитили диссертации, в том числе:
21 – доктора наук,
148 – кандидата наук,
4 – со степенью PhD;
- 5,5% ППС имеют опыт работы в зарубежных университетах;
- 93 иностранных преподавателя вузов Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии работают в СВФУ;
- за 5 лет 100% ППС прошли курсы по современным образовательным технологиям, методам разработки, преподавания и обеспечения качества инновационных программ;
- 98,9% НПР прошли повышение квалификации, в т.ч. 26% ППС прошли стажировки за рубежом;
- 56% НПР владеют иностранными языками выше порогового уровня B1;
- 14% НПР владеют иностранными языками на уровне профессионального владения С1 и уровня владения в совершенстве С2;
- 4,5% студентов и сотрудников прошли обучение и учатся в магистратуре в университетах США, Франции, Великобритании, Германии, Эстонии, Китая, России;
- 5 НПР закончили магистратуру «Языки и лингвистика» на английском языке профессора Ан Сан Чоля;
- 276 лучших выпускников СВФУ и 34 лучших выпускника центральных вузов страны приняты на работу в СВФУ;
- 21 НПР направлены на обучение в докторантуру и аспирантуру ведущих университетов России с последующим трудоустройством в СВФУ;
- с 2011г. введены новые штатные должности:
10 – профессоров-исследователей,
16 – доцентов-исследователей,
14 – профессоров-наставников,
92 – стажера-исследователя.
В рамках проекта эффективный контракт подписали:
- 7 проректоров,
- 18 деканов и директоров.
Подготовлены к подписанию эффективных контрактов 375 руководителей и специалистов административно-управленческого персонала. Задача этого года – все заведующие кафедрами и профессорский состав университета в течение учебного года должны перейти на эффективный контракт.
Безусловно, уровень профессорско-преподавательского состава за 5 лет повысился, качество знаний студентов тоже улучшилось.
С целью осуществления независимой оценки знаний студентов в рамках проведения промежуточной аттестации 19 июня 2015 года СВФУ, наряду с другими 28 российскими университетами, принял участие во втором этапе эксперимента, организованного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Эксперимент прошел в форме тестирования по трем основным дисциплинам: математике, физике (оптике) и ботанике. В нем приняли участие 52 студента: 20 студентов 1 курса инженерно-технического института, обучающиеся по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (математика), 17 студентов 2 курса физико-технического института, обучающиеся по направлению подготовки 03.03.02 «Физика» (оптика), и 15 студентов 1 курса института естественных наук, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (ботаника).
В качестве экзаменаторов выступили преподаватели СВФУ, согласно условиям эксперимента не обучавшие студентов по указанным дисциплинам в соответствующих группах. Оценка осуществлялась по тестам из фондов оценочных средств университета, что было регламентировано условиями эксперимента. Ход тестирования контролировали наблюдатель из Рособрнадзора и независимые эксперты из Якутской сельскохозяйственной академии. Из аудиторий осуществлялась видеотрансляция хода экзамена в ситуационно-информационный центр Рособрнадзора.
Согласно предварительному анализу результатов экзаменов по дисциплине «Математика» по направлению подготовки «Строительство», 20% студентов получили высшую оценку «отлично», 75% - оценку «хорошо», один студент получил оценку «неудовлетворительно». По дисциплине «Оптика» по направлению подготовки «Физика» 53% студентов получили оценку «отлично», 41% - оценку «хорошо» и один студент оценку «удовлетворительно». По дисциплине «Ботаника» один студент сдал экзамен на «отлично», 66,7% студентов получили оценку «хорошо» и 26,7% - «удовлетворительно». Отклонения между оценками экзаменатора и независимого эксперта были отмечены только по двум студентам, сдававшим дисциплину «Оптика», поскольку в тестах были задания открытого типа.
Предстоит более детальный анализ результатов эксперимента в подразделениях. Эксперимент получит дальнейшее расширение, независимое тестирование будет проводиться во всех учебных подразделениях.
Департаментом по обеспечению качества образования проведены социологические исследования «Первокурсник-2014» (октябрь), «Студент-2014» (декабрь) и «Выпускник-2015» (май-июнь). Целью данных исследований является определение степени удовлетворенности студентов уровнем планирования и организации образовательного процесса.
Анкетированием было охвачено 66% студентов от общего числа студентов первого курса (1705 из 2584) из 140 учебных групп 16 подразделений головного вуза. Первокурсники показали в целом хороший уровень успешного прохождения адаптации, удовлетворенности учебным процессом и деятельностью учебных подразделений.
