Колонка ректора

Выступление Е.И. Михайловой, ректора Северо-Восточного федерального университета, на встрече с активом университета 30 августа 2013 г.


Традиционно в конце августа мы подводим итоги прошедшего учебного года, определяем ориентиры развития университета на предстоящий учебный год.

У каждой августовской встречи есть свои особые проекты, идеи, свои знаковые аспекты, отмечающие характер и специфику времени. Год назад в этом зале мы обсуждали механизмы реализации Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», стратегические и вполне конкретные задачи по обеспечению современными кадрами и научному сопровождению социально-экономического развития республики и Дальнего Востока.

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятый 29 декабря 2012 года. Новый закон, наш «образовательный кодекс», предъявляет серьезные требования к качеству образования и эффективности деятельности образовательных организаций.

31 августа 2012 года на встрече с активом университета в своем докладе «Мы должны стремиться к совершенству во всем, что бы ни делал университет!» были обозначены 5 основных направлений деятельности на 2012-2013 учебный год:

1. Конкурентная деятельность за талантливых и одаренных студентов.

2. Внедрение новых систем и методов обучения и воспитания студентов.

3. Профессор СВФУ, как главный фактор становления и развития федерального университета.

4. Роль сотрудников (УВП, АУП) как созидательных структур для эффективного управления.

5. Университет как интеллектуальный центр.

Вкратце рассмотрим ход и результаты реализации основных направлений развития университета.


Конкуренция за талантливых и одаренных студентов

Подготовка качественных и нашедших свое место на рынке труда специалистов является важнейшей задачей университета. Решение данной задачи зависит не только от процесса обучения и воспитания в университете, но и от формирования качественного контингента студентов.

В 2012-2013 учебном году университет значительно активизировал свою деятельность по привлечению талантливых и одаренных абитуриентов. В течение учебного года организованы профориентационные выезды учебных подразделений в 26 муниципальных районах республики, в школы Магаданской и Сахалинской областей, Приморского и Хабаровского краев. Запущен дистанционный проект «Выбери профессию», организованы дистанционные профориентационные видеоконференции с учащимися и учителями.

Особое место в профориентационной работе занимала работа со школами города Якутска. Из 1686 выпускников профориентационной работой охвачены 1352 (80,2%). Об эффективности такой работы говорит тот факт, что в СВФУ поступили 753 выпускников городских школ, что составило 44,7% от общего числа выпускников школ Якутска.

Начиная с 2010 года, СВФУ изменил принципы отбора студентов в сторону повышения шкалы минимальных баллов. Ученым советом университета принято решение ежегодно целенаправленно повышать шкалу минимальных баллов, ниже которых документы в университет не принимаются. В целом, в этом году рост проходной планки составил от двух до десяти баллов по сравнению с 2012 годом. Так, например, чтобы стать студентом направления «Прикладная математика и информатика», в 2012 году необходимо было набрать 152 балла, а в этом - 162.

По итогам приемной кампании 2013 года можно констатировать, что формирующийся имидж университета как федерального привел к тому, что начали приходить наиболее подготовленные студенты. Мы считаем, что поднятие проходного балла, тщательный отбор поступающих позволит улучшить качество высшего образования. К нам поступают абитуриенты, которые с помощью ЕГЭ доказали, что их личные качества дают им возможность получить высшее образование. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на первый курс обучения за счет средств федерального бюджета, в прошлом году составил 58,45, в этом году средний балл ЕГЭ зачисленных по конкурсу (в расчете на один предмет) составил 60,8 балла в головном вузе.

Знаковое событие – в этом году впервые в СВФУ поступили 9 выпускников школ республики, получившие 100 баллов в Едином государственном экзамене, из них: из школы №26 и Саха гимназии (по русскому языку); №31 (по географии), городской классической гимназии, школы №2 Якутска, Хамагаттинского саха-французского лицея, Мирнинской СОШ №12 (по литературе), Республиканского лицея-интерната и физико-технического лицея (по химии).

В этом году 63 первокурсника имеют средний балл ЕГЭ от 80 и выше. Из них наибольшее число поступили в ИЗФИР (17), медицинский институт (11), финансово-экономический факультет (11), институт математики и информатики (6), инженерно-технический институт (5). Выпускники школ с высокими баллами Единого государственного экзамена, поступившие в СВФУ, будут получать именную стипендию университета в размере 10 000 рублей. Такое решение принято на совещании по организации приемной кампании-2013.

