Личности

Гоголева Парасковья Алексеевна

2013 год объявлен «Годом охраны окружающей среды в РФ», «Годом села в РС(Я)», «Годом благоустройства ГО «город Якутск»» и «Годом Экологии в СВФУ им. М.К.Аммосова». Давайте проведем этот Год с конкретными успехами и с большим заделом на будущее!

В наш век глобальных экологических проблем, когда промышленные предприятия начинают осваивать Север - неимоверно остро стоит вопрос сохранения экосистем и здоровья человека. Сегодня наряду с другими науками интенсивно развивается наука Экология, актуализируются вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Мы рады представить нашу собеседницу, заведующую кафедрой экологии биолого-географического факультета СВФУ, к.б.н. Гоголеву Парасковью Алексеевну.

СПРАВКА

Гоголева Парасковья Алексеевна – заведующая кафедрой экологии БГФ СВФУ, профессор, кандидат биологических наук, Член Всероссийского Ботанического и Географического обществ, Член международной ассоциации фитоценологов IAVS, член-корреспондент МАНЭБ, профессор РАЕ, Почетный гражданин Наяхинского наслега Усть-Алданского улуса.

Отличник охраны природы РС(Я), Отличник образования РС(Я), Заслуженный работник охраны природы РС(Я), Почетный работник ВПО РФ.

- Парасковья Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о вашем образовании. Как вы пришли к решению заняться экологией, как наукой?

- Это достаточно долгая история, когда училась еще в школе, у нас был очень хороший учитель Степанов Андрей Михайлович. Он некоторые ранне-осенние и поздне-весенние занятия по ботанике, зоологии проводил на улице, организовывал походы, интересно все рассказывал, требовал, чтобы мы много читали по географии и научил фотографировать. Я хотела быть геологом, как мои дяди, которые первым выпуском заканчивали геологический факультет ЯГУ, и успешно работали. Но они меня отговорили, убедив, что это не женское дело, посоветовали идти учиться на учителя географии.

В университете уже начала писать курсовые и дипломную работу под руководством доцента К.Е.Кононова. Тогда мы были участниками его первых экспедиций в Намский и Кобяйский районы. Оказывается, это были глубоко научные, чисто экологические работы. Когда в 1973 г. он открыл хоздоговорную лабораторию геоботаники, пригласил меня на работу (я уже два года работала учителем географии) и с тех пор моя судьба тесно связана с университетом. В лаборатории геоботаники мы получали заказ от Министерства сельского хозяйства по составлению геоботанических карт кормовых угодий. Под большим надзором со стороны Москвы ответственно выполняли все работы. Прошли пешком практически всю Якутию (я лично, еще не была в Оленекском районе), составляли карты 1:25000 и 1:50000 масштаба, потом перешли на конские и оленьи пастбища, районные карты 1:100000 масштаба. Собрали много материала, познакомились с разными людьми, попадали в разные ситуации и т.д. и т.п.

Наступила пора обработки данных, и мы уже поступили в аспирантуру профессора Б.М.Миркина, который стал нашим научным отцом и до сих пор не прерывает связи и работает уже по организации экологического образования. Его фундаментальные научные труды и учебники, которые уже несколько раз переиздаются, стали той базой, которая практически привела всех нас к решению экологических проблем. Например, Бурцева Е.И. – экономика природопользования, Миронова С.И. – проблемы рекультивации нарушенных земель, Слепцова Н.П. – изучение пашен, Пестряков Б.Н. – северные экосистемы, Черосов М.М. – рудеральные сообщества; организатор, нового для нас, популяционных исследований, молодежной науки. У многих из них уже появились свои ученики.

- Кого вы можете назвать своим наставником, и занимаетесь ли вы наставничеством сами?

- Наставников, как видно много. В ЯГУ, когда стала преподавателем, после преждевременного ухода из жизни своего главного наставника К.Е.Кононова, наставниками стали В.Н.Винокуров и Г.Н.Максимов. Без их реальной помощи не смогла бы открыть и кафедру экологии, и специальность. По пониманию многих экологических проблем своими учителями считаю еще профессоров Д.Д.Саввинова, О.Н.Толстихина, без чьих консультаций не могу обходиться до сих пор.

Всю жизнь как учитель географии, как преподаватель, как научный руководитель дипломников, аспирантов и соискателей и как заведующая кафедрой, как научный руководитель многих экспериментальных школ, Детской теле-радио Академии «Полярная звезда» НВК Саха, как старшая в большой семье, только и занимаюсь наставничеством. Другое дело, много ли человек будут об этом помнить, как я помню своих наставников и будут ли благодарны всю жизнь…

- Чем привлекательна ваша профессии в современных реалиях?

- Быть заведующей социально значимой кафедры, требует большой самоотдачи, бесконечного самообразования и активной позиции во всех сферах деятельности. Но работа интересна и тем, что общаешься со многими людьми, учишься у них многому. Приходиться много ездить, чтобы быть интересной и полезной разной категории людей, надо иметь большой кругозор, чтобы было что рассказать и показать. Пока не очень довольна успехами, но они начинают намечаться – самое главное привлечь внимание людей на проблемы и направить их на правильное решение.

- Расскажите о круге ваших научных интересов?

- Моя научная деятельность связана с изучением растительности, а бесконечная любовь – аласы. В последние годы стали ездить по программе развития СВФУ по направлению руководимой проф., д.г.н. Л.А.Пестряковой на тундровые экосистемы. Очень интересно выходить на полевые работы с большими учеными разного направления и опять же многому учиться. Занимаемся систематикой, популяционными исследованиями, картографией и классификацией растительности тундры. Тундра, к сожалению, до сих пор мало изучена. Свидетельством тому может быть и то, что в Анабарской тундре, около двух поселков Юрюнг-Хая и Саскылах, мы нашли, чуть ли не сотню ранее не найденных здесь видов, только по высшим растениям, а сколько мхов, лишайников и тем более диатомовых и других водорослей! Это требует еще большей работы. Со студентами много занимаемся по научному обоснованию маршрутов экологического туризма, с учителями – по научному обоснованию их деятельности и работы по научным направлениям школьников.

- Каковы особенности природных зон Якутии? Какие места вы можете назвать уникальными?

- В Якутии все уникально – она расположена на зоне сплошного распространения вечной (многолетней) мерзлоты, с ее термокарстовыми процессами. Нигде в мире нет такой амплитуды разницы температур от 600С мороза до 400С жары, нигде не бывает так рано (или поздно) заморозков в июле месяце на -70С и, тем не менее, развито сельское хозяйство и даже растениеводство. Заниматься организацией экологического туризма в разных районах неимоверно интересно и познавательно. Кроме брендовых Ленских Столбов, горы Кисилях, Оймяконья с ее полюсом холода и незабываемой трассой, Соттинского Музея Дружбы – еще не до конца раскрыты и не организованы маршруты по Сунтарским музеям, Усть-Алданским аласам, Вилюйским тукуланам, Таттинским мемориально-историческим местам. А по спортивному туризму, по сплавам и т.д. – широкий простор деятельности.

- Как формируется система экозащиты в Якутии? Расскажите о самых наболевших проблемах в данной сфере и о путях их решения? Несколько слов, пожалуйста, об экологическом законодательстве нашей страны.

- Система экологической защиты в Якутии особенно хорошо начата была под руководством Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева, когда волевым образом практически треть территории Якутии была вовлечена в Схему особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Это был просто прорыв – практически все уникальные и наиболее нетронутые участки были взяты под охрану. Другое дело, что до сих пор недостаточно ведется в них работы, особенно по паспортизации и летописи природы. Ведь на огромных территориях малое количество инспекторов охраны природы и слаба оснащенность современной техникой мониторинга.

«Кадры решают все» – это крылатое выражение еще со сталинских времен получает еще большую актуальность в наше время, когда от специалиста требуется не только знание своего дела, но и многих смежных профессий. Наши экологи должны иметь понимание экономических, юридических и многих других вопросов. Немаловажное значение в их становлении будет играть этика делового общения и риторика. Мы в университете неплохо готовим по специальности «Природопользование» с квалификацией «эколог-природопользователь» (все же у нас «Золотая кафедра России» и наши учебные планы признаны одними из лучших планов в России). Специалистов готовим в основном для нашего Министерства охраны природы РС(Я), где до недавнего времени, несмотря на их молодость и неопытность охотно брали на инспекцию охраны природы. Наши выпускники плодотворно работают там (уже есть «Отличники охраны природы РС(Я)» и даже, пока один, «Заслуженный эколог РФ»). Но в связи с тем, что изменился закон о государственных служащих, к числу которых относятся инспекторы охраны природы, наши выпускники по этим требованиям подходят только через 3 года, и то, должны пройти конкурс. В этом и наша проблема, здесь и узкое место в законодательстве – по работе с молодыми. Демократия – хорошо, права есть – прекрасно, но обязательства тоже должны быть у молодых специалистов, которые проучились за счет государства и должны отработать, хотя бы 2-3 года там, где они нужнее. Поэтому распределение должно быть на государственном уровне. Недавно мы принимали отчет выпусков по случаю 20-летия кафедры. Выпускники не сразу находят работу, которая им бы понравилась, но со временем практически все трудоустраиваются по специальности или близкой к ней работе.

