Колонка ректора

Университетский округ

Развитие


В нынешнем году Северо-Восточный федеральный университет поднялся сразу на 20 позиций в рейтинге российских вузов, составленном авторитетным агентством «Эксперт РА». О том, благодаря и вопреки чему один из самых молодых федеральных вузов набирает обороты, в интервью "Российской газете" рассказывает ректор СВФУ Евгения Михайлова.

Оценку дают абитуриенты

- Евгения Исаевна, возглавляемый вами университет, официально созданный лишь четыре года назад, занял высокое 61 место. Как вы относитесь к рейтингам? Что они дают вузу, его коллективу и студентам?

- Отношусь весьма положительно. Таблицы рейтингов дают возможность взглянуть на свою работу со стороны, понять, где ты принял правильные решения, а где надо исправлять ситуацию. Важно и то, что они позволяют сравнить личное, субъективное восприятие с внешними оценками.

Нынешние рейтинги, скажу откровенно, радуют, настраивают на оптимистичный лад. СВФУ вошел в число 50 лучших вузов страны по техническому и естественнонаучному направлениям, а также по точным наукам. В рейтинге по экономическому и управленческому направлениям мы заняли 29-ю позицию. Кроме того, наш вуз впервые вошел в число 200 лучших университетов стран БРИКС. А ведь там выбирали из шести тысяч образовательных учреждений!

Однако самую, на мой взгляд, объективную оценку дают… абитуриенты, когда выбирают или отвергают то или иное учебное заведение. Два года подряд мы входим в топ-40 вузов страны, которые выбирают лучшие выпускники школ, победители предметных олимпиад. Причем занимаем в этом рейтинге 24-е место. Несмотря на то, что университет и его филиалы базируются не просто на периферии, а на Крайнем Севере, к нам поступают призеры и победители олимпиад не только из Якутии.

К примеру, Инженерно-технический институт СВФУ в этом году принял 245 первокурсников. В их числе 42 молодых человека, окончивших школу с золотыми медалями, – каждый шестой.

- Вы создаете для них какие-то особые условия?

- Мы создаем условия для того, чтобы они выбирали наш вуз. Тут много составляющих. Приведу пример. В 2010-м, когда я была назначена на должность ректора, естественно, стала знакомиться с положением дел. Прошла по всем структурам и подразделениям. В Институте математики и информатики обратила внимание на очень высокий отсев – после первых двух сессий там исключали практически каждого второго. Во время встречи с педагогическим коллективом мне объяснили: а как можно учить студентов, если один пришел из школы с 80 баллами по математике, а другой – с 35-ю? Если ориентироваться на первого, второй ничего не поймет, потому что ему надо повторять школьную программу. А если поступать наоборот, то и наиболее подготовленных первокурсников испортим. Им станет просто скучно.

- Нашли выход?

- Конечно. Рособрнадзор утверждает нижнюю границу баллов для выпуска из школы. А при приеме абитуриентов вуз может сам определять правила игры. Я предложила установить предел допуска по математике не ниже 50 баллов. Так и сделали. В этом году по такой системе набрали уже четвертый курс. Отмечу, что конкурс уменьшился. Заявлений поступает много, но реально на одно место претендуют в среднем всего два человека. Однако это уже не случайные для математики люди, поступающие в университет ради «корочки», а те, кто стремится к новым знаниям. В результате отсев на первых сессиях существенно сократился. А главное, качество студентов стало значительно выше.

Многие лучшие выпускники якутских школ едут учиться за пределы республики. Ревности по этому поводу нет. Тем более, что эти молодые люди, как правило, выбирают специальности, которым в СВФУ не обучают.


Школьный балл без формализма

- Как вы оцениваете качество обучения в школах Якутии?

- Оценивать качество «в общем и целом» было бы равносильно тому, чтобы выводить среднюю температуру по палате. Школы разные, у одних педагогических коллективов больше возможностей для улучшения уровня преподавания, у других меньше. Одни постоянно направляют учителей на курсы повышения квалификации, приглашают наших специалистов, и в то же время многие школы расположены в таких труднодоступных населенных пунктах, откуда даже выехать в райцентр – проблема. У нас много малокомплектных школ, где один педагог вынужден учить детей по нескольким предметам.

Обобщенные оценки здесь чреваты серьезными ошибками. В начале года мне пришлось несколько раз выступать по этому поводу на федеральных площадках.

- Что это был за повод?

- Группа специалистов Министерства образования России решила, что для Якутии необходимо поднять планку среднего балла по ЕГЭ. Мотивировали это тем, что показатель валового регионального продукта на душу населения у нас довольно высок, что якобы подразумевает и высокое качество жизни. А раз хорошо живем, значит, и учить детей должны лучше.