Вместе с тем, выявлены следующие наиболее проблемные вопросы:
1. В среднем лишь 17,5% первокурсников обращаются к куратору / деканат / учебно-методический отдел при возникновении проблем с учебой и в отношениях с однокурсниками.
2. Условия проживания в общежитии 4% респондентов оценили как недостаточные, 40% - затруднились ответить.
3. Степень удовлетворенности организацией внеучебной деятельности 6% студентов оценили как низкую, 22% – затруднились ответить.
4. 25% респондентов не умеют работать с библиотечным каталогом.
5. 28% первокурсников не умеют планировать свое время, режим труда и отдыха.
6. 71% первокурсников не заняты внеучебной деятельностью.
Повторный опрос теперь уже студентов второго курса проведем в октябре текущего года.
В социологическом исследовании «Студент-2014» приняли участие 55% студентов 2-6 курсов (4851 из 8897). 58% респондентов оценили качество получаемого образования как высокое, 41% - как среднее и 1% – как низкое.
В анкетировании выпускников приняли участие 63% (2220 из 3545) от их общего числа. Очень высокий уровень удовлетворенности (от 90%) качеством полученного образования наблюдается в ПИ, ГРФ. Высокий уровень удовлетворенности (80-89%) отмечается в ГИ, ИТИ, АДФ, ИП, МИ, ТИ, ИЕН, ИМИ, ИЯиКН СВ РФ. Средний уровень (менее 70%) – в ИЗФиР.
62% респондентов оценили уровень профессиональной готовности к трудовой деятельности как «скорее готов»; 24% - «полностью готов»; 12% - «скорее не готов»; 1% - «не готов»; 1% затруднились ответить.
Нововведение этого учебного года – студенты старших курсов, выпускники будут оценивать работу руководителей и преподавателей – мы к этому стремились давно. Оценка деятельности руководителей самими преподавателями становится традицией.
Что является движущей силой в любом университете? Академическое сообщество, образуемое профессорами вуза. Во многих университетах мирового уровня доля профессоров составляет от 25 до 50% всего профессорско-преподавательского состава. В СВФУ, по данным 2014 г., профессоров – 183 чел., в т.ч. с ученым званием профессора – 135. Это составляет всего около 10% ППС. Из 135 профессоров работают со студентами, читают лекции – всего 76 чел. (в 2009 г., - 44 чел). Прирост невысокий. Повлияли, возможно, новые требования, утвержденные в Положении о порядке присвоения ученых званий Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2013г. №1139. Во-первых, ученые звания ранее присваивались по кафедре и по научной специальности, по новым требованиям – присваиваются только по научной специальности и только доктору наук, подготовившему не менее 3 (для работников образовательных организаций) и не менее 5 (для научных организаций) лиц, которым присуждены ученые степени. Далее, требуется не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов, при этом за последние 5 лет по научной специальности должно быть не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов. Дело серьезное. Но надо вникнуть в эту проблему! Постараться найти кандидатуры, составить индивидуальный план, скажем, взращивания профессора. Средний возраст профессоров СВФУ, как известно, 68 лет. В этом году должны разработать несколько программ, в т.ч. Программу поддержки выдающихся профессоров, Программу поддержки выдающихся научных работников, Программу поддержки заведующих кафедрами и др.
Будут приняты разрабатываемые в течение 3-х лет пять конкретных стратегий развития СВФУ и первая из них будет заключаться в развитии потенциала университета через улучшение качества профессорско-преподавательского состава. В рамках этой стратегии мы будем стремиться к быстрому увеличению количества профессоров, конкурентоспособных в международных масштабах и улучшению профессиональных навыков руководителей любого уровня. Мы ставим цель создать сообщество ведущих ученых по приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности, проводимыми университетом.
За 5 лет федеральный вуз добился определенного прогресса по увеличению публикаций высокого качества.
Так, по данным УНИР, рост публикационной активности сотрудников с 2010 по 2014 гг. в целом составил: РИНЦ - в 3,4 раза (в 2010 г. – 689, в 2014 г. – 2372), Web of Science - в 6,5 раза (в 2010 г. – 11, в 2014 г. – 72), Scopus - в 7,8 раза (в 2010 г. – 16, в 2014 г. – 125). Цитируемость публикаций с 2010 по 2014 гг. выросла: РИНЦ - в 2 раза (в 2010 г. – 382, в 2014 г. – 798), Web of Science - в 4,6 раза (в 2010 г. – 34, в 2014 г. – 158), Scopus - в 4,9 раза (в 2010 г. – 54, в 2014 г. – 265).
