Анисет Габриэль Кочофа
В «периферийных» городах России условия для иностранных студентов лучше.
На прошлой неделе Якутск посетил кандидат геолого-минералогических наук, экс-посол Бенина в России и странах СНГ Анисет Габриэль Кочофа (Anicet Gabriel Kotchofa).
Ученый и дипломат рассказал «НУ_онлайн» о приезде в Россию, о том, как он совмещает преподавательскую деятельность и дипломатию и как оценивает потенциал Якутии и других регионов страны.
- Как вы приехали в Россию, откуда узнали об этой стране?
- Я приехал в Советский Союз в 1981 году. Это было 5 сентября, я запомнил эту дату. Еще будучи школьником, когда я учился в лицее, я мечтал стать коммунистом, и знал, что есть Советский Союз, Ленин, Москва. В то время Советский Союз выделял для наших стран до ста мест каждый год. По радио объявили о том, что есть две путевки для обучения в Советском Союзе по направлению «геология нефти и газа». Я не знал, что это значит, но для меня главным было не то, по какой специальности я буду учиться, а то, что я попаду в эту страну. Когда я заполнял анкету для учебы за рубежом, в пункте предпочтительной страны во всех трех строках я указал «Советский Союз».
Я учился в Новомосковском филиале Российского химико-технологического института имени Д.И. Менделеева. После этого, с 1982 года обучался в университете нефти и газа имени И.М. Губкина. Его я окончил в 1987 году, потом поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую и в 1996 году мне предложили преподавать.
- И вот вы приехали в Москву, как это было?
- Тяжело. Было уже холодно, а я был практически раздет. Я никогда не жил в общежитии, где в комнате три-четыре человека, никогда не ходил в магазин за продуктами. И самым страшным был русский язык. Совершенно другой алфавит, я ничего не понимал и думал, что никогда не выучу язык. И я даже захотел вернуться домой, и если бы не декан, который понял психологию молодых людей, я бы уехал.
Я отдал декану свой паспорт, чтобы он оформил мне визу домой. Естественно, он попросил вернуться через неделю. Когда я подошел, он ответил, что виза еще не готова. Так прошло полтора месяца. За это время я начал привыкать к жизни, полюбил Россию, подумал «Ну, а кому сейчас легко?». Пошел к декану и говорю: «Юрий Юрьевич, заберите, пожалуйста, мой паспорт, я передумал, не хочу ехать домой». А он достает мой паспорт из тумбочки и отдает его мне со словами «Иди учись, парень».
Надо сказать, что на этом этапе преподаватели русского языка нам очень помогали. Они не просто учили с нами алфавит, а ходили с нами в кино, на рынок, в общежития, помогали нам везде и всюду. Это был больше образ жизни, а не работа. И через три месяца мы начали говорить отдельные слова и предложения, даже учили что-то из поэзии. За полгода мы уже конкретно говорили, понимали сущность языка, и во втором семестре начали учить терминологию по предметам. Процесс адаптации прошел очень гибко и быстро.
- Давайте резюмируем ваш опыт – что можете посоветовать иностранным студентам, чтобы быстро и эффективно выучить русский язык?
- Надо не бояться трудностей и общаться только на русском языке и с российскими студентами. Нужно жить не со своими земляками, а с ребятами из других стран. Я, например, всегда жил с русскоязычными студентами. Они всегда помогали и по учебе, и в жизни. И, конечно, нужно выполнять рекомендации преподавателей, делать домашние задания. Да, всем трудно, особенно нам, иностранцам, но при желании все возможно. Русский язык очень интересный, очень научный.
Иностранцам проще в том плане, что они, как правило, уже знают какой-то язык. Я, например, владел французским и английским, и третий – русский – мне дался уже легче.
- Тяжело ли вам было, когда вы поступили в университет нефти и газа?
- У меня уже не было выбора. Потом только я узнал, что в Бенине есть перспективы открытия новых месторождений. Тогда, на рубеже ХХ и XXI веков, кто имел нефть, тот считался богачом. Стать нефтяником было престижно. И я везде рассказывал, что я – будущий нефтяник.
А когда я начал преподавать, вести практику, я еще больше полюбил свою профессию. Когда я стал послом, совмещать все это было тяжело, но я никогда не переставал преподавать – тогда я уже преподавал не только в РГУ нефти и газа, но и в Российском университете дружбы народов и в Пензенском государственном университете. С этого года я еще начал преподавать в МГУ. Мои научные интересы – поиск и разведка нефтяных и газовых месторождений.
- Как же вас так затянула наша страна, что вы здесь остались жить навсегда?
