Личности

Валентина Никифоровна Егорова

Без теории практика недорого стоит, но и без практики о теории не может быть и речи.
Егорова Валентина Никифоровна


Справка:

Егорова Валентина Никифоровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных технологий Института психологии СВФУ

 

«Познав себя, познаешь мир»

Доцент кафедры социально-гуманитарных технологий института психологии Валентина Егорова поделилась своими методами работы со студентами и поведала о своих научных исследованиях. Какими качествами должен обладать будущий психолог, почему одни школьники хорошо занимаются осенью, а другие – весной – читайте в этом материале.


- Вы работали в СВФУ еще с того периода, когда нынешний институт психологии был обычным отделением. Как вы видели развитие отделения до целой структуры в виде университета?

Я пришла в отделение психологии в 2000 году, тогда оно носило другое название – кафедра общей и социальной психологии при факультете якутской филологии и культуры ЯГУ, устроилась старшим преподавателем. Никаких особых видений по развитию отделения не было, но можно сказать, что своим трудом я все же внесла определенный вклад в это развитие. Мой научный руководитель, профессор Татьяна Базилевич, являясь ведущим научным сотрудником ИП РАН, принимала участие в создании факультета психологии в качестве эксперта.

После того, как мы стали факультетом, образовалось три кафедры. Я стала заведующей кафедры дифференциальной психологии и психологии развития, поскольку у меня были научный интерес и защищенные работы по этой теме, содержание которых соответствовало деятельности этой кафедры.


- Одним из ваших научных интересов является изучение проблем индивидуальности…

Да, проблемы индивидуальности – это индивидуально-психологические различия между конкретными людьми или группами людей. Мои научные исследования, кандидатские диссертации были посвящены данному вопросу. Первое мое образование – учитель английского языка. До работы в университете я семнадцать лет проработала в школе, и четырнадцать из них – в качестве организатора внеклассной школьной деятельности. Тогда еще мне стала ясна необходимость присутствия психолога и оказания психологической помощи как отдельным детям, так и классным коллективам. Поэтому, когда началась подготовка практических психологов из числа опытных педагогов, я сразу же согласилась переквалифицироваться. Сначала я училась на факультете переподготовки в Московском институте молодежи, но так как курс переподготовки – это все-таки недостаточный уровень образования, я решила продолжить обучение в аспирантуре.

Вскоре меня пригласили вВерхоянскую среднюю школу, там я была научным консультантом и провела комплексное исследование по проблеме «Влияние повышенной учебной нагрузки на умственную работоспособность учащихся» в рамках эксперимента по программе «Учебный год». Нашей задачей было наблюдение за изменением работоспособности и психологического здоровья учащихся в течение года. В ходе эксперимента я изучила работоспособность детей. В какой-то мере благодаря нашему исследованию эксперимент был признан утвержденным и распространился в ряде школ северных улусов. Эта программа работает и по сей день. Для северных детей, еще не до конца «оклемавшихся» от зимней полярной ночи, успехи в учебе в солнечные майские дни оставляют желать лучшего в том смысле, что детский организм, изголодавшийся по свету и теплу, хочет на свободу, на улицу. И за счет уплотнения учебного графика и интеграции учебных дисциплин (перенос географии, биологии, физкультуры на теплые месяцы) организаторы эксперимента хотели сократить продолжительность учебного года. В этом и заключается суть программы.


- И в какие периоды у учащихся наиболее развита школьная активность?

- Я проследила за изменением работоспособности детей в осенний, зимний и весенний периоды и получила следующие интересные результаты. Работоспособность сильно меняется в зависимости от типологических характеристик того или иного учащегося. Осенью ученики с подвижным типом темперамента, холерики и сангвиники, входят в учебный процесс очень быстро, у них нет проблем с адаптацией. Ученики с инертным типом темперамента, флегматики и меланхолики, наоборот, привыкают к учебе гораздо медленней. С утра работоспособность у первых высокая, у вторых низкая. Работоспособность вторых поднимается лишь к середине дня, и тогда они не отличаются от первых, у которых она постепенно угасает. Зимой сильных различий тоже нет. Но весной все происходит с точностью наоборот. То есть немобильным типам надо лишь дать время на адаптацию, и они будут сохранять работоспособность до конца.

Этот метод актуален и сегодня, его теперь используют не только в учебе, но и в работе на Севере. Учитываются индивидуальные психологические особенности каждого работника, и на их основании вносятся поправки в вахтовый метод работы. Таким образом, я претворила свой научный интерес в жизнь.


- Какими еще научными исследованиями вы занимались?

