Анна Викторовна Михайлова
Главное – ставьте четкие цели.
Автор: Туяра Дайан-Павлова
Анна Михайлова: «Главное – ставьте четкие цели»
К современным тенденциям развития образования, в том числе, и в России, относятся стремление к интернационализации и индивидуализации, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и цифровое содержание. О трендах в образовательной сфере и том, чем отличаются студенты СВФУ – в интервью заведующего кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ Анны Михайловой.
Российская система образования сейчас меняется в сторону западной. Как считаете, это плюс или минус? Подходит ли нашему менталитету такой подход?
Я бы сказала, что российская система образования меняется не в сторону западной, а в сторону единых трендов в условиях SMART-экономики XXI века («smart» в переводе с английского – «умный»).
Наша республика в декабре 2016 года приняла Стратегию социально-экономического развития до 2030 года с целевым видением до 2050 года, в которой акцент сделан на конкурентоспособном человеке. Ее фактором является образование, поэтому перед СВФУ стоит задача интегрироваться в мировые тренды, отвечать вызовам общества и работать на опережение. Но, с другой стороны, на мой взгляд, негативным являются тенденции сокращения расходов на фундаментальные курсы и исследования, закладывающие основы прикладных.
Также один из основных факторов – ориентация формирования содержания образовательных программ под профессиональные стандарты. Они диктуют требования к научно-педагогическим кадрам, к формированию компетенций, как преподавателей, так и студентов всех уровней подготовки. Сейчас система такова, что образовательные стандарты должны быть сопряжены с профессиональными. Это ставит образование в зависимость от трендов профессий, а по идее все должно быть наоборот.
В чем, на ваш взгляд, особенности менталитета якутских студентов?
Думаю, отличительной особенностью наших ребят является разносторонность, креативность, двуязычие, умение мыслить и смотреть на все происходящее с разных точек зрения. Я думаю, что энергия и сила нашего северного региона и Арктики в целом – в творческом и созидательном начале.
Вы учились в США, Великобритании, Японии, Швейцарии и Исландии – что можете рассказать об их системах образования?
Особенность системы образования США уровня бакалавриата такова, что почти все совмещают учебу с работой, много заданий для выполнения в группах, самостоятельное формирование расписания и очень много СРС. Согласно законодательству США студенты, обучающиеся на очной форме, могут работать не более 20 часов в неделю, преимущественно на территории кампуса.
Я, как и другие, совмещала учебу в бизнес-школе и работу. Максимальное количество аудиторных часов в неделю у меня было 12, на каждый день на СРС уходило до 4-8 часов. О магистратуре в Великобритании скажу, что она длится всего один год, что отражается на интенсивности занятий. Почти все экзамены и зачеты в письменном виде, оценки оглашают только через две-четыре недели. Выпускники со степенью магистра очень ценятся, и их сразу приглашают на работу ведущие компании и организации. Многие студенты-магистранты «работают» на свое резюме, занимаясь волонтерской работой, или проходят неоплачиваемые стажировки.
В Японии очень высокий конкурс в высшие учебные заведения, что стимулирует ребят прилежно учиться. В Швейцарии и Исландии в вузы почти не поступают, предпочитая получать прикладное образование и профессиональные навыки в колледжах.
В одном из прошлых номеров мы затрагивали тему современной аспирантуры. Как думаете, нуждается ли эта область в изменениях? Если да, в каких и почему?
Думаю, нуждается. Согласна с мнением, что главная дилемма в этом вопросе – оставить ли аспирантуру в ее традиционном облике, когда главная цель – диссертация, или превратить ее в образовательную программу с курсами, зачетами, какими-то дополнительными испытаниями, текстами, которые надо написать помимо диссертации. Все же цель аспирантуры – получение новых знаний и проведение фундаментальных и прикладных исследований. Получить знания можно на тренингах, вебинарах и программах профессиональной переподготовки.
Вы совмещаете преподавательскую деятельность с активной общественной и научной работой. Какая из этих сфер кажется вам тяжелее всего и почему?
На мой взгляд, преподавательская деятельность, как ни одна другая, дает возможность совмещать общественную и научную работу. Сейчас мы реализуем проект «Профессиональное самоопределение в условиях SMART-экономики в физико-техническом лицее». Это серия мероприятий для школьников, родителей и учителей: собрания, деловые игры в формате хакатон и публикации на страницах школьной газеты.
Кроме того, я активно помогаю в продвижении Коллегии профессоров СВФУ. Недавно нами были проведены профессорский форум, активная работа со структурными подразделениями, поддержка страницы коллегии на корпоративном сайте. В настоящее время я занята организацией «Кадровой конференции-2017», которая пройдет 24 мая при поддержке Окружной администрации города Якутска, Администрации Главы и Правительства РС (Я), а также Высшей школы инновационного менеджмента.
Давайте поговорим о жизни вне университета – чем вы увлекаетесь и как любите проводить свободное время?
Мое свободное время – это семья. Мы любим путешествовать всей семьей, а выходные всегда проводим на природе, либо ходим в кино и театр. У нас с супругом растут трое мальчиков. Старший в восьмом классе городской классической гимназии, средний учится в физико-техническом лицее, у младшего на днях выпускной в садике, а уже первого сентября он идет в первый класс.
Мне нравятся увлечения детей, в чем им активно помогаю. Наш младший сын Данил занимается хоккеем, ходит в бассейн, на ментальную арифметику, на кружок ИЗО и лепки. Старший сын Витя – вице-президент городского клуба «Фемида», организатор и председатель, сопредседатель школьных моделей ООН, занимается стрельбой из классического лука и постигает вожатское дело. Тимур интенсивно изучает английский язык, имеет спортивный разряд по плаванию, участвует в олимпиадах, конкурсах, в НПК и проектах.
Вспомните студенческое время – какой студенткой вы были?
В студенческие годы я много времени уделяла учебе, но всегда находила время работать. Во время учебы в ЯГУ работала в газете «Наше время» и «Моя республика», в США, как уже говорила, тоже не сидела без дела, а в Великобритании была сотрудником одной ювелирной компании. Я уверена – в студенческие годы надо быть активным, ведь это хорошее время, чтобы реализовать себя. Главное – четко ставить себе цели и ориентиры.
Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