Усиливается работа по развитию олимпиадного движения школьников. С целью формирования состава студентов из наиболее способных и подготовленных школьников, привлечения учащихся школ Дальневосточного федерального округа с 2010 года третий год проводится Северо-Восточная олимпиада школьников по 17 общеобразовательным дисциплинам. За три года в олимпиаде приняли участие 27 675 учащихся 10-11 классов из Республики Саха (Якутия) и 12 регионов России.

В 2012-2013 учебном году на первом этапе СВОШ приняли участие 9215 учащихся из 12 регионов, в том числе из Амурской, Магаданской, Иркутской, Кемеровской и Сахалинской областей, Еврейского и Чукотского автономных округов, Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Республики Бурятия. По итогам второго этапа олимпиады победителями стали 54 участника. Из них 44,4% являются учащимися школ Ассоциации «Северо-Восточный университетский округ». Среди победителей также школьники из Республики Бурятия и Чукотского автономного округа. По данным на 21 августа 2013 г.: из 258 призеров олимпиады в СВФУ на очную форму обучения зачислены – 127 человек (49%). В 2012-2013 уч. году из 213 призеров зачислены - 127 чел. Из 54 победителей олимпиады поступили 25 человек (46%). В прошлом году из 102 победителей – 47 чел. (46%). Наибольшее число победителей олимпиады стали студентами Финансово-экономического института (5), Инженерно-технического института (4),Института математики и информатики (3),Института зарубежной филологии и регионоведения (3).

Нас радует, что по результатам анализа вузовских предпочтений и академической мобильности лауреатов олимпиад школьников, проведенном Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Российским союзом ректоров за 2012 год с охватом 212 ведущих вузов страны, Северо-Восточный федеральный университет занял 24 место в рейтинге вузов, куда предпочли поступить лучшие школьники страны. В 2013 учебном году в Северо-Восточный федеральный университет поступили 11 победителей всероссийских олимпиад школьников, из них наибольшее число стали студентами инженерно-технического института (6) и Мирнинского политехнического института (3).

Университет уделяет особое внимание развитию довузовского образования школьников, росту влияния на школьное сообщество: Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ» сегодня объединяет 66 образовательных учреждений разных типов и видов Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа. Показателем эффективности деятельности ассоциации является тот факт, что в прошлом году больше половины выпускников школ Ассоциации поступили в СВФУ. С каждым годом количество школ, желающих вступить в университетский округ, расширяется. Так, в настоящее время на рассмотрении находятся заявки от 2 школ Сахалинской области и 3 школ Магаданской области. Решение об их включении в состав ассоциации будет принято на ежегодной конференции.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование качественного контингента студентов, является профессиональная компетентность школьных учителей. В связи с этим основным ориентиром в своей деятельности университет ставит повышение предметной компетентности педагогов, обучение современным образовательным технологиям. За первое полугодие 2013 года на базе СВФУ свой профессиональный уровень повысили 3201 педагог Якутии, Магаданской области, Камчатского, Хабаровского и Амурского краев, Чукотского автономного округа. В 2012 году – 6426 педагогов страны.

Одним из способов ускорить процесс реорганизации СВФУ в признаваемый в мире университет является интернационализация. Увеличилось число студентов из зарубежных стран. Сегодня в университете обучаются студенты из 27 субъектов России и 22 иностранных государств. В этом году в СВФУ поступили студенты из таких стран как Вьетнам, Нигерия, Гайана, Турция, Финляндия, Швейцария, США, Австрия, Тайвань, Южная Корея, Индия, Перу, Канада, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Казахстан, Украина, Беларусь. Впервые в результате проведения успешной рекрутинговой кампании стали студентами 11 абитуриентов из Монголии, 7 – из Турции, 17 – из Китайской Народной Республики, 10 – из Республики Корея.

Приток талантливых иностранных студентов способствует повышению академического уровня обучающихся и обогащению их опыта за счет межкультурного общения.


Новые системы и методы обучения и воспитания студентов

Одним из требований федеральных государственных образовательных стандартов ВПО является активное использование современных образовательных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Сегодня СВФУ становится центром методических разработок в сфере технологий непрерывного образования, балльно-рейтинговой системы. На всех уровнях обучения в университете внедряются современные образовательные технологии на базе активных методов обучения (проектный метод, моделирование, тренажеры, фантом, компьютерные симуляции, версии, кейсы и др.). Как показывают мониторинг, лидирующие позиции в работе преподавателей занимают технологии развития познавательной активности студентов, которые стимулируют их к самостоятельной добыче знаний, к овладению способами исследовательской деятельности.

