Колонка ректора

Выступление президента СВФУ на расширенном заседании Ученого совета, посвященном 10-летию создания Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова


Уважаемые коллеги, уважаемые члены Ученого совета СВФУ, члены Наблюдательного совета и Коллегии профессоров, уважаемые партнеры!

 

21 октября 2009 г. Указом Президента РФ за №1172 было принято решение о создании в 4-х федеральных округах – Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном – пяти федеральных университетов: Северного (Арктического), Казанского (Приволжского), Уральского, Дальневосточного и Северо-Восточного.

Прежде всего хотелось бы вспомнить добрым словом за оказанное доверие и поддержку министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, зам.министра И.И. Калину, руководителей Рособразования Г.А. Балыхина и Н.И. Булаева, директора Департамента МОН Е.А. Князева, замминистра экономического развития РФ А.Ю. Левицкую, директора Департамента МЭР РФ Г.Ч. Махакову, министра финансов РФ А.Л. Кудрина, директора Департамента МФ РФ М.М. Котюкова и многих-многих других. Особо хочу отметить роль, позицию и дальновидность Президента РС (Я) В.А. Штырова. Вячеслав Анатольевич не только поручил «добиться нового статуса, чтобы ЯГУ не остался на обочине», но и сам настойчиво отстаивал перед Президентом страны и Правительством РФ создание в Якутии федерального университета. От нашей небольшой команды – секретариата зампредседателя Правительства, затем вице-президента РС (Я), в составе В.М. Саввинова, О.Г. Сидорова, Е.А. Аргуновой, О.А. Сибиряковой, А.П. Власовой, Л.Г. Алексеевой, М.Ю. Велижаниной, Н.А. Назарова и проректоров ЯГУ В.И. Васильева, В.Ю. Фридовского, В.Г. Сыромятникова – зависело практически всё – видение цели и создание механизмов её достижения, обоснование, определение преимуществ, аналитика, прогнозы, расчеты, сопоставление, умение договариваться и убеждать, находить единомышленников и многое другое.

Нам удалось на самом высоком уровне закрепить мнение, что в одном федеральном округе могут быть и два, и три федеральных университета, главное – не в количестве, а в качестве их деятельности, востребованности, уникальности. Справедливости ради скажу, что в те годы не только отдельные члены Правительства РФ, сотрудники Рособразования были против создания федерального вуза в Якутии, но и даже в самом Якутском государственном университете были противники создания федерального университета. Тем не менее, нами был составлен рабочий план достижения цели, в который вошли:

-       подготовка к участию в конкурсном отборе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 11.11.2005г. о реализации приоритетного национального проекта в сфере образования. Сама подготовка велась два года. На первом этапе (2006-2007 гг.) победили 17 вузов, во втором этапе (2007-2008гг.) – 40 вузов, в том числе ЯГУ с инновационной образовательной программой «Научно-образовательный технологический центр инновационного развития Северо-Востока России». Конкурс был выигран в феврале 2007 г. (университет получил 506 млн. рублей);

-       подготовка выступления Президента РС (Я) В.А. Штырова на заседании Госсовета «О развитии образования в РФ» 24 марта 2006 г.,

-       разработка, утверждение и реализация новой государственной Программы развития ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» на 2007-2013гг. Программа была утверждена Правительством РС (Я), затем Законом РС (Я) 12 июля 2006 г. №359-3 №733-III. На момент первого официального обращения Президента РС (Я) в Правительство РФ (от 06.06.2008 г.) объем инвестиций из средств республиканского бюджета в развитие материально-технической базы университета составлял более 3 млрд. рублей (строительство общежитий 7 и 8 – жилой комплекс для студентов на 1,5 тыс. мест, завершение строительства корпуса технических факультетов, реконструкция стадиона «Юность», строительство жилого комплекса на 170 квартир для ППС, ремонт лифтов и др.).Горжусь, что на тот момент Программа развития ЯГУ была единственной в стране программой вуза, согласованной и утвержденной федеральным министром образования и науки, руководителем Рособразования;

-       участие в ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2011 гг.» (112,4 млн. рублей);

-       разработка Концепции создания федерального университета и проекта Программы развития университета и многое другое.

После принятия решения о создании СВФУ была разработана Программа развития федерального университета в Якутии как стратегический документ, определяющий становление и развитие крупного инновационного и научно-образовательного комплекса, нацеленного на повышение конкурентоспособности человеческого капитала в Дальневосточном федеральном округе посредством обеспечения качества образовательного процесса и исследовательских работ, продвижения технологических разработок и содействия инновационной активности молодёжи, выполнения аналитической и экспертной деятельности.