Вместе с тем, по данным на 15 августа 2015 г., в Web of Science всего 41 публикация сотрудников СВФУ, в базе Scopus – 66, в базе РИНЦ - 1237. В связи с этим в этом году необходимо активизировать работу по повышению международной публикационной активности, увеличению количества и качества публикаций в высокоцитируемых журналах.
Университет заинтересован в качестве публикаций, а не только в их количестве.
Я попросила сделать анализ публикаций за последние 5 лет у заведующих кафедрами (141 чел.) и профессоров (111 чел.) СВФУ. Могу отметить более-менее активную работу в этом направлении следующих заведующих кафедр:
в Медицинском институте:
- Николаева Татьяна Яковлевна, кафедра «Неврология и психиатрия»,
- Саввина Надежда Валерьевна, кафедра «Общественное здоровье и здравоохранение, общая гигиена и биоэтика»,
- Дуглас Наталья Ивановна, кафедра «Акушерство и гинекология» ФПОВ,
в Финансово-экономическом институте – Ноговицын Роман Романович, кафедра «Менеджмент горно-геологической отрасли»,
в Институте математики и информатики – Васильев Василий Иванович, научно-исследовательская кафедра «Вычислительные технологии» и Попов Сергей Вячеславович, кафедра «Математический анализ»,
в Инженерно-техническом институте – Местников Алексей Егорович, кафедра «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и Сафонова Мария Николаевна, кафедра «Прикладная механика»,
в Физико-техническом институте – Неустроев Ефим Петрович, кафедра «Радиофизика и электроника»,
в Институте физической культуры и спорта:
- Платонов Дмитрий Николаевич, кафедра «Зимние виды спорта»,
- Сергин Афанасий Афанасьевич, кафедра «Теория и методика физической культуры и безопасности жизнедеятельности»,
- Черкашин Илья Афанасьевич, кафедра «Физическое воспитание»,
- Борохин Михаил Ильич, кафедра «Национальные виды спорта и народные игры».
Замечу, что все 9 заведующих кафедрами Института физической культуры и спорта имеют публикации в РИНЦ и в Scopus,
в Институте зарубежной филологии и регионоведения – Григорьева Валентина Васильевна, кафедра «Методика преподавания иностранных языков»,
- Руфова Елена Степановна, кафедра «Восточные языки и страноведение»,
- Федорова Клавдия Ивановна, кафедра «Английская филология»,
- Находкина Алина Александровна, кафедра «Перевод».
В Институте психологии – все 3 заведующих Макарова Аграфена Петровна, Прокопьева Наталья Юрьевна, Нафанаилова Мария Семеновна активно публикуются, но только в РИНЦ.
В Институте языков и культуры народов – отмечаю только Илларинова Василия Васильевича из 7 заведующих,
в Институте естественных наук
- Петрова Наталья Николаевна, кафедра «Общая, аналитическая и физическая химия»,
- Черосов Михаил Михайлович, кафедра «Экология», статьи которого публикуются в РИНЦ, Sсopus и Wos, и цитируются активно,
- Охлопкова Айталина Алексеевна, кафедра «Высокомолекулярные соединения и органическая химия», больше всех по университету публикаций в Sсopus и Wos и лидер по цитированию,
в Геологоразведочном факультете – Скрябин Рево Миронович, кафедра «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых», есть статьи и цитирование и в РИНЦ, и в Sсopus,
в Горном институте:
- Петров Андрей Николаевич, кафедра «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»,
- Шубин Григорий Владимирович, кафедра «Открытые горные работы»,
- Викулов Михаил Александрович, кафедра «Горные машины»,
- Чемезов Егор Николаевич, кафедра «Промышленная безопасность».
Всего 29 заведующих кафедрами из 141. Конечно, надо предъявить требования. И начнем, в первую очередь, с совместителей. В этом году придется отказаться от них, т.к. нет статей.
По публикациям и цитированию работ профессоров отмечу лучших:
в Медицинском институте – профессор Гармаева Дарима Кышектовна и профессор Кривошапкин Вадим Григорьевич,
в Финансово-экономическом институте – профессор Элякова Изабелла Дамдиновна,
в Физико-техническом институте – профессора Николаев Иван Никитич и Сыромятникова Айталина Степановна,
в Институте психологии – профессор-исследователь Оконешникова Анастасия Петровна.