Ведется работа по вовлечению студентов в исследовательскую деятельность, в том числе посредством организации кружковой деятельности; участия студентов в конкурсах грантов, организации на конкурсной основе зарубежных стажировок. В медицинском институте открыты симуляционный центр и медицинская клиника. Институт математики и информатики имеет суперкомпьютерный центр, автодорожный факультет – учебный полигон для испытаний, тестирования зимних шин известной японской компании «Бриджстоун» и т.д.

Трансформация университета как открытой системы, ориентированной на саморазвитие и формирование профессиональных компетенций студентов, предполагает активное участие самих обучающихся в совершенствовании разных сторон жизнедеятельности университета как открытой и развивающейся социальной системы. 1 марта 2012 г. решением общего собрания представителей студенческих объединений создан Студенческий координационный совет СВФУ. В состав совета входят 17 студенческих объединений. Количество студентов, состоящих в органах студенческого самоуправления, на конец учебного года составило 3906 человек (22,7% от числа студентов очного обучения).На Всероссийском образовательном форуме «Селигер-2013», завершившемся 5 августа, Объединенный студенческий совет общежитий СВФУ признан лучшей студенческой организацией России.

В университете созданы современные условия для обучения и проживания. В этом году СВФУ стал победителем Открытого публичного всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профобразования на лучшее студенческое общежитие. В конкурсе, в котором принимали участие 125 ведущих вузов страны, наш университет признан лучшим в номинации «Лучшее материально-техническое обеспечение студенческого общежития». 27 сентября, в день государственности республики, распахнет свои двери новое общежитие на 941 место.

Востребованность выпускников на рынке труда является одним из самых показательных критериев оценки деятельности вуза. В 2012 году мы достигли 100% трудоустройства и занятости выпускников, в том числе 72,8% трудоустроены. Растут показатели трудоустройства по специальности: с 87,4%в 2010 году до 98,2% в 2012 году. Университет поддерживает выпускников и в последующие годы после окончания обучения. Так, в целях более тесного сотрудничества с работодателями заключены 700 соглашений о подготовке кадров с отраслевыми министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями, научными институтами, учреждениями профессионального образования, организациями и предприятиями региона, в том числе с Правительствами Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области.


Профессор СВФУ -
главный фактор становления федерального университета

По состоянию на 1 января 2013 г. укомплектованность штатами профессорско-преподавательского состава и научных работников Северо-Восточного федерального университета составляла 100%.По состоянию на 1 июля в университете работают 106профессоров.Средний возраст профессорско-преподавательского состава в 2012-2013 уч.г. составляет 44 года (для сравнения в 2011-2012 гг. - 46 лет). Остепененность научно-преподавательских кадров университета в 2011-2012 учебном году составила 63,8%, в 2012-2013 учебном году - 64%.

В целях обеспечения преемственности научно-образовательного процесса в университете с 2011 года введены ставки профессоров-исследователей – 8, доцентов-исследователей – 7, стажеров-исследователей – 24.

В 2010-2011 уч. году 759 научно-педагогических работников повысили профессиональную квалификацию (62% от общего числа НПР), в 2011-2012 уч. году — 961 чел. (70 % от общего числа НПР). В ведущих российских и зарубежных вузах в 2010-2011 уч. году прошли обучение 255 преподавателей и научных работников, в 2011-2012 уч. году - 217 человек, в 2012-2013 уч. году - 226 человек.

В 2012 году приняли участие в стажировках за рубежом 189 сотрудников СВФУ, по состоянию на 1 августа 2013 г. — 85 человек, в том числе в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 102 человека (из них в Японии – 4 человека, Республике Корея – 29 человек, КНР – 28 человек.).

На базе Института зарубежной филологии и регионоведения проводятся курсы изучения иностранных языков, на которых в 2012-2013 учебном году обучались 415 научно-педагогических работника. Филологический факультет ежегодно проводит курсы делового русского языка и культуры речи для сотрудников университета. В октябре 2012 года был проведен единый диктант по русскому языку для преподавателей, где 83% сотрудников успешно справились с заданиями.

Начиная с 2010 года, проводится аттестация научно-педагогических работников на соответствие занимаемой должности. По состоянию на 1 августа 2013 г. аттестацию успешно прошли 83% НПР.

В феврале этого года создана коллегия профессоров СВФУ, председателем которой избран профессор Дмитрий Алексеевич Данилов.