Между тем, в прошлом году мы только-только достигли среднего показателя в 60 баллов. Этого недостаточно, решили авторы идеи. И предложили повысить планку до 63 баллов.

Пришлось убеждать специалистов, что их выводы строятся на формальных признаках. Высокий ВРП в регионе зиждется в первую очередь на добывающей промышленности. А если сравнивать реальное качество жизни населения, к примеру, с Новосибирском или Красноярском – понятно же, что там оно выше. При этом там гораздо лучше условия для повышения квалификации учителей, нет малокомплектных школ, а мы даже кочевые вынуждены открывать. Между тем, средняя планка по ЕГЭ там установлена в 60 баллов и никто на нее не покушается.

Действия власти должны быть направлены на то, чтобы привлекать молодежь на Дальний Восток. Но подобное механическое завышение требований к системе образования будет иметь обратный эффект. Убедила ли авторов этой идеи – не знаю. Но ректор МГУ Виктор Садовничий меня поддержал.


Встречное движение

- Сейчас вузы переживают последствия демографической ямы, в которую страна попала в 90-е годы прошлого столетия. Абитуриентов стало мало. А вы еще вводите для них высокий порог, который далеко не каждому дано перешагнуть. Случаются ли недоборы?

- Не могу согласиться с тем, что мы установили чрезмерно высокий минимум баллов, необходимых для поступления. К нам приходит много «хорошистов», которые вполне успешно преодолевают этот порог и нормально учатся. Разве четверка – плохая оценка? Из таких ребят, если их хорошо подготовить, вырастают прекрасные специалисты.

Что касается демографической ямы. Ее последствия высшая школа России будет пожинать до 2017 года. Мы много работаем над тем, чтобы минимизировать отрицательное влияние этого фактора. В частности, после придания вузу федерального статуса организовали в Дальневосточном федеральном округе университетскую ассоциацию, в которую входят 80 школ, в том числе из Хабаровского края, Магадана, Чукотки… В Якутии и других регионах ДФО действует наш университетский образовательный округ, а это 80 учебных заведений!

В этих структурах налажено встречное движение. Наши специалисты, ученые, преподаватели помогают учителям повышать квалификацию, работают с детьми. Мы стали одним из 74-х вузов России, проводящим предметные школьные олимпиады. На федеральном уровне, кстати, отмечают высокий уровень наших олимпиад по физике. В свою очередь, выпускники этих школ, уже знающие о Северо-Восточном федеральном университете не понаслышке, становятся нашими студентами.

Наверное, если бы вуз оставался региональным, каким был до 2010 года, демографические проблемы коснулись бы нас жестче. Новый уровень дает значительно более широкие возможности, и мы, конечно, стремимся их использовать. У нас учатся студенты не только из ДФО, но и из 37 регионов страны, а также из 30 зарубежных стран. В нынешнем году, к примеру, в университет поступили 74 иностранных студента из 18 стран.

- А ваши студенты и преподаватели имеют возможность стажироваться за рубежом?

- Не только стажироваться. Студентов СВФУ приглашают на международные олимпиады по физике и математике, и они выступают там отнюдь не в качестве массовки. Наши бакалавры, владеющие иностранными языками, поступают в престижные зарубежные вузы. Это весьма целеустремленные люди. К примеру, один студент, чтобы учиться математике в ведущем университете во Франции, за короткое время выучил французский.

СВФУ активно сотрудничает с корейскими университетами. Деловые отношения построены с Кембриджем, который стал первым в Европе научным институтом, вплотную занявшимся вопросами женского здоровья. Исследования, которыми там занимаются, очень важны и для Якутии. Специально под эту программу мы обучили за границей людей, открыли в Арктическом инновационном центре профильную лабораторию, оснащаем ее хорошим оборудованием. Побывавшие в ней недавно коллеги из Англии дали высокую оценку проделанной работе.


Выбраться из тесноты

- Какова структура СВФУ? Насколько она соответствует задачам, стоящим перед федеральным вузом?

- В состав университета входят шесть НИИ, тринадцать институтов, семь факультетов, три филиала и два колледжа. В свое время Якутскому госуниверситету стало тесно в рамках Якутска, и были открыты два филиала в других городах республики – Технический институт в Нерюнгри и Политехнический институт в Мирном. А вот СВФУ стало тесновато уже в рамках одного региона. В 2011 году мы открыли Чукотский филиал в Анадыре. В филиалах готовят специалистов, наиболее востребованных в данном городе или регионе. К примеру, на Чукотке это инженерные кадры, геологи, энергетики.

