Виктор Георгиевич Игнатьев
Моя мечта стать хирургом реализовалась в жизни, и я стал тем, кем хотел!
«Лечить больных – благородное дело»
- Наверное, вас часто об этом спрашивают, однако все же – почему вы выбрали именно профессию врача?
- В наше время выпускники школ не сразу поступали в вуз. Была установка: «Школа-производство-ВУЗ». Так, после окончания в 1974 году Тюнгюлюнской средней школы я работал, потом с 1975 по 1977 годы служил в рядах Советской Армии. Конечно же за три года знания, полученные в школе немного забывались, поэтому я поступил в подготовительное отделение медико-лечебного факультета ЯГУ. Выбор профессии был для меня не случайным: еще со школы я знал, что буду хирургом, как мой родной брат Максим и мой зять Алкивиад Исидорович Иванов, он был доктором медицинских наук.
В 1979 году на первый курс МЛФ было принято много юношей, больше 50 человек, и это было особенностью нашего курса. Учеба на МЛФ нелегкая, поэтому до получения заветного диплома дошли самые стойкие, те, кто поставил перед собой большую цель – стать врачом.
Работу в хирургии я начал с 1982 года, тогда я был медбратом. С тех пор вся моя жизнь связана с Республиканской больницей №2. В те годы хирургическое отделение находилось в двухэтажном деревянном здании справа от главного входа на территорию областной больницы. Помню, с какой тревогой, радостью и гордостью я приходил на дежурства, чувствовал себя участником благородного дела – лечения больных.
- Про хирургов в народе ходят много веселых баек… И у вас, наверняка, есть что вспомнить?
- В отделении тогда работали очень многие известные врачи-хирурги: Иван Самсонов, Николай Окоемов, Дмитрий Саввинов, Иван Полятинский, Николай Колодезников, Галина Смолина, Людмила Ругаева и Петр Бушков. Все они были влюблены в свою профессию, так хорошо рассказывали про свои операции. Иногда вспоминали и курьезные, веселые случаи. Я тогда понял, что у каждого хирурга свой «почерк» и есть понятие специализация. Помню, я не смог с первого раза поставить мочевой катетер больной, мне было так стыдно, я побежал на второй этаж и попросил помощи у коллеги, которая работала сестрой в отделении анестезиологии. Она, кстати, всегда поддерживала нас, молодежь, многому научила, за что я ей очень благодарен!
И тогда же я понял, что бывают больные однофамильцы, даже в одной палате. Был курьезный, но очень поучительный случай: в тот вечер я занимался подготовкой больных к операциям и исследованиям, делал очистительные клизмы. Зашел в палату и вызываю больного по фамилии, отзывается мужчина весь в синяках и с одышкой. Я веду его в клизменную и делаю очистительную клизму, он кряхтит, ворчит и спрашивает, зачем ему, избитому, клизма. А я строгим голосом отвечаю, что выполняю назначения лечащего врача. Позже ко мне подходит щупленький старичок и спрашивает, почему мы ему не делаем очистительную клизму. Оказалось, что больные однофамильцы, а когда я заходил в палату, старичок сидел в коридоре со своими родственниками. Как говорится хорошо, что все хорошо обошлось, пациент с травмой очистился, а старичка мы подготовили на операцию чуть попозже, жалоб не было.
Операционные залы находились на втором этаже, хирурги мыли руки в тазиках. Я имел возможность заходить в операционную и смотреть, как работают хирурги. Иногда удавалось попасть в операционную вторым ассистентом, подержать крючки, это был пик радости, я тогда чувствовал себя чуть ли не оперирующим хирургом. Однажды в дежурство Ивана Полятинского я попросил его, чтобы он взял меня ассистентом, как раз поступал больной с острым аппендицитом. Я побежал уносить анализы в лабораторию, очень быстро вернулся и поднялся в операционную. И вдруг мне навстречу выходит молодой человек, придерживая рукой повязку в правой подвздошной области, а за ним Иван Афанасьевич. Он посмотрел на меня, и говорит: «Я так долго ждал тебя, что сам сделал операцию». Будучи уже врачом, я часто ассистировал ему на операциях. Он был хирургом-виртуозом, быстро, качественно проводил операции и очень хорошо все объяснял. Иногда, при длительных операциях, он рассказывал охотничьи байки, коллеги говорили, что он очень хороший стрелок.
На втором этаже, рядом с операционными, располагались анестезиологи, была одна послеоперационная палата. Будучи молодым хирургом, я никогда не стеснялся попросить совета у коллег-анестезиологов во время операции. Они всегда делились своим богатым опытом, иногда подсказывали правильную хирургическую тактику. Я благодарен своим старшим товарищам – анестезиологам за их постоянную поддержку и помощь в моем профессиональном развитии. Так постепенно я входил в профессию, познавал азы хирургии с самого начала, с должности медбрата, будучи студентом. Моя мечта стать хирургом реализовалась в жизни, и я стал тем, кем хотел!
- Виктор Георгиевич, я слышала, что во время учебы в медфаке вы были одним из самых активных студентов и командиром строительных студенческих отрядов.
- В студенческие годы я был активным членом СНО – студенческого научного общества и посещал научные кружки. Это были очень интересные занятия, с разбором историй болезней. В субординатуре в нашей группе хирургов было много ребят, которые впоследствии посвятили себя медицинской науке. С нами постоянно занималась, учила оперировать доцент Вера ФадеевнаФаберкевич, она была требовательна и строга. Очень интересные занятия по курсу онкологии с нами проводил профессор Петр Михайлович Иванов. Кроме этого, в студенчестве я занимался в кружке художественной самодеятельности и принимал активное участие в спортивной жизни факультета и университета.
На медфаке было несколько ССО – строительных и специализированных. Именно с курсом МЛФ-79 связаны славные страницы летописи ССО «Улыбка». Командирами были Петр Тумусов (1998 год), Михаил Платонов (1981 год) и я, Виктор Игнатьев (1982-84 годы). Мы работали на разных объектах, в отряде была военная дисциплина, так как было много парней, которые отслужили в армии. Столько счастливых мгновений можно вспомнить…
Конечно же, для студентов, у которых по тем временам стипендия была 56-72 рубля, работа в стройотряде была единственной возможностью хорошо заработать, помочь престарелым родителям, ведь в лучшие сезоны ССО удавалось заработать до двух тысяч рублей. За плодотворную работу в ССО в 1984 году я был награжден высшей наградой республики – Почетной грамотой Верховного Совета ЯАССР.
Так интересно, насыщенно и плодотворно быстро пролетели годы учебы! С тех пор прошло более тридцати лет и наши сокурсники все состоялись в этой жизни. Из нашего курса МЛФ-79 вышло много организаторов медицины, заслуженных врачей, которые работают как в республике, так и за ее пределами. Трое стали докторами медицинских наук, 18 – кандидатами медицинских наук.
- Помимо практики, вы ведь занимаетесь и научно-преподавательской деятельностью…
- Если честно, я изначально хотел быть только хирургом. После интернатуры я был распределен хирургом в проктологическое отделение. В те годы эндоскопические исследования проводили сами врачи-проктологи.
В тот период работы у меня было желание оперировать и оперировать. На предложение поступить в аспирантуру я отказался, но поступил в клиническую ординатуру по хирургии. Работал я тогда в экстренном хирургическом отделении Мытищинской городской клинической больницы, там же начал сбор материала по научной теме. Мои профессора все же убедили меня заняться научными исследованиями, и я поступил в заочную аспирантуру и досрочно защитил диссертацию кандидата медицинских наук. В университете преподаю общую хирургию с 1993 года, в 1999 году защитил диссертацию доктора медицинских наук. Одно время я работал заместителем директора по клинической работе, а в настоящее время заведую кафедрой общей хирургии. Так что все это сложилось, пусть, и случайно, но довольно удачно, и я ни о чем не жалею.
Автор: Маргарита Винокурова
Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