Сегодня в университете 12 профессоров-наставников, которые являются советниками ректора по вопросам учебно-методической, воспитательной и научно-педагогической деятельности в университете. Основными задачами их работы являются оказание содействия в координации и контроле учебно-воспитательной и научно-педагогической работы, всесторонняя методическая помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Многие профессора-наставники руководят аспирантами, выпускными квалификационными работами обучающихся, курируют научно-педагогическую деятельность молодых сотрудников, осуществляют кураторство над студентами первого курса, оказывают всемерное содействие в вопросах трудоустройства выпускников.


Роль сотрудников (УВП, АУП) как созидательных структур для эффективного управления

Сравнительный анализ деятельности ведущих отечественных и зарубежных университетов показывает, что управление является основным элементом, определяющим позиционирование вуза в международном образовательном пространстве, место в международных рейтингах. В связи с этим на встрече с активом университета 31 августа 2012 г. была поставлена двойная задача:

- управление: устанавливать заранее и реализовать краткосрочные цели, привлекая других людей, выполнять своевременно и заблаговременно;

- лидерство: руководить строительством нового и продвижением новых правил и идей, ставить перед собой все более смелые цели. Отойти от лидерства, основанного на «военной пирамиде».

В настоящее время в университете реализуется признанная в мире модель управления вузом кластерного типа. Как отмечают эксперты, в России только пара университетов использует эту модель, среди которых эксперты назвали Северо-Восточный федеральный университет.

Одним из основных направлений совершенствования управления вузом стало внедрение стандартов системы менеджмента качества. 25 июня 2013 года Ассоциация по сертификации «Русский регистр» и Международная организация по сертификации IQNet выдали Северо-Восточному федеральному университету сертификаты о соответствии системы менеджмента федерального вуза международным стандартам. Ассоциацией «Русский регистр» была проверена система менеджмента качества ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» и признана соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2008.СВФУ признан победителем 4-го Всероссийского конкурса в области менеджмента качества за 2012 год, организованного Всероссийской организацией качества (г. Москва). (Диплом ВОК от 08.07.2013 г.).

В четвертом ежегодном Национальном рейтинге университетов, подготовленном информационным агентством «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы» по итогам 2012-2013 учебного года, Северо-Восточный федеральный университет занял 35 место в стране, поднявшись на 25 позиций по сравнению с 2011-12 годом. По итогам мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проведенном в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации, с участием 502 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и 930 филиалов, Северо-Восточный федеральный университет и все его филиалы отнесены к группе эффективных вузов.

По результатам мониторинга Программ развития федеральных университетов согласно методики Министерства образования и науки РФ, СВФУ отнесен к категории А2, а именно, реализация Программы развития федерального университета оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, на развитие научно-образовательного и инновационного потенциала региона с тенденцией к усилению направленного воздействия на тренды социально-экономической, научной, образовательной и инновационной политики, реализуемой в регионе, в среднесрочном периоде.


Университет как интеллектуальный центр, «фабрика мысли»

За последние годы значительно изменилась роль Северо-Восточного федерального университета, он становится «фабрикой мысли» Дальнего Востока и России. СВФУ начинает работать над глобальными проблемами будущего, производством футурологических работ, основанных на долгосрочном глобальном прогнозировании. Так, среди исследований с целью прогнозирования тенденций развития и разработки решений для органов государственной власти, деловых кругов и широкой общественности, осуществляемых в СВФУ, можно выделить проект «Форсайт Республики Саха (Якутия)», включающего комплекс исследовательских и проектных работ.

СВФУ и Акционерная компания «АЛРОСА» (ОАО) завершили реализацию проекта «Создание комплексной экологически безопасной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера», реализованного в рамках Постановления Правительства РФ №218 от 9 апреля 2010 года «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».Созданная технология является важным фактором снижения энерго- и ресурсоемкости, повышения эффективности недропользования при добыче алмазов. Например, выход алмазов в концентраты, отмытые с применением эмульсионной технологии увеличиваются в 2,5 раза, а чистота отимывки кристаллов возрастает до 80-100%. В целом, внедрение разработанных в ходе реализации новых технологий позволит снизить себестоимость руды подземным способом от 2 до 10 процентов, снизить энергоемкость на 5 процентов, нагрузку на экосистемы в зоне хозяйственной деятельности на 14 процентов. По предварительным подсчетам, при понесенных затратах в объеме 300 млн. рублей суммарныйэкономический эффект от внедрения проекта составил более 4,4 млрд.рублей.