При этом вуз испытывает острый недостаток площадей. Я имею в виду и учебные корпуса, и места в общежитиях. Ну и денег на все задумки не хватает, хотя сумма, предусмотренная на становление и развитие университета, выглядит внушительно.

В соответствии с указом президента страны Владимира Путина, программа развития рассчитана на десять лет. Каждый год оценен в миллиард рублей. Пять миллиардов мы уже получили, но никто «на блюдечке с голубой каемочкой» нам их не выкладывал. Мы же не бюджетная организация, а автономное учреждение, поэтому каждый рубль добываем на конкурсной основе. Я постоянно борюсь за увеличение бюджета. Надо закупать более современное учебное оборудование, много строить, реконструировать, ремонтировать, повышать квалификацию преподавателей, увеличивать зарплату людям. Работы много, а вот денег много никогда не бывает.

Впрочем, если сравнивать с 2009 годом, зарплата у нас выросла в два-три раза, особенно у преподавателей и профессуры. А есть категория сотрудников, которые получают еще больше. В 2010 году мы ввели новые должности – профессор-исследователь, доцент-исследователь и стажер-исследователь. Эти специалисты – наш золотой фонд. Они не ограничиваются чтением лекций и проведением семинаров – делят свое время между преподаванием и наукой, прививая вкус к исследовательской деятельности студентам.

Молодые люди, попадающие под их влияние, лучше учатся, у них больше огонька в глазах, они горят идеями и готовы, а главное, научены их материализовывать. И мне было очень приятно, когда Министерство образования России тоже официально ввело статус исследователя – уже на федеральном уровне.

- Программа развития вуза – это конкретные мероприятия, рассчитанные на 10 лет вперед, или тут возможны импровизации?

- Ее постоянно приходится защищать, причем нам это делать сложнее, нежели другим федеральным университетам, где обучается по 40 – 50 тысяч студентов. У нас сейчас учатся 20 тысяч человек, и увеличить количество студентов мы пока, к сожалению, не можем из-за нехватки инфраструктуры.

Поступающие к нам запросы на специалистов растут не только в регионах ДФО, однако потребности Якутии во врачебных кадрах мы покрываем только на 35 процентов. И нас сильно критикует республиканский Минздрав. Здравоохранение в регионе развивается быстрыми темпами, в ближайшем будущем запланировано открытие новых специализированных медицинских центров. А у нас не хватает площадей и, соответственно, преподавателей (куда мы их пристроим?), чтобы поспевать за растущим спросом. Схожая ситуация и в других областях.

- Но какое может быть развитие без строительства, открытия новых аудиторий?

- Почему же без строительства? Строим мы довольно много. Учебные площади увеличили почти на 15 тысяч квадратных метров. Ввели общежитие на 941 место. Реконструировали старый общежитский корпус – получили дополнительно пять тысяч квадратных метров. Надстроили пятый этаж над учебным корпусом – еще плюс тысяча «квадратов». Но этого недостаточно.

Два института, экономики и прикладной экологии Севера, у нас вообще без своей крыши над головой. Для них мы вынуждены арендовать помещения. Каждый год это обходится примерно в 12 миллионов рублей.

По сути, мы исчерпали возможности для застройки исторически сложившейся университетской территории. А с новыми земельными участками возникают проблемы. Стараемся решать их с руководством республики и по многим вопросам находим общий язык.

Например, у нас остро стоит жилищная проблема – в квартирах нуждаются более 1300 сотрудников университета. Руководство города выделило участки по соседству, и сейчас там строятся университетские девятиэтажные дома с применением энергоэффективных технологий. Стоимость квартир в них будет ниже рыночной по Якутску, в пределах 40-45 тысяч рублей за квадратный метр.

Планируем завершить строительство Учебно-лабораторного корпуса Мирнинского института, заказали проектно-сметную документацию строительства УЛК Медицинского института, пристроя Инженерно-технического института. Нам нужно, минимум, 5 тысяч мест в студенческих общежитиях.


В компании с компаниями

- Потенциальные работодатели помогают вузу развивать материальную базу?

- Наше сотрудничество с ними гораздо глубже. По большому счету, мы стараемся готовить профессиональные кадры совместно с крупными предприятиями и региональными ведомствами. Совсем недавно, перед началом этого учебного года в университете состоялось открытие именной аудитории Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК). Обоюдная выгода очевидна. Сегодня студенты технических направлений смогут в этой аудитории осваивать современное высокотехнологичное оборудование. А завтра они придут на производство.