в Институте физической культуры и спорта – профессора Платонова Раиса Ивановна, Кочнев Валерий Пантелеймонович, Портнягин Иосиф Иосифович,
в Институте зарубежной филологии и регионоведения – профессор Нелунова Елена Денисовна, профессора-исследователи Новгородов Иннокентий Николаевич и Фомин Михаил Матвеевич,
в Горном институте – профессора Андросов Артур Дмитриевич и Ковлеков Иван Иванович,
в Институте языков и культуры народов – профессора Попова Галина Семеновна, Колодезников Степан Константинович, Сивцева-Максимова Прасковья Васильевна, Ефимова Людмила Степановна и профессор-исследователь Тобуроков Николай Николаевич,
в Институте естественных наук – профессор-исследователь Гоголева Прасковья Алексеевна и профессора Миронова Галина Егоровна, Федосеева Валентина Ивановна, Угаров Гаврил Спиридонович, Шадрина Елена Георгиевна,
на Историческом факультете – профессора Гоголев Анатолий Игнатьевич, Сивцев Иннокентий Семенович, Сосина Ирина Алексеевна,
на Филологическом факультете – профессора Залуцкая Светлана Юрьевна, Хазанкович Юлия Геннадьевна, Бурцев Анатолий Алексеевич, Габышева Луиза Львовна и Якимов Олег Дмитриевич,
на Юридическом факультете – профессор Миронов Дмитрий Николаевич,
на Геологоразведочном факультете – самый лучший показатель по цитируемости в РИНЦ у профессора Колодезникова Игоря Иннокентьевича, отмечаем также профессоров Иудина Михаила Михайловича, Берзина Анатолия Георгиевича, Ним Юрия Александровича, Уарова Василия Фомича, Фарбер Михаила Рувимовича,
по кафедре философии – профессора Данилова Вера Софроновна, Кожевников Николай Николаевич, Михайлов Виктор Данилович и Тобуков Павел Захарович.
43 профессора из 111 представленных в анализе.
Вот такое отображение шансов. Этот небольшой анализ показывает, что у нас все еще впереди, есть потенциал, надо только вспомнить об обязанностях, репутации и профессиональной карьере, которые влияют на развитие университета. Надо повысить рост цитируемости. Показатель рейтинга публикаций и цитирований у профессоров и заведующих кафедрами должен намного превышать средний показатель по университету, должен быть сравним с показателями в академической профессии. В мире, где многие научные сотрудники, преподаватели работают не на полную ставку и не имеют надежных гарантий занятости, профессора в российских университетах имеют контракты на полную рабочую неделю, социальные гарантии.
И вполне понятно, для того, чтобы университеты функционировали успешно, в них должна быть создана система взаимной ответственности за выполнение своей работы наилучшим образом каждым членом коллектива, в т.ч. преподавателем, профессором, заведующим кафедрой, ректором, директором или сотрудником. Начиная с сентября 2015 года, университет повышает требования при приеме на работу преподавателей и профессоров. Любой преподаватель или научный сотрудник, поступающий на работу в СВФУ, должен иметь докторскую степень или высшую степень в своей области. Сегодня после проведенной работы по повышению производительности труда, оптимизации некоторых видов деятельности университет имеет 380 вакансий преподавателей и профессоров. Будем придерживаться принципа «выбрать лучших», чем будем соглашаться с тем, что надо «закрыть вакансию», заполнять недостаточно квалифицированными кадрами. Так же, как и при наборе абитуриентов – лучше допустить недобор, чем принимать в вуз с низкими баллами. В общем, 2015-2016 уч.год должен стать переломным в кратном повышении производительности труда, качественного исполнения своих профессиональных должностных обязанностей, осуществления преподавательской и научной деятельности на высоком уровне. Мы все вместе будем стремиться к тому, чтобы профессорско-преподавательский состав СВФУ стал конкурентоспособным, эффективным и неисчерпаемым ресурсом педагогического и научного потенциала развития университета. Сегодня, обращаясь к самым активным членам нашего сообщества, прошу, как говорится, запустить механизм самоусиления, который, несомненно, позволит добиться значительного улучшения в работе. Шанс на победу зависит от каждого из вас. Сегодня вы прослушали 4 доклада руководителей управлений по актуальным вопросам нашей с вами деятельности, и они должны быть проанализированы, включая мой, на заседаниях кафедр и ученых советов подразделений. В срок до 10 сентября с. г. прошу проработать с управлениями планы на этот учебный год.
Поздравляю с наступающим Днем знаний, желаю успешного для вас и студентов учебного года, пусть раскроется ваш талант педагога и ученого, пусть в СВФУ будет обилие ресурсов!
СКАЧАТЬ