За период с 2010 по 2012 г. в рамках выполнения проекта по разработке комплексной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд получено 10 патентов с использованием результатов проекта. По тематике выполненных НИОКТР участниками было опубликовано 68 научных работ в российских и 4 в зарубежных журналах, а также изданы 3 монографии. Издан специальный выпуск Горного журнала.

Сегодня СВФУ выступает и как институт урбанистики и регионального развития. Одним из перспективных задач является анализ социально-экономических тенденций и потенциальных перспективных рынков, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование развития регионов. Один из предполагаемых продуктов деятельности СВФУ как фабрики мысли - Стратегия социально-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2032 года, которая разработана по инициативе Главы городского округа А.С. Николаева. Проект Стратегии ориентирован на устойчивое развитие города Якутска, достижение баланса между природой, обществом, экономикой и социальной сферой в целях повышения качества жизни населения.


Актуальные проблемы развития университета

Подводя итог сказанному, отмечу, что все еще серьезными проблемами остаются:

1. Низкое качество знаний абитуриентов, невысокий уровень их подготовленности, ограниченные возможности качественной подготовки специалистов для экономики республики и Дальнего Востока.

2. Недостаточный перечень программ магистратуры и аспирантуры, достигнутый уровень не дает существенного влияния на региональную систему профессионального образования.

3. Нежелание многих выпускников бакалавриата и специалитета обучаться в магистратуре, как доказательство низкой работы со студентами бакалавриата.

4. Недостаточная востребованность научных разработок ученых СВФУ реальным сектором экономики.

5. Непроработанность предлагаемых научных разработок по приоритетным направлениям модернизации экономики республики и Дальнего Востока.

6. Недостаточность эффективных мер для обновления и развития кадрового потенциала, в т.ч. для повышения научной продуктивности и публикационной активности НПР.

7. Правительством РС (Я) на конкурс научных исследований и иных разработок заявляется небольшой объем финансирования.

8. Низкая эффективность работы аспирантуры.

9. Недостаточная работа с работодателями, предприятиями и компаниями.

10. Недостаточная работа заведующих кафедр, которые не стали носителями или приверженцами корпоративной культуры, новой управленческой культуры. Заведующие кафедрами должны стать лидерами в коллективе преподавателей. Эффективность и качество преподавания и исследовательской деятельности зависит от них.

Прошу провести обсуждение указанных проблем в коллективах, подготовить предложения. В период сентября-октября проведем встречи на кафедрах, факультетах и институтах.


Перспективные направления работы в 2013-2014 учебном году

Мы сегодня проанализировали реальное состояние нашей текущей деятельности, нам необходимо наметить планы дальнейшей работы, в т.ч. в 2013-2014 уч.г. Основные изменения в российской системе высшего образования связаны с принятием ключевых нормативных актов:

1. С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятый 29 декабря 2012 года.

2. 30 декабря 2012 г. Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

3. 15 мая 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции).

Предстоит гораздо большая, по прилагаемым усилиям коллектива, работа по созданию нового качества университета, как системного интегратора, отвечающего за отдельные направления социально-экономического развития региона. В ноябре-декабре 2013 года мы должны завершить разработку новой Программы развития СВФУ на 2015-2019 годы. Не позднее 15 сентября 2013 года должны быть сформированы рабочие группы по направлениям, примерная схема Программы (или Концепция) должна быть разработана до 20 сентября.

Сегодня стоит задача, чтобы университет готовил кадры с современными компетенциями, позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Во-первых, долгосрочным приоритетом является пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, студентов, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития. Должны быть развернуты гибкие программы с разными сроками обучения. При планировании контрольных цифр приема на 2014 год были учтены предложения работодателей:

- 57 программ бакалавриата согласованы со 189 представителями работодателей,

- 11 программ специалитета с 29 представителями работодателей,

- 16 программ магистратуры с 41 представителями работодателей.

Во-вторых, необходимо расширять программы прикладного бакалавриата. 21 августа 2013 года на заседании Правительства Российской Федерации рассмотрены вопросы поддержки образовательных организаций высшего профессионального образования, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов и государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности. В своем выступлении министр образования и науки России Д.В. Ливанов отметил необходимость внедрения практикоориентированных программ высшего образования – прикладного бакалавриата.