- Во время студенчества я был ярым коммунистом, и мне нельзя было сразу возвращаться обратно. Я всегда считал, что в Бенине строится не коммунизм, а капитализм, и агитировал вместе с другими такими же ребятами среди бенинских студентов свои взгляды. Таких молодых ребят, как я, когда они возвращались, сажали в тюрьму. Советский Союз, понимая ситуацию, дал мне возможность остаться в стране. Гораздо позже, в 1989 году, когда обстановка на Родине уже поменялась, я впервые туда наведался.
- Интересно, как поменялось мнение вашей семьи о Советском Союзе и России со временем?
- Когда я только им сказал, что уезжаю в Советский Союз, конечно, они были против. Все, что они знали об этой стране – то, что там холодно и коммунисты. Отправлять куда-то далеко своего ребенка было страшно. Конечно, родители переживали, но я им рассказывал, что здесь не так страшно, очень хорошо, делился успехами в учебе, и они начали любить страну, которая дала мне образование.
Родственники и родители собрали мне в дорогу 15 долларов. Мама положила мне в целлофановый пакет коробку сахара, сардельки, кусок мыла и свитер. А я сам взял тетради по физике и математике.
У нас в семье 11 детей. Один из моих младших братьев тоже отучился в России – он сейчас кандидат медицинских наук, и один из лучших гинекологов страны. Позже я пригласил свою сестру – она тоже отучилась здесь.
Я очень хотел, чтобы папа увидел эту страну, но тогда я жил в общежитии, и боялся разочаровать отца, который гордился тем, что его сын живет в большом городе, да и возможности купить билеты у меня не было. В 2006 году я, к сожалению, похоронил своего отца. И тогда я еще больше захотел, чтобы мама обязательно увидела Россию. В конце того года мама прилетела в Москву. Безграмотная женщина, которая никогда не покидала свою деревню, зайдя в квартиру своего сына, упала на колени и начала плакать от счастья. Самым удивительным для нее была горячая вода из крана.
Она прожила у меня практически месяц и стала настолько патриоткой России, что рассказывает всем своим подругам, что рай на земле находится в России.
- Вы путешествовали по разным регионам страны, какие особенно понравились?
- Когда мы создали Ассоциацию иностранных студентов, нам нужно было посетить те города, в которых много иностранцев, чтобы понять, с какими проблемами они часто сталкиваются. Начал я с таких городов, как Волгоград, Воронеж, Ростов, Краснодар. Я объехал почти все города до Урала: Екатеринбург, Челябинск, Томск, Омск.
Каждый город имеет свои особенности. Если суммировать, в так называемых «периферийных» городах условия для иностранных студентов лучше. Потому что в больших городах люди привыкли к иностранцам, а в маленьких пытаются создавать для прибывающих лучшие условия. Возьмем университет в Элисте – там в каждой комнате в общежитии имеется холодильник, а каждый праздник ректор раздает иностранным студентам картошку, рис, курицу, мясо. Вы бы видели, как к иностранным студентам относятся в Екатеринбурге – им покупают даже шарфы, головные уборы, стараются поселить в лучших общежитиях. И стоимость продуктов гораздо дешевле. Регионы, на мой взгляд, более благоприятные, чем Москва и Петербург.
Якутск – первый город на Дальнем Востоке, который я посетил. Скажу честно: Северо-Восточный федеральный университет мне очень понравился. Во-первых, инфраструктурой, корпусами. Это огромный, современный студенческий кампус, где есть и аудитории для проведения занятий, и общежития, и поликлиника, и спортивные площадки – все в одном месте. Во-вторых, наука. Профессорско-преподавательский состав университета имеет огромный потенциал.
Я заметил, что количество иностранных студентов не соответствует потенциалу этого прекрасного университета. Поэтому мы с руководством вуза договорились развивать международные отношения: привлекать новых студентов, расширить географию, проводить международные мероприятия, чтобы привлекать внимание жителей. Раз здесь живут иностранные студенты, они должны показывать культуру своих стран. У нас большие планы.
- Не боятся ли иностранцы приезжать в Россию учиться?
- Для нашей Ассоциации вопрос безопасности стоит на одном из первых мест. Да, были трудные времена, иностранные студенты боялись, некоторые возвращались домой. Сейчас этот вопрос, к счастью, стоит не так остро. Количество нападений на иностранных студентов равно нулю. Здесь надо отдать должное и властям страны, и вузам, которые решали вопрос безопасности студентов. Сегодня перед нами стоят другие вопросы. Это размер стипендии и трудоустройство. И хотя законодательно сейчас делается многое для решения этих проблем, нам предстоит сделать еще больше.
Автор: Туяра ПАВЛОВА
Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