Уважаемые коллеги, сегодняшнее выступление не станет поводом для непрерывного перечисления цифр, показателей, индикаторов Программы развития СВФУ за 2010-2020 гг. Доклад подкреплен Аналитической справкой за 2010-2019 гг.(прилагается к докладу).

Целевые показатели за 2010-2014 гг. выполнены все: из 34 плановых показателей 19 – перевыполнены, 15 – выполнены на 100%. Программа развития СВФУ на 2015-2020 гг. содержит 14 основных плановых показателей, установленных МОН РФ, и 12 дополнительных как обязательств СВФУ и региона. По промежуточным данным за 2018 г. из 14 основных показателей исполнены 12 (85,7%), из которых перевыполнено – 78%, не выполнены 2 показателя – одного процента не хватило иностранных студентов и не выполнен оспариваемый вузом показатель по удельному весу численности магистрантов и аспирантов, имеющих дипломы других вузов в общей численности обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры из-за конкурсности набора.

В целом, федеральными экспертами отмечается хорошее выполнение плановых показателей Программы развития университета, что подтверждает обоснованность избранной Стратегии развития и результативность деятельности коллектива федерального университета. В числе сильных сторон СФВУ отмечаются, и об этом свидетельствуют рейтинговые позиции СВФУ среди вузов России и мира по данным ведущих национальных и зарубежных информационно-аналитических агентств, образовательная деятельность педагогического коллектива, организация производственной практики и трудоустройство выпускников, научно-инновационные процессы, современная инфраструктура – отдельный кампус, комфортный для студентов, парк научного и учебного оборудования, исследовательская деятельность и научная продуктивность ученых, в т.ч. заинтересованная активность молодых ученых, разработка и внедрение проектов, в т.ч. успешная реализация конкурсных мегагрантов в соответствии с Постановлениями Правительства РФ №218 и №220. Точками роста университета признаны публикационная активность и уровень цитируемости научно-исследовательских работ ученых СВФУ в генетике, медицине, математике, биологии, экологии, палеогенетике, географии, антропологии, материаловедении, физике, социологии; результативность в области патентования, работа со школами и предприятиями, бизнес-структурами, организация дополнительного профессионального образования для их сотрудников и доходность от эндаумент-фонда СВФУ.

Северо-Восточный федеральный университет достиг своей стратегической цели – признание на отечественном уровне до 2020 г., а по отдельным направлениям – признание на мировом уровне. СВФУ им. М.К. Аммосова входит в число 50 ведущих вузов страны и занимает 31 место по экспертным данным 2-х известных в стране и в мире российских рейтингов; по некоторым направлениям образовательной, научно-исследовательской и инновационно-внедренческой деятельности входит в ТОП-10 лучших университетов России. Например, за 2018 г. по результатам научных исследований в медицине занимает 6 место в стране, по направлениям «Науки о жизни» – 4 место в России и «Науки о земле» – 16-18 место наравне с ИТМО и СПбПУ Петра Великого, 17-место по математическим исследованиям и др. Более подробная информация дана в справке.

Мы с вами знаем, деятельность университета, влияющая на конкурентоспособность, репутацию вуза и рейтинговые позиции, зависит не от одного человека или группы людей, а от слаженной творческой и качественной работы всего коллектива преподавателей, сотрудников и студентов, от понимания и разделения ими целей и задач всей университетской жизни как составной части социально-экономического развития региона, округа и всей страны.

В Аналитической справке вашему вниманию, уважаемые коллеги, я представляю анализ достижений, фиксирующий точки роста университета, приоритетные направления деятельности вуза, выявленные, сформировавшиеся за 2010-2018 гг. Анализ недостигнутого, недоработок по образовательной и научно-инновационной деятельности будем делать вместе чуть позже для того, чтобы определить и максимально сконцентрировать усилия на важнейших направлениях непрерывного развития университета. У вас у всех будет возможность внести предложения в проект обновленной Стратегии и новой Программы развития СВФУ на 2020-2030 гг. Ректором СВФУ А.Н. Николаевым определен срок внесения предложений до 1 декабря 2019 г., примерная структура Программы будет представлена до 1 ноября с.г.