Сегодня программы прикладного бакалавриата реализуются в технологическом институте, являющиеся экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года, обеспечивающей профессиональную практико-ориентированную подготовку. Создан Координационный совет, разработаны требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. На данном этапе эксперимента 23 студента после 3 курса прошли переаттестацию, защитили ВКР СПО, получили дипломы СПО и приняты на сокращенную программу обучения по направлению 230000.62 Информатика и вычислительная техника по профилю Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Согласно проекту приказа МОН РФ«Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» всего 84 направления подготовки, по которым планируется реализовать программы прикладного бакалавриата. Основываясь на этом перечне, необходимо расширить спектр образовательных программ.

В-третьих, мы должны создавать и поддерживать базовые кафедры в предприятиях и организациях, на которых будет организована практическая подготовка студентов. До 1 января 2014 г. каждому факультету и институту необходимо открыть по одной базовой кафедере на предприятии. Организация обучения совместно с предприятием поможет проводить адаптацию студентов к будущей трудовой деятельности на ранней стадии образовательного процесса. С другой стороны, такая организационная форма позволит нам вовлечь в процесс преподавания практиков из разных сфер экономики, управления, обладающих разным опытом и способных передать его будущим выпускникам.

В-четвертых, для всех студентов должна быть обеспечена возможность участвовать в исследованиях и разработках по специальности на старших курсах бакалавриата и при обучении на программах подготовки специалистов и магистров. Мы должны обеспечить опережающее вовлечение студентов, начиная с 2-3 курсов бакалавриата, в реальные научно-исследовательские работы и через систему кафедр на базовых предприятиях, исследовательских и проектных организациях различных отраслей экономики.

В-пятых, мы продолжим развивать систему научно-исследовательских и учебно-научных лабораторий.

В-шестых, необходимо расширить взаимодействие и формирование новых партнерств с различными участниками социально-экономического развития в регионе. По данным на 1 августа СВФУ имеет 700 договоров с предприятиями и учреждениями.

В-седьмых, нам необходимо продвигать СВФУ на отечественном и международном образовательном рынке как университета, реализующего практико-ориентированные программы обучения в тесном сотрудничестве с транснациональными и крупнейшими отечественными корпорациями, инновационными компаниями и ведущими научно-образовательными центрами мира. Нужно вести сильную рекрутинговую кампанию в странах АТР.

Необходимо принять меры по развитию магистратуры и аспирантуры, трансформации в магистерско-аспирантский университет. Одним из индикаторов конкурентоспособности университета на мировом рынке научно-образовательных услуг является удельный вес студентов, обучающихся по образовательным программам магистратуры. Число обучающихся по магистерским программам в 2013-2014 учебном году по сравнению с прошлым годом выросло на 50%, но количество магистров мизер – всего 382, что составляет 2,3% от числа студентов. Нам необходимо в этом учебном году активизировать работу по разработке и лицензированию программ магистратуры и аспирантуры. Руководителям факультетов и институтов не хватает решимости или докторов наук? Нет желания обучать по магистерским программам? Снижена роль Учебно-методического управления до уровня текущего руководства ходом образовательного процесса и фиксацией результатов сессий и итоговой аттестации.

Развитие системы подготовки высшей квалификации, в том числе создание системы совместной аспирантуры с другими федеральными университетами, введение степени PhD в университете, развитие системы грантов для обучения в СВФУ.

Необходимо развивать программы, основанные на самостоятельных стандартах. Федеральные университеты вправе разрабатывать и утверждать самостоятельные образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в эти стандарты, не могут быть ниже существующих требования ФГОС. На сегодня в СВФУ разработаны проекты трех образовательных стандартов, в 2013-2014 учебном году запланирована разработка двух самостоятельных стандартов.


Уважаемые коллеги!

Мы должны поддержать неподражаемую тягу якутян к знаниям, желание семей обучать своих детей в университете. И наши методы обучения и воспитания должны вовлекать все стороны личности человека. Сегодня от каждого требуется самоорганизация, самоуправление, потребуется и постоянная самооценка, безусловно, именно этот метод развивает уверенность в своих силах и умение оценивать свои успехи. Одна из самых известных истин гласит, что человек учится на своих ошибках. Позитивное отношение к собственным ошибкам является важной частью развития личности.

Нам нужно стремиться к академическому совершенству и эффективному взаимодействию. Такова наша цель.

Завершить свое выступление хочу словами Гордона Драйзена: «Люди превзойдут цели, которые сами себе поставили». Новых идей, проектов и их воплощения в жизнь!


СКАЧАТЬ

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова