• ЭИОС

Колонка ректора

Тезисы выступления Е.И. Михайловой на встрече с активом университета

Тезисы выступления Е.И. Михайловой,
ректора Северо-Восточного федерального университета
имени М.К. Аммосова, на встрече с активом университета 5 сентября 2014 г.


Презентация "ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА В 2014/2015 УЧЕБНОМ ГОДУ" 

30 августа 2013 года на встрече с активом университета в докладе «Академическое совершенство, эффективное взаимодействие» были обозначены 7 основных задач деятельности на 2013-2014 учебный год:

1. Пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей.

2. Расширение программ прикладного бакалавриата.

3. Вовлечение студентов, начиная с 2-3 курсов, в реальные научно-исследовательские работы.

4. Развитие системы научно-исследовательских лабораторий.

5. Развитие магистратуры и аспирантуры. Трансформация в магистерско-аспирантский университет.

6. Расширение взаимодействия и формирование новых партнерств с различными участниками социально-экономического развития в регионе.

7. Продвижение СВФУ на отечественном и международном образовательном рынке как университета, реализующего практико-ориентированные программы обучения.

***

2014/2015 учебный год имеет ряд значимых событий, которые, несомненно, отразятся на нашей работе:

Во-первых, новый учебный год начался с визита Президента России В.В. Путина. Высокая оценка, данная руководителем страны, еще больше повышает нашу ответственность, ставит новые планки, к достижению которых мы должны стремиться.

Во-вторых, в этом году мы отмечаем 80-летие высшего образования в Якутии. Каждый этап развития университета имеет свои особенности, соразмерные с историей развития республики и всей страны. Сегодня вуз динамично развивается по многим направлениям, высокая оценка нашей деятельности дана президентом страны В.В. Путиным.

К этой дате мы планируем приурочить открытие сквера профессоров, обновление экспозиции музея высшей школы Якутии. Под руководством В.И. Васильева готовится сборник, раскрывающий историю становления и развития кафедр.

В-третьих, завершается второй этап реализации Программы развития университета. Основной задачей этапа является становление СВФУ как одного из лидеров российского образования: проведение исследований и инновационных разработок общероссийского и мирового уровней, вхождение в список первых 180 Национального рейтинга университетов.

9 декабря 2009 года на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике были впервые рассмотрены концепции создания Приволжского, Уральского, Северного (Арктического), Северо-Восточного и Дальневосточного федеральных университетов.

Спустя ровно пять лет, 9 декабря 2014 года, на базе университета пройдет Северо-Восточный образовательный форум, куда приглашены руководители ведущих российских университетов страны. На форуме будут подведены итоги реализации программы развития. Совет ректоров Дальневосточного федерального округа планирует провести заседание о роли университетов в инновационном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона.

2 апреля 2015 года исполнится пять лет, как распоряжением Правительства РФ № 499-р создан Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

В-пятых, в следующем квартале этого года университет пройдет процедуру аккредитации – установление соответствия типу образовательной организации, уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам. На государственную аккредитацию выходит 256 образовательных программ высшего образования и 12 программ среднего профессионального образования, реализуемых в университете и его филиалах.

В-шестых, в 2015 году завершается массовый переход к двухуровневому образованию. Сегодня в университете по образовательным программам бакалавриата обучается 2279 студентов четвертого курса, которые в следующем году пополнят ряды выпускников СВФУ.

В-седьмых, завершается реализация проектов по привлечению ведущих ученых с мировым именем, направленных на развитие фундаментальной и прикладной науки в области математического моделирования, экологической безопасности, технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования. В декабре планируем подведение итогов исследований, выполняемых совместно учеными Российской Федерации и зарубежных стран:

­ по проекту «Разработка прикладного программного обеспечения для расчетно-теоретического обеспечения разработки месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья» под руководством П.Н. Вабищевича, д.ф-м.н., профессора, главного научного сотрудника Института математического моделирования Российской академии наук;

­ учебно-научной лаборатории «Молекулярно-генетические технологии» под руководством И.С. Зульфугарова, профессора-исследователя Высшей Школы Естественных Наук Пусанского национального университета (Республика Корея);

­ учебно-научно-технологической лаборатории «Технологии полимерных нанокомпозитов» по проекту «Химическая технология наноматериалов и углеводородного сырья» под руководством ведущего ученого, профессора-исследователя Университета Мионджи (Республика Корея) Джин Хо Чо;

­ по проекту «Гистологический, цитологический и биохимический анализ изменений лунафазной активности органов и тканей животных как компонентов лунасенсорной системы, предположительно контролирующей ход пожизненных часов мозга в развитии и старении организма», в котором научным консультантом выступает кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля Российской Академии Наук А.М. Оловников.