Как известно, в современном глобальном и цифровом мире успех в конкуренции стран, предприятий и организаций, их трудовых коллективов и, следовательно, отдельных людей все больше определяется способностями, профессионализмом, возможностями и скоростью саморазвития. При этом особое значение имеет обеспечение качества и доступности образования. Университеты становятся не только центром или своеобразным ускорителем развития личности, развития культуры и экономики территории, но и сами проходят процесс обновления, изменения, модернизации, сопоставимые по масштабам и сложности, например, с трансформацией крупных компаний или предприятий, выпускающих некий продукт, востребованность которого решает их дальнейшую судьбу. Потенциал таких изменений и качество управления ими в нашем случае становятся решающими факторами повсеместного разделения вузов на ведущие, в т.ч. мирового уровня, и второстепенные, регионального значения. И вот тут очень важен процесс понимания всеми членами коллектива общих целей, собственной мотивации для работы, обеспечивающей достижение целей развития, прорыва, роста. Очень важно быть убежденным в реализации этих целей. А кто в чем сам себя убедил, нацелил, смотивировал – покажет время, докажет дело, объяснят поступки. Новые цели и задачи следующего Десятилетия (2020-2030гг.) развития Северо-Восточного федерального университета определены ректором А.Н. Николаевым на встрече с активом вуза 30 августа 2019г. Стратегия научно-технологического развития России, широкое внедрение цифровых технологий, новые требования к системе профессионального образования и ожидания в связи с этим общества и государства, нарастающая конкуренция на рынке труда, основные задачи развития Дальневосточного федерального округа, требующие активного участия университета, нацеливают коллектив СВФУ на его ускоренное становление, как ведущего российского и международного образовательного, научно-исследовательского и культурного центра мирового уровня, о чем с нами говорил наш ректор. Начало есть, подтверждение этого – независимая внешняя экспертная оценка деятельности СВФУ, об этом написано на страницах 35-37 Аналитической справки о реализации Программы развития. Сегодня мы думаем, как закрепиться, как удержаться на достигнутом и достичь новых свершений.

Концепцией создания и государственной поддержки развития федеральных университетов (2009г) был установлен новый подход, основанный на идее продвижения доступного качественного образования в отдаленные территории путем создания и развития федеральных университетов.

Важными отличительными признаками федерального университета были определены:

1) широкий спектр инновационных образовательных программ основного высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий, дифференцированность программ по целевым группам и уровням;

2) широкий спектр фундаментальных и прикладных междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований, проводимых университетом, включая приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

3) широкое участие в региональных, общенациональных и международных программах и проектах, обеспечивающее устойчивую диверсифицированную структуру доходов в консолидированном бюджете университета.

Насколько сегодня Северо-Восточный федеральный университет соответствует этим отличительным от других российских вузов признакам? Постарайтесь проанализировать свою деятельность и когда будете вносить предложения до 01.12.2019г., желательно учесть свой анализ.

Несколько слов по пункту 1 – образовательная деятельность. По данным Департамента обеспечения качества образования на 21.10.2019 г., начиная с 2010 г. кардинально поменялся портфель образовательных программ СВФУ, с 187 программ в 2010-2011 уч.г. до 465 программ в 2019-2020 уч.г., в т.ч.:

- СПО – с 1 до 16 программ,

- бакалавриат – с 11до 179 программ,

- специалитет – со 100 до 34 программ,

- магистратура – с 4 до 144 программ,

- аспирантура – с 54 до 61 программы,

- ординатура – с 17 до 31 программы.

Программы все аккредитованы. Например, в 2014 г. прошли аккредитацию сразу 287 программ высшего образования, а в этом 2019-2020 уч. г. должны быть аккредитованы 480 с учетом новых, которые откроются в следующем учебном году. При этом, как было отмечено в докладе Анатолия Николаевича, мы должны провести анализ на соответствие востребованности образовательной программы, ее актуальности и конкурентоспособности. Как известно, СВФУ стремится стать аспирантско-магистерским университетом, поэтому в вузе одной из приоритетных задач является развитие магистерских программ. Подготовка ведется по 144 программам 46 направлений магистратуры. В этом году, например, открылись 19 новых образовательных программ. В СВФУ реализуются 6 программ в сетевой форме, из них одна программа с Крымским федеральным университетом, 5 с иностранными вузами: ИЕН – с университетом «Экс Марсель» (Франция) и университетом Хоккайдо, Япония; ФТИ – с университетом Сержи де Понтуаз, Франция; ИФ – с Евразийским национальным университетом им. Л.Н.Гумилева, Казахстан; ЮФ – с университетом Версаль – Сен-Кантен-ан –Ивелин, Франция.

С 2017-2018 уч.г. 10 образовательных программ магистратуры реализуются в рамках проектов САЕ (стратегическая академическая единица), в этом учебном году 6 образовательных программ магистратуры реализуются на иностранных языках (английский и французский), 3 программы с общим модулем «Конвергенция», включающие такие новые дисциплины, как «Технология и общество», «Суть 4-й научно-технологической революции (индустриальной)», «Международные коммуникации», «Технологии бизнес-планирования», «Искусственный интеллект», «Цифровое право и интеллектуальная собственность», «Глубокое обучение и науки о мозге» и др.

Более 200 образовательных программ имеют арктическую направленность по 3 направлениям создаваемого по Указу Главы РС(Я) в рамках национального проекта «Наука» НОЦ «Север»: это бережливое природопользование, качество жизни, конвергентные науки. В данное время всеми институтами и факультетами разрабатываются проекты, часть из которых войдет в Программу деятельности НОЦ «Север».

Университетом разработаны 698 дополнительных профессиональных программ, из них программ повышения квалификации – 546 и программ профессиональной переподготовки – 152. Только за 2018 г. более 300 организаций в республике заказали ДПО для своих кадров, обучено по ДПО – более 8,1 тыс. человек. 94% образовательных программ из 465-ти реализуются с применением дистанционных образовательных технологий, 97 образовательных программ включены международными экспертами в перечень «Лучших программ инновационной России».

СВФУ – многопрофильный классический университет России, лидер непрерывного профессионального образования в ДФО. Университет реализует концепцию «вуза, включенного в региональное развитие», становится логистическим центром макрорегиона, управляя потоками знаний, инноваций и технологий. В «зоне ответственности» СВФУ сегодня – весь северо-восток России, это 5 субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ – РС(Я), Чукотский Автономный округ, Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край. В 2011г. мы открыли Чукотский филиал СВФУ в г. Анадыре, с 2017 г. СВФУ имеет договорные отношения с Камчатским краем, Чукотским АО, Магаданской областью и РС (Я) по сотрудничеству в образовательной, научной и инновационной деятельности.

Программа развития вуза была направлена на создание и развитие прежде всего нового качества университета, обладающего собственным потенциалом роста и способного успешно осуществлять подготовку специалистов новой формации – высококвалифицированных и активных профессионалов, личностей с высоким уровнем интеллекта и моральной ответственности, востребованных на рынке труда, которые будут активно участвовать в развитии инновационной и цифровой экономики Дальневосточного федерального округа.

Но должна заметить, что с каждым годом география мест прохождения производственных практик и устройства на работу расширяется – Китай, Корея, Франция, Финляндия, Казахстан, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Киргизия, Карачаево-Черкесия, Крым, Москва, С-Петербург, Нижний Новгород, Омск, Томск, Братск, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Сургут, Кировск, Челябинск, Мурманск, Пласт и др. Большинство выпускников в СВФУ направляются на практику и на работу не только в Якутию и Чукотский АО, а в Бурятию, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Амурскую и Магаданскую области.

Повышение конкурентоспособности университета в сфере исследований и разработок, его становление как ведущего российского и международного образовательного, научно-исследовательского, экспертного и аналитического центра осуществляется выполнением, например, в 2018 г. 73 фундаментальных и 162-х прикладных НИР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ; проводится системная работа по доведению результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на производстве. Создаются предпринимательская среда и инновационная экосистема через запуск проектно-ориентированных образовательных программ, поддержку малых инновационных предприятий, реализацию проектов выпускников по договору с министерствами и муниципальными образованиями в рамках межвузовского проекта «За новое село!», также через поддержку развития цифровой среды. Университет содействует развитию РС (Я) и как хранитель уникальной истории и многонациональной культуры народов, населяющих республику, как центр сохранения и развития языкового разнообразия, поддержки национальных традиций через новые структуры, таких как НИИ Олонхо, Институт А.Е. Кулаковского, международные конференции под эгидой ЮНЕСКО, кафедра ЮНЕСКО и другое.

В соответствии с трендами мировой науки и наработанным опытом, своими лучшими практиками СВФУ претендует на лидирующие позиции в таких направлениях, как биологические и медицинские технологии, технологии живых систем; новые материалы и нанотехнологии; бережливое природопользование; инфокоммуникационные технологии; многоуровневые образовательные системы, гуманитарные и педагогические технологии; межкультурные коммуникации; региональное социально-экономическое развитие, технологии прогнозирования и управления. Жизнь не стоит на месте, малейшее наше торможение способствует динамичному движению других. Мы взяли на себя ответственную цель обеспечить молодежи, современным молодым людям качественное образование как лучшую форму социальной защиты и как основу их профессионального успеха в будущем.

СВФУ не только будет следовать мировым трендам, но и создавать новые тренды. Для этого у нас с вами есть желание, ценности, которые мы проповедуем, убеждения, в которые мы верим, есть практика и немалый опыт, которыми нам предстоит делиться, приобретая при этом лучшие практики и опыт авторитетных университетов мира!

 

Успехов всем!


Аналитическая справка о реализации Программы развития СВФУ за 2010-2019 гг.