Этим дело не ограничится. В соответствии с соглашением между вузом и компанией, в скором времени в здании ЯТЭК в поселке Кызыл-Сыр откроется лаборатория-кафедра, где наши студенты смогут проходить практику и вести научно-исследовательскую работу.

Мы благодарны гендиректору Заирбеку Юсупову за поддержку и дальновидные решения. Хорошие, взаимовыгодные отношения у нас сложились с АК АЛРОСА (президент компании Ф.Б.Андреев, заместитель, 1-й вице-президент И.В.Соболев, директор по инновационной деятельности А.С.Зельберг), НИИ Проалмаз. Они никогда не отмахиваются от наших просьб, будь то взнос в эндаумент-фонд или совместные научные проекты. СВФУ включен в инновационную программу АЛРОСА, мы имеем уже 10 совместных патентов, проводятся совместные исследования. Практика для обучения студентов обеспечивается на самом высоком уровне, процесс трудоустройства выпускников проходит всегда успешно. Недавно компания ввела именные стипендии, постоянно материально поддерживает преподавателей.

- Подобным образом предприятия помогают готовить кадры для себя, или это, как говорили раньше, шефская помощь? Ведь многие добывающие компании предпочитают завозить в Якутию вахтовиков из других регионов. Насколько сложно выпускнику университета найти работу?

- Раньше студентам говорили: ищите рабочие места сами. В принципе, при рыночной экономике так и должно быть. На деле мы обеспечиваем очень высокий уровень трудоустройства. В регион пришли крупные работодатели, и наших выпускников разбирают, как горячие пирожки. Более того, как я уже говорила, по объективным причинам мы пока не успеваем за растущим спросом на молодых специалистов, особенно в добывающей промышленности.

В этом году без наших выпускников остались «Сургутнефтегаз» и даже Якутская топливно-энергетическая компания, принимающая активное участие в практической подготовке студентов. Все разошлись на хорошую зарплату по дочерним предприятиям «Газпрома».

Многие определяются со своим будущим рабочим местом еще в периоды прохождения практики (а ею мы обеспечиваем 100 процентов студентов). Предприятия всегда идут навстречу, предоставляя возможности для проведения практики. А при любом удобном случае мы и сами создаем места, где будущие специалисты могут попрактиковаться.

- Вы имеете в виду малые инновационные предприятия?

- В том числе и их, хотя там речь идет не столько о практике в привычном понимании этого слова, сколько о серьезной совместной творческой работе преподавателей и студентов.


Материализация идей

- Сколько инновационных предприятий открыто при СВФУ?

- Сейчас – 25. Четыре года назад начинали с выручки 4,5 миллиона рублей, теперь 19 из них дошли до 150 миллионов. Это существенный фактор, но еще важнее то, что студенты и аспиранты под руководством креативно мыслящих преподавателей обретают на таких предприятиях опыт – профессиональный, предпринимательский, исследовательский. Они на деле удостоверяются в том, что творческие идеи можно материализовать самим. Ведь эти коллективы внедряют в производство не чужие – собственные наработки. По сути, руководители таких предприятий выполняют две задачи – готовят хороших специалистов-практиков и налаживают производство пользующегося спросом товара.

- В каких отраслях их деятельность можно считать наиболее успешной?

- Наверное, в строительстве, где действуют восемь университетских инновационных предприятий. В этой сфере они решают еще и важную социальную задачу – работают над удешевлением строительства качественного жилья и его эксплуатации.

- Редкий случай, когда что-то пытаются удешевить. Получается?

- Уже дома давно стоят, и люди в них живут. В 2012 году наши предприятия «Стройкомпозит» и «Теплокомфорт» ввели в эксплуатацию три экспериментальных двухэтажных коттеджа в селе Аппаны Намского улуса. Просторные здания площадью 98 квадратных метров построены по оригинальным технологиям и проекту, разработанным нашими сотрудниками. Сочетание используемых материалов дало отличную теплоизоляцию и оказалось весьма недорогим применительно к условиям Якутии. Себестоимость квадратного метра составила 18-20 тысяч рублей. Причем дома газифицированы, полностью благоустроены и обеспечены элементами энергосбережения, что позволяет жильцам экономить на квартплате.

- Кому они достались?

- Сельским специалистам. В одном коттедже, к примеру, живет семья работников детского сада, в другом – сельского хозяйства.

Эта стройка имела для наших сотрудников большое моральное значение. Сами преподаватели отметили: одно дело читать лекции и совсем другое – своими руками создать конечный продукт. Причем они не забросили эти дома – проверяют, как ведут себя конструкции, как поддерживается тепловой режим. К примеру, в самые морозы ездили, замеряли температуру в помещениях, с гордостью доложили: «20 градусов на уровне пола!».

Сельчанам понравилось жить в таких домах, два года наблюдения показали хорошие результаты в энергосбережении, экономии средств и ресурсов.


Замахнулись на миллиард

- Три дома построили. Что дальше?

- Продолжать строить. Сейчас там возводятся еще семь таких домов, один уже сдан. Завершим программу в селе Аппаны, надеемся заняться поселком Нижний Бестях, куда недавно пришла железная дорога, а с ней и хорошие перспективы развития. Хотим застроить там квартал.

Такие недорогие благоустроенные дома хороши для бюджетников, имеющих невысокие заработки. В прошлом году правительство республики приостановило реализацию пилотного проекта поддержки работников бюджетной сферы при приобретении жилья. Однако глава региона Егор Борисов дал задание реанимировать проект, поэтому мы рассчитываем на то, что наработки наших специалистов будут востребованы. По сути, при выделении субсидии в 30 – 35 процентов от стоимости такого дома, приобрести его в состоянии любая семья.

- Чтобы думать об относительно масштабном строительстве, нужна соответствующая производственная база, тем более что вы используете нетипичные для Якутии стройматериалы. Она у вас есть?

- Да, в июне нынешнего года в университете был открыт инновационный учебно-производственный комплекс «Стройкомпозит». Помимо того, что там будут апробировать новейшие стройматериалы и технологии, на базе комплекса налажено производство не требующего дополнительного утепления автоклавного бетона. Производительность установки составит 20 тысяч кубометров в год, заказы имеем уже на пять лет вперед. Теперь думаем, надо было ставить оборудование помощнее – спрос будет. Впрочем, сейчас проводятся работы по обоснованию производства автоклавного бетона еще и в Вилюйском районе республики. Такое предложение сделал глава республики, и мы, конечно, не отказались.

- Вы рассказали о развитии одного направления деятельности инновационных предприятий. Какие планы университет связывает с ними в целом?

- Аппетит приходит во время еды, как говорят. Если в первые годы многие приглядывались к этому виду научно-производственной деятельности с определенным скептицизмом, то теперь, когда появилась продукция и неплохая выручка от ее реализации, отношение поменялось. Арктический инновационный центр СВФУ планирует к 2018 году создать 100 малых инновационных предприятий, не менее тысячи рабочих мест и довести совокупную выручку до миллиарда рублей. Жизнь покажет, что из этого получится.


Студенческий март

- Говоря о создании университетом условий для практики студентов, Вы отметили, что речь идет «в том числе» о малых инновационных предприятиях. Что еще входит в это число?

- У нас в Якутии ежегодно в июле-августе и в марте резко снижается нагрузка на медицинские учреждения. Летом понятно: народ на сенокосе, на дачах, в отпусках – болеть некогда. А вот почему в марте? Выяснилось, потому что именно в это время в больницы приходят на практику студенты. Люди предпочитают перемогать болезни дома, нежели доверяться недоученным врачам.

Чтобы было больше возможностей для практических занятий в своих стенах, мы открыли при Медицинском институте СВФУ клинику. А чтобы студенты практиковались для начала не на живых людях, посоветовались с директором института Пальмирой Георгиевной Петровой и заселили весь второй этаж клиники роботами – открыли Симуляционный центр.

На этом этаже теперь круглый год – студенческий март. Там есть такие роботы, что и покашливают, и имитируют боль, когда неправильно поставлен укол, могут даже «умереть», если студент назначил неверный курс лечения или ввел не тот препарат.

- Дорого обошлось?

- Дорого. К примеру, цена только одного из роботов-«пациентов» - 18 миллионов рублей. Но и результаты подобных практических занятий дорогого стоят. С Дальневосточной олимпиады по хирургии, где состязания шли в 11 номинациях, наши студенты привезли шесть золотых медалей, четыре серебряных и одну «бронзу». А будущие якутские микрохирурги даже установили рекорд в архисложной номинации. Все их соперники собрали по три пучка нервов, а наши – десять.

- Начался очередной учебный год. Ожидаете ли вы от него чего-нибудь неординарного?

- Скучать будет некогда, это точно. Вуз молодой, нам еще расти да расти.

Этот учебный год даже начался необычно – в День знаний с преподавателями и студентами университета встретился президент страны Владимир Путин. И было очень приятно слышать, когда, прощаясь, глава государства сказал, что в СВФУ он увидел достойные условия для достойного образования.


Владимир Таюрский

Источник: Российская Газета

10 октября 2014 г.