Основные задачи развития университета в 2014/2015 учебном году:

Во-первых, разработка образовательных программ магистратуры.

Одним из индикаторов конкурентоспособности университета на мировом рынке научно-образовательных услуг является удельный вес студентов, обучающихся по образовательным программам магистратуры. За четыре года число образовательных программ магистратуры, реализуемых в университете, выросло в 13 раз (в 2010-2011 уч.г. – 4), но по сравнению с ведущими российскими университетами незначительно: в этом году по 51 образовательной программе обучается 677 студентов (3,7% от общего числа студентов).

Министерство образования и науки России планирует сосредоточить магистратуру в лучших российских вузах. Как отметил этим летом министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, аспиранты и магистры должны иметь право на получение образования в ведущих образовательных центрах страны. 10 июля, выступая на съезде Российского союза ректоров, министр образования РФ отметил, что в стране «будут вузы, в которых не будет аспирантуры и магистратуры, и их будет много».

Прогнозируется, что примерно одна треть выпускников бакалавриата планирует продолжить свое обучением. В связи с этим учебным подразделениям и Департаменту по обеспечению качества образования нужно сосредоточиться на разработке магистерских программ. Целевой ориентир на 2015-2016 учебный год – не менее 80 программ магистратуры.

Большие надежды возлагаем на проект «100 магистров образования», реализуемый совместно с администрацией Якутска по 9 магистерским программам. В этом году мы начали подготовку по сетевой магистерской программе «Литературы и культура российских макрорегионов» совместно с Северным и Уральским федеральными университетами.

Вторая задача – разработка, утверждение и реализация самостоятельных образовательных стандартов. Среди проблем реализуемых в настоящее время образовательных программ, эксперты относят большое количество мелких дисциплин, существенные различия в наборах и трудоемкости базовой части программ, отсутствие условий для индивидуализации образовательной траектории вследствие большой разницы в учебных планах. В университете разработаны проекты 63 самостоятельных образовательных стандартов, предстоит их экспертиза, корректировка и утверждение на Ученом совете СВФУ.

Целевой ориентир на 2015-2016 учебный год – 100% самостоятельно разработанных стандартов по образовательным программам, реализуемым на первом курсе бакалавриата. Это позволит унифицировать базовую часть образовательных программ путем введения единой матрицы учебного плана (БУП), укрупнить дисциплины и создать условия для оптимизации ресурсного обеспечения (учебно-методической документации и учебно-методической литературы), формирования единых фондов оценочных средств по дисциплинам.

Как вы знаете, в университете принят стандарт оценки качества образования, создан Департамент по обеспечению качества образования. Следующий шаг – создание внутривузовской системы независимой оценки знаний студентов. Мы должны довести до сведения всех обучающихся, родителей, общественности, работодателей – какие ценности мы проповедуем. Будем стремиться, чтобы проводимая оценка была независимой, объективной и открытой.

По предложению Рособрнадзора наш университет совместно с Московский юридической академией, Московским городским педагогическим университетом, Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А. Н. Туполева вошел в проект независимой оценки знаний студентов, включающей участие в оценке представителей профессиональных ассоциаций, будущих работодателей.

В-четвертых, одним из требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является активное использование современных образовательных технологий в учебном процессе. В связи с этим перед профессорско-преподавательским составом стоит задача выбора образовательных технологий, позволяющих создать условия для формирования и развития профессиональных компетенций студентов. Многие исследователи образования считают, что технологии могут выступать катализатором различных изменений в содержании, методах и конечном качестве процессов преподавания и обучения, наиболее часто проводя перемены от лекционной формы обучения к конструктивным исследовательски-направленным занятиям.

Открытие клиники дает медицинскому институту активно использовать технологии имитационного моделирования. Симуляционный центр становится базой для профессиональной клинической подготовки и отработки практических навыков с использованием широкого спектра различных моделей. Об эффективности использования таких технологий показывают результаты участия студентов института на олимпиаде по хирургии в Дальнем Востоке.

СВФУ совместно со Сколтехом проводит повышение квалификации преподавателей по внедрению технологии CDIO для обучения будущих инженерных кадров. Горный факультет в этом году провел второй всероссийский чемпионат по решению кейсов в области горного дела. В основе чемпионата лежит одна из наиболее эффективных технологий обучения – кэйс-стади.

Вместе с тем результаты опросов свидетельствуют о недостаточном разнообразии применяемых на факультетах и институтах образовательных технологий. К числу наименее активно используемых преподавателями технологий можно отнести тренинги, дистанционное обучение. Почти каждый десятый опрошенный считает, что для использования современных образовательных технологий не хватает умений и навыков.

Для координации работ по внедрению современных образовательных технологий мы начинаем реализацию проекта «ЯГУ» (Якутский глобальный университет). Будем развивать систему организационной и информационно-методической поддержки внедрения дистанционных технологий через институт непрерывного профессионального образования, межвузовский учебно-методический центр.

В-пятых, итоги приемной кампании наглядно показывают, как качество школьного образования самым непосредственным образом отражается на качестве контингента студентов. Как мы знаем, результаты ЕГЭ в республике в этом году были низкими, что отразилась и на результатах абитуриентов. Если в 2013 году средний балл ЕГЭ студентов, поступивших на первый курс на общих основаниях, был равен 60,01, то в этом году большими усилиями удалось достичь 57,94.

Нам необходимо принять меры по повышению качества школьного образования, усилить работу с учителями и будущими абитуриентами. Мы возобновим традиционные форумы учителей-предметников республики: математиков, физиков, географов, филологов. Институту непрерывного профессионального образования совместно с факультетами и институтами необходимо расширить спектр курсов повышения квалификации учителей в области специальных знаний.

Особое внимание будет уделено развитию университетского образовательного округа. На днях мы получили хорошую новость: Северо-Восточная олимпиада школьников по физике второй раз вошла в перечень российских олимпиад школьников, утвержденных Минобрнауки России. В перечень вошли также олимпиады «Звезда»,«Будущее Сибири», «Надежда Восточной Сибири», в которых СВФУ является соорганизатором.

В-шестых, развитие университета как ведущего экспертного центра.

Развитие экспертно-аналитической деятельности является одной из приоритетных задач развития университета.

Центр правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера становится ведущим экспертом по вопросам устойчивого развития, экологического законодательства. С участием преподавателей и студентов научные идеи центра воплощаются в проектах республиканских и федеральных законов, концепций, правовых экспертизах проектов социально-экономического развития арктических территорий страны и правового статуса коренных малочисленных народов Севера, оказании юридической помощи гражданам и кочевым общинам.

Центр лингвистической экспертизы при Филологическом факультете за три года провел около 100 лингвистических экспертиз.

Испытательный центр ИТИ «ЯКУТСК-ЭКСПЕРТ» проводит лабораторные испытания и сертификацию строительных материалов, изделий и конструкций: мебель, изделия деревянные, фанерная продукция, лесо- и пиломатериалы, заготовки, столярные изделия, стеновые материалы; вяжущие материалы, смеси бетонные, растворы, строительные, теплоизоляционные материалы и изделия и т. п. Испытательный центр получил высокую оценку А.А. Фурсенко, помощника Президента Российской Федерации.

Сотрудники научно-исследовательского института прикладной экологии Севера являются экспертами конкурсов Русского географического общества, кроме того, привлекаются для экологической экспертизы проектной документации Росприроднадзора по РС (Я). Лаборатория физико-химических методов анализа НИИПЭС аккредитована в Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии, что позволяет выступать в качестве третьих лиц в арбитражных и судебных разбирательствах, выступать в качестве экспертов в спорных вопросах.

В-седьмых, необходимо активизировать участие научно-педагогических работников в конкурсах научных программ и грантов.

Научные исследования в университете выполняются по проектам в рамках аналитической ведомственной научной программы Минобрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2011 годы», программы Минобрнауки РФ «Поддержка ведущих российских вузов», федеральных целевых программ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», «Развитие образования на 2011-2015 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий Российской Федерации 2007-2013 годы»; Российского научного фонда, РГНФ и РФФИ. Вместе с тем, активность участия научно-педагогических работников в конкурсах научных программ и грантов.

Нам предстоит решить еще более значимые задачи, для чего мы должны быть сплоченными, нацеленными на позитивный результат.