Исследования индивидуальности у меня продолжаются в курсовых работах и дипломных проектах студентов. Из более значимых исследований: защита диссертации на соискание кандидата психологических наук по теме «Единство индивидных и личностных свойств в психическом развитии подростков» в 1999-м году; в 2005 году была научным руководителем проекта «Психологическая безопасность образовательной среды как основа развития экономики региона» НИР ИНШ, результаты исследования оформлены в работе «Психологическое здоровье учителей как фактор безопасности образовательной среды». Дальше я с коллегами занималась разработкой темы «Роль Олонхо в психологическом развитии школьников», результатом этой работы стало проведение научно-практической конференции с участием школьников.

По заявке Министерства по делам молодежи и семейной политикеЯкутии мы проводили исследования в течение трех лет, работая над темой «Мониторинг поведенческих факторов асоциальных явлений в молодежной среде РС (Я)», и в результате получили свидетельство о государственной регистрации. Теперь это научное исследование является интеллектуальной собственностью нашей кафедры.

Сейчас мы участвуем в комплексной экспедиции под названием «Психологические факторы адаптации молодежи в промышленных сферах севера РС (Я)», разрабатываем методологию этого исследования. Изучаем факторы привлечения нашей сельской молодежи в промышленную сферу. Экспедиция нацелена на пять лет. Если нас поддержат, мы продолжим. Большое значение будет иметь и работоспособность, потому что многие работают вахтовым методом. Климатические условия Севера и психологические трудности такой работы, например, долгая разлука с родными и близкими, работа в непривычной среде,оказывают большое влияние – мы рассматриваем такие факторы. И, конечно, личностный, индивидуальный фактор тоже имеет далеко не самое последнее значение. А в структуре индивидуальности очень большое значение имеет именно то, как человек прогнозирует свое будущее. Планирование очень важно в любом виде деятельности, в социализации и реализации своих возможностей и способностей.Это есть проявление индивидуально-типологических особенностей в разных сферах деятельности.


- Каких специалистов готовят на вашей кафедре?

Наша кафедра готовит и выпускает дипломированных социальных работников. Это еще не совсем распространенная профессия, поэтому многие неправильно представляют ее суть. Их часто путают с теми, кто работает конкретно с социально нуждающимися. Наши выпускники – это специалисты, занимающиеся по сути, менеджментом, и, в отличие от обычных соцработников, обязанности у них несколько иные: управлять, руководить работой и помогать своим коллегам, которые уже и взаимодействуют с самими нуждающимися.


- Недавно на базе Института психологии СВФУ открылась новая программа магистратуры – «Социально-психологическая реабилитация уязвимых категорий населения». В чем заключается ее особенность?

Программа действительно новая. Это специалисты еще более высокого уровня, и они у нас станут первыми квалифицированными социальными реабилитологами. Такие люди республике необходимы. Имея и медицинские, и психологические знания, они помогают именно социализироваться, адаптироваться уязвимым категориям населения: детям с ограниченными возможностями, инвалидам с детства и тем, кто прошел курсы реабилитации в наркологических центрах или отбывал наказание за совершение преступлений.


- По какой программе их будут готовить? Какими навыками и профессиональными качествами должны обладать профессионально обученные реабилитологи-психологи?

- Магистры этого направления должны будут получать трудоустройство в сфере здравоохранения, центрах социально-бытового обслуживания населения, службах медико-социальной экспертизы, пенитенциарной системе, миграционной и экстренной службах. Магистрантов будут готовить два года по очной программе. Поступить на новую специальность могут выпускники любых направлений бакалавриата и специалитета не ранее 2011 года выпуска. Будущие социальные работники должны обладать развитыми коммуникативными и эмпатическими способностями, высокой стрессоустойчивостью. Важно уметь и желать работать с людьми разного возраста, и с теми, кто представляет уязвимую часть социума. Особенно с детьми, инвалидами и пожилыми.

Без теории практика недорого стоит, но и без практики о теории не может быть и речи. Поэтому мы со своими студентами проводим практические занятия, где пытаемся узнать друг друга получше. Изучаем мы себя в целостном виде, начиная с темперамента, заканчивая мотивацией и анализом наших способностей. Обычно создаем портрет своей индивидуальности. Я учу их делать все это для того, чтобы в будущем они применяли эти умения в работе со своими клиентами. И всегда говорю: если человек хорошо знает самого себя, он будет хорошо знать и других людей. Познай себя, и ты познаешь весь мир! И это не мои слова, это мудрые мысли древних философов.

 


 Автор: Михаил ЗАХАРОВ