Очень большая проблема в законодательстве, которая меняется, чуть ли не каждый год, с передачами полномочий то федералам, то субъектам. Практически свели на нет экологическую экспертизу, идет бесконечная пертурбация и в самом МОПе, и его подразделениях, что усложняет нашу работу и создает некоторый дискомфорт.

- Ваш прогноз, в каком направлении будет развиваться экология как наука в обозримом будущем?

- Мы на данном этапе находимся на становлении фундаментальной части экологической науки – по изучению экологии животных, растений, популяций и экосистем. Некоторые работы делаем по промышленной экологии, по экологии людей и социума.

В теоретической экологии, со временем и у нас, наверное, будут изучать уже на клеточном уровне. В зависимости от того, какие произошли изменения в связи с разными факторами воздействия, будут развиваться разные технологии. Со временем будет еще большее внимание уделяться натуральным природным объектам, и по их сохранению будут приниматься большие усилия, вкладываться большие деньги. Будут искать альтернативы использования природных ресурсов. В связи с тем, что экологические проблемы будут обостряться, специалисты-экологи будут остро востребованы. Понимая это, мы тоже должны готовиться и в данное время идет работа для того, чтобы наши выпускники-бакалавры пошли учиться в магистратуры по разным направлениям экологической науки. Хорошо бы еще в разные страны!

- Расскажите о ваших самых значимых достижениях в профессиональной деятельности, а также в личной жизни?

- Мои научные достижения все-же скромны, просто из-за перестройки и занятости по новой кафедре и открытию специальности, пока смогла докончить работу по докторской диссертации. Написала около двух сотен статей и тезисов, в том числе изданные и за рубежом. Есть одна очень хорошая монография, на которую ссылаются коллеги из разных стран и регионов: «Синтаксономия и симфитосоциология растительности аласов Центральной Якутии», которую написали в соавторстве с Б.М.Миркиным, К.Е.Кононовым и С.И.Мироновой. Работа продолжается, планов много.

В личной жизни – меня радуют моя большая родня, которые заставляют много работать и быть в тонусе, в то же время являются главной отрадой и подмогой в любых ситуациях. В данное время дома ждет полуторагодовалая Кирочка, которая радует своими танцами, песнями и обязательно полезет на колени, чтобы «работать на компьютере», под кодовым названием «Дьудьук».

- Что вы посоветуете молодым ученым, которые решили связать свою жизнь с экологией?

- Экология – сложная наука, которая связывает все и вся, поэтому надо много читать, осмысливать, тщательно готовиться к своей бесконечно любимой науке, преданно и самозабвенно трудиться, а отдача будет обязательно. Временные трудности должны только закалять, стимулировать искать разные пути выхода и тем самым – расти. Надо учить языки, чтобы чувствовать себя на равных со всеми своими коллегами, и иметь неограниченный доступ к информации. Не стыдитесь спрашивать, говорить не то, будьте готовы к любым спорам, ведь в них рождается истина. Необходимо всегда быть готовыми к самосовершенствованию, самоконтролю, доведению дела до конца. Надо уважать свое и чужое время, стараться всегда придерживаться сроков.

- Ваше обращение к нашим читателям.

- 2013 год объявлен «Годом охраны окружающей среды в РФ», «Годом села в РС(Я)», «Годом благоустройства ГО г.Якутска» и «Годом Экологии в СВФУ им. М.К.Аммосова», что требует от всех нас большой работы с конкретными делами, проведения большого количества мероприятий разного уровня. Так 22 марта текущего года состоится IV-я Республиканская научно-практическая конференция «Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития», 22 апреля IV-я научно-практическая конференция «Отходы в доходы» , 17 мая – симпозиум по промышленной экологии, многие конкурсы и мероприятия акции «Природа и мы».

Давайте проведем этот Год с конкретными успехами и с большим заделом, на будущее, в экологическое поприще!


Автор: Мария Прокопьева,
Отдел по развитию корпоративных сайтов